Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вера, энтузиазм и уверенностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
П. Т. Для того, чтобы ответить на этот ваш вопрос, я хочу остановиться на том, что же питает веру. Ответ на него чрезвычайно важен для нашего диалога. Вера первоначальна. С нее начинается все, но есть еще другие атрибуты познания, которые ее укрепляют. Об этом, кстати, пишет и Р. Томпсон в своей книге [1]. Вера поддерживается энтузиазмом — это раз, и любопытством — это два. В конце же процесса познания Вера может смениться уверенностью. Если процесс познания прошел по такой цепочке: Вера — энтузиазм — любопытство — уверенность, то этот процесс правильный, и он обязательно дает результаты.
В. К. Вы правы: даже научная система знаний подразумевает веру в определенные изначальные положения той или иной науки, которые принимаются без доказательств. Такие постулаты называют «очевидными». Но есть мудрое выражение: «Что очевидно — то труднодоказуемо». Скажем, такая научная теория, как классическая механика, подразумевает принятие таких аксиом, как абсолютное пространство и время, материальная точка и т.д. Эти аксиомы, казавшиеся очевидными в минувшую эпоху, оказались в ходе дальнейшего развития науки просто неверными!
П. Т. Хочу особо подчеркнуть, что в ходе познания, независимо от того — познание ли это в науке, или познание Бога — Вера является первичной. После нее следует энтузиазм исследователя. Он видит перед собой цель исследования и верит в достижимость результата. Затем по мере того, как появляются результаты исследования, приходит уверенность. Поясню подробнее.
Вера всегда первоначальна, поскольку с нее начинается процесс познания природы и процесс познания и служения Богу. Вера первоначальна, еще и потому, что присутствует в любом начинании — в легком и трудном. Говорят, что глаза боятся — руки делают. Так вот, глаза не будут бояться, если человек вооружился верой в начинаемое дело. Здесь речь идет о вере вообще, будь то Вера в науке или в процессе служения Богу. Вера — это безоговорочное принятие человеком тех истин, которые были добыты другими людьми: учеными, если говорить о постулатах науки, служителями культа, если говорить о вере в Бога, родителями и т.д. То есть Вера — это принятие человеком того, что человечество открыло еще до него, причем, принятие безоговорочное, тем более, если своего мнения у него еще нет.
В. К. Но в дальнейшем Вера дополняется и укрепляется собственной практикой — либо материальной, либо духовной.
П. Т. Да, в дальнейшем Вера подкрепляется уверенностью, приобретенной в ходе собственных исследований и собственной практики. Итак, Вера действительно первоначальна, и только вооружившись Верой, человек приступает к процессу познания или же к процессу служения Богу.
В. К. Отметим, что эти процессы связаны между собой: развивая знание, человек постепенно приходит к признанию Бога, и наоборот, став на путь служения Богу, человек автоматически обретает духовное знание по Его милости. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:
«О безгрешный Арджуна, Я уже объяснял тебе, что есть два класса людей, пытающихся осознать Истину. Одни склонны постигать путем эмпирических философских рассуждений, другие — путем преданного служения Господу» (Бхг. 3.3).
П. Т. После веры следуют энтузиазм и любопытство. Вера порождает энтузиазм и любопытство, но без нее этого не будет. энтузиазм и любопытство необходимы, так как процесс познания природы труден и тернист, как труден и тернист процесс познания Бога.
Студент или аспирант прежде, чем выполнить самостоятельные исследования, должен проявить большую степень любопытства и энтузиазма, так как ему зачастую приходится от корки до корки изучить сложные книги, проверить математические выкладки, понять суть физических формул, проверить их и главное — поверить в них. Он должен освоить ранее созданные методики и на их базе, путем интуиции и приложения творческих способностей разработать собственные методики, предназначенные для решения стоящей перед ним проблемы. Для этого необходим энтузиазм. Его может питать и честолюбие в лучшем смысле этого слова. Ничего плохого в этом нет, если честолюбие направлено на благое дело.
В. К. Плохо, если честолюбие направлено на собственные корыстные интересы. Многие наивно полагают, что чем больше человек выгадает для себя лично, чем больше он накопит любыми средствами богатства, тем будет счастливее.
П. Т. Дело, конечно, не только в честолюбии. Движущей силой молодых неиспорченных душ является большей частью стремление к бескорыстному служению науке. Молодым исследователям свойственен энтузиазм первопроходца и самое обычное любопытство.
Академик Арцимович говорил: «Занятия наукой — это удовлетворение любопытства отдельных лиц за счет государства». Замечание ироничное, но и верное. Для нашего диалога не столь важно, за чей счет удовлетворяется любопытство ученого. Для нас важно, что видный ученый — академик Арцимович признал, что для занятия наукой — необходимо наличие любопытства в научном творчестве.
В. К. В «Бхагавад-гите» приводятся аналогичные мотивации:
«Четыре вида людей становятся на духовный путь: находящиеся в несчастье, ищущие богатства, любознательные и стремящиеся к познанию Абсолютной Истины». (Бхг. 7.16).
