Закон о родительских правах и обязанностях от 4 марта 2002 г.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон о родительских правах и обязанностях от 4 марта 2002 г.



Этот закон закрепляет равноправие двух родителей, независимо от типа су­пружеского союза и статуса родитель­ской пары. Он также устанавливает че­редование места жительства в качестве возможного варианта организации жиз­ни ребенка после расставания родите­лей. Закон поощряет родителей к дости­жению согласия «В случае раз­ногласий судья предпринимает усилия по примирению сторон».

«С целью создания благоприят­ных условий для поиска родителями консенсуалъного исполнения своих ро­дительских обязанностей судья мо­жет предложить им меры медиации, и после получения их согласия назна­чить семейного медиатора для нача­ла такой процедуры».

«Он может предписать им прове­сти встречу с семейным медиатором, который проинформирует родителей о предмете и порядке проведения та­кой процедуры».

Закон о реформе процедуры развода от 26 мая 2004 г.

Эта реформа была произведена с целью придания более спокойного ха­рактера процедуре развода, и в списке возможных вспомогательных мер, пред­писываемых судьей, семейной медиации отведено первое место:

«Ст. 255. Судья, в частно­сти, обладает правом:

1. Предложить супругам меры ме­диации, и после получения их согла­сия назначить семейного медиатора для начала такой процедуры.

2. Предписать супругам провести встречу с семейным медиатором, ко­торый проинформирует их о предме­те и порядке проведения такой про­цедуры».

3. Законопроект от 3 марта 2010 г. «О реформе судебной системы, вменяющий обязательное пред­варительное применение процедуры семейной медиации».

Этот законопроект направлен на то, чтобы любым решениям об изменении в режиме исполнения родительских прав и обязанностей, либо участии в содержании и воспитании ребенка, по которым судьей принимается решение, предше­ствовала попытка медиации.

«При вынесении судьей решения о режиме исполнения родительских прав и обязанностей, либо участии в содержании и воспитании ребенка, в рамках дела о разводе или раздель­ном проживании родителей, перед обращением к судье с целью изме­нения такого режима, под страхом отказа в принятии искового заяв­ления, должна предшествовать по­пытка медиации, за исключением предусмотренных законом основа­ний или случаев обоюдного согласия родителей на предполагаемые из­менения. В последнем случае роди­тели могут непосредственно обра­титься к судье по семейным делам с целью официального признания их согласия».

Эта новая мера должна позволить родителям возобновить диалог между собой, чтобы содействовать достиже­нию соглашений – и ограничить судеб­ное вмешательство только действитель­но конфликтными ситуациями.

В то же время, такая мера задержи­вает доступ к судебному рассмотрению дела. Тем не менее, подобная задержка преследует законную цель умиротворе­ния семейных отношений в высших ин­тересах ребенка.

Таким образом, очевидно, что зада­ча всех этих мер заключается в умиро­творении процедуры развода и решения вопросов раздельного проживания – для защиты детей от конфликтов меж­ду родителями.

Вместе с тем, семейная медиация ис­пользуется во Франции еще недостаточно активно; и надо признать, что при возник­новении конфликтной ситуации в семье обращение к семейной медиации проис­ходит далеко не всегда. В то же время статистические дан­ные демонстрируют относительно высокую долю достигнутых письменных соглашений (приблизительно 50 %). В качественном от­ношении можно также отметить удовлет­воренность участников результатами ме­диации и чаще всего улучшение общения между людьми. Кстати, судьи, использую­щие семейную медиацию, нередко замеча­ют, что при возвращении людей в зал суда конфликт чаще всего смягчается – и про­исходит восстановление диалога между сторонами. А судейское решение в таких условиях (то есть даже при отсутствии со­глашения после проведенной медиации) принимается сторонами значительно легче.

Долгосрочные и среднесрочные ис­следования говорят нам, что люди, про­шедшие через процедуру медиации, в бу­дущем реже обращаются в суд, а одно из проведенных в США исследований показывает, что через 12 лет после ме­диации контакт ребенка с родителем, который с ним больше не живет, носит более регулярный характер, чем при от­сутствии медиации.

– В чем вы видите преимущества медиации при разрешении судебных споров в области семейного права?

– Семейная медиация позволяет успокоить стороны супружеского кон­фликта и таким образом обеспечивает защиту детей.

