Подвижные игры в системе физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подвижные игры в системе физического воспитания



Урок по спортивным играм

Советская теория физического воспитания в настоящее время различает две формы организации занятий по физическому воспитанию — урок и самостоятельное занятие.

В решении ЦК ВКП(б) о работе в начальной и средней школах от 25 августа 1932 г. отмечается, что урок — это форма организации занятий с учащимися с твердым расписанием занятий и с постоянным составом занимающихся.

Большинство занятий по спортивным играм, как и по другим видам спорта, проводится обычно с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию и под руководством педагога. Постоянство состава занимающихся имеет в спортивных играх особенно важное значение, так как без него невозможна подготовка хороших команд футболистов, волейболистов, баскетболистов и др. Все это дает возможность рассматривать урок как основную форму занятий.

Непосредственное влияние педагога на занимающихся осуществляется прежде всего и больше всего на уроках. Перед каждым уроком должны ставиться определенные педагогические задачи.

Каждый отдельно взятый урок должен быть связан как с предыдущими уроками, так и с последующими.

Структура урока

Урок условно разделяется на четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную. Каждая часть урока, несмотря на их органическую связь, имеет свои особые задачи.

Воспитательные задачи разрешаются уроком в целом, хотя преподаватель и акцентирует свое внимание в разных частях урока на развитие определенных моральных и волевых качеств.

В вводной части урока педагог ставит следующие задачи: хорошо организовать группу, добиться активного и устойчивого внимания, вызвать положительные эмоции.

В первой части урока наиболее часто применяются: строевые и порядковые упражнения, ходьба с различными дополнительными движениями, медленный бег, так называемые упражнения на внимание. Этим упражнениям предшествует построение группы, рапорт старосты или дежурного, проверка присутствующих и сообщение педагогом основных задач данного урока.

В подготовительной части урока разрешается задача подготовки занимающихся"^ наиболее успешному решению задач основной части урока.

Содержание подготовительной части находится в прямой зависимости от содержания основной части урока. Упражнения, используемые в подготовительной части, должны всемерно способствовать наилучшему решению главных задач. Так, например, если одной из главных задач является обучение отдельным техническим приемам, то в подготовительную часть целесообразно включить специальные упражнения, которые облегчали бы занимающимся освоить эти технические приемы.

В подготовительной части урока используются как упражнения гимнастического характера, так и игровые.

В основной части урока разрешаются следующие главные задачи:

1. Обучение техническим приемам и совершенствование в них; закрепление технических приемов в различных условиях игры.

2. Повышение физической подготовленности — совершенствование быстроты, ловкости, выносливости, силы.

3. Обучение тактике и совершенствование в ней.

4. Воспитание волевых качеств.

Заключительной частью завершается урок.

Организованно закончить занятия, привести занимающихся в относительно спокойное состояние, подвести итоги — таковы задачи, стоящие перед педагогом в заключительной части урока.

Приведение занимающихся в относительно спокойное состояние достигается за счет постепенного снижения нагрузки. Постепенное снижение нагрузки и правильный подбор упражнений в заключительной части должны понизить степень возбуждения занимающихся и этим обеспечить нормальный переход к последующей деятельности. Если такой переход не будет обеспечен, то, например, после проведения урока по спортивным играм в школе занимающиеся на следующем уроке по одному из общеобразовательных предметов окажутся в чрезмерно возбужденном состоянии, из-за которого им трудно будет усваивать учебный материал.

Подведение итогов урока имеет большое значение. Оно обычно предусматривает указания педагога, касающиеся наиболее типичных ошибок, выявленных у занимающихся, и путей их устранения.

В заключительной части урока наиболее часто используются ходьба, медленный бег, упражнения с расслаблением и в некоторых случаях — игровые упражнения, не требующие большой интенсивности действия.

Количество времени, отведенное на каждую часть занятия по спортивному уроку, в процентном отношении примерно следующее: вводная часть — 3—5%, подготовительная — 10—15%, основная— 84—75% и заключительная—3—5%.

Несмотря на условное разделение урока на отдельные части, его всегда следует рассматривать как единый целостный педагогический процесс.

План-конспект урока

по физической культуре для учащихся 10- го класса

Раздел программы: Спортивные игры.

Тема урока: Волейбол.

Цель урока: Освоение умений и навыков владения мячом.

Задачи урока: I Образовательные

1.Совершенствование техники передачи и приема мяча двумя руками сверху. 2.Закрепление техники нападающего удара.

II Оздоровительные

1.Развивать точность и координация движения.

III Воспитательная.

1.Воспитывать самостоятельность, ответственность и взаимодействие.

