Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение и классификация подвижных игрСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде чем говорить о подвижной игре, поговорим о движениях вообще о движениях, как о биологической потребности человека. Многократная роль активной двигательной деятельности в физическом совершенствовании, укреплении здоровья и формировании личности ребенка подчеркивается в трудах многих прогрессивных педагогов, основоположников отечественной и зарубежной систем физического воспитания. Нессеян в связи с актуальностью проблемы приводит данные о том, что в д/садах дети находятся в состоянии относительной неподвижности 70-75% своего пребывания в детском саду. Эти данные требуют большого внимания к повышению активности детей. При двигательном дефиците у детей происходит отчетливое снижение общей устойчивости организма к простудным факторам. Поэтому для малышей, для которых характерна гиподинамия (дефицит движений) в 3-5 раз выше заболеваемости ОРЗ, чем у их сверстников, имеющих уровень двигательной активности соответствующей возрастной группе. Малоподвижность детей, вызывающую условиями жизни и неправильной системой воспитания, В.В. Гориневский считал одной из причин все возрастающей слабости их, проявляющейся в развитии близорукости, искривлении позвоночника, в умственном переутомлении дошкольников и школьников. Исследуя формирование высшей нервной деятельности М.А.Кольцова пришла к выводу, что органические движения у детей раннего возраста вызывает отставание в развитии их речи. Итак, движения действительно являются биологической потребностью ребенка. Движение + движение – это основа основ – подчеркивает Шишкина, - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их физического развития, формирования его психики, способностей, жизненной активности. Основа физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Важно с раннего детства обеспечить условия, необходимые для удовлетворения потребности ребенка в движении. В этой связи огромную значимость приобретают подвижные игры, которые являются естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижная игра – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность детей, цель которой достигается точными и своеобразным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. («Два Мороза», «Караси и щука»). Выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводилось подвижной игре. По его определению подвижная игра является упражнением, готовящим ребенка к жизни. П.Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что мы усваиваем при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия, вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся, и производиться с возможно большей точностью и ловкостью». Основные положения П.Ф. Лесгафта о подвижных играх получили свое продолжение и развитие в работах В.В. Гориневского и Е.А.Аркина. В.В. Гориневкий считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Е.А. Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Мы убедились в том, что выдающиеся русские педагоги придавали огромное значение подвижной игре. А имеются ли в игре возможности для решения воспитательных задач? Да, действительно, подвижная игра решает и воспитательные задачи. В подвижной игре дети развиваются умственно, дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развивается мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью. Творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, анализируют свои действия и действия товарищей. В нравственном плане. Дети учатся действовать вместе, подчиняться общим требованиям (правилам). Дети воспринимают правила как закон и сознательное выполнение их, формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу, дети учатся дружить, сопереживать и помогать друг другу. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают их и убирают в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления и смекалки, ловкости и сноровки, ценных морально-волевых качеств. Итак, подвижная игра способствует всестороннему развитию ребенка: умственному, нравственному, трудовому, эстетическому воспитанию. С помощью подвижной игры наиболее удачно, просто и легко решаются воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Н.К. Крупская неоднократно говорила: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания», «Есть масса игр, которые физически укрепляют трудовые навыки, которые развивают меткость глаза, развивают ловкость, силу, умение попадать в цель, а так же всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях». Что касается младшего дошкольного возраста, то последние исследования Тимофеевой Е.А. показали, что «игровой метод обучения» применяется только в период совершенствования движения детей, но и при их первоначальном разучивании. Важный вклад в развитие теории подвижной игры в настоящее время внесли: А.В Кенеман., Т.И. Осокина, В.А. Шишкина, М.Ф. Литвинова, Е.А. Тимофеева Н.В. Потехина. Со взглядами этих педагогов мы будем с вами знакомиться на последующих уроках. Таким образом, подвижная игра – наиважнейшее средство удовлетворения биологической потребности детей в движении.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
По содержанию подвижные игры делятся на элементарные – это игры с правилами («У медведя во бору», «Гуси-лебеди») и сложные (футбол, хоккей). Существуют несколько классификаций элементарных игр. Элементарные игры по наличию сюжета А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева делят на: 1. Сюжетные подвижные игры, которые отражают в деловой форме жизненный или сказочный эпизод. Детей увлекают игровые образы, в которые она творчески воплощаются. Просмотр видеозаписи подвижная игра «Кот и мыши».