П. Т. Итак, любопытство и энтузиазм следуют за верой и являются движущей силой любого познания — и научного познания природы, и познания Бога.
На последнем месте в цепочке познания стоит уверенность. Она возникает в результате опытов и достижений на базе веры, а также упорного изучения и постижения опубликованных исследований, книг, статей. В познании Бога уверенность возникает в результате изучения таких основных религиозных книг, как «Бхагавад-гита», Библия и других, а также духовной практики. Без уверенности в правильности выбранного пути познания иссякают энтузиазм и любопытство, как иссыхают реки без родников и дожд я.
Требования к исследованиям духовной сферы
В. К. Для истинного исследователя нет более высокой цели, чем познание Верховной Личности Бога. На этом пути он может также обрести уверенность и знания. Для этого, в соответствии с рекомендациями «Бхагавата Пураны», «Бхагавад-гиты» и других источников, он должен обрести определенные духовные качества: освободиться от дурных привычек, материальных желаний и обрести невозмутимость. Иначе ему не достичь цели своего исследования, так как Бог не раскроет себя, а сухие рассуждения заведут его в тупик. Разумеется, и в этой возвышенной сфере большое значение имеет процесс обучения духовной науке, основанной на писаниях. В отличие от науки ака- демической, самое главное на духовном пути не формальное запоминание материала, а самосовершенствование человека. В «Бхагавад-гите» даются такие рекомендации:
«Для того, кто победил свой ум, Сверхдуша уже достигнута, ибо он обрел спокойствие. Для такого человека нет различия между радостью и горем, жарой и холодом, честью и бесчестьем» (Бхг. 6.7).
П. Т. Это прекрасное определение невозмутимости исследователя. В нем раскрывается тайна постижения сверхсложного объекта — Бога. Но для исследователя природных физических явлений эта рекомендация, видимо, не вполне приемлема.
В. К. Не уверен. Возьмите таких выдающихся ученых прошлого, как Галилей или Джордано Бруно. Если бы они не обладали духовными качествами, о которых говорится в «Бхагавад-гите», то навряд ли вошли бы в историю науки. В писаниях на эту тему есть множество прекрасных стихов. Духовное познание тем отличается от материального, что в этом тончайшем процессе особенно важна личность исследователя. Человек должен стать духовно чистым. Например, Кришна говорит в 13-й главе «Бхагавад-гиты» о качествах, необходимых для духовного познания: скромность, простота, смирение, терпимость и т.д. Кришна не случайно начинает с личности человека, стремящегося к духовному совершенству. В материалистической науке становление личности считается несущественным: человек может быть первейшим негодяем — неважно. Если он обладает необходимой суммой знаний — все в порядке. Такие случаи не раз бывали в истории науки. Но порядка не получается, ибо для ученого важны такие же качества благости, как и для священника. Не потому ли наука в «просвещенном» ХХ веке все чаще служит не созиданию, а разрушению? Не в этом ли «деловом» подходе заключена причина всех невзгод человеческого общества?
Цель познания
П. Т. В свете сказанного, я предлагаю вернуться к немаловажному вопросу о бхакти-йоге, — одному из способов исследования в духовной сфере. Рекомендации Кришны в ведических писаниях — это не что иное, как условия эксперимента, одинаково важного и для духовной области, и для физической. Сказанное Кришной и ограничительные принципы бхакти-йоги — составляют специфику духовного процесса исследования. Тело и сознание человека становятся как бы экспериментальной установкой, а процесс медитации — исследованием при условии соблюдения всех рекомендаций. Ограничительные принципы бхакти-йоги, видимо, являются необходимыми, но не всегда достаточными. Так что Цель духовного эксперимента может и не быть достигнута. И все же, указанные специфические условия и запреты необходимы человеку, занимающемуся духовной практикой, как необходим глубокий вакуум в канале ускорителя для того, чтобы можно было без воздушных помех разогнать силовыми полями частицу, вызвать ядерную реакцию, породить новую частицу и затем зафиксировать открытие. Мы видим, что имеется глубокая аналогия в процессах познания природы и познания Бога.
В. К. Но есть и существенные отличия. В чем, по-вашему, Цель познания с духовной и с материальной точек зрения?
П. Т. С философской точки зрения, это — познание Бога, Абсолютной Истины. В то же время, с практической точки зрения, познание необходимо, чтобы решить проблемы, стоящие перед человечеством. В дальнейшем нужно научиться использовать это знание на благо каждого человека и человечества в целом.
В. К. Проще говоря, чтобы помочь человеку лучше устроиться в материальном мире. Но в этом ли Высший смысл человеческой жизни? Веды говорят, что материальная природа — тоже часть творения Бога. «Абсолютная истина есть то, из чего все истекает» (Веданта Сутра 1.2). Поэтому законы материального мира, известные ученым, в какой-то степени применимы и для более высокой цели — для духовного познания Верховной Личности Бога и возвращения в духовный мир — в царство Бога.
П.Т. Что вы порекомендуете читателям для освоения ведического процесса познания?
В.К. Во-первых — «Бхагавад-гиту», во-вторых — «Очерки ведической литературы»[13].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.007 с.) |