Метод проведения: фронтальный, поточный,индивидуальный, игровой.

Место проведения: Спортивный зал.

Инвентарь: Мячи баскетбольные, волейбольные, компьютер, листы бумаги, карандаши.

Время проведения: 45 мин

 

 

Части урока Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная Часть 12 мин Построение, приветствие. Сообщение задач урока. Ходьба и её разновидности в колонне по одному а) на носках, руки за голову; б) на пятках, руки на поясе; в) в полуприседе, руки на поясе;   Равномерный бег: а) в колонне по одному; б) бег «змейкой» (по линиям площадки); в) перемещения («змейкой») в средней стойке волейболиста, приставными шагами левым, правым боком, спинной вперед с имитацией руками передачи мяча двумя сверху;   ОРУ в движении без предметов: 1) И.п.- руки в стороны, кисть в кулак: а) - вращения кистями вперёд; б) - вращения кистями назад; 2)И.п.- руки в стороны, кисть в кулак: а) - вращения в локтевом суставе вперёд; б) - вращения в локтевом суставе назад; 3)И.п.- руки в стороны, кисть в кулак: а) - вращения в плечевом суставе вперёд; б) - вращения в плечевом суставе назад; перестроение через середину зала в колону подва мальчики с баскетбольным мячом, девочки с волейбольным. 4) И.п-мяч на вытянутой руке передача кистью поочередно правой, левой 5) И.п-ноги на ширине плеч, мяч за головой бросок мяча с траекторией. 6)И.п- то же, но мяч за спинной. 7) И.п- передача мяча вокруг туловища по пять передач по часовой и против. 8) И.п- левая нога вперед перекладываем мяч между ног восьмеркой, то же правая. 1 мин   2 мин     3 мин   6 мин Обратить внимание на форму, внешний вид.     Следить за осанкой, держать голову и спину прямо. Упражнения выполнять в колонне по одному.     Самоконтроль учащихся за дыханием, выдерживать Дистанцию.   Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений    
  Основная Часть 30 мин     Передача и прием двумя руками сверху:   а) 3- передачи мяча двумя руками сверху над собой и передача партнеру   б) передача двумя руками сверху в парах.   в) передача мяча двумя руками сверху, через сеть со сменой мест в своих колонах     Техника нападающего удара:   а) имитация нападающего удара без мяча       б) подбрасывание мяча над собой, два шага и выполнить удар по мячу.     в) выполнение прямого нападающего удара, игрок из зоны 4 после передачи игроку в зону 3, выбегает к сетке и выполняет нападающий удар по мячу, подброшенному игроком вертикально вверх на высоту 1 м от сетки.   Построение две группы играют в учебную игру, третья группа идет на просмотр презентации и тест.     г) Двусторонняя учебная игра       3 мин   3 мин     3 мин   3 мин     3 мин   4 мин   1мин     10 мин   Следить за положением рук, за разведением локтей в стороны Движение начинать с ног   Стараться сделать точную передачу игроку     При имитации руки выносить за сетку   Удар по мячу наносится ладонью сверху-справа, а заключительное движение- кистью сверху-вниз-налево.   Совершенствование техники игры в различных игровых ситуациях. Играть в три касания мяча. Вторая передача из зон 1,6,5 в зону 3. Из зоны 3 выводить на нападающий удар игроков зоны 2 и 4.  
заключительная часть 3 мин   1.Подведение итогов урока. 2.Выставление оценок за урок. 3.Домашнее задание, упражнения на развитие прыгучести, силу рук, имитация атакующего удара.         За работу на уроке отметить лучших учащихся.

 

 

Быстрое нападение

Быстрое нападение также представляет собой систему, называемую иначе системой быстрого прорыва.

Дальнейшее совершенствование способов организации командных действий в стремительном нападении дает возможность определить другие системы стремительного нападения.

Эту систему нападения быстрым прорывом применяет большинство ведущих команд Советского Союза.

Быстрый прорыв — лучшая система в игре с противником, который не успевает полностью занять оборону. Ее всегда можно применять в первый момент после того, как противник теряет мяч.

Основное в системе — быстрое передвижение под щит противника возможно большего числа игроков нападающей команды с тем, чтобы создать там численное превосходство. Чем быстрее будут действовать игроки, тем вероятнее может быть достигнуто это превосходство, тем удачнее может пройти атака корзины. Овладев мячом, все игроки идут вперед, не считаясь с функциями, которые они выполняют в команде (нападение или защита). Особенно энергично должны переходить в нападение игроки, которые находятся ближе к корзине противника. Все остальные поддерживают их наступательные действия быстрым передвижением вперед. От своевременности и резкости старта команды зависит результат быстрого прорыва.

