Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания. Принципы физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания. Принципы физического воспитания



Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.

Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обла­дая единственной способностью — всему научиться со временем. В тео­рии и практике физического воспитания значительное внимание уделяет­ся обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором дви­жений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:

— в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

— в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

— в двусторонности процесса обучения.

Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально ос­ваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способ­ностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутрен­ний мир — чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные дейст­вия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, ин­теллектуальных, духовно-нравственных качеств. Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спор­тивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт твор­ческой деятельности. Умение самостоятельно мыслить способствует реа­лизации потенциальных природных способностей ребенка.

Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка. Важную роль в педагогическом процессе играет понимание психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь на его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств. Обучение требует от ребенка значительных физических и психических усилий: со­бранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти. Обучение движениям способст­вует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удо­вольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации раз личных форм активности. Обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к нацио­нальной культуре, побуждает к самосовершенствованию.

Итак, в процессе обучения движениям у ребенка развиваются фи­зические и умственные способности, духовно-нравственные качества личности, эстетические чувства; воспитываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фантазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педа­гог одновременно совершенствует его духовную культуру.

Принципы обучения

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности. Успешное формирова­ние двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упраж­нений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнени­ем упражнений сверстниками и т. д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей ини­циативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные пе­ред ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в об­руч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.

Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять раз­личные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные за­дания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнени­ям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять раз­нообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование на­глядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип пре­дусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и инди­видуальных различий. Особенно важно определить посильность предла­гаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение

таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобили­зации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздорови­тельного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготов­ленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правила: от известного к неизвест­ному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При пере­ходе к более трудным заданиям нужно соблюдать постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно.

Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индиви­дуальные различия в быстроте освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуаль­ный подход необходим при решении всех задач физического воспита­ния. При выполнении общих, программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и спо­собов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия.

Принцип систематичности. Функциональные и структурные из­менения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпе­вают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими уп­ражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положитель­ные изменения.

Правильно организованное физическое воспитание предусматрива­ет учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа заключа­ется в том, что в процессе физического воспитания постепенно повыша­ются требования, ставятся все более трудные новые, задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок.

Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо посте­пенно овладевать более сложными движениями. Большой запас двига­тельных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка становится привычной, она уже не мо­жет вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно система­тически увеличивать объем и интенсивность нагрузок.

Прогрессировать требований лишь тогда будет вести к положи­тельным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям.

Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность ме­жду занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «зако­нам упражнения». Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочета­ние высокой активности и отдыха в разных формах двигательной Дея­тельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в дина­мичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует разви­вающий эффект системы физических упражнений и обуславливает уси­ление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ре­бенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.

Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходит волно­образно и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физиче­ских упражнений на ребенка.

Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последова­тельности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.

Формирование двигательных умений и навыков, физическое обра­зование ребенка, его двигательные способности, функциональные воз­можности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).

Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он со­действует развитию психофизических способностей, двигательных уме­ний и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всесто­роннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эсте­тическое — развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укре­пления здоровья ребенка.

Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всесто­роннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни.

Физические упражнения в сочетании с определенными процедура­ми повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функ­ций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д.

Оздоровительная направленность физических упражнений и всех форм организации двигательной деятельности ребенка непременно должна осуществляться под строгим врачебным контролем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.012 с.)