Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплектация штата дополнительными сотрудникамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как правило, исследовательский отдел не в состоянии выполнить весь объем исследовательских мероприятий самостоятельно, поэтому возникает вопрос о привлечении временных работников. Чаще всего потребность в увеличении штата полевого персонала проявляется при проведении количественных опросов, так как это наиболее массовые исследовательские мероприятия. Расчет необходимого количества полевых работников (например интервьюеров) можно произвести, воспользовавшись формулой: где И — оптимальное число интервьюеров, а — норма опроса респондентов в день (при личном контакте это составит 5-7 человек), Т — количество дней, отводимое на сбор информации, и — объем выборки. Количество требуемых кодировщиков для обработки открытых вопросов анкет определяется по формуле: где К — оптимальное число кодировщиков, А — норма обработки воп-1 росов в день (в среднем один кодировщик за день может обработать около 500 вопросов), Г — количество дней, отводимое на кодирование информации, п — объем выборки, О — число открытых вопросов в анкете. Основные способы привлечения интервьюеров - это объявления о приеме на работу в прессе. К персоналу при отборе предъявляются как минимум следующие требования: • уровень образования — не ниже среднего; • умение работать с людьми, доброжелательность, внимательность, • хорошая дикция; • не занимать какой-либо руководящей должности. Для проверки необходимых качеств могут использоваться тесты на определение коммуникабельности, темперамента, скорости речи, добросовестности в работе. Обучение персонала Наиболее распространенными формами обучения персонала в ходе массовых опросов являются инструктаж и проведение тренинга по пробному интервьюированию. Инструктаж Проведение инструктажа призвано решить ряд задач: 1. Ознакомить интервьюеров с целями исследования, разъяснить основные положения используемой методики. 2. Продемонстрировать процесс интервьюирования на практике, 3. Дать четкие указания о регламенте проведения работ. 4. Объяснить, как и где отбирать респондентов для опроса, как вес 5. Сформировать бригады интервьюеров, объяснить характер взаи После проведения инструктажа бригадиры раздают задания и полевые документы в своих группах. Выдача задания Работу по подготовке заданий выполняют бригадиры, которые возглавляют бригаду из 20-25 интервьюеров. Задание рассматривается как нормативная единица при планировании нагрузки сотрудника и контроле процесса сбора информации. В задании указывается количество опрашиваемых каждым интервьюером, время, место и конкретные опрашиваемые лица, сведения о самом интервьюере. Перед началом работ задания заполняются в двух экземплярах, один передается интервьюеру, другой остается у организаторов. Тренинги Тренинги могут проводиться в виде ролевой игры друг с другом, когда роль респондента исполняется кем-то из сотрудников.,Далее подробно обсуждаются положительные и отрицательные стороны проведенного интервью. Пробное интервью под наблюдением более опытного сотрудника также позволяет начинающим интервьюерам получить необходимые навыки проведения подобного мероприятия. Контроль работы персонала Контроль работы персонала складывается из проверки организации процесса сбора информации и проверки содержания работы. Организация процесса сбора информации опирается на соблюдение заданных сроков. Поэтому ежедневный сбор заполненных форм позволяет проконтролировать фактическую последовательность ис- полнения задания. На случай возникновения непредвиденных ситуаций в отделе должны постоянно дежурить бригадиры, чтобы помочь интервьюерам вовремя решить организационные вопросы. Сложнее оценить содержательную сторону работы, например проверить правильностьпроведения интервью. Частично это удается выявить в момент приемки заполненных документов. Однако возможны и другие формы контроля работы персонала, если характер заполнения полевых документов вызывает подозрения или контролер не застал интервьюера в положенном месте в положенное время за работой. В этом случае проводится повторное интервью под предлогом того, что часть ответов респондента оказалась незафиксированной, или непосредственное наблюдение за ходом интервью, осуществляемое бригадиром или другим контролером. В ходе повторного интервью респонденту задаются вопросы о проводившемся ранее интервью, об интервьюере и произведенном им впечатлении, выясняется отношение к опросу, понимание смысла отдельных вопросов. Как отмечает Г. А. Черчилль, большинство коммерческих исследовательских фирм проверяет 10-20% опросных листов путем проведения контрольного почтового или телефонного интервью, при этом проверяется следующее:1 • Степень знакомства респондента с интервьюером, т. е. проверя • Соответствие заданному методу опроса. Например, действитель • Полнота заданных вопросов. Например, не были ли упущены из • Правильность демонстрационной процедуры. Проверяется, как • Общая реакция на контакт с интервьюером. 