Более того, в отличие от судебного разбирательства, медиация принимает во внимание не только предмет конфлик­та, но также и взаимоотношения между людьми. Она позволяет людям повысить качество своих взаимоотношений. В долгосрочной перспективе семей­ная медиация позволяет научиться кон­структивному общению, а также приня­тию решений на основе сотрудничества и равноправия

– Какими качествами должен об­ладать практикующий медиатор?

– Он должен быть специалистом своего дела, обладать необходимой ква­лификацией, независимостью и умением сохранять конфиденциальность. Он должен быть беспристрастен, и не высказывать своего мнения по су­ществу вопроса.

Практикующий медиатор – это спе­циалист в области общения и управления конфликтами. Но, вместе с тем, он дол­жен знать семейное право и детскую пси­хологию, чтобы не позволить родителям принимать решения, противоречащие ин­тересам ребенка и закону.

Он устанавливает рамки для дискус­сии между людьми; он – гарант этих ра­мок. Однако он не должен ни на минуту забывать, что все решения, касающие­ся участников спора и их несовершен­нолетних детей, принимаются самими участниками.

Кроме того, медиатор должен обла­дать определенными человеческими ка­чествами, быть открытым разнообразию культур и личностей; он должен уметь по-настоящему слушать людей. Наконец, он должен быть оптимистом – и верить в то, что люди могут выйти из той трудной си­туации, в которой они оказались.

– Представители каких профес­сий чаще всего становятся медиато­рами? Что, по вашему мнению, явля­ется наиболее важным для успешной работы медиатора – профессиональ­ная подготовка или талант и человече­ские качества?

Семейными медиаторами стано­вятся люди разных профессий. Большин­ство являются социальными работниками или адвокатами. Встречаются также пси­хологи, преподаватели и прочие. Медиатор должен иметь подготов­ку в области методов проведения меди­ации, поскольку именно он является га­рантом процесса, который устанавливает рамки, позволяющие людям чувствовать себя в безопасности при обмене мнени­ями по вопросам, которые их разделяют.

Что касается человеческих качеств, важно, чтобы он принимал различия между людьми, чтобы его не смущали конфликтные ситуации, чтобы он не за­нимался судейством. Он должен демон­стрировать способность к сопереживанию.

Таким образом, от него требуются и человеческие качества, и профессио­нальная компетентность.

– Может ли медиация в долго­срочной перспективе повлиять на пред­ставления людей об окружающем мире и снизить уровень социальной напря­женности в обществе?

– Несомненно, что это самый глав­ный результат медиации, ведь она пред­ставляет собой целую идеологию.

В краткосрочной перспективе медиа­ция позволяет управлять существующими конфликтами и (или) принимать решения.

В среднесрочной перспективе люди, которые участвовали в медиации, долж­ны стать способными управлять другими конфликтами, которые обычно возника­ют сами по себе.

В более долгосрочной перспективе люди начинают шире смотреть на челове­ческие взаимоотношения и, в частности, на различия между собой. Они также узна­ют о том, как надо отстаивать свои права.

В результате можно предположить, что благодаря медиации произойдет улуч­шение взаимоотношений между людьми в обществе в широком смысле. Может быть, это похоже на утопию. Но что­бы получить реальные результаты, мы должны стремиться к невозможному.


Литература

Нормативные правовые акты

*[4]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.

*Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.

*Программа подготовки медиаторов (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187)».

Справка Президиума Верховного суда «О практике применения ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 06.06.2012.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р).

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. (принята 01.06.2012).

План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.» (утв. 15.10.2012г.)

*Согласительный регламент Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ, принятый резолюцией 35/52 Генеральной Ассамблеи 4 декабря 1980 года.

Рекомендация № R (98) 1 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ относительно семейных споров (одобрена Комитетом Министров 21 января 1998).

Рекомендация № R (99) 19 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ, посвященная медиации в уголовных делах (принята 15 сентября 1999).

Рекомендация № R (2001) 9 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами (принята 5 сентября 2001г.).

Рекомендация № Rес (2002) 10 Комитета министров СЕ о медиации в гражданских делах (принята 18 сентября 2002г.).

*Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли
о международной коммерческой согласительной процедуре (UNCITRAL «ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION») (При­нят ре­зо­лю­цией 57/18 Генеральной Ассамблеи от 19 ноября 2002г.).

