Разновидности прыжков, техника и особенности выполнения прыжков детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разновидности прыжков, техника и особенности выполнения прыжков детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста



Техника подпрыгивания очень разнообразны. На каждом возрастном этане используются как более важные те или иные виды подпрыгиваний. Например, в работе с детьми от 3 до 4 лет основное внимание уделяется подпрыгиваниям на двух ногах. На последующих возрастных этапах наряду с разновидностями подпры­гиваний на двух ногах (на месте, в движении, с заданием) исполь­зуются различные подпрыгивания на одной ноге. Это связано с необходимостью разностороннего развития мышечных групп ног и подготовкой их к прыжкам с разбега.

При подпрыгивании на двух ногах ребенок занимает исходное положение: ступни.параллельно, руки произвольно или на поясе.

Первая фаза — полуприседание, вторая-энергичное оттал­кивание путем выпрямления ног, третья — полет (при полете но­ги прямые), четвертая -приземление на полусогнутые ноги. Вна­чале на почву опускаются передняя часть ступни, а затем вся ступня.

Подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь вперед, отличается от подпрыгивания на месте направлением отталкивания вперед-вверх. Подпрыгивание на одной ноге может совершаться на всей ступне, на передней-части ступни и с перекатом с пятки на носок.

Особенности выполнения. Попытки к подпры­гиванию наблюдаются у детей в раннем детстве, однако в этот воз­растной период данное умение еще не сформировано: дети лишь ритмично приседают и выпрямляются.

На третьем году жизни ребенок уже умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед, но приземляется еще на прямые но­ги и быстро утомляется. Поэтому, несмотря на частое использование подпрыгиваний, они непродолжительны: так, ребенок 3 лет может. продвигаться вперед на двух ногах не более 1,5—2 м.

Дети 4 лет уже подпрыгивают, продвигаясь вперед на 2—3 м, причем приземляются на мягкие, несколько согнутые ноги. На последующих возрастных этапах подпрыгивания разнообразятся, совершенствуется качество их выполнения; они входят в двигательный опыт ребенка и используются им в различных жизненных и игровых ситуациях.

Прыжки в глубину (спрыгивание) -

Техника. Прыжок в глубину применяется в детском саду как самостоятельный вид прыжка и как завершающий момент (спрыгивание) при ходьбе по бревну, гимнастической скамейке, лазанье по гимнастической стенке, а также в подвижных играх. Первая фаза — принятие исходного положения: ноги парал­лельно на ширине ступни, полуприсесть, отвести руки назад. Такое исходное положение обеспечивает энергичное отталкивание путем выпрямления ног и сокращения растянутых мышц и взмаха рук вперед-вверх. Приседание должно быть не слишком, глубо­ким. При глубоком приседе много усилий тратится на перемещение центра тяжести и всего тела на большее расстояние и отталкивание затрудняется. При незначительном приседании мышцы мало растя­гиваются и при выпрямлении ног во время толчка мало сокращают­ся, что приводит к слабому отталкиванию.

При правильном исходном положении перпендикуляр, опу­щенный из центра тяжести тела, должен пройти через ступни ре­бенка. При этом создается наиболее устойчивое положение тела. Правильность наклона туловища проверяется воображаемой лини­ей, проведенной от глаз ребенка к коленям. Эта линия должна быть параллельна первой. В этом случае глаза ребенка и колени нахо­дятся на одной линии. Важным моментом в выполнении этого вида прыжка является слитность первой и второй фазы.

Вторая фаза основная, заключается в отталкивании, произво­димом двумя ногами одновременно путем сильного сокращения мышц, разгибающих ноги, и их выпрямления. Этим обеспечиваются сила толчка и скорость полета. Направление отталкивания — вверх-вперед.

Третья основная фаза — полет. Во время полета руки совер­шают взмах вперед-вверх, помогая движению тела и обеспечивая более высокий подъем его над землей. Во время полета тело вы­прямляется и несколько прогибается.

