Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подвижные игра:виды,структура, значение

Поиск

Подвижные игры с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игр побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры с бегом состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра с бегом — незаменимое средство пополнения ребен­ком знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограничен­ные возможности комплексного использования разнообразных ме­тодов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых качеств личности. [15]

В созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития. По мнению П.Ф.Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно

обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры с бегом рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры с бегом являются одним из условий развития культуры ребенка. В них познается окружающий мир, развивается интеллект, фантазия, воображение, развиваются физические качества. [7]

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре с бегом принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий.

При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.

Подвижные игры с бегом служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. [6]

Бег - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Бег, способ передвижения, при котором (в отличие от ходьбы) обе ноги ни на один момент не касаются земли одновременно, так что тело соприкасается с землей одной ногой или вовсе отрывается от земли. Бег является одним из наиболее распространенных и физиологически ценных физических упражнений, входя составной частью в игры, гимнастику и спорт. [3]

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной деятельности ребенка - игре. Бег чаще других используется в повседневной жизни всеми детьми не зависимо от того, посещают ли они детские учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений включающих элементы игр. [4]

К 4 - 5 годам под влиянием подвижных игр с бегом у детей улучшается координация движений рук и ног в беге, совершенствуются полетность, ритмичность. В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко,

ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.

В работе Т.В. Савельевой раскрывается методика подвижных игр с бегом, а также подводящих к бегу упражнений, содействующих овладению детьми старшего дошкольного возраста элементами бегового шага, формированию «беговой осанки» и прямолинейности передвижения. Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы. [15]

В беге необходима хорошая координация движений рук и ног. Для развития ловкости в старшем дошкольном возрасте прово­дится подвижные игры с бегом, такие как «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята»,«Гуси-лебеди»(приложение 9), «Сделай фигуру», «Караси и шука», «Перебежки» (приложение 6), «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Самолеты», «Найди себе пару» (приложение 7), «Бездомный заяц», «Солнышко и дождик»(приложение 1),«Ловишки», «Лошадки», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Жмурки» (приложение 3), «Чье звено скорее соберется?», и многие другие. В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости. [20]

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Так же используются другие виды бега (на скорость, в медленном темпе), имеющие важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость. [4, С.32]

Если понаблюдать за любым ребенком, замечаешь, что дети очень любят забираться на деревья, лазать по заборам, висеть

на турниках и канатах. Любой предмет, который выше их собственного роста и на которых можно хоть с трудом, но залезть, становится объектом пристального внимания ребенка.

Такую расположенность детей к деревьям, турникам и канатам можно объяснить тем, что у детей начинает развиваться координация движений и укрепляется опорно-двигательный аппарат. [11, С.97]

Подвижные игры с бегом развивают умения детей действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Ловкость проявляется в подвижных играх, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений.

Развитие ловкости зависит от хорошо выполненных детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой, с обеганием препятствий)

В подвижной игре с бегом ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения в процессе бега в игровой обстановки.

Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например, в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в. безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего он вновь ускоряет движение. [6]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.009 с.)