Успешно развить быстрый прорыв можно лишь в том случае, если правильно действует игрок, который первый овладеет мячом в борьбе. Совершенно обязательно, чтобы Овладевший мячом игрок мгновенно передал его ближайшему партнеру, не пытаясь как-либо его обработать и не затрачивая времени на выбор партнера, оценку обстановки, ведение мяча, отвлекающие действия и т. п. Первая передача, как правило, должна быть короткой (1—5 м). Чем быстрее будет сделана первая передача, тем труднее противнику, перед этим наступающему, догнать мяч. Пока противник остановится, повернется и сделает старт, команда, неожиданно овладевшая мячом, может забросить мяч в корзину.

Быстрый прорыв возможен также после того, как мяч будет введен в игру из-за линии, в случае, если противник промедлил и не успел вернуться в защиту. Для этого игрок, вводящий мяч в игру, должен быстро взять его, подбежать на место, на ходу определив, кому передать мяч, и немедленно ввести его в игру. Остальные игроки отрываются вперед, двигаясь так же, как и при перехвате мяча.

Промедлив с первой передачей, после того как мяч перехвачен или после введения его в игру из-за линии, игрок облегчает противнику возможность защититься и сводит этим систему быстрого прорыва на нет.

Бывают случаи, когда применяется только одна длинная передача партнеру, оторвавшемуся от защитников и прошедшему под щит противника. Это можно делать только в случае, если игрок оказался совершенно один и у противника исключена всякая возможность перехватить мяч. Если же на некотором расстоянии от партнера находится противник, то можно ожидать, что время, потраченное на полет мяча, окажется достаточным для того, чтобы противник приблизился к партнеру и перехватил мяч или же помешал ему свободно действовать. В этом случае партнер, даже получив мяч, вынужден будет или ожидать, когда подойдут остальные игроки, или один вступить в борьбу, результат которой сомнителен.

Короткие передачи дают возможность нескольким игрокам подойти к щиту противника одновременно с мячом. Быстрота передачи и передвижения, увеличивая или сохраняя полученный отрыв от противника и свое численное превосходство, создает успех команды. Нападающая команда ставит противника в этом случае в очень трудное положение и лишает его всякой возможности оказать сопротивление. При быстром прорыве не рекомендуется вести мяч. Всегда лучше предпочесть короткие передачи.

Движение же игроков, передающих мяч с одной стороны площадки на другую, все время меняет направление, с которого они могут угрожать корзине, усложняет обстановку, В которой вынуждены действовать и непрерывно перестраиваться защитники. Эта перестройка не всегда может быть успешной, поскольку нападающая команда имеет численный перевес. Ведение мяча всегда медленнее, чем передвижение игрока без мяча, поэтому оно задерживает и замедляет развитие игры. Кроме того, игрок, применяющий ведение мяча, ограничен в своей маневренности, что облегчает защите бороться с игроком, ведущим мяч.

Вести мяч можно только в финале быстрого прорыва, когда игрок движется непосредственно к корзине и на пути нет противника. В этом случае непосредственное приближение игрока с мячом к корзине заставит противника принять более активные меры защиты, в результате чего один из нападающих, близко расположенный к корзине, может оказаться свободным. Игрок, ведущий мяч, должен это использовать и передать мяч своему партнеру, находящемуся в более выгодном положении.

Часто нападающая команда, создав численное превосходство в зоне противника, считает, что она уже достигла успеха и замедляет игру. Это грубейшая ошибка.

Для быстрого прорыва с первого момента, когда получен мяч, и до броска в корзину действия команды должны быть стремительны. Подавляющее численное превосходство, достигнутое правильными действиями вначале, можно реализовать только, ускорив действия игроков в финале — перед броском.

Только резко увеличив быстроту действий, можно лишить защищающуюся команду возможности подтянуть силы и восстановить численное соотношение игроков, а также организовать защиту имеющимися силами и помешать броску в корзину.

Длительность действия команды, применяющей систему быстрого прорыва, от момента получения мяча до броска в корзину должна быть очень мала и состоять из трех-четырех передач, которые нужно успеть сделать до того, как подойдут оставшиеся игроки противника.

Если за это короткое время не будет сделано броска в корзину или хотя бы попытки сделать бросок, то можно считать, что быстрый прорыв не удался. Команда, если она еще владеет мячом, должна применить другую систему нападения, более действенную в борьбе с противником, полностью вернувшимся в защиту.