Четвертая фаза заключительная, состоит в приземлении, кото­рое происходит сначала на носки, а затем с опусканием на всю ступню. В период приземления начинается амортизация путем некоторого сгибания ног в коленных, тазобедренных и голено­стопных суставах. Это обеспечивает приземление без резкого сотрясения и толчков? Во время приземления руки опускаются вниз. После этого начинается выход из позы приземления, т. е. ребенок выпрямляется и идет вперед. Не следует задерживать де­тей в статическом положении в момент амортизации: этот момент должен естественно перейти в выпрямление.

Особенности выполнения. Дети, начиная с 1—1,5 лет уже взбираются на разные предметы, но вначале не спрыгивают с них, а просто сходят. Первые попытки спрыгнуть отличаются не одновременностью отталкивания: вначале ребенок выставляет одну ногу вперед и отталкивается одной, а затем — другой.

Трехлетний ребенок уже самостоятельно спрыгивает с высоты 10—15 см. Приземление осуществляется на прямые ноги, на всю ступню. Некоторые дети, пытаясь приземлиться на полусогнутые ноги, низко приседают и иногда садятся на пол. Это объясняет­ся слабостью мышц нижних конечностей. Чаще всего такое при­земление отмечается у детей, имеющих излишний вес.

Руки при спрыгивании у большинства детей 3 лет еще бездей­ствуют или служат опорой сзади или впереди тела для удержания равновесия при приземлении.

Дети 4 лет фиксируют исходное положение для спрыгивания, полусгибая ноги. В таком же положении с полусогнутыми ногами они отталкиваются и приземляются вначале на носки, а затем опускаясь на всю ступню. Иногда дети, отталкиваясь больше впе­ред, чем вверх, приземляются далеко от предмета, с которого спры­гивают. В этом случае приземление обязательно происходит на всю ступню или на пятки с последующим перекатом на всю ступ-ню. В этом возрасте ребенок помогает себе руками еще весьма незначительно, выполняя взмахи вверх-вниз небольшой ампли­туды.

На последующих возрастных этапах отмечается нарастание силы отталкивания, которое производится в момент выпрямления ног, руки энергично помогают полету. А на шестом-седьмом году жизни у большинства детей при систематическом обучении отмечается прогибание корпуса во время полета, точность и чет­кость выполнения всех фаз прыжка, и особенно приземления.

Прыжок в длину с места

Техника. Первая фаза — стать прямо, ноги параллельно на ширине ступни. Полуприседая, отвести руки назад. Вторая фаза — с энергичным движением рук вперед-вверх оттолкнуться двумя ногами вперед-вверх.

Третья фаза — полет. Вынести сравнительно прямые ноги впе­ред. Руки совершают движение вперед-вниз-назад до отказа, од­новременно производится наклон корпуса вперед, голова прибли­жается к коленям. Четвертая фаза — приземление. Вначале ка­саются земли пятки почти прямых ног, затем происходит перекат на всю ступню с одновременным сгибанием ног, руки при этом опус­каются вниз, при выходе ребенка из положения приземления они продолжают естественное (как при ходьбе) движение (см. рис.).

Особенности выполнения. Прыгать в длину с места дети пытаются уже с 2,5—3 лет, но у них получается просто шаг одной ногой и слабое отталкивание другой. Это связано с тем, что у ребенка наблюдается слабость мышц, недостаточная коорди­нации движений, а опыт одновременного движения двумя ногами еще мал. Именно поэтому некоторые дети легче овладевают' пры­жками, в которых отталкивание происходит одной ногой. В связи с этим целесообразно при обучении детей прыжкам учитывать индивидуальные особенности и возможности ребенка.