1 Г. А. Черчилль. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2000. С. 519. Глава 5 Планирование концепции и разработка рабочих документов Изучив эту главу, вы узнаете: • каковы особенности измерения характеристик объектов при про • какими видами шкал можно воспользоваться; • какие виды вопросов можно использовать при составлении ан Ознакомление с этой главой поможет вам: • выбрать наиболее приемлемую для целей исследования форму • составить анкету, оформить лист наблюдения для проведения • понять специфику изучения отношения потребителей; • апробировать подготовленные рабочие документы перед нача 5.1. Проблемы измерения Под рабочим документом подразумевается анкета, бланк наблюдений и иные формы, предназначенные для фиксирования сведений. Проектирование рабочих документов решает проблему идентификации и измерения состояния изучаемого явления. Проблемы измерения характеристик маркетинговых объектов Проблема начинается уже с выделения характеристик, подлежащих измерению. Относительно просто определить величины, связанные с однозначно трактуемыми понятиями, например объем продаж, уровень дохода, возраст и др. Гораздо сложнее измерить характеристики, не имеющие непосредственной связи с эмпирически воспринимаемыми вещами и (или) не поддающиеся непосредственному наблюдению, например мнение, имидж, престиж, воздействие рекламы и т. д. Теоретические понятия подобного типа отличаются тем, что из определения неясно, как их можно измерить.1 Для измерения характеристик такого рода применяется операцио-нализация понятия. Операционализация понятий — это совокупность операций, с по- мощью которых понятия расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание.2 Операционализация понятий позволяет найти такие характеристики-индикаторы, которые связаны с теорегической конструкцией и поддаются измерению. От типа индикатора, выбираемого для оценки, зависит результат измерения. Процедура измерения Процесс измерения должен опираться на существующие отношения между различными объектами. Эти отношения описывают степень идентичности объектов между собой, порядок объектов в некоторой иерархии, дистанцию между объектами и точку отсчета (эталон для сравнения). 1. Идентичность означает, что одинаковые проявления признака 2. Порядок означает, что отношения «больше-меньше» между чис 3. Интервал означает, что отношение разностей между числовыми 4. Число ноль означает отсутствие признака у объекта полностью.3 ' X. Хершген. Маркетинг: основы профессионального успеха. — М.: ИНФ-РА-М, 2000. С. 16. 2 Социологический словарь. — Минск. Университетское, 1991. С. 164. 3 X. Хершген. Маркетинг: основы профессионального успеха. — М.: ИНФРА-М, Подходы к измерению характеристик объекта Оценить воздействие на потребителя маркетинговых стимулов или уровень его реакции на них можно на основе различных подходов к измерению:1 • моторный уровень измерения; • физиологический уровень измерения; • словесный (вербальный) уровень измерения. О внутренних психических процессах можно судить по движениям В качестве физиологических индикаторов эмоций можно принять электрическое сопротивление поверхности тела человека, физико-химические процессы нервной системы — эти проявления регистрируются с помощью приборов (наблюдение с помощью специальных устройств за реакцией на рекламные обращения). Вместе с тем на вышеуказанных уровнях измерения можно фиксировать лишь наличие и силу реакции, но нельзя идентифицировать ее качественные характеристики. Например, характер возбуждения может быть одинаковым как при крайне положительной реакции, так и отрицательной. Поэтому вербальный уровень позволяет получить субъективные характеристики какого-либо объекта, описывающие реакцию индивида на качественном уровне. Коммуникационные проблемы Поскольку процесс сбора первичной информации чаще всего опирается на коммуникации, он порождает три типа проблем: семантические, прагматические и технические (табл. 5.1). Семантические проблемы связаны с риском искажения смысла сообщения получателем. Если респондент не подготовлен к восприятию формулировки вопроса, вероятность неверного толкования смысла велика. Не менее важно и самому исследователю правильно понять высказывания или действия респондента. Разные люди говорят по-разному, что придает различные оттенки беседе. Однако для достижения целей опроса каждый интервьюер должен задавать опрашиваемым одни и те же вопросы — это гарантирует, что данные, полученные 1 X. Хершген. Маркетинг основы профессионального успеха. — М.: ИНФРА-М, Таблица 5.1 Коммуникационные проблемы сбора информации
