Особенности проведения проведения подвижных игр для разных возрастных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения проведения подвижных игр для разных возрастных групп



Специалист, по физическому воспитанию должен уметь ориентироваться в соответствии подвижных игр закономерностям возрастного развития детей (младшего школьного возраста, 7—12 лет; среднего школьного,подросткового возраста, 12—15 лет) и молодежи (старшего школьного, или юношеского возраста, 15—17 лет).

Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся и т. д.

Подвижные игры детей дошкольного возраста

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Врачебно-педагогический контроль показывает, что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно большое внимание игры с мячом оказывают на воспитание быстроты реакции, ловкость, подвижность и т.п.

Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис.

Подвижные игры детей младшего школьного возраста

У детей 7—9 лет преобладает предметно-образное мышление; они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают. Многие игры детей 7—9 лет строятся на непосрёдственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по сравнению с играми дошкольников становятся богаче. Действующие в играх персонажи наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами (например, это видно из довольно сложной по сюжету игры «3айцы, сторож и Жучка»).

Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно, в определенном ритме, согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих играх («Октябрята» и др.), что доставляет детям большое удовольствие.

Восприятие детей 7—9 лет вначале недостаточно организованно, неустойчиво. Они еще не способны целенаправленно выслушивать объяснения игры, отделять главные игровые действия от второстепенных. Поэтому стройный ход игры нередко нарушается. По мере накопления опыта в играх такие явления постепенно сглаживаются, устраняются. Внимание детей 7—9 лет непроизвольно; они не могут подолгу сосредоточиваться на одном действии, на выполнении какой-либо одной двигательной - задачи. Тем самым обусловливается характерная для игр маленьких школьников непродолжительность игровых эпизодов, сменяемость одних игровых заданий другими. Примерами могут служить игра «Волк во рву», состоящая из коротких повторных эпизодов (перебежек), или игра «Альпинисты», содержащая ряд последовательно выполняемых различных двигательных задач.

Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях; сохраняют в памяти наглядно-образные объяснения игры учителем, речитативы, а также правила игр, в которые они научились играть. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий.

Формирование навыков общественного поведения, возрастание общественных интересов повышает заинтересованность детей в играх с действиями сообща. Такие игры строятся на простейших взаимоотношениях между участниками. Совместные, общие для всего коллектива действия по преодолению препятствий доставляют участникам игр большое удовлетворение.

В играх без водящих играющие борются сообща за свое место и за общий порядок в играющем коллективе (Конники-спортсмены, Космонавты»). Игры с водящими представляют единоборства рядовых игроков про- тин действий водящих («два Мороза», «Подвижная цель») или борьбу против водящих при элементарных действиях по взаимоподдержке и взаимопомощи («Подвижная цель», «Салка, давай руку»).

Среди подвижных игр детей 7—9 лет встречаются немногочисленные простейшие игры с разделением на команды без вступления в непосредственное соприкосновение с противником («Метко в цель», «Команда быстроногих»).

Недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей этого возраста объясняются простота и лаконичность правил игр, стремление детей сразу включаться в активные игровые действия, выяснять результаты игры в кратчайшие сроки

Развитие активности и самостоятельности в действиях при недостаточности Волевых качеств нередко сводится к стремлению играть за себя и для себя (добиваться наиболее интересных ролей в игре, не уступая Товарищам, нарочно подолгу водить и т. п.).

У детей в возрасте 7—9 лет костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив к деформациям под влиянием односторонней нагрузки и больших мышечных напряжений, а также длительных статических положений тела. Мускулатура относительно слаба, в частности то относительно к мышцам спины и брюшного пресса.

Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (наби’вньтх мячей и т. п.) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными движениями и длительным сохранением статических положений тела. Полезны игры, укрепляющие крупные мышечные группы («Альпинисты), а также различные эстафеты с лазаньем и перелезанием).

Особенности строения и функций сердечно-сосудистой системы детей 7—9 лет обусловливают возможность проведения подвижных игр со значительной интенсивностью двигательных действий, но не длительных, короткими перерывами для отдыха. Например, дети способны без признаков снижения работоспособности неоднократно активно и энергично повторять двигательные действия в таких играх, как «Октябрята», «Волки во рву»; выполнять непрерывно, но в течение небольшого срока времени движения с большой интенсивностью игре «Попрыгунчики-воробушки».

