Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Допустимые статистические операции с каждым типом шкалСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждая из рассмотренных шкал допускает лишь определенный тип операций с символами шкалы, т. е. определенная шкала допускает вычисление лишь определенного набора статистических характеристик. Так, по номинальной шкале вычисляют чаще всего показатели частоты (процентного распределения) и моды (характеристики средней тенденции). Метрические и интервальные шкалы являются основой всевозможных статистических операций. Характеристика допустимых статистических операций с каждым типом шкал приводится в табл. 5.2 на основе публикации в «Рабочей книге социолога».1 Виды вопросов Вопрос в ходе маркетингового исследования — это некоторое высказывание, рассчитанное на получение информации, позволяющей идентифицировать характеристики изучаемого предмета исследования. 1 Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1983. С. 144-148. Таблица 5.2 Уровни измерения и их характеристики
Существует много различных подходов к классификации вопросов. Наиболее известны следующие классификационные признаки (табл. 5.3): • по содержанию; • по выполняемой функции; • по форме формулировки вопроса; Таблица 5.3 Классификация вопросов
• по форме предполагаемого ответа (по типу вопроса); • по форме представления вопроса. Функциональное назначение вопросов В зависимости от преследуемой исследователем цели вопросы подразделяются на три основные группы: 1. Вопросы, характеризующие самого респондента («паспортичка»); 2. Результативные вопросы, имеющие непосредственное отноше 3. Функциональные вопросы, управляющие процессом коммуни В свою очередь, в ряду функциональных вопросов представлены: • функционально-психологические; • вопросы-фильтры; • контрольные вопросы; • уточняющие вопросы. Функционально-психологические помогают перейти к вопросам другой направленности или тематики, снять психологические барьеры для ответа на вопросы о статусе или специфике поведения, завершить беседу. Эта группа вопросов, в свою очередь, тоже разнообразна: • контактные вопросы; • буферные вопросы; • вопросы, поддерживающие респондента; • вопросы для снятия установок; • провоцирующие вопросы. Контактные вопросы помогают установить доверительные отношения с респондентом; как правило, такие вопросы уместны при проведении качественных опросов. Буферные вопросы служат для разграничения отдельных тематических блоков и одновременно для нейтрализации влияния одних ответов на другие. Вопросы, поддерживающие респондента, призваны укрепить мнение респондента о значимости его участия в проводимом исследовании. Вопросы для снятия установок позволяют сгладить влияние предубеждений, могущих привести к искажению ответов респондента. Например, из соображений о престижности респондент может назвать более известную марку планируемого к покупке товара. Или респондент может расценить предлагаемые варианты ответа как социально неприемлемые в глазах общественности. Провоцирующие вопросы стимулируют спонтанные, иногда очень ценные для исследователя, ответы. Другие виды функциональных вопросов также служат управлению процессом коммуникации с респондентом. Зачастую вопрос адресуется не всей аудитории, а лишь ее части; в этом случае применимы вопросы-фильтры. Вопросы-фильтры призваны установить принадлежность респондента к какой-либо аудитории, например к пользователям определенного товара. Контрольные вопросы (так называемый детектор) оценивают как искренность и серьезность респондента, так и добросовестность интервьюера. В арсенале этой группы — дублирующие вопросы, противоречивые позиции, вопросы с заранее известными ответами. Уточняющие вопросы (востребованы в свободных формах опроса) позволяют вернуться к ранее обсуждавшейся теме для выяснения каких-либо нюансов. Архитектура вопроса Архитектура вопроса подразумевает композицию варианта формулировки собственно вопроса (в личной или безличной форме), варианта ответа (структурированного или неструктурированного) и варианта представления (изображения). Прямые и косвенные вопросы Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению респондента (например, «Что Вы думаете о...?»). Если же тематика вопроса может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвенной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекомендуется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, скажем: «Знаете ли Вы о...?»; некоторые участники, скорее всего, ответят утвердительно, боясь показаться незнайками факта (или субъекта), который, возможно, широко известен. Примеры замены формулировки прямых вопросов на косвенные приведены в табл. 5.4. Открытые и закрытые вопросы Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности респондента предоставить достоверные сведения. Таблица 5.4 Примеры прямых и косвенных вопросов
Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению. Однако отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений. Открытая форма вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в ряде случаев: • при отсутствии информации о возможных вариантах ответов; • при наличии у аудитории четкого представления об изучаемой проблеме (например эксперты, специалисты); • при необходимости перегруппировки ответов для более углубленного анализа. • Примером вопросов подобного типа может быть: «Какой напиток Вы предпочитаете?» Чаще всего можно получить честный ответ, хотя и несколько неопределенный. Например, покупатель может сказать: «Безалкогольные напитки» (в то время как ожидалось, что будут названы более конкретные виды напитков). Поэтому к формулировке открытых вопросов следует относиться особенно внимательно. Для достижения цели опроса открытые вопросы следует задавать без подсказки. Если вопрос первоначально задан в форме «без подсказки», нельзя позже повторить тот же вопрос с подсказкой. Например, спрашивается: «Когда Вы испытываете жажду, какие напитки Вы предпочитаете?» Если опрашиваемый затрудняется с ответом, интервьюер может подсказать: «Фруктовые соки? Пиво?» В этом случае интервьюер начинает давать ответы вместо респондента. Таким образом, ответ, данный после подсказки, никогда не будет таким же «верным», как ответ без подсказки. Не всегда удается предусмотреть все варианты ответов в закрытом вопросе. В то же время, если у исследователей имеется представление о наиболее распространенных вариантах ответов и закрытая форма облегчила бы обработку ответов респондентов, то можно использовать полузакрытую форму вопроса. Полузакрытый вопрос представляет собой комбинацию из некоторого перечня возможных вариантов ответов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа». Форма вопросов зависит от характера собираемых данных, формы опроса и методов анализа. Масштабные количественные опросы сопровождаются использованием небольших, сильно структурированных анкет, которые обрабатываются на компьютере. При проведении качественных опросов обычно применяются большие, неструктурированные анкеты, которые, как правило, обрабатываются вручную. Виды закрытых вопросов На практике используются следующие виды закрытых вопросов: 1. Дихотомический или простой альтернативный вопрос, содержа 2. Альтернативный (многовариантный) вопрос, предлагающий вы 3. Вопрос-меню (многовариантный), включающий набор ответов, 4. Ранжирующие вопросы, когда респондента просят упорядочить 5. Смысловые вопросы (многомерные шкалы), например семанти Виды открытых вопросов На практике используются следующие виды открытых вопросов: 1. Простой (свободный) вопрос типа: «Что Вы думаете о...?» Рес 2. Словесная ассоциация. Респондент перечисляет слова, «всплы 3. Завершение предложения. Респонденту предлагается закончить 4. Завершение рассказа. 5. Завершение рисунка (по типу комиксов), который надо допол 6. Тематический апперцепционный тест («перцепция» — восприя Представление вопроса По форме представления вопроса выделяют: • текстовые вопросы; • графические шкалы; • табличные вопросы; • анимационные вопросы; • мнемонические шкалы. Текстовые вопросы — самый простой вариант в виде строчного текста Графические шкалы выглядят как луч с нанесенными вариантами ответов. Графическое изображение может быть одномерным (рис. 5.4), когда для представления вариантов ответов используется одна ось, или многомерным. Наиболее известным примером многомерной графической шкалы является карта-схема восприятия марок респондентами, которую зачастую называют шкалой восприятия (см. рис. 5.5). При построении многомерной шкалы первоначально выделяются характеристики, по которым респонденты оценивают объекты (марки), затем
В какое время Вы посещаете компьютерный клуб?
Рис. 5.5. Карта-схема восприятия разрабатываются шкалы для получения непосредственной оценки объектов по выделенным характеристикам. Табличные вопросы позволяют оценить объект по нескольким параметрам. Табличная форма может быть удобна для интервьюера при проведении телефонного или личного опроса, однако может быть затруднительна для респондентов, самостоятельно заполняющих анкету. Пример шкалы в табличной форме смотрите на рис. 5.6. Анимационные вопросы содержат рисунки, чаще всего в виде комиксов, чтобы передать суть вопроса. Анимационные вопросы высту- Оцените, пожалуйста, уровень нашего магазина по предложенным характеристикам: 5 —отлично, 4 —хорошо, 3 —приемлемо, 2 — неудовлетворительно, 1 — плохо. пают инструментом проекционных методов сбора информации, когда рисунок в косвенной форме позволяет выявить реальные мотивы поведения респондента. В то же время рисунки могут быть использованы для иллюстрации вариантов ответов (рис. 5.7). Анимация разнообразит приемы представления вопросов, развлекает респондента и особенно полезна при письменных опросах большого объема. В какое время Вы посещаете компьютерный клуб? (Отметьте, пожалуйста, часы на циферблате.) Рис. 5.7. Вопрос в анимационной форме Мнемонические шкалы могут рассматриваться как вариант анимационного вопроса, поскольку тоже содержат рисунки. Мнемонические шкалы позволяют выразить эмоциональную реакцию респондента на заданный вопрос, облегчая тем самым как задачу исследователя по формулировке вариантов ответов, так и респондента при ответе;рис. 5.8). Нравится ли Вам обслуживание в нашем магазине?