разными интервьюерами, будут иметь одинаковую ценность. Следовательно, каждый интервьюер должен задавать вопросы точно в том виде, в каком они сформулированы в анкетах. Прагматические проблемы связаны с оказанием посредством информации определенного воздействия на ее получателя. В исследованиях велик риск оказания непреднамеренного давления на респондента самой формой сообщения. Кроме того, характер собираемой в ходе исследования информации в значительной степени зависит от ее назначения для принятия решений. При этом не должно происходить подмены измеряемого показателя. Например,задавая респонденту вопрос: «Знаете ли Вы марку X?», не стоит на основании данных ответов делать заключение об уровне осведомленности о марке опрашиваемой аудитории. Технические проблемы связаны со сбоями в работе аппаратуры, ошибками персонала, нарушениями процедуры сбора информации. Шкалы для измерения Некоторое отображение системы чисел на совокупность характеристик элементов эмпирической системы называется шкалой. Шкалы применяются в маркетинговых исследованиях как на этапе сбора информации для измерения характеристик объекта (при постановке закрытых вопросов), так и на этапе обработки информации для упорядочения совокупности разнородных сведений (при обработке ответов на открытые вопросы). Процесс построения шкалы называется шкалированием. Шкалирование есть некоторый алгоритм, согласно которому каждый объект системы обозначается соответствующим числом. Соотношения между числами («больше», «меньше», «равно») отображают соотношения между измеряемыми объектами. В зависимости от характера отношений между объектами, которые идентифицируются шкалой, различают следующие виды шкал: • номинальная; • порядковая; • интервальная; • шкала отношений. Номинальная шкала Номинальная шкала иногда называется «классификационной», поскольку упорядочивает изучаемые объекты в классы, не пересекающиеся между собой. Номинальная шкала основывается на выявлении у объекта наличия или отсутствия определенного признака; это и есть основание для классификации. Номинальная шкала лежит в основе всех шкальных процедур, поскольку устанавливает только отношения эквивалентности между изучаемыми объектами, отнесенными к одному классу. Самый простой способ номинального шкалирования — присвоить каждому объекту свой номер, таким образом каждый объект формирует свой собственный класс. Например, порядковые номера учеников в списке школьного класса. Ценность этой процедуры для подлинного маркетингового исследования невелика, поэтому лучше, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, сгруппировать объекты, устанавливая отношения эквивалентности между ними. Например, ответы на открытый вопрос: «Где Вы предпочитаете проводить свое свободное время?», полученные в виде высказываний «в казино» и «в игорных заведениях», можно отнести к одной группе. Порядковая шкала Порядковую шкалу также называют ранговой, поскольку совокупность рассматриваемых объектов не только классифицируется в группы, но между группами устанавливается определенный порядок, строгая последовательность (рис. 5.1). Таким образом, номинальная шкала, в которой упорядочены отношения между всеми группами, представляет собой порядковую шкалу. Порядковая шкала предусматривает сопоставление уровней интенсивности определяемого признака (например степень согласия и несогласия) у исследуемых групп объектов и расположение их по признаку «больше-меньше», но без указания, насколько больше или меньше. Порядковые шкалы широко используются при Рис. 5.1. Построение порядковой шкалы анализе предпочтений: например, одна разновидность их — ранговые — применяется для оценки конкурентоспособности товара, другая разновидность — система бальных оценок - для оценки качества товара. Интервальная шкала Если определена единица измерения, посредством которой фиксируется анализируемый признак (показатель), то порядковая шкала может быть преобразована в интервальную (рис. 5.2). Интервальная шкала, в отличие от порядковой, не только устанавливает отношения «больше-меньше», но и позволяет фиксировать размер интервала. Например, изучая мнения респондентов о проблемах отечественного кинематографа, можно просить респондентов назвать фамилии известных им режиссеров, чтобы идентифицировать их осведомленность. Респонденты, назвавшие не более трех фамилий, попадают в группу «неосведомленных», назвавшие 4-6 фамилий- в группу «среднеосведомлен-ных» и т. д.
Таким образом, интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд равных (или неравных) интервалов, которые в совокупности охватывают все поле значений анализируемого признака (показателя). Основная особенность этого типа шкал — произвольно установленное начало отсчета. С помощью интервальных шкал, например, часто фиксируются возраст, уровень дохода респондента. Наиболее известна интервальная шкала в виде термометра. Шкала отношений Шкала отношений отличается от интервальной лишь тем, что имеет нулевую точку отсчета, которая указывает на полное отсутствие измеряемого признака (рис. 5.3). Шкала отношений называется также метрической или ратио-шкалой, поскольку в ней присутствуют строгие величины размерности. Все значения показателя сравниваются с эталоном измерения и могут быть измерены безотносительно друг друга. Например, срок службы товара, возраст (в годах), доход (в рублях) могут быть измерены с помощью метрической шкалы. Рис. 5.3. Построение шкалы отношений
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.01 с.) |