Многократная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественной и зарубежной систем физического воспитания.
|
Ян Амос Коменский писал: «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем он становится сильнее физически и духовно».
|
Древнегреческий философ Аристотель расценивал государство, в котором пренебреженны физические упражнения, как плохо организованное. Он писал: «Жизнь требует движений».
|
То, что движения являются условием всякого жизненного отправления неоднократно подчеркивал Петр Францевич Лесгафт. Особенно велика роль движении, по его мнению, в поддержании нормальной мышечной деятельности, при недостатке которой мышцы слабеют и изменяются.
|
Малоподвижность детей, вызванную условиями жизни и неправильной системой воспитания, Валентин Владимирович Гориневский считал одной из причин всё возрастающей слабости их, проявляющейся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении дошкольников и школьников.
|
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения».
|
И в настоящее время президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев неоднократно подчеркивал актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Фарис Фахразович Харисов, главный редактор журнала «Здоровьесберегающее образование», доктор педагогических наук, профессор, приводит данные Минздравсоцразвития России на сентябрь 2009 года: «Показатели здоровья учащихся неутешительны. Количество детей в возрасте 6-7 лет не готовых к систематическому обучению превышает 32 %, из детей школьного возраста более половины (53 %) имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания».
Он пишет: «Состояние здоровья подрастающего поколения является ключевым показателем благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает важный прогноз на будущее».
Этот прогноз неутешителен, а корни его находятся в дошкольном детстве. Проблема гиподинамии коснулась и дошкольников. Дети находятся в состоянии относительной неподвижности 70-75 % времени своего пребывания в детском саду.
Поэтому у малышей, для которых характерна гиподинамия (дефицит движений), в 3-5 раз выше заболеваемость ОРЗ, чем у их сверстников, имеющих уровень двигательной активности, соответствующей возрастной норме.
|
Итак, движения являются биологической потребностью ребенка. Они способствуют его физическому и умственному развитию.
Важно с раннего детства обеспечить условия, необходимые для удовлетворения этой потребности. И именно вы, воспитатели, можете помочь детям реализовать себя в движении и тем самым укрепить их здоровье.
Вот в этой связи огромную значимость приобретают общеразвивающие упражнения.
|
Общеразвивающие упражнения -это специально созданные движения для отдельных частей тела (рук и плечевого пояса, туловища, ног), различных мышц, суставов, всех систем организма.
Название «общеразвивающие» условно, потому что физическое развитие человека обеспечивает не только они, но и другие упражнения и движения.
Общеразвивающие упражнения называют также абстрактными, т.к. они почти не встречаются в повседневной жизни человека и состоят из отдельных элементов.
|
Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей:
а) они точно дозируются;
б) применяются в разнообразных вариантах и комбинациях;
в) избирательно воздействуют на мышцы и системы организма.
|
Таким образом:
1. Имеют оздоровительную направленность, особенно если выполняются на воздухе.
2. Укрепляют костно-мышечную систему.
3. Развивают физические качества.
4. Способствуют укреплению костно-мышечного аппарата; формируют правильную осанку, стопы.
5. Положительно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы и работу внутренних органов.
6. ОРУ выполняемые под музыку воздействуют на эмоции детей, их настроение, выразительность движений, ритмичность.
|
Классификация общеразвивающих упражнений
Классификация – распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками.
Существует несколько видов классификаций ОРУ. По исследованиям Домны Васильевны Хухлаевой, Прасковьи Петровны Буцинской, Галины Петровны Лесковой основной признана классификация по анатомическому признаку.
ОРУ делятся:
а) на упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
б) упражнения для мышц туловища;
в) упражнения для мышц брюшного пресса и ног.
Эта классификация используется при составлении комплексов упражнений для утренней гимнастики, физкультурных занятий.
|
2. В зависимости от методической направленности ОРУ подразделяются:
а) на упражнения для развития физических качеств;
б) на ощущение правильной осанки;
в) дыхательные;
г) для расслабления.
Приведите примеры упражнений на развитие силы: поднимание туловища из И.П. лежа; ног...
На развитие ловкости, координации: упражнения в парах, подгрупп...
На ощущение правильной осанки выполняем несколько упражнений с гимнастической палкой.
При обучении дыханию нужно прежде всего обращать внимание на выдох: добиваться его продолжительности, упражнения с длительным выдохом нормализуют темп и ритм дыхания, укрепляют дыхательные мышцы.
На дыхание упражнения «У кого дольше колышется ленточка», «Сдуй с ладони травинку», «Вдохнуть аромат цветов», «Подуть на свечу, снежинку».
|
3. По степени физической помощи педагога они делятся на:
а) пассивные (с помощью воспитателя);
б) пассивно-активные (с частичной помощью взрослых);
в) активные (выполняют самостоятельно)
|
4. ОРУ выполняются без предметов и с предметами и на снарядах.
|
«Место общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания детей д/в»
|
Общеразвивающие упражнения включаются во все формы организации физического воспитания в д/у:
а) в утреннюю гимнастику;
б) в физические занятия;
в) в физкультурные праздники и досуги;
г) в физкультминутки;
д) в подвижные игры;
е) в лечебную гимнастику.
|