*Европейский кодекс поведения для медиаторов от 2 июня 2004 г. (European Code of Conduct for Mediators)

Заключение консультативного совета судей Совета Европы «О справедливом судебном разбирательстве в разумные сроки и роли судьи в судебных процессах с учетом альтернативных способов разрешения споров от 24.11.2004г.

*Директива 2008/52/ ЕС ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах.

Директива, регулирующая процедуру альтернативного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей. Directive of the European Parliament and of the Council on alternative dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) No 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Directive on consumer ADR) (принята 12 марта 2013 года Европейским Парламентом) // Интернет-сайт http://www.internationaladr.com.

Основная

Владимирова М.О. Комментарий к ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (постат.) / М.О. Владимирова, В.А. Хохлов. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com).

*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.

Земедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. пособие.– М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013 (электронный ресурс http://znanium.com).

Лисицын В.В. Медиация – универсальный способ урегулирования коммерческих спо­ров в России: Научный очерк: история и современность.– М., 2009.

*Новосельцев В.И. Конфликтология: Учебное пособие / В.И. Новосельцев, В.М. Ме­ль­ников. – Воронеж, 2004.

Пель М. Приглашение к медиации: Практическое руководство о том, как эффективно предложить разрешение спора посредством медиации.– М., 2009.

*Петухов Н.А. Судебная реформа и развитие судебной власти в России / Н.А. Петухов, А.С. Мамыкин // Правовые и организационные основы деятельности администраторов и работников аппарата суда: Курс лекций. – М.: РАП, 2008 – С. 46-63.

Ракитина Л.Н. Медиация (посредничество). Как урегулировать спор, не обращаясь в суд / Л.Н.Ракитина, О.А.Львова.– М.: Эксмо-Пресс, 2008.

Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 (электронный ресурс http://znanium.com).

Толчеев Н.К. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: Практическое пособие / Н.К. Толчеев, Б.А. Горохов, А.Ф. Ефимов; Под ред. Н.К. Толчеева.– М.: Норма: ИНФРА-М, 2011 (электронный ресурс http://znanium.com).

*Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68.

Дополнительная

Антонян Ю.М. Страдание и его роль в культуре: Монография. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. (электронный ресурс http://znanium.com).

Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с участием посредника.– СПб, 2007.

Аллахвердова О.В. Этапы развития медиации // Третейский суд.– 2007.– № 3.

Большова А.К. Альтернативные способы разрешения споров с участием посредников» // СПС «Гарант».

Ватцке Э. «Вполне возможно, эта история не имеет к вам никакого отношения». Истории, метафоры, крылатые выражения и афоризмы в медиации.– М., 2009.

*Иванова Л.Н. Психо­логи­чес­кая подготовка сотрудников ОВД к действиям в эк­с­­тре­мальных условиях.– Н. Нов­го­род, 2008.– С. 8-63, 89-119.

*Иванова Л.Н. Основыпсихологии для сотрудников правоохранительных органов. – Н. Новгород, 2009.– С. 78–195.

*Иванова Л.Н. Профессиональный медиатор: требования к личности и квалификации специалиста / Л.Н. Иванова, Т.А. Терентьева // Судебный вестник Нижегородской области.– 2010.– № 3(21). – С. 31-34.

*Иванова Л.Н. Подготовка медиации: психологический контекст проблемы / Л.Н. Иванова, Т.А. Терентьева // Судебный вестник Нижегородской области.– 2012.– № 1(27). – С. 24-25.

Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты : учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. (электронный ресурс http://znanium.com).

Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014 (электронный ресурс http://znanium.com).

Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США.– М.: Городец, 2005.

Паркинсон Л. Семейная медиация. – М., 2010.

Сасскайнд Л. Менеджмент трудных решений в 21 веке: Секреты построения консенсуса или Как сделать так, чтобы довольны были все / Л. Сасскайнд, Ц. Шамлика­ш­вили, А. Демчук.– М., 2009.

Семеняко Е. Перспективы – с точки зрения адвокатуры // Медиация и право. – 2008. – № 1(7).

Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов.– М., 2007.

*Сукэ М. Медиатор должен быть оптимистом // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 4.– С. 71–73.

Техника ведения переговоров нотариусами: Практическое пособие / Отв. ред. Роберт Вальц. – М.: «Волтерс Клувер», 2005.

Толкунов В.М. Правовое регулирование медиации в Болгарии // Закон.– 2007.– № 12.

