Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика природы и структуры научной теорииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы рационального, теоретического исследования, которые мы рассмотрели в предыдущей главе, широко используют абстраги рование и идеализацию для образования отдельных научных поня тий, суждений, гипотез и законов. Поскольку в реальном процессе познания все эти формы мышления и знания выступают во взаимо связи и взаимодействии, постольку теоретическая деятельность концентрируется вокруг не обособленных форм познания, а взаи мосвязанных, целостных их систем. Такие системы знания и пред ставляют собой различные теории, применяемые в науке. Конечно, и понятия, и суждения, и гипотезы, а также другие формы мышления играют самостоятельную роль в процессе познания. Однако конечной целью рационального познания является образо- вание не отдельных понятий и не выдвижение изолированных гипотез и даже не открытие обособленных законов, а построение единой кон цептуальной системы, с помощью которой достигается более адекват ное и полное отображение определенной области действительности. Поэтому в рамках теории все ранее обособленные, изолированные и не связанные друг с другом формы мышления становятся элемен тами единой концептуальной системы - теории, с помощью кото рой достигается более адекватное и полное отображение опреде ленной области действительности. Именно благодаря взаимосвязи и взаимодействию ранее обособленных форм мышления достигается новое, системное знание об изучаемой действительности. Иногда теорию противопоставляют опыту, наблюдениям и экс периментам на том основании, что ее утверждения и результаты имеют гипотетический характер, в то время как данные наблюде ний представляютел более надежными и заслуживающими доверия. На первый взгляд такое противопоставление кажется правильным, так как в процессе эмпирического исследования мы опираемся на результаты наших чувственных восприятий, которые будто бы не вносят ничего постороннего и дополнительного в их результаты. Од нако такое противостояние оказьmается несостотельным по следующим причинам. Во-первых, <<чистых>> восприятий, лишенных мысли, в действительности не существует. Во-вторых, с помощью эмпириче ского познания раскрываются лишь внешние, непосредственно на блюдаемые свойства предметов и явлений. Для раскрытия же суще ственных свойств и закономерностей явлений необходимо обраще ние к теоретическому познанию, которое предполагает образование абстрактных понятий, вьщвижение гипотез, построение моделей и других средств и методов рационально-теоретического знания. Идею о том, что единственно надежными и не вызывающими сомнений являются данные опыта или даже результаты непосредст венных чувственных данных (sense data), защищают сторонники феноменализма, радикального эмпиризма и бихевиоризма. К ним же следует отнести и позитивистов, в том числе и пользовавшихся большим влиянием в недавние годы логических позитивистов. Они хотя и признают роль логики в систематизации научных знаний, тем не менее единственно надежными и достоверными считают только результаты наблюдений и экспериментов, которые фикси руются в так называемых протокольных предложениях, и составляют исходный базис всего дальнейшего знания. Теория же с ее поня тиями и утверждениями рассматривается как некое вспомогатель ное построение, имеющее чисто гипотетический характер. Руково дствуясь именно такой идеей, логические позитивисты ввели раз личие между языком <<чистого>> наблюдения и языком теории и попытались свести теоретические понятия и предложения к эмпи рическим обобщениям и суждениям. Существует и противоположная, хотя и менее распространенная тенденция, сторонники которой считают единственно достоверным именно знание, выступающее в форме теории. В отечественной ли тературе она нашла выражение в <<Философской энциклопедиИ>>, в которой теория определяется как <<форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов>> и <<В этом смысле тео рия... противопоставляется эмпирическому знанию; содержащееся в ней научное знание обеспечивается получением этого знания в со ответствии с существующими научными стандартами и выражается в его внутренней непротиворечивости, реализации его проверки на истинность и т.д.