У детей четвертого года жизни прыжки в длину с места отли­чаются тяжелым приземлением на прямые ноги, слабостью от­талкивания, кратковременностью полета. У многих детей все еще отмечается в этом возрасте неодновременность отталкивания двумя ногами. Движения рук при прыжке не координируются с дви­жениями ног. прыжок в длину с места у детей пятого года жизни уже имеет более четкую структуру, однако его выполнение характеризуется определенными особенностями. Так, дети в подавляющем боль­шинстве не фиксируют исходное положение, а начинают прыжок почти с хода. Некоторые дети все еще не совершают отталкивания двумя йогами, а делают шаг вперед или прыжок в шаге. Наблюда­ется или недостаточное, или чрезмерное сгибание ног в подго­товительной фазе у детей, что ведет к ослаблению толчка. У такого же количества детей отсутствует при толчке одновремен­ным взмах руками вперед-вверх. У одной трети детей отмечается направление отталкивания вверх, при этом дети высоко подтяги­вают колени вверх к груди приземляются сначала па носки, а затем па всю ступню почти па месте отталкивания. По существу у ной части детей получается прыжок в высоту с места с приземле­нием, характерным дли прыжков в глубину.

При систематическом обучении у детей 5 лет прыжок в длину с места уже достаточно сформирован, хотя все еще отмечается недостаточно энергичное отталкивание, недостаточный вынос впе­ред ног. При полете и из-за малого взмаха весьма незначительной |'называется помощь рук.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются качествен­ные и количественные показатели прыжков в длину с места. Оттал­кивание становится все более энергичным. Руки активно участ­вуют во всех фазах прыжка, совершая естественные с оптималь­ной амплитудой движения. Самым характерным изменением в качестве выполнения прыжка в длину с места является вынос впе­ред почти прямых ног во время полета, что удлиняет его и при­водит к увеличению количественного результата.

Прыжок в длину с разбега

Техника. В детском саду используется прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги».

Первая фаза -разбег. Длина разбега 10-15 м. Разбег уско­ряющийся, совершается он на передней части стопы. Корпус при - разбеге несколько наклонен вперед. Руки, как и при беге, согнуты в локтях (при отведении локтей назад руки немного раз­гибаются). Последние шаги ребенка несколько короче предыду­щих. Положение корпуса постепенно выравнивается, на последнем шаге корпус занимает почти вертикальное положение. Толчковая нога (она может быть любой у ребенка) энергично ставится на брусок всей ступней при наименьшем сгибании колена.

Вторая фаза - отталкивание начинается энергичным выпрям­лением стопы. Голова находится на одной линии с корпусом. Бедро маховой ноги поднимается вверх - вперед, голень выносится также вперед. В это время руки взмахом выносятся вперед-вверх и начинается полет.

Третья фаза - полет. В полете колено толчковой ноги под­тягивается к находящейся впереди маховой ноге. Обе ноги, согну­тые в коленях, приближаются к груди (положение группировки), а перед приземлением выпрямляются вперед. Руки во время поле­та из положения вверх - вперед совершают движение вниз - назад.

Четвертая фаза - приземление. Оно производится так же, как в прыжках в длину с места. Руки при приземлении резко выносятся вперед, и благодаря этому обеспечивается устойчивость тела. Из положения приземления ребенок выходит путем выпрямления ног и опускания рук вниз

Особенности выполнения. Прыгать в длину с разбега дети начинают с 4 лет. Большинство совершают разбег на всей ступне или с пятки с перекатом на всю ступню. Ускорение в разбеге еще не наблюдается. У одной четверти детей разбег закан­чивается замедлением скорости или остановкой перед толчком.

Незначительная часть детей на последних 2- 4 шагах уже вы­полняет серию отталкиваний. Это, по-видимому, является своеоб­разной попыткой детей оттолкнуться для прыжка более сильной ногой. Некоторые отталкиваются двумя ногами, как при прыжках в длину с места. Это следует расценить как отрицательный перенос навыка прыжка в длину с места, так как вначале детей обучают именно этому виду прыжка. Для многих детей 4 лет характерно удлинение последних шагов при разбеге, тогда как они должны быть короче.