*Фоков А.П. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» // Российский судья. – 2006. – № 12.

Шамликашвили Ц. Медиация – искусство разрешать конфликты. Антология.– М., 2004.

Интернет-сайты

http://edogovor.ru ─ Сибирский центр конфликтологии

http://mediators.ru ─ ресурсный центр медиации.

http://www.mediacia.com ─ Центр медиации и права (Москва).

http://www.mediation-ural.com ─ Центр медиации Уральской государственной юридической академии.

http://www.tpprf-med.ru ─ Коллегия посредников при Торгово-промышленной палате России.

http://www.iurisprudentia.ru/alternative/#Prim ─ аналитические материалы Института международного частного и сравнительного права о примирительных процедурах.

http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/arbitration.html ─ юридические документы о согласитель­ной процедуре Комиссии ООН по праву международной торговли.

http://www.internationaladr.com ─ материалы о международном коммерческом посредничестве – зако­нода­тельство, зарубежная практика, модельные документы, публикации.

http://www.adrworld.com ─ последние изменения касательно международной практики применения альтернативных способов разрешения споров.


8. Вопросы для подготовки к зачету

1. Медиация как альтернативная процедура разрешения споров, возникающих из гражданских, трудовых и семейных правоотношений (по ФЗ № 193 от 27.07.10).

2. Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ, принятый ЮНСИТРАЛ 23 июля 1980.

3. Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли
о международной коммерческой согласительной процедуре (UNCITRAL «ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION») (При­нят ре­зо­лю­цией 57/18 Генеральной Ассамблеи от 19 ноября 2002г.).

4. Принципы медиации.

5. Медиация и традиционное правосудие: сравнительная характеристика.

6. Ведущие конфликты в развитии личности.

7. Мотивы, цели и интересы сторон в споре.

8. Индивидуальная картина мира и неэффективные убеждения личности. Понятие и виды неэффективных привычек мышления.

9. Защитные механизмы личности: понятие, виды и роль в регуляции поведения в конфликтах.

10. Динамика конфликта. Лестница эскалации конфликта.

11. Медиабельность спора (конфликта): понятие и характеристика.

12. Феномен сопротивление медиации. Приемы установления доверия к процедуре медиации и ее участникам.

13. Соглашение о применении процедуры медиации.

14. Соглашение о проведении процедуры медиации. Правила медиации.

15. Гарвардские правила урегулирования споров. Переговоры, основанные на «позиционном торге», и переговоры на основе интересов.

16. Этапы медиации. Основные задачи и трудности медиативной сессии.

17. Этапы и техники установления взаимного доверия конфликтующих сторон.

18. Виды примирительных процедур: компромиссное примирение, фасилитативная, оценочная и трансформативная медиация.

19. Медиативное соглашение. Результаты медиации.

20. Медиация в урегулировании семейно-правовых споров.

21. Медиация в урегулировании коммерческих и трудовых споров спо­ров.

22. Результаты медиации и ее психологические последствия.

23. Профессиональная компетентность медиатора.

24. Медиация как путь к совершенствованию творческой индивидуальности человека, развития способности действовать нешаблонно в субъективно трудных, конфликтных ситуациях.

25. Профессионально важные качества личности медиатора.

26. Профессиональная этика медиатора.

 

 


Приложение

Приложение 1

Темы творческих заданий по дисциплине

Задание 1. Какие стратегии поведения характеризуют действия людей в конфликте? Дайте им характеристику. Какие преимущества и недостатки имеют конфликтующие стороны в процессе переговоров в зависимости от присущей им стратегии поведения в конфликте (соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество). Раскройте приемы формирования доверия сторон к процедуре медиации.

Задание 2.Изучите работу Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию. Или переговоры без поражения» (М., 1992). Сравните переговоры, основанные на «позиционном торге», и переговоры на основе интересов. Назовите основные недостатки стратегии ведения переговоров, основанной на «позиционном торге». Сформулируйте основные правила ведения переговоров на основе интересов.

Задание 3.Изучите Европейский Кодекс поведения медиаторов, который был принят на конференции в Брюсселе 02.06.04 г., а также статьи Л. Отис и М. Сукэ (см. приложение к УМК). Проанализируйте его, сравните с кодексом судейской этики и кодексом профессиональной этики адвоката. Внесите свои предложения в кодекс медиаторов России.