2. Бессюжетные подвижные игры – содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. К каким играм относятся игры: 1) типа перебежек, ловишек; 2) игры с элементами соревнования («Чье звено скорее соберется»); 3) несложные игры – эстафеты «Кто скорее передаст мяч»; 4) игры с предметами (мячи, обручи, серсо, скакалками).
3. Игры-забавы, аттракционы – двигательные задания выполняются в необычных условиях, и часто включают элемент соревнования. Несколько детей выполняют двигательные задания, остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости («Бег в мешках»).
В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой приводится классификация игр по степени физической нагрузки. 1. На игры большой подвижности, в которых участвуют все дети и они построены в основном на таких движениях как бег и прыжки «Ловушки»…
2. Игры средней подвижности – такие игры, в которых участвуют вся группа детей, но характер движений относительно спокойный. («Подбрось-поймай», «Сбей булаву» …).
3. Игры малой подвижности – это такие игры, в которых движения выполняются в медленном темпе, преобладающим движением является ходьба. («Пузырь», «Найди и промолчи»).
Т.И. Осокина располагает игры по признаку преобладающего вида движений: 1) Игры с бегом и ходьбой «Два Мороза». 2) Игры с прыжками «Лягушка и цапли». 3) Игры с метанием «Ловушки с мячом». 4) Игры с лазаньем «Перелет птиц». 5) Игры с разнообразными движениями «Затейники», «Сделай фигуру». Подвижные игры Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимает подвижная игра. Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка. В приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их. Подвижная игра. По определению П.Ф. Лесгафта, является упражнением, готовящим ребенка к жизни. В.В. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика считает игру средством целенаправленного педагогического влияния на ребенка, важным средством воспитания. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья. Изучая тему: «Подвижные игры» на уроках методики физического воспитания особое внимание уделено вопросу «Значение подвижных игр». Раскрываю этот вопрос широко, указывая студентам на то, что подвижная игра ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребенка. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалочками, а это пополняет словарный запас, обогащает речь детей. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речь. Использование яркой, красочной атрибутики в играх помогает решать задачи эстетического воспитания детей. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают атрибуты, помогают готовить оборудование, убирать его, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для бедующей трудовой деятельности. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. На это указывал П.Ф. Лесгафт. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: человечности, правдивости, выдержки, товарищества. Известные его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т.е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию». В играх дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение, в игре формируются честность, дисциплинированность. Подвижная игра учит их искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Таким образом, умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. Изложив общие положения, раскрываю материал конкретно по каждой возрастной группе, тем самым помогаю студентам глубже вникнуть в суть вопроса, вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, опирается на личный их опыт работы. Можно сказать, что подвижная игра является первой школой воли ребенка. Сначала малыши безответственно выполняют взятую на себя роль, часто бросают игру. Причина этого непостоянства в том, что у ребенка недостаточно развита воля, в том, что им неуяснена цель игры, или если ребенок по какой-либо причине не хочет выполнять эту роль. Дети младшего возраста могут направлять свое внимание и поведение только в том случаи, если поставленная перед ним цель ясна им, и они не могут ее достичь обычным путем, без волевого усилия. Главная задача воспитателя – умело организовать игру». Через умело организованную игру формируется в детях ценнейшие качества – смелость, дружба, коллективизм, дисциплинированность» - писал А.П. Услова. Эти качества мы начинаем формировать в ребенке с самых ранних лет. Большую помощь в этом оказывают подвижные игры. Эти игры для малышей очень просты по содержанию: например, подражать движениям медведя, зайца. Для младших школьников подвижная игра является необходимой жизненной потребностью. В процессе игр создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостей, переживаний, общей активной деятельности. В коллективные подвижные игры приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко можно наблюдать, как более старшие дети подходят к маленьким, берут их за руку, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей безучастно сидящих на скамейке, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими силами, движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения вместе, по сигналу воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если в игре есть текст игры: («Лохматый пес», «Птички летают», «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Самолеты», «Поезд» и т.