>>l. Такое противопоставление теории эмпириче скому знанию вряд ли правомерно, так как теоретические предсказа ния имеют в принципе такой же правдоподобный, или вероятност ный, а не достоверный характер, как и предсказания, опирающиеся на эмпирические обобщения. Недаром же в англоязычной литера туре теории часто отождествляются с гипотезами. Верно, конечно, что стандарты получения теоретического зна ния обеспечивают ему большую правдоподобность и надежность, чем эмпирическому знанию, но они не превращают теорию в фор му достоверного научного знания. Ведь теория не исключает риска ошибки, которая может быть обнаружена при ее проверке, когда она сопоставляется с реальными фактами действительности. Следует всегда помнить, что все формы научного знания имеют лишь относи тельно истинный характер, и теория здесь не является исключением. Другое дело, что благодаря дедуктивной логической связи между суж дениями и законами заключение теории имеет более правдаподобный характер, чем отдельные ее элементы и даже простая их сумма. Во-первых, рассматривая теорию как форму 'Рациональной, сис темной деятельности, ее четко отделяют от практической деятельно сти, в том числе от таких специфических форм научной практики, как наблюдения и эксперименты. Во-вторых, характеризуя теорию как 'Рациональную форму познания, ее тем самым противопоставляют эмпирическому знанию, непосредственно связанному с чувственно практической деятельностью. Но такое противопоставление носит относительный характер, ибо происходит в рамках разграничения ка тегорий рационального и чувственного познания. В-третьих, именно системность всего знания, включенного в состав теории, придает ей необходимые целостность и единство. Если подойти к характери стике теории с точки зрения категорий абстрактного и конкретного, то законченную теорию можно рассматривать как конкретное зна ние, а отдельные ее элементы как абстракции. Ограничившись такой предварительной характеристикой теории, мы можем логически определить ее как концептуальную систему,
1 Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. - С. 205. элементами которой служат понятия и суждения различной степени общности (обобщения, гипотезы, законы и принципы). Все они связаны между собой двумя видами логических отношений. К пер вому виду относятся логические определения, посредством которых все вторичные понятия стремятся определить с помощью первичных, исходных, основных понятий теории. Ко второму виду принадле жит отношение дедукции, с помощью которой из аксиом, основных законов или принципов теории логически выводятся теоремы, про изводные законы и другие утверждения. Итак, строение теории можно представить так: 1) эмпирический базис, который содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки; 2) теоретический базис, включающий основные допущения, ак сиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы; 3)логический аппарат, содержащий правила определения вто ричных понятий и логические правила вывода следствий (или тео рем) из аксиом, а также производных, или неосновных, законов из фундаментальных законов; 4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории. Как мы увидим далее, в теориях разного типа и находящихся на различных ступенях развития не все эти элементы представлены в та кой отчетливой форме. Логические правила дедукции не только в ес тественнонаучных, но даже в содержательных математических теориях предполагаются общеизвестными и потому обычно заранее не форму лируются. В эмпирических теориях, которые еще только складывают ся, основные законы обычно не формулируются, поскольку остаются неизвестными. Вместо них выступают многочисленные промежуточ ные законы меньшей степени общности, а также большое число гипо тез разной степени общности. Поэтому общая логическая структура теории остается точно не определенной. Она скорее напоминает мо заику из множества отдельных элементов, логическое отношение меж ду которыми может быть установлено только в ходе дальнейшего ис следования. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что информативное содержание теории меняется в зависимости от обна ружения новых фактов и открытия ранее неизвестных законов. Все это, конечно, не укладывается в прежнюю структуру теории, ибо су щественно меняет ее эмпирический базис, а в период революционных изменений в науке - также и фундаментальный теоретический базис.