Быстрый прорыв, в котором все игроки активно переключаются в нападение, совершенно ослабляет защиту собственной корзины. Поэтому от игроков нападающей команды, действующих очень быстро, требуется особая точность в передачах. Малейшая неточность — и мяч переходит к противнику. Часть игроков противника отстала, но теперь они будут находиться уже в зоне нападения, благодаря чему противник без борьбы получает численное превосходство под щитом. Таким образом, одна неточная передача не только уничтожает все численное преимущество, но и передает его в руки противника.

Быстрый прорыв не допускает из-за краткости времени от начала до завершения какой-либо постоянной расстановки игроков. Чтобы прорыв был быстрым и неожиданным, игроки должны мгновенно перестраиваться, действовать разнообразно и индивидуально в соответствии с обстановкой на площадке.

Игроки в быстром прорыве не должны действовать скученно, а использовать всю площадку: часть игроков продвигается вдоль боковых линий, часть—по центру площадки

Широкий фронт наступления увеличивает площадь, которую должен защищать противник. Кучные же действия нападающих облегчают защиту, и даже один защитник может удачно справиться с двумя-тремя нападающими (рис. 53, б).

Продвигаться нужно широким фронтом, но не в одну линию. Лучше всего продвигаться треугольником (рис. 53, в).

Игрокам, которые отрываются первыми, нельзя дожидаться своих партнеров у линии зоны, а нужно идти максимально быстро вперед и смело заходить без мяча в тыл защитников.

Игроки, начавшие действовать позднее, не обгоняют первых, а немного отстают, образуя с ними треугольник. Замыкающий должен двигаться по середине площадки. Он по-своему положению должен взять на себя роль распределяющего передачи, через которого идет вея подготовка атаки, а также сам угрожать корзине.

Если достигнуто численное превосходство, то игрок с мячом, находящийся близко к щиту, должен активно угрожать корзине (вести мяч на корзину, прицеливаться и т. п.), вызывая на себя защитников, чтобы этим освободить от них одного из партнеров. Игрок с мячом должен при этом следить за тем, как действует защитник. Если защитник пойдет на него, мяч следует отдать свободному партнеру, если же защитник не реагирует на его действия, он смело должен идти на щит и атаковать корзину.

Быстрый прорыв требует, чтобы все игроки действовали молниеносно. Он применяется против противника, не успевшего полностью вернуться в защиту.

Пользоваться быстрым прорывом против команды, полностью занявшей оборону, невозможно, и пытаться сделать это было бы тактически неграмотно.

 

Подвижные игры в системе физического воспитания

 

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение какой либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности.

Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

Начальный этап становления подвижных игр характеризуется подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту (как наиболее древние формы человеческой деятельности). Поэтому характерным является то, что фольклорные фонды всех народов СССР содержат подвижные игры, связанные как с образами и повадками птиц, животных, так и с ловлей их (белорусская игра «Волк», все аналоги русских игр «Волк и овцы», «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробышки», «Лиса и куры» и т. п.; эстонские «Стрельба в тетерева» и «Ужение ерша»; литовские «Скачки лис» и «Ловля куропаток»; таджикские «Нах-чирш и кор» и «Шикер бо шоин» и др.).

Подражательные трудовым действиям игры, по-видимому, очень рано стали представлять собой объективно существовавшие средства физического воспитания. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме — в форме игр и плясок, доставлявших одновременно и эстетическое удовлетворение. По мнению профессора В. К. Никольского, уже на самой ранней ступени развития человеческой культуры «игра приобретает характер зародышевой физкультуры, подготовляющей человека к его функциям как члена коллектива» подражательные действия в игре еще не были отдифференцированны от трудового процесса. Примером здесь может служить грузинская игра «Спуск /сена», содержание которой заключается/в аналогии действий, связанных с этим видом сельскохозяйственного труда.

Множество игр уже отдифференцированны от трудовых действий. К таким играм относятся, например, белорусские игры «Што робиш» и «У шашу», литовские «Кнут», «Табалас», эстонские и латвийские «В сапожника», «В рыболова» и др., украинские - «Баштан» и «Маковочка», «Пекарь», армянские «Вар» и «Гунз» и другие, отражающие локальные условия историко-экономического развития общества.

Как показывают исследования, проведенные многими специалистами из союзных республик, общим для всех народов, живущих в одном регионе, является влияние природных, климатогеографических, производственных и других особенностей, в том числе этнических. В качестве примера можно привести игры у среднеазиатских народов, проводимые на лошадях, в которых обязательными компонентами служат аркан и нарта. Вместе с тем это не исключает топографических игр (можно говорить о них обобщенно), которые характерны для отдельных регионов (например, горных районов), а также подвижных игр, обусловленных не только особенностями быта и культуры, но и необходимостью с детства готовиться к боевым действиям в условиях ограниченного пространства там, где имели место частые боевые столкновения. Собственно, в таких местах и девочки готовились определенным образом к боевым действиям. Таким содержанием отличаются, например, некоторые игры Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Армении, Грузии.