Рис. 5.6. Вопрос в табличной форме Рис. 5.8. Мнемоническая шкала 5.3. Вопросы для измерения отношения Исследователю недостаточно владеть информацией о знаниях потребителей. Зачастую требуется уточнить — что нравится и что не нравится выбранным респондентам. Эти симпатии и антипатии выражают отношение респондента к предмету исследования. Отношение формируется под воздействием различных факторов, в первую очередь социокультурных и экономических факторов окружающей среды. Измерение отношения — непростая процедура. Прежде всего следует определиться с той его компонентой — познавательной (мнения) или эмоциональной (чувства), которая подлежит изучению. Второй шаг — определиться с тем свойством отношения, которое подлежит изучению (см. табл. 5.5). Шкала самооценки Шкала самооценки (порядковая шкала) — наиболее простой вид шкал, содержащий симметричное распределение положительных и отрицательных оценок отношения к изучаемому объекту. Симметричность конструкции означает обязательно равное число положительных и отрицательных позиций шкалы, разделяемых нейтральной (нулевой) позицией. Например на вопрос: «Как Вы относитесь к...?» могут быть предложены такие варианты ответа: • полностью положительно; • в целом положительно; • затрудняюсь ответить; • скорее отрицательно, чем положительно; • полностью отрицательно. Таблица 5.5 Измеряемые свойства отношения
Нейтральная позиция в зависимости от задач исследования может интерпретироваться двояко: либо принимается как безразличное отношение (не интересуюсь), либо служит разделительной границей между положительным и отрицательным отношением к изучаемому объекту. Недостаток — высокая степень условности; невозможно обосновать равенство интервалов между позициями шкалы. Респонденты, испытывающие разную степень интенсивности отношения, могут отметить одну и ту же позицию на шкале, и наоборот, обладающие одинаковой интенсивностью отношения отметят разные позиции. Поэтому математические операции при обработке данной шкалы весьма условны. Шкала ранжирования Шкала ранжирования также является порядковой шкалой. Респондентам предлагается проранжировать ряд объектов в порядке убывания (возрастания) их предпочтений. Когда исследователи намерены завуалировать цель опроса, в шкалу вводят «фиктивные» объекты (в таких случаях значимыми являются один или несколько ранжируемых объектов). Например, цель исследования — выявить отношение некоторого сегмента российских потребителей к наличию в шоколадных конфетах ликеро-водочно-коньячных наполнителей. Респондентам предлагается: «Расположите следующие марки конфет в порядке снижения чувства удовольствия от их потребления». Далее перечисляются марки конфет с содержанием указанных наполнителей и без таковых, причем в списке не прослеживается никакой закономерности. Метод парных сравнений На более сложный вариант ранговой шкалы опирается метод парных сравнений. В отличие от предыдущего варианта он позволяет более точно измерить предпочтения, поскольку ранжируемые объекты попарно сравниваются между собой. Для облегчения процедуры сравнения ранжируемые объекты обозначают на отдельных карточках и парами поочередно показывают респондентам, предлагая указать более предпочитаемый. Количество максимально возможных пар из N- ro числа объектов определяется по формуле:
Недостаток метода — высокая трудоемкость процедуры, поскольку при большом числе сравниваемых объектов резко увеличивается количество пар для сравнения и обработка усложняется. Несомненные достоинства — не существует зависимости мнения респондента от набора предлагаемых к оценке параметров, респондент руководствуется личными критериями и выражает целостное восприятие объекта. Метод постоянной суммы Респондентам предлагается распределить некоторую сумму баллов (например 100) между некоторыми объектами (параметрами) с учетом их значимости. Теоретически процедура позволяет более глубоко оценить значимость ранжируемого параметра, однако респонденты склонны к упрощению ответа, указывая одинаковую значимость параметров или принимая во внимание меньшее их количество, чем есть в реальности. Возможны арифметические ошибки респондента. Если сумма проставленных респондентом баллов отличается от оговоренной заранее, то анкету нельзя принимать к обработке. Пример смотрите на рис. 5. 9. Распределите 100 баллов между названными ниже марками пельменей согласно тому, насколько они вам нравятся (максимальный балл — наиболее предпочтительной марке):