При толчке большинство детей допускают излишний угол сги­ба в коленном и тазобедренном суставах, из-за чего корпус ребенка находится не только в наклонном, но и в согнутом положении, центр тяжести значительно опущен. Все это создает затруднения для энер­гичного отталкивания.

У детей этого возраста из-за малоэффективного отталкивания фаза полета весьма непродолжительна и вследствие этого техника движения в полете не влияет на дальность прыжка.

Приземление у подавляющего большинства детей происходит на прямые жесткие ноги. У значительной части детей 4 лет сохра­няется прыжок в длину с разбега в виде широкого шага с призем­лением вначале на.одну ногу, затем на другую, находящуюся сзади. Но уже заметна фаза полета.

У детей 4 лет наблюдается недостаточная работа рук при прыж­ках в длину с разбега. Характерным является бездейственность рук при полете и приземлении.

Прыжок в длину с разбега у детей 5 лет качественно совер­шенствуется. Больше чем у половины детей этого возраста разбег уже становится ускоряющимся. При разбеге ярко выражена,.пе­рекрестная координация движений рук и ног. Отталкивание все дети производят уже одной ногой. Вместе с тем наблюдения пока­зывают, что при разных попытках у некоторых детей отталкивание, совершается разными ногами: то правой, то левой. Толчок стано­вится более энергичным, угол сгиба в коленном суставе при от­талкивании уменьшается. У многих детей уже имеется выраженный почти одновременный взмах руками вперед-вверх, с движением вперед маховой ноги.

Но все-таки у половины детей этого возраста отмечается не­достаточный вынос вперед ног при полете. При этом толчковая нога не успевает догнать маховую и ребенок приземляется на одну ногу, другая остается несколько сзади. Это ведет к неустойчивости по­ложения после приземления. Кроме того, иногда толчковая нога касается земли не подошвенной стороной, а внешней, что может привести к травме голеностопного сустава.

У детей 6—7 лет нарастает скорость разбега благодаря увели­чению силы мышц нижних конечностей и увеличению скорости бега. Разбег уже производится на передней части стопы. Отмеча­ется энергичная работа рук, согнутых в локтях в направлении вперед-назад с некоторым отклонением во внутрь впереди и кнару­жи сзади, что связано с интенсивным развитием координационных способностей в этом возрасте. Последние шаги почти у всех детей укороченные, корпус принимает вертикальное положение. Толчок производится энергично всей ступней, нога менее согнута в ко­ленном суставе, чем на предыдущих возрастных этапах. Продолжи­тельность соприкосновения ступни с опорой резко сокращается. Отмечается более высокий подъем согнутой в колене маховой но­ги при начальной фазе полета с одновременным взмахом рук вперед-вверх. У некоторых детей руки при взмахе занимают почти вертикальное положение, что свидетельствует о максимальном использовании их при прыжке. Благодаря этому создается возмож­ность выпрямить- корпус, поставить толчковую ногу под центром тяжести тела и вынести маховую ногу как можно больше вперед.

У незначительной части детей последние шаги перед толчком удлиненные, корпус излишне отклонен назад или наклонен, впе­ред. Это лишает ребенка возможности энергично оттолкнуться, а также передать ускоряющее воздействие отталкивания остальным звеньям тела. Наблюдения показывают, что наклон назад отме­чается у детей физически слабых, для них разбег в 10-12 м оказы­вается слишком большим, и на последних шагах в результате раз­вивающегося утомления у них снижается скорость. Наклон вперед при отталкивании чаще наблюдается у детей физически сильных, для которых разбег в 10-12 м оказывается недостаточным.