Во многих играх, отдифференцированных от боевых условий, сохранились сюжеты военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей на военную тему, в процессе которых развивались физические и нравственные качества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки, поощрялись взрослыми, поскольку считались лучшей формой подготовки к жизни.

Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осознается играющими.

Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, в физических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры (в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игр стал применяться спортивный* инвентарь).

Как показывает анализ фольклорного фонда всех народов СССР, дети в своих играх не только подражают действию, поведению старших, но и используют инвентарь, весьма сходный с обычным, применяемым в повседневной жизни. При этом в подавляющем большинстве случаев в игры включаются уже готовые предметы, т. е. дети стараются найти их, приспособить к требованиям игры соответственно собственной фантазии. Это не исключает, конечно, и того, что они весьма искусно, в меру своих сил, изготовляют этот инвентарь по совету, а иногда и под руководством старших.

Таким образом, родившись на основе различных трудовых операций и отображая их, используя в качестве инвентаря приближенные копии орудий труда, игры способствуют формированию действий, которые необходимы для самостоятельного изготовления игрового инвентаря. В сущности, каждый мальчишка гордился своей способностью изготовить биту, или лук, или чиж такими, каких не было у других. Уже одно это удовлетворение от созданного служило стимулом к игре, поскольку в ней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве изготовления предметов. ^Но для успеха необходимо было овладеть и такими навыками труда, которые в игре не встречались. Поэтому в народных подвижных играх с использованием предметов ярче всего проявляется взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием.

Любая народная игра, попадая в иную- среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета.

 

Убедительным примером, отражающим исторический ход развития игры, является русская игра «Городки». В сущности, под этим названием понимается множество игр с метанием биты в деревянные чурки, имеющих целью захват «городов» (очерченной площадки).

У разных народов наблюдается большое количество однотипных игр, представляющих модификации, которые складывались применительно к локальным условиям (например, «Русская лапта», сходная с литовской игрой «Муштукас»). Благодаря этому у многих из живущих поблизости сохранились формы подвижных игр и физических упражнений, дающие возможность проследить за отдельными этапами развития той или иной игры (например, конная игра «Козлодрание» у казахов называется «Кок-пар», у киргизов — «Улактарыш», у узбеков — «Улак», у таджиков — «Бузкаши»). Вместе с тем, например, у народов Кавказа наблюдаются отдельные элементы, указывающие на длительность сохранения местных традиций, (например, грузинские игры «Дарбева», «Лахти», армянские «Ероцик», «Вагана-хах»).

Принадлежность игры к тому или иному этнографическому району или региону, видимо, следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других — частично, в третьих же изменилась настолько, что лишь пристальное изучение сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков.

Встречаются нетипичные игры, часть которых со временем настолько адаптировалась к местным условиям, что появилась местная терминология («Лапта», «Альчики» и др.).

Следует остановиться еще на одной черте игр в связи с различной структурой бытового устройства у народов в прошлом. Общественные обязанности, как известно, выполняли тогда мужчины, на женщин же был возложен большой круг семейных забот, что и проявилось в содержании игр. Если мужское население тяготело к состязательным, то женское — больше к сюжетным играм хозяйственного характера, пляске и танцам. Эти тенденции, отражающие половые различия в зависимости от сферы деятельности, наблюдаются и в играх детей.

Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте. Для примера можно привести игры «Прыгайте через ноги», «Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых действия постепенно усложняются в зависимости от подготовленности играющих и их возрастных особенностей.

Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря на то, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной.

В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

Поскольку обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности, то, следовательно, в ней на протяжении исторического развития проявляются такие важнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурные связи и многое другое.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся е выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно, предъявляет и определенные методические трёбования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса.

Гибкое применение известных принципов классификации предоставляет педагогам широчайшие возможности для рационального использования сокровищницы народного игрового фольклора, будь то задача преимущественного развития физических качеств или формирования и совершенствования координированных и экономных движений, образования умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которые предъявляет жизненно практическая деятельность. Разнообразие двигательных действий в народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья занимающихся.

Педагогические наблюдения и эксперименты, проведенные в различных союзных и автономных республиках, заключавшиеся во включении в школьную программу преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведении уроков на их основе, показали прежде всего активизацию отношения учащихся к этим занятиям, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение заинтересованности родителей в школьных занятиях детей физической культурой и спортом в целом

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.162.35 (0.073 с.)