Задание 4.ИзучитеНациональную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017гг. (принята Постановлением правительства РФ 01.06.2012) и статью Ц. Шамликашвили «Что восстанавливает восстановительное правосудие? Два взгляда на проблему преступления и наказания» (журнал «Медиация и право. Посредничество и примирение».– 2010.– № 3.– С. 23–41).Что такое ювенальная юстиция и уголовная медиация? Какими преимуществами обладает уголовная медиация по делам несовершеннолетних по сравнению с практикой традиционного правосудия? Какими компетенциями должен обладать юрист, специализирующийся в ювенальной юстиции? В чем состоит отличие медиации от восстановительного правосудия? Прокомментируйте проблемы медиации по уголовным делам. В работе используйте материалы Рекомендации № R (99) 19 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ, посвященной медиации в уголовных делах (от 15 сентября 1999).

Задание 5.Изучите справку Президиума Верховного суда от 06.06.12 «О практике применения ФЗ № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». По каким категориям дел процедура медиации используется часто? – Сформулируйте преимущества медиации по этим спорам. По каким категориям дел редко? – Назовите возможные причины не обращения населения к процедуре медиации.

Изучите Заключение консультативного совета судей Совета Европы «О справедливом судебном разбирательстве в разумные сроки и роли судьи в судебных процессах с учетом альтернативных способов разрешения споров» (от 24.11.2004г) и статью Луиз Отис (см. ниже в приложении к УМК). Назовите особенности судебной медиации. Обобщите преимущества медиации по сравнению с традиционным правосудием по отдельным категориям споров. Поразмышляйте о перспективах судебной медиации в нашей стране.

Задание 6.Сделайте краткий реферат-конспект 2-3 научных работ по вопросу «Этапы процедуры медиации». Назовите основные проблемы, с которыми сталкивается медиатор на каждой стадии. Сформулируйте рекомендации, как провести медиацию успешно.

Задание 7.Сделайте краткий реферат-конспект 2-3 научных работ по вопросу «Школьная медиация». Проанализируйте опыт европейских стран. Обсудите перспективы школьной медиации и медиации в вузе для нашей страны.

Задание 8.Изучите документы: Рекомендация № R (98) 1 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ относительно семейных споров (одобрена Комитетом Министров 21 января 1998), Рекомендация № R (2001) 9 Комитета министров СЕ государствам-членам СЕ об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами (принята 5 сентября 2001г.). Проанализируйте рекомендации и сформулируйте свои предложения о внесении изменений в отдельные нормативно-правовые акты России с учетом изученных рекомендаций.

 

Приложение 2

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ

(с изм. в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Ст. 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

2. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

3. Если споры возникли из иных, не указанных в части 2 настоящей статьи, отношений, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с урегулированием таких споров путем применения процедуры медиации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

5. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из отношений, указанных в части 2 настоящей статьи, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.

6. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с оказанием судьей или третейским судьей в ходе судебного или третейского разбирательства содействия примирению сторон, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стороны – желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона;

2) процедура медиации – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;

3) медиатор, медиаторы – независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;

4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, – юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий;

5) соглашение о применении процедуры медиации – соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;

6) соглашение о проведении процедуры медиации – соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;

7) медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Ст. 3. Принципы проведения процедуры медиации

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Ст. 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом

1. В случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

2. Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством.

Ст. 5. Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации

1. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

2. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

3. Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связаны ли судебное разбирательство, третейское разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства на информацию о:

1) предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

4. Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Ст. 6. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре медиации

В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Ст. 7. Условия применения процедуры медиации

1. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.

2. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

3. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

5. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

6. Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения, указанные в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

7. Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Ст. 8. Соглашение о проведении процедуры медиации

1. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме.

2. Соглашение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:

1) о предмете спора;

2) о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

3) о порядке проведения процедуры медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроках проведения процедуры медиации.

Ст. 9. Выбор и назначение медиатора

1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

3. Медиатор, выбранный или назначенный в соответствии с настоящей статьей, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию.

Ст. 10. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации

1. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, – на платной основе.

2. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.

Ст. 11. Порядок проведения процедуры медиации

1. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

2. Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

3. В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны:

1) виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами;

2) порядок выбора или назначения медиаторов;

3) порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

4) сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

5) порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

4. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

5. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

6. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

7. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Ст. 12. Медиативное соглашение



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.028 с.)