 

Несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются. то происходит вследствие неэкономной траты сил, еще недостаточно совершенных функций центральной нервной системы, неразвитой координации движений. Однако многие подвижные игры позволяют детям проявлять все более высокую точность движений, мышечное чувство, чувства пространства и времени (например, «Мяч среднему», «Лиса и куры», «Выиграй время дальними бросками»). Привлекательны и доступны для детей 7—9 лет игры, требующие незамедлительных переходов от одного действия к другому в условиях изменяющихся. игровых ситуаций (варианты «Салок», «Охотники и утки»).

У детей 7—9 лет улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В то же время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее. Поэтому для них доступнее подвижные игры, требующие не столько предельно быстрого перемещения тела в пространстве («Команда быстроногих»), сколько быстроты

выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча («Гонка мячей»), с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение направления передвижения («Салки»).

Подвижные игры детей среднего школьного возраста

У детей 10—11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Сюжеты подвижных игр строятся в основном на символическом воспроизведении знакомых из реальной жизни понятий, а не на стремлении натуралистически подражать знакомым явлениям, образам (например, участники игры «3ащита укрепления» не изображают воинов; укрепление — сооружение весьма условное и представляет конструкцию из трех палок).

Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх (особенно организуемых самостоятельно). дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с большим разбором составляют команды, примерно равные по силам; сообща устанавливают план действий, обмениваются замечаниями; обсуждают проведенную игру, делятся впечатлениями («Мяч капитану», «Борьба за мяч).

Восприятие детей 10—11 лет постепенно совершенствуется и переходит на новую, более высокую ступень. Дети уже способны понимать главные задачи игровых действий, подчинять им второстепенные задания. Это упорядочивает ход довольно сложных игр, таких, как, например, «Перестрелка».

Формирование у детей осознанного внимания позволяет им в процессе занятий подвижными играми более организованно, целенаправленно управлять своими движениями, осуществлять самоконтроль над выполнением большего числа правил и одновременно сосредоточиваться на нескольких действиях в различных игровых ситуациях. В этом заключается одна из существенных причин доступности и привлекательности игр со сравнительно продолжительными, непрерывно развертывающимися действиями, подчиненными одной ведущей задаче («Сильные и ловкие»), а также игр, сочетающих несколько основных движений («Эстафета по полосе препятствий»).

Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, с запоминанием по ассоциации 10-11-летние школьники должны уже выполнять осознанную, волевую работу по запоминанию. Это, например, ярко выражается в играх («Школа мяча», «Передача мячей в колоннах»), когда от точно запоминаемого порядка выполнения отдельных приемов зависит выигрыш или победа. По ходу многих игр дети живо интересуются учетом выигрышных или штрафных очков.

В содержании и форме большинства подвижных игр 10-11-летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма. ответственности за поступки, волевых и других положительных качеств поведения и черт характера. Игры строятся на более сложных взаимоотношениях между участниками, основанных на опыте совместных игровых действий, общих для всего играющего коллектива.

В одних играх участники, разделившись на группы (команды), ведут борьбу за предмет, за место («Бег за флажками»), за выигрыш времени («Линейная эстафета с бегом»). В таких играх, однако, при согласованных действиях между игроками каждой из команд еще исключены возможности затруднять действия противника. В других, более сложных по взаимоотношениям участников играх, с разделением на команды, играющие уже вступают в непосредственное соприкосновение е противником («Сильные и ловкие», «Перетягивание через черту»). Добиваясь победы, играющие могут заставлять игроков другой команды делать промахи, ошибки, ставить их в невыгодные условия.

Некоторые игры детей среднего школьного возраста не предусматривают разделения на команды и представляют совместную борьбу участников против водящих («Не давай мяча водящему»).

Игры с разделением на команды и вступлением участников в непосредственное соприкосновение с противником, а также игры с борьбой против водящих, построенные на необходимости значительной согласованности действий рядовых участников, способствуют воспитанию у детей воли, настойчивости, выдержанности, сознательной активности и самостоятельности в действиях.

Возраст 10—11 лет характеризуется растущей устойчивостью организма. Костно-связочный аппарат крепнет, но еще довольно пластичен и гибок. Мышцы нарастают постепенно, и силовые данные детей еще невелики. Участвуя в подвижных играх, где по преимуществу проявляется качество силы, дети способны на кратковременные силовые напряжения динамического характера («Бой петухов», «Перетягивание через черту»)

Благоприятными условиями развития сердечно-сосудистой системы объясняется соответствие детям этого возраста подвижных игр с большой интенсивностью и относительной длительностью непрерывных активных двигательных действий. Примерами могут служить игры «Не давай мяча водящему» и «Борьба за мяч», с возможной длительностью каждой игры до 10—12 мин. При максимально допустимой длительности эти и им подобные игры содействуют воспитанию выносливости.

