Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Поиск

Психофизиологические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.[16]

Составной частью физического воспитания являются физические качества, которые содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. [1,С.118]

В процессе роста и развития организма физические качества претерпевают изменения. Активные, целенаправленные занятия по воспитанию физических качеств ускоряют и качественно изменяют процесс всех систем организма. Воздействие на одно из физических качеств оказывает влияние на остальные.

[9, С.6]

Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельность. [16, С.74]

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных воп­росов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. [19]

Бернштейн отмечал, что двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость и должна справляться с любой возникшей двигательной задачей:

1)правильно (т.е. адекватно и точно);

2)быстро (т.е. скоро и споро);

3)рационально (т.е. целесообразно и экономично);

4)находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)» [20]

Ловкость теснейшим образом связана с функцией управления, а это значит, что главную роль в проявлении этого качества играет центральная нервная система. Этим обстоятельством обусловлен также и тот факт, что ловкость является более разносторонним, гибким и универсальным качеством по сравнению с другими.

Ловкость как качество обусловлено степенью пластичности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга, позволяющих ребенку менять темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, проявлять умение ориентироваться в окружающей среде, сохраняя равновесие.

Но ловкостью, не является чисто физическим качеством, как, например, сила, выносливость или быстрота. Говоря об этом качестве, трудно определить чего в нём больше - физического или психического. Она образует, как бы, мостик к умственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности. Именно поэтому ловкость, нередко, повышается с годами, в то время как другие физические качества заметно снижаются и деградируют.[8]

 

Пик естественного развития приходится на старший дошкольный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в дошкольном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. [18]

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. [10]

Для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста необходимы разнообразные по сложности упражнения и организационно-педагогические условия проведения занятий, которые содержатся в подвижных играх. В них педагог использует быструю смену различных положений рук, ног и туловища у детей; изменение скорости и темпа движения, выполнения взаимосогласованных коллективных действий несколькими детьми и т.д.

На основании представленных предварительных замечаний можно в наиболее обобщённом виде определить ловкость как комплексную психомоторную способность, обусловливающую качество управления движениями. Её часто называют “царицей” управления движениями. [8]

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психо­физических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физи­ческого воспитания.

Кроме того, могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие – это кружение на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др. При это показателем ловкости может служить время выполнения таких заданий, как бег с поворотом (челночный бег), бег с препятствиями другие.

Изменение объема двигательной деятельности детей в режиме дня не оказывает особого влияния на темпы роста ловкости, как двигательной способности у детей, сохраняя лишь половое отличие. [5]

По мнению специалистов в области физического воспитания дошкольников, ловкость – это показатель сформированности двигательного опыты, а его перенос игровую и самостоятельную деятельность наиболее характерное проявление психофизического качества.

На основе изучения ловкости у спортсменов В.С.Фарфелем были выделены ее составляющие: быстрота реакции на сигнал и усвоение нового, координация движений и осознанное выполнение движений с использованием двигательного опыта. Учитывая специфику дошкольного возраста, последовательность работы над каждым из этих элементов выглядит следующим образом:

· Осознанность выполнения движений с использованием двигательного опыты;

· Быстрота усвоения навыка;

· Координация движений;

· Быстрота реакции по сигналу.

Реализация этих компонентов проявляется в том, что движения, правильно выполненные ребенком по словесной инструкции, свидетельствуют о сформированности двигательных навыков и могут быть перенесены в игровую и самостоятельную двигательную деятельность. [14, С. 59]

Таким образом, ловкость - это физическое качество, которое позволяет ребенку менять свои двигательные действия в меняющейся обстановке. Основным средством развития ловкости являются физические упражнения с элементами новизны.

Методы, условия, средства развития ловкости

Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

То есть ловкость зависит от пластичности и подвижности нервной системы и её умения адаптироваться к изменяющимся условим внешней среды в виде правильно скоорденированных, точных физических действиях, направленных на решение возникшей ситуации.

Ловкость - это способность быстро, точно, экономично и находчиво решать различные двигательные задачи. Средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные игры и использование разнообразных приемов (зеркальное выполнение упражнений, усложнение условий выполнения упражнений, изменение скорости и темпа движений, изменение границ поля)

Средствами развития ловкости являются: физические упражненияв основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения – вдвоем, небольшой группой – с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.008 с.)