В завершающей фазе полета у подавляющего большинства де­тей отмечается взмах руками назад, группировка в полете, вынос вперед почти выпрямленных ног. В это время толчковая нога уже догоняет маховую, дети совершают взмах руками вперед – вниз - назад. Приземление опять-таки почти у всех детей производится на полусогнутые йоги. Оно начинается с пятки почти прямых ног с перекатом на всю ступню, а затем на переднюю часть ступни. Но у некоторых детей в фазе полета движения рук, наклон туло­вища и головы опережают движения ног, что приводит к сокраще­нию длины прыжка, к приземлению на носки потере равновесия.

Методика обучения. Систематическое обучение прыж­ку в длину с разбега начинается па пятом году жизни; в последую­щие, годы продолжается его закрепление и совершенствование. Разучивают прыжок в длину с небольшого разбега (3—5 метров) на средней скорости. Вначале детям очень трудно оттолкнуться в определенном месте, поэтому место отталкивания увеличивается (используется не доска, а зона отталкивания в 40-50 см, которая может быть обозначена двумя линиями или кругом того же диа­метра).

Важным моментом в методике - обучения прыжку в длину с раз­бега является определение более сильной, толчковой ноги. С этой целью можно использовать два приема.

Освоению техники этого вида прыжка способствуют следующие упражнения: доставать поочередно одной и другой ногой предме­ты, находящиеся на высоте груди или головы ребенка (рейки гим­настической стенки, веревку, свои руки и т. п.); прыгать на месте, выполняя мах прямой ногой вперед с одновременным взмахом рук вперед-вверх; прыгать на месте, производя поочередно махи вперед двумя ногами во время прыжка («ножницы»); перешагивать через планку, веревку с места боком. Затем эти же упражнения выпол­няются с 2- 3 шагов.

После освоения этих упражнений переходят к выполнению прыжка в высоту «перешагиванием» с разбега в 1 шаг, постепенно увеличивая количество шагов до 5- 7 и скорость разбега.

На начальном этапе освоения этого прыжка корпус у детей при полете остается в прямом положении, что не мешает преодоле­нию небольшой высоты. С увеличением высоты и освоением тех­ники прыжка корпус во время полета наклоняется вперед, помогая взлету.

Прыжок, в высоту с прямого и с бокового разбега закрепляется в подвижной игре «Лягушки и цапли» (веревка, резинка для ограж­дения болота должны быть расположены на высоте, доступной для преодоления старшими дошкольниками).

Прыжки через скакалку

Техника. В детском саду используются разнообразные прыжки через короткую и длинную скакалки.

Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом дей­ствий ребенка.

Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвиж­ном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколь­ко позже производится небольшое сгибание ног в коленных суста­вах.

Вторая фаза — выпрямлением ног обеспечивается незначитель­ное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5— 10 см.

Третья фаза — полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка.

Четвертая фаза. Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократ­но (см. рис. на с. 46).

Подобно прыжкам через короткую скакалку происходят прыж­ки через длинную скакалку. Разница состоит в том, что в последнем случае вращение скакалки производит не сам прыгающий ребенок.

При закреплении прыжка в высоту с прямого разбега, так же как и в прыжках в длину с разбега, рационально использование гимнастического мостика.

При обучении прыжку с бокового разбега способом «перешаги­вание» пользуются разметкой - линиями, обозначающими начало, направление разбега и место отталкивания. Наилучшим для раз­бега является угол в 45°. Отметка для отталкивания в виде овала очерчивается в месте начала планки или ближней от разбега стойки на. расстоянии вытянутой руки ребенка, стоящего боком к планке, причем направление разбега и направление овала для отталки­вания одинаково. Разметка разбега и места отталкивания помогает ребенку избежать поворота стопы вовнутрь или кнаружи при от­талкивании, что может исказить технику прыжка. При таком оп­ределении места отталкивания обеспечивается переход через планку тела ребенка в ее середине. При отталкивании в центре стоек ребенок может задеть дальнюю от места разбега стойку и получить травму.