У детей 10—11 лет возрастает регулирующая роль коры головного мозга. Это служит существенной предпосылкой к дальнейшему совершенствованию координационных способностей. Резко повышаются функциональные возможности двигательного анализатора. Действия детей в подвижных играх становятся более слаженными, точными, ловкими. Неэкономные движения, требующие излишней затраты сил и не дающие ожидаемого результата, уступают место более совершенным. Играя, дети проявляют все большие способности правильно распределять движения во временных и пространственных отношениях. Более целесообразно и без излишнего промедления играющие применяют усилия, требующиеся по ходу разнообразных игровых ситуаций («Борьба за мяч»).

Соответствуют детям 10—11 лет подвижные игры, которые создают условия для проявления быстроты ответных реакций и одновременно содействуют совершенствованию способностей к преодолению небольших расстояний в кратчайший срок («эстафета по полосе препятствий» и т. п.).

Подвижные игры подростков

Мышление и речь детей 12—14 лет становятся более зрелыми. Сюжеты большинства подвижных игр не символичны, но лишь подчеркивают основные задачи игровых действий, отражая свою сущность в названиях игр («Тяни в круг», «Кто быстрее?»). Символика сохраняется в сюжетах и названиях ряда игр на местности («В тылу противника», «На двух границах» и т. п.).

Сложные по содержанию и форме игры подростков (например, такие, как «Мяч капитану», лапта с препятствиями) требуют расчетливого применения ряда ранее усвоенных двигательных умений и навыков в новых сочетаниях и комбинациях, при большей сложности игровых ситуаций. Этот расчет во многом опирается на предшествующий опыт участия в занятиях и соревнованиях по родственным подвижным играм. Например, в игре «Мяч капитану» требуются бег с ведением мяча (после его ловли па месте и в движении), изменения скорости и направления передвижения, ловля и передача мяча двумя руками, и все это при борьбе с игроками другой команды.

Успешному ориентированию в таких игровых приемах и действиях помогают ранее известные подросткам родственные, но более элементарные игры, например, «Мяч с четырех сторон» (ловля и передача мяча стоя, двумя руками, без вмешательства противника), «Не давай мяча Водящему» (ловля и передача мяча двумя руками и одной рукой с перебежками, при редких случаях непосредственного соприкосновения с одним игроком команды противника).

Подводящими к такой довольно сложной игре как лапта с препятствиями, служат эстафеты с преодолением препятствий и т. п.

Опора на определенный круг ранее усвоенных двигательных умений и навыков предоставляет играющим простор для дальнейшего образования, закрепления и совершенствования новых способностей в игровых действиях.

Стремление подростков к совершенствованию в сложных подвижных играх побуждает их к самостоятельному анализу и обсуждению причин успехов и неудач в игре (лично своих и команды в целом), к объективным логическим заключениям, согласованным с товарищами по команде (при направляющей роли педагога). Все это во многом обусловливает становление у подростков преднамеренного восприятия, увеличение объема, а также развитие способностей к устойчивому, сосредоточенному вниманию.

Развитие памяти у подростков позволяет им заучивать многочисленные правила игр, запоминать наиболее целесообразные игровые приемы и действия.

Значительно развиваются и обогащаются нравственные представления и социальные чувства подростков, укрепляются их воля и настойчивость. Этому соответствуют многие сложные по организации командные игры вступлением участников в соприкосновение с противником. Играющие борются за победу своей команды при сочетании единоборства, взаимопонимания и взаимопомощи. При этом для отдельных игроков или групп нередко устанавливаются особые роли (капитан, защитники, нападающие и т. д.). Ряд подвижных игр с мячом являются как бы переходными или подготовительными к спортивным играм. Они содержат родственные спортивным играм игровые приемы и действия. Например, игру «Мяч капитану» можно рассматривать переходной к спортивной игре баскетбол.

Подростковый возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В играх находят отражение многие особенности этого переходного возраста, знаменующие превращение мальчика в юношу, девочки в девушку. Усиленно растет костная система (особенно длинные трубчатые кости рук и ног), хотя процессы окостенения скелета, не закончены. Мышечная система продолжает развиваться, но еще отстает от общего роста тела. Увеличивается относительная масса мышц и их сила. Мышцы постепенно приспосабливаются к умеренным статическим нагрузкам, к значительным, но недолговременным напряжениям. Этим способностям соответствуют игры типа «Выталкивание из круга», «Перетягивание в шеренгах».