д.). Наблюдая за игрой детей, мы видим, что они значительно лучше и успешнее подчиняются правилам в игре, чем тем же правилам вне игры. Например, 3-х летняя Алена не могла отважиться взобраться на перекладину, а в игре преодолела боязнь и влезла на перекладину, чтобы спастись от волка. В младших группах подвижные игры проводятся воспитателем. Правила в играх для младших детей очень просты. Тесно связаны с сюжетом. Характерным для игр детей этого возраста является то, что все участвуют в них одновременно и выполняют одинаковые движения. Во время игры они поддерживают друг друга и с удовольствием действуют совместно. В самом начале года с детьми младшего дошкольного возраста разучивают игру «Воробушки и автомобиль». Наряду с двигательными задачами, ставим задачи на формирование таких морально-волевых качеств, как выдержка (действовать только по сигналу воспитателя), умение играть в коллективе (не толкать друг друга). Во всех играх, предусмотренных «Программой» для младшей группы, мы стараемся научить детей, прежде всего, быть выдержанными. Не начинать действия без сигнала воспитателя. Удается это, конечно не сразу. Внимание детей этого возраста очень неустойчивое, поэтому ребенок может отвлечься и забыть про игру, увидев что-нибудь для него интересное. Содействуют воспитанию морально-волевых качеств игры с правилами. Правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем руководстве не может не проявлять воспитываемых качеств. Например, в игре «Птички и птенчики» дети могут убежать только после слов «дождик пошел». В этой игре, мы учим детей помогать друг другу – спрыгнуть или запрыгнуть на кубики, высота которых 5-10см. Это правило вырабатывает у ребенка внимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал. В процессе игры ребенок действительно упражняется в проявлении для жизни морально-волевых качеств. В младшей группе правила воспринимаются детьми как обязательное, необходимое ответное игровое действие, возникающее из содержания игры по уходу его развития (мышки убегают в норки при появлении кота, птички улетают в гнездышки при появлении автомобиля). Требования взрослого обязательного выполнения правил имеет решающее значение. Постепенно, под влиянием воспитательного воздействия у детей начинает изменяться отношение к игровому процессу, возникает интерес и стремление к все более точному выполнению игровых действий, и правил. Воспитатель наблюдает за детьми во время игры, так как в игре ярко выявляются индивидуальные особенности детей, затем выбирает нужные упражнения для того или иного ребенка. Робким и неуверенным в себе малышам даются задания, побуждающие к проявлению активности, смелости. В игре «Поезд» ребенку, выполняющему роль паровоза, предлагается провести поезд через туннель (подлезание под веревку), проехать по мосту (ходьба по доске). Заинтересовать в выполнении полученной роли повышает чувство ответственности. Побуждает ребенка побороть свою нерешительность. Неуравновешенным, вспыльчивым детям полезно поручать главную роль. Ответственность их дисциплинирует: когда за ними следят все, они стараются выполнить свою роль как можно лучше. Для развития смелости, находчивости, самостоятельности широко используют природные условия. Воспитатель предлагает по очереди спрыгнуть с пенька. Воспитатель предлагает, детям, которые бояться влезть на пенек, помогает, одобряет. Постоянное внимание к каждому ребенку добиться положительных результатов в нравственном развитии всех детей группы. «Программой воспитания и обучения в детском саду» в средней группе определено воспитание следующих положительных взаимоотношений в игре: дружелюбие, взаимопомощь, организованность, умение выполнять правила игры, воспитывать настойчивость, выдержку. Дети среднего возраста легче реагируют на слуховой и зрительный сигналы, подчиняя им свои действия, постепенно приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Это создает предпосылки для воспитания сдержанности, организованности поведения. Например, хочется побежать, поиграть, а по условиям игры надо спрятаться и сидеть тихо. Дети учатся двигаться по сигналу, соблюдать очередность, двигаться в заданном темпе, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Дети четырех лет ищут товарищей для совместных игр и переживают радость не только от самих игр, но и от общения с товарищами. Взаимоотношения детей укрепляются по мере того, как утверждается их доброжелательность друг к другу, формируются умения оказывать помощь, объяснить правила игры. Однако, следует иметь в виду, что эти проявления детей еще не устойчивы и требуют пристального внимания и поддержки воспитателя. В старшей группе создаются более широкие возможности для нравственного воспитания детей в игре. Какие правила должны знать ребята? Играть честно, соблюдая правила; играть дружно, выручать товарища, заботится не только о себе, но и о всей команде, выбирать «противников», равных по силам; победив, не зазнаваться, не смеяться над проигравшими, проиграв, не унывать, постараться выиграть в следующий раз; беречь предметы для игр, убирать их на место. Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели (игры «Мы веселые ребята», «Через ручеек», «Свободное место»). Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявляя сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствие («Ловкие с мячом», «Кто скорее добежит до флажка» и др.). В ряде игр («Найди свой цвет», «Перемени мешочек») от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает все звено. Это является стимулом для развития умения подчинить свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т.е. в единство и взаимовлияния идет развитие таких качеств как товарищество, дружба, взаимопомощь. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только за себя. Это является основанием для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему не хорошо заботится только о себе). В подготовительной группе воспитатель ставит перед собой цель-воспитание у каждого ребенка нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи и других волевых качеств: настойчивости, целеустремленности. Воспитатель продолжает учить детей в большом коллективе, т.