С целью обучения детей поочередному переносу через планку как можно более прямых ног используется тот же методический прием, чтои в прыжках в длину с прямого разбега («Покажи по­дошву»), с той лишь разницей, что ребенок старается показать поочередно подошвы вначале маховой, а потом толчковой ноги. Воспитатель в этом случае занимает место у дальней от разбега ребенка стойки, одновременно обеспечивая страховку.

При выполнении прыжка с бокового разбега некоторые дети, перейдя планку, сбивают ее, как бы садятся на нее.

В конце полета. Объясняется это недостаточной скоростью разбега и малым разво­ротом туловища к планке. Для устранения этого недостатка до­статочно несколько ускорить разбег, посмотреть на воспитателя во время перехода через планку (в этом случае он находится перед планкой ближе к дальней от разбега ребенка стойке на расстоянии 1,5- 2 м от нее). Поворот головы в сторону воспитателя обеспечи­вает достаточный разворот корпуса к планке.

Вбегание под вращающуюся скакалку и прыж­ки через нее представляют движение смешанного типа, в котором различают в бегание и прыжки, неоднократно повторяющиеся циклы. Вбегание производится с небольшого расстояния 3- 4 м, бег равномерный, без ускорения. Скакалка вращается сверху вниз в сторону ребенка. Вбегание осуществляется вслед за скакал­кой, как бы догоняя ее, тотчас после того, как скакалка пройдет вверху мимо лица "ребенка. Как только скакалка опускается вниз, касаясь земли, ребенок совершает прыжок. Техника прыжков через длинную скакалку подобна технике прыжков через короткую скакалку.

Прыжки через вращающуюся длинную и короткую скакалки совершаются на двух и одной ноге с промежуточными мягкими с небольшой высотой подскоками или без них. Различают прыжки через вращающуюся вперед и вращающуюся назад скакалки.

Особенности выполнения. К прыжкам через ска­калку дети начинают проявлять интерес с четырехлетнего возраста. На пятом году жизни они уже осваивают одиночные перепрыгива­ния через скакалку, вращающуюся вперед. Характерным для де­тей этого возраста является слишком высокое поднимание согну­тых в коленях ног при перепрыгивании, большое количество лиш­них движений руками и корпусом.

В пятилетнем возрасте у детей совершенствуется умение вы­полнять одиночные прыжки через скакалку и появляется серия прыжков, которые совершаются без остановки.

Следует отметить, что именно в прыжках через скакалку заме­чается значительная разница между одновозрастными мальчиками и девочками: девочки могут выполнять уже по 5- 6 прыжков под­ряд, тогда как мальчикам безостановочные прыжки не удаются. Это объясняется тем, что девочки часто прыгают через скакалку индивидуально или объединяясь группами; мальчики же почти не используют этот вид движения в самостоятельной деятельности.

Почти у всех мальчиков и у половины девочек 5 лет наблюдает­ся неритмичность подпрыгиваний и вращения скакалки, жесткое приземление, излишний наклон туловища и головы.

В возрасте 6-7 лет при систематическом обучении и девочки, и мальчики овладевают разнообразными прыжками через вращаю­щуюся вперед-назад короткую и длинную скакалки. Они прыгают на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу без промежуточных и с промежуточными подпрыгиваниями. У большинства из них уже отмечается правильное положение корпуса, координированные и экономичные движения рук и ног, мягкое приземление на переднюю часть стопы. Количество прыжков через скакалку без ошибок в среднем составляет у девочек 6 лет 26- 30, у мальчиков 10-12, Девочки 7 лет уже могут прыгать около минуты, а некоторые и бо­лее минуты без остановки, тогда как мальчики в среднем могут выполнять прыжки в течение 35- 40 с.

При отсутствии целенаправленного обучения разница в прыж­ках у мальчиков и девочек 6- 7 лет огромна: обычно мальчики овладевают безостановочными прыжками, а остаются на уровне 4-5 летних детей, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в само­стоятельной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.163 (0.049 с.)