Сравнительная шкала Параметры сравнительной шкалы задаются парой хорошо известных респондентам объектов (эталонов для сравнения). Респондента просят указать на шкале место третьего объекта. Чем ближе будет отметка объекта к краям шкалы, тем более схож характер отношения к изучаемому объекту с отношением к эталонам. При этом отношение к самим эталонам заранее должно быть выявлено. Например: «Расположите марку Х на шкале согласно вашим представлениям о ее... (вкусовых качествах, надежности, дизайне и т. д.) в сравнении с аналогичными марками» (рис. 5.10). Шкала Лайкерта Шкала Лайкерта (шкала суммарных оценок, или шкала согласия) предложена в 1932 г. и предназначена для измерения отношения к объекту на основании оценки ряда параметров. Шкалируются эмоциональные индикаторы. Респондента просят указать степень согласия или несогласия с некоторыми утверждениями, которая соответствуют его личному отношению к объекту, используя такие варианты ответа (см. рис. 5.11): • полностью согласен; • согласен; • затрудняюсь ответить; • не согласен; • полностью не согласен. Оценка отношения производится путем суммирования оценок по всем пунктам. Для интерпретации полученных результатов следует определить базу для сравнения. В качестве базы для сравнения можно использовать мнение другого респондента (например эксперта), мнение этого же респондента, высказанное ранее (для оценки динамики Расположите марку йогурта Хна шкале согласно вашим представлениям о ее полезности для здоровья в сравнении с указанными аналогами:
Рис. 5.9. Пример использования шкалы по методу постоянной суммы Рис. 5.10. Пример сравнительной шкалы Укажите, пожалуйста, свое согласие или несогласие с утверждениями о марке X, отметив в каждой строке только один вариант ответа:
Рис. 5.12. Пример 1 семантического дифференциала
Рис. 5.11. Пример использования шкалы Лайкерта мнения), оценку товара-аналога, средние показатели по всей совокупности выборки. Шкала может быть модифицирована. Семантический дифференциал Семантический дифференциал разработан Чарльзом Озгудом. Для обозначения противоположной направленности отношения к объекту предлагаются пары антонимов. Характеристики, описывающие объект с помощью пар антонимов, отбираются на основе имеющихся ассоциаций. Однако положительные оценки не располагаются строго с одной стороны, чтобы исключить механическое заполнение вопроса. Для повышения точности измерения между антонимами размещают числовую шкалу с симметричным расположением положительных и отрицательных оценок, разделенных нулевой отметкой. Но наличие числовой шкалы или нулевой отметки не является обязательным. Достоинства — возможность автоматизированной обработки, наглядность представления. Недостатки — трудоемкость подбора биполярных определений, невозможность использования в телефонном опросе. Например, для вопроса: «Какие чувства вы испытываете при пользовании электросушилкой для ногтей?» может быть использован вариант семантического дифференциала, представленный на рис. 5.12. Вопрос может сопровождаться иной шкалой семантического дифференциала. В таком случае и сама формулировка вопроса несколько иная (см. рис. 5.13). Рис. 5.13. Пример 2 семантического дифференциала Шкала восприятия Шкала восприятия используется для оценки позиции товаров-конкурентов. Для построения этой шкалы выполняются следующие действия: 1. Выбираются направления, по которым потребители различают 2. Строится карта-схема восприятия, на плоскости которой респон Легко получить двухмерную карту восприятия объектов (см. рис. 5.5). Недостаток шкалы заключается в том, что респондент должен выделить оценки каждого атрибута из совокупного впечатления о товаре. Шкала Терстоуна Шкала Терстоуна используется для измерения намерений, т. е. поведенческого компонента отношения, хотя не все исследователи единодушны во мнении, что намерения являются компонентом отношения, а не его следствием. Шкала Терстоуна включает одиннадцать позиций для характеристики вероятности совершения покупки: 10 — несомненно (шанс 99 из 100); 9 — почти уверен (9 из 10); 8 — очень вероятно (8 из 10); 7 — вероятно (7 из 10); 6 — высокая возможность (6 из 10); 5 — довольно хорошая возможность (5 из 10); 4 — достаточная возможность (4 из 10); 3 — некоторая возможность (3 из 10); 2 — очень слабая возможность (2 из 10); 1 — почти без шансов (1 из 10); 0 — нет шансов (0 из 100). 5.4. Композиция анкеты и ее апробация Анкета, каким бы образом она не применялась, представляет собой «рабочую лошадку» в сфере рыночных исследований. Использование анкет позволяет убедиться в том, что изучение идет последовательно, а результаты собираются в формате, который облегчает анализ.1 Анкеты могут быть неструктурированными (в них все вопросы открытые), полностью структурированными (используются только закрытые вопросы), полуструктурированными (сочетание двух вариантов). Полностью структурированные анкеты подразумевают, что полный спектр ответов известен, но чтобы его охватить, может понадобиться предварительное, неструктурированное исследование (исследования). Если полный спектр ответов неизвестен, то большая часть респондентов из множества вариантов может выбрать вариант «другое». Концепция рабочих документов строится на двух посылках: • состав и характер получаемой в ходе исследования информации полностью определяется поставленными целями и задачами. 1 Маркетинг/ Под ред. М. Бейкера. - СПб.: Питер, 2002. С. 329. Причина очевидна — рабочие документы являются источником информации для дальнейшего анализа; • подготовка рабочих документов требует обязательной процедуры проверки и апробации. Причина очевидна и здесь — качество измерения показателей в момент регистрации сведений определяет качество получаемой информации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.012 с.) |