Игры с относительной длительностью при непрерывных активных двигательных действиях («Борьба в квадратах», «Мяч капитану и т. п.) могут вызвать у участников быстрое учащение пульса и повышение кровяного давления. Однако сердечно-сосудистая система подростков хорошо приспосабливается к высоким, но не чрезмерным нагрузкам. В играх с большой подвижностью (когда все или большинство занимающихся одновременно участвуют в таких движениях, как бег, прыжки или метания, передача и ловля мяча в сочетании с бегом, прыжками или сопротивления силе противника) у подростков воспитывается своеобразный вид «игровой выносливости». В частности, игровую выносливость можно воспитывать в таких играх, как «Мяч капитану», «Перетягивание каната», при увеличении их продолжительности (времени, счета) или числа повторений (при уменьшении времени на каждое повторение).

Высшие отделы центральной нервной системы подростков функционируют активнее. К 14 годам в основном заканчивается развитие двигательного анализатора. Это способствует улучшению координации, точности и экономичности движений в играх, обусловливает возможности совершенствования в новых, более сложных игровых действиях. Поэтому в подростковом возрасте становятся вполне доступными наиболее сложные по техническим приемам и тактическим действиям подвижные игры (игры, подготовительные к баскетболу и волейболу, лапта с препятствиями и др.). Используются также подвижные игры со скоростными двигательными действиями, проявлением быстроты реакции в вариативных, часто изменяющихся условиях («В четыре стойки»).

Подростков привлекает романтика игр на местности, где разнообразные естественные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье и др.) Усложняются дополнительными заданиями на ориентировку, наблюдательность, слух, маскировку.

Для девочек-подростков подходят почти те же подвижные игры, что и для мальчиков. Однако девочки уступают мальчикам-сверстникам в играх, требующих быстроты движений, большого напряжения сил, сравнительно длительных интенсивных активных действий.

Естественно поэтому, что в подвижных играх с разделением на команды с совместным участием мальчиков и играющие всегда бывают заинтересованы в том, чтобы в каждую команду входило одинаковое количество мальчиков и девочек. Это не означает, что соревнования по подвижным играм между командами мальчиков и девочек-подростков вообще не исключены. Такие совместные игры можно организовывать, но в тех случаях, когда участвующие команды примерно равны по подготовленности. Подобные игры часто проходят с большой спортивной остротой. При этом нередки случаи, когда хорошо подготовленные команды девочек-подростков выигрывают встречи у недостаточно тренированных и менее сыгранных команд мальчиков-сверстников в таких играх, как лапта, эстафета с прыжками и др.

Девочек-подростков привлекают подвижные игры хороводного характера с элементами танцевальных шагов, выполняемых под пение или музыку. В играх на местности одни из них предпочитают наравне с мальчиками ходить в разведку, включаться в боевые операции, другие более склонны выполнять роли санитарок, связисток, посредников в т. д.

 

 

7. задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии инженера-нефтяника, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в целях и задачах ППФП как раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Целью ППФП является психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Специалистам нефтегазового производства необходимо подготовиться к ускорению профессионального обучения; к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма; обеспечению профессионального долголетия; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

1.Формирование необходимых прикладных знаний, умений и навыков; 2.Воспитание прикладных психофизических и специальных качеств.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед, на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания для профессионально требуемого уровня и является одой из задач ППФП.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Например, не все представляют, что специалисту нефтегазового производства для выполнения профессиональных обязанностей необходимо подниматься на установки высотой до 40 метров. Но ведь с непривычки далеко не все могут по узким переходам и лесенкам подниматься на значительную высоту.

Где же лучше привыкать к этой непривычной высоте? Конечно заблаговременно в годы учёбы в учебном заведении.

Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважением к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества – это способность организма специалиста противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и на загазованных территориях нефтяных предприятий.

Эти способности могут совершенствоваться путем закаливания в ходе тренировки на открытом воздухе, дозированной тепловой тренировке физическими упражнениями, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат.

Урок по спортивным играм

Советская теория физического воспитания в настоящее время различает две формы организации занятий по физическому воспитанию — урок и самостоятельное занятие.

В решении ЦК ВКП(б) о работе в начальной и средней школах от 25 августа 1932 г. отмечается, что урок — это форма организации занятий с учащимися с твердым расписанием занятий и с постоянным составом занимающихся.