5.2. Классификация научных теорий
Научные теории являются весьма разнообразными как по пред мету исследования, так и по глубине раскрытия сущности изучаемых явлений. Все это делает крайне сложной проблему установления общих структурных элементов теории и потому утопичной попытку нахождения единой для них формы. Безуспешность таких попыток, признанная в конце концов ли дерами неопозитивизма, привела к скептическому отношению к самой проблеме анализа структуры теорий, в результате чего воз никла даже тенденция к простому описанию теорий различного со держания, которая всегда поддерживалась многими историками науки. Последние считают, что наилучший способ исследования теорий заключается в конкретном историческом анализе их проис хождения и применения в науке. Но такой чисто дескриптивный, описательный, подход вряд ли можно считать анализом, поскольку он не раскрывает структуру теории, т.е. взаимосвязь между элемен тами теории как особой концептуальной системы. Таким образом, попытка свести все многообразие научных теорий к какой-то еди ной структуре, или модели, либо противоположное стремление це ликом отказаться от поиска общих принципов анализа в чем-то сходных, аналогичных теорий и ограничиться их простым описани ем, являются одинаково несостоятельными. В первом случае все теории пытаются подогнать под некий об щий шаблон, не учитывая их своеобразия, во втором случае отвер гается сама мысль о поиске определенного единства и общности между структурами теорий. На наш взгляд, наиболее перспектив ным является такой подход к классификации и соответственно к структуре теорий, при котором учитываются определенные общие их особенности по уровню абстрактности, глубине проникновения в сущность изучаемых явлений, их информативности, точности предсказаний, структуре и функциям в познании. Напомним, что классификация всегда проводится по определенному основанию, которым служит в данном случае тот или иной характерный при знак соответствующих теорий. Все научные теории, как и науки в целом, могут классифициро ваться прежде всего по предмету исследования, т.е. той области дей ствительного мира, которую они изучают. По этому основанию мы различаем, с одной стороны, теории, отображающие объективные свойства и закономерности окружающего нас мира: физические, биологические, социальные и другие теории. В нашей философской литературе такая классификация связывается с тем, что естествен ные и социально-экономические науки изучают различные или взаимосвязанные формы движения материи. С другой стороны, су ществует немало теорий и наук, которые ставят своей целью изуче ние субъективной реальности, т.е. мира нашего сознания, чувств, эмоций, мыслей, идей. К ним относятся психология, логика, педа гогика и другие науки. Анализ предметов исследования разных теорий и наук пред ставляет несомненный интерес, но это увело бы нас в сторону от основной задачи, связанной с анализом структуры теорий. Поэтому мы коснемся только таких классификаций, которые непосредствен но связаны с этой задачей. Феноменологические и нефеноменолоrнческне теории. Эта клас сификация основывается на глубине раскрытия специфических осо бенностей и закономерностей изучаемых процессов. Она связана с развитием процесса научного познания, который обычно начинает ся с изучения наблюдаемых свойств и отношений явлений. Поэто му глубина познания в феноменологических теориях не идет даль ше сферы явлений, отсюда и происходит само их название - фе номенологические (в древнегреческом языке phainomen означало явление). Но на этом наука не может остановиться, поэтому от изу чения явлений переходит к раскрытию их сущности, внутреннего механизма, управляющего явлениями, а тем самым и к более пол ному и глубокому их объяснению. В этих целях ученые выдвигают гипотезы о ненаблюдаемых объектах, таких, как молекулы, атомы, элементарные частицы и кварки в физике, гены в биологии и т.п., с помощью которых объясняют свойства наблюдаемых объектов. Феноменологические теории часто отождествляют с эмпириче скими теориями, и для этого имеются определенные основания, по тому что они, во-первых, опираются также на опыт и наблюдения, во-вторых, не вводят ненаблюдаемые объекты и не прибегают к силь ным абстракциям, идеализациям и основанным на них теоретическим понятиям. В отличие от них нефеноменологические теории стремятся объяснить наблюдаемые явления с помощью ненаблюдаемых объек тов, и поэтому их называют также объяснительными теориями, а иногда интерпретативными, так как они соответствующим образом интерпретируют (истолковывают) утверждения теории с помощью наблюдаемых явлений. На ранней стадии развития любой науки в ней преобладают теории, которые описывают и систематизируют накопленный эм пирический материал, а также устанавливают простейшие логиче ские связи между отдельными фактами и обобщениями. Имея в ви ду описательный характер таких теорий, их нередко называют так же десК!риптивными, или описательными. Чтобы глубже понять наблюдаемые явления и объяснить их, уче ные вводят ненаблюдаемые объекты, вьщвигают гипотезы, открыва ют законы и строят научные теории, раскрывающие внутренние ме ханизмы протекающих явлений. Переход от феноменологических теорий к объяснительным характеризует уровень развития науки, ее теоретическую зрелость