к. коллективные игры имеют ряд преимуществ: позволяют включать большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития. В подготовительной группе руководство игрой направлено на развитие самостоятельной игровой деятельности детей, инициативы, умения устанавливать взаимоотношения, разрешать конфликты, считаться с желанием товарищей, реализовать игровые замыслы. Отбирая подвижные игры, воспитатель может усиливать нравственные задачи, а иногда и включать их специально, создавая новый вариант игры. Например, в игре «Не намочи ног», воспитатель ставит цель – дать детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. 1-й вариант. На полу отделяется чертой болото шириной 4-5м. детям дается по две дощечки (40х24см.). Им надо по этим дощечкам-мостикам перейти обоим на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, затем вторую кладет, идет дальше и т.д. Когда дети проходят примерно к середине болота, создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети сами ищут выход из создавшегося положения. 2-й вариант. Задание то же. Но оно усложняется – вносится элемент соревнования: «Кто быстрее переберется через болото, не намочив ног». Каждому играющему дается три доски, длина болота увеличивается. В ходе игры у одного из детей уплывает две доски. Как поступит товарищ? Не помещает ли ему задание «Кто быстрее» выполнить товарищеский долг? Подобного рода игры создают объективные условия для активизации морально-волевых черт характера. В старших и подготовительных к школе группах сюжетные игры уступают место чисто гимнастическим, например, игры-состязания. В деле совершенствования двигательных умений и навыков, формирования морально-волевых качеств, особая роль отводится играм-эстафетам. Игры-эстафеты – одна из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревнования. Они вполне доступны детям старшего дошкольного возраста. В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач: воспитание смелости, решительности, организованности, дисциплинированности, коллективизма, дружелюбия, а также закрепление навыков основных движений, развитие ориентировки в пространстве, быстрота, точность, координация. Таким образом, в каждой игре происходит комплексное решение этих задач, развитие физических и морально-волевых качеств детей. Для организации игр-эстафет обязательно деление ребят на команды, между которыми происходит состязания. В любой игре дети выполняют действия в определенном порядке. В заданном или максимально возможном темпе. Правила игр составлены так, что они способствуют проявлению инициативы и находчивости каждым ребенком. Поэтому воспитателю необходимо добиваться добросовестного их выполнения. В играх-эстафетах дети более самостоятельны и активны, чем во время выполнения физических упражнений. Участвуя в играх, они усваивают нормы взаимоотношений в коллективе, учатся справедливо оценить действия товарищей, добиваться победы в соревнованиях, преодолевать собственную робость, выполнять предъявляемые требования. В конце игры воспитатель объявляет итоги (победа или ничья), кратко анализирует ход игры, раскрывает ошибки, причины неудачи команды, поощряет победителей. При подведении итогов можно предлагать детям самим оценивать свои действия и действия своих товарищей. Это воспитывает у дошкольников чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность за свои поступки. С таким же успехом в старшем дошкольном возрасте используются игры с правилами. Неуклонное требование воспитателем выполнения правил вырабатывает у детей способность к преодолению эгоистических эмоций и побуждений при достижении игровых заданий. Следовательно, правила играют важную роль в формировании необходимых нравственных черт характера ребенка, его общественного поведения в коллективе, выражающего во взаимоотношениях с детьми. Работу по воспитанию у детей морально-волевых качеств мы ведем постоянно: и в быту, и в труде, и на занятиях, и, конечно. В играх, в частности, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Особое внимание мы уделяем тому. Как дети выполняют правила игры. Так, игра «Палочка-выручалочка» очень нравится детям, и они часто играют в нее самостоятельно. Они сами выбирают водящего, стараются спрятаться получше, а правило «выручи товарища» не всегда выполняют. Когда к нам на участок пришли наши бывшие выпускники, рассказывает Береген И.К. – теперь школьники, я предложила им показать, как они играют в эту игру. Все ребятишки наблюдали за игрой старших товарищей. Когда я спросила своих ребят, что все время старались сделать ребята во время игры, дети ответили: «Выручить товарища». Я объяснила детям, что только самые ловкие, находчивые, смекалистые и изобретательные могут справиться с этой задачей, что тот, кто выручит товарища, заслуживает похвалы. После этого игра стала проходить интересно, живо, весело. Ребята всячески старались помочь товарищу, придумывая различные хитрости. Однажды мы проводили игру-эстафету. Я объяснила условия игры, в которой, пройдя все препятствия, нужно было бросить мяч следующему товарищу. Игра началась. Дети, пробежав все препятствия, бросали мяч, следующему товарищу не целясь, часто даже не глядя. Мяч то не долетал, то укатывался прямо к забору. Много времени уходило на розыски мяча. Тогда я остановила игру и предложила детям подумать, что они делают не так. Послышались голоса: «Нужно мяч прямо в руки кидать», «А почему?» - снова спросила я. Дети ответили: «Чтобы было легко поймать следующему товарищу, чтобы он не укатился, и его не пришлось искать, чтобы не подвести команду». Было отрадно заметить, что дети тем самым старались проявить заботу о своих товарищах, болели за свою команду. Наши девочки очень любят прыгать через скакалку. Однажды мы наблюдали такую картину: Лена и Оля крутили скакалку, прыгала Таня, но больше двух раз прыгнуть не могла – сбивалась с темпа. Так повторялось несколько раз. Было видно, чтобы девочка расстроена и вот-вот заплачет. Он уже хотела выйти из игры, видя, что остальные дети, играющие по близости, смеются над ней. Но Оля сказала ей: «Попробуй еще раз, это наверное, мы очень быстро крутим». Таня решила попробовать, и действительно, стало получаться лучше. Девочки старались крутить медленнее, подделываясь под Танин тем. Это проявление участия; чувство товарищества, конечно, не пройдет для девочки бесследно. Было видно, что она благодарна своим подругам, они помогли ей поверить в себя, в свои силы, прибавили уверенности. Игру «Караси» мы разучили на участке. Дети без труда убегали от «щуки». Но в такой игре не было одного из элементов – увертывания. Тогда мы провели игру эту в группе. И с первого же раза «щука» переловила почти всех «карасей». Я спросила детей, почему так случилось. Дети ответили, что в группе мало места, тесно. Тогда я спросила: «Почему же тогда «щука» поймала не всех, почему другим удавалось спастись?» Дети ответили, что они были ловкие, они увертывались. Проведя игру еще раз несколько, заметила, что дети стали меньше наталкиваться друг на друга, всячески старались увернуться от «щуки». Когда в следующий раз мы начали игру на участке, сразу определили границы нашего «озера». В результате дети действовали обдуманно, выбирали лучший вариант, чтобы уйти от «щуки». Ребята хорошо усвоили бег врассыпную с увертыванием. Все это воспитывало выдержку, самообладание, быстроту реакции на сигнал. Нравственное формирование личности начинается с детских лет. Первостепенная роль в формировании нравственных черт принадлежит игре. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля проходит, прежде всего, в игре» - писал А.С. Макаренко. Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность позволяет использовать их более целесообразно, с учётом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов при этом остаётся постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными. Можно, например, усложнить двигательные задания, увеличивая расстояние (бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу или бег между препятствиями, по мостику в игре «Поезд» и т.д.). Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количество детей в группе, усложнение правил (например сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определённое). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: в начале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («ловишки», «ловишки с ленточками», «не оставайся на полу»). К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах. Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе воспитания и обучения в детском саду. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игры должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или в даль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но, иногда, скользкая площадка мешает бегу, а в очень жаркую погоду соревнования лучше не проводить. При планировании учитывается место игры в течении дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует изучать новые игры. Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование. Собирать детей нужно в том месте площадки, откуда будет начинаться игровое действие. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому важно придумать приёмы сбора. Они бывают разными в зависимости от возраста детей и их отношения к игре. Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договориться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего дошкольного возраста не воспринимают таких методов. Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно ещё учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Приёмы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к игре различными способами во всех возрастных группах, но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приёмы создания интереса к игре тесно примыкают к сбору детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть лётчиками? Бегите на аэродром!...» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов, например, воспитательница одевает маску – шапочку: «Смотрите, какой большой косолапый мишка пришёл к нам играть…» или «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… ловите его! И т.д. Хороший результат даёт и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой. Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит как это нужно для игры. Старшую группу он может поставить в шеренгу, полукругом. В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая её воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. При повторном про ведении игры правила уточняют. Большое значение при этом имеет интонация. Движения можно показать до начала или во время игры. Это обычно делает воспитатель, а иногда кто – либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показами: как выезжает автомобиль, как прыгают зайчики. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, мало подвижные не всегда справляются с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо, с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же, желательно, чтобы все умели выполнять роли. В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берёт на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробушки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручают роль самим детям. Ещё во время объяснения он назначает водящего, ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполняющие роль водящего сами выбирают себе заместите
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.015 с.) |