Большинство занятий по спортивным играм, как и по другим видам спорта, проводится обычно с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию и под руководством педагога. Постоянство состава занимающихся имеет в спортивных играх особенно важное значение, так как без него невозможна подготовка хороших команд футболистов, волейболистов, баскетболистов и др. Все это дает возможность рассматривать урок как основную форму занятий.

Непосредственное влияние педагога на занимающихся осуществляется прежде всего и больше всего на уроках. Перед каждым уроком должны ставиться определенные педагогические задачи.

Каждый отдельно взятый урок должен быть связан как с предыдущими уроками, так и с последующими.

Структура урока

Урок условно разделяется на четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную. Каждая часть урока, несмотря на их органическую связь, имеет свои особые задачи.

Воспитательные задачи разрешаются уроком в целом, хотя преподаватель и акцентирует свое внимание в разных частях урока на развитие определенных моральных и волевых качеств.

В вводной части урока педагог ставит следующие задачи: хорошо организовать группу, добиться активного и устойчивого внимания, вызвать положительные эмоции.

В первой части урока наиболее часто применяются: строевые и порядковые упражнения, ходьба с различными дополнительными движениями, медленный бег, так называемые упражнения на внимание. Этим упражнениям предшествует построение группы, рапорт старосты или дежурного, проверка присутствующих и сообщение педагогом основных задач данного урока.

В подготовительной части урока разрешается задача подготовки занимающихся"^ наиболее успешному решению задач основной части урока.

Содержание подготовительной части находится в прямой зависимости от содержания основной части урока. Упражнения, используемые в подготовительной части, должны всемерно способствовать наилучшему решению главных задач. Так, например, если одной из главных задач является обучение отдельным техническим приемам, то в подготовительную часть целесообразно включить специальные упражнения, которые облегчали бы занимающимся освоить эти технические приемы.

В подготовительной части урока используются как упражнения гимнастического характера, так и игровые.

В основной части урока разрешаются следующие главные задачи:

1. Обучение техническим приемам и совершенствование в них; закрепление технических приемов в различных условиях игры.

2. Повышение физической подготовленности — совершенствование быстроты, ловкости, выносливости, силы.

3. Обучение тактике и совершенствование в ней.

4. Воспитание волевых качеств.

Заключительной частью завершается урок.

Организованно закончить занятия, привести занимающихся в относительно спокойное состояние, подвести итоги — таковы задачи, стоящие перед педагогом в заключительной части урока.

Приведение занимающихся в относительно спокойное состояние достигается за счет постепенного снижения нагрузки. Постепенное снижение нагрузки и правильный подбор упражнений в заключительной части должны понизить степень возбуждения занимающихся и этим обеспечить нормальный переход к последующей деятельности. Если такой переход не будет обеспечен, то, например, после проведения урока по спортивным играм в школе занимающиеся на следующем уроке по одному из общеобразовательных предметов окажутся в чрезмерно возбужденном состоянии, из-за которого им трудно будет усваивать учебный материал.

Подведение итогов урока имеет большое значение. Оно обычно предусматривает указания педагога, касающиеся наиболее типичных ошибок, выявленных у занимающихся, и путей их устранения.

В заключительной части урока наиболее часто используются ходьба, медленный бег, упражнения с расслаблением и в некоторых случаях — игровые упражнения, не требующие большой интенсивности действия.

Количество времени, отведенное на каждую часть занятия по спортивному уроку, в процентном отношении примерно следующее: вводная часть — 3—5%, подготовительная — 10—15%, основная— 84—75% и заключительная—3—5%.

Несмотря на условное разделение урока на отдельные части, его всегда следует рассматривать как единый целостный педагогический процесс.

План-конспект урока

по физической культуре для учащихся 10- го класса

Раздел программы: Спортивные игры.

Тема урока: Волейбол.

Цель урока: Освоение умений и навыков владения мячом.

Задачи урока: I Образовательные

1.Совершенствование техники передачи и приема мяча двумя руками сверху. 2.Закрепление техники нападающего удара.

II Оздоровительные

1.Развивать точность и координация движения.

III Воспитательная.

1.Воспитывать самостоятельность, ответственность и взаимодействие.

Метод проведения: фронтальный, поточный,индивидуальный, игровой.

Место проведения: Спортивный зал.

Инвентарь: Мячи баскетбольные, волейбольные, компьютер, листы бумаги, карандаши.

Время проведения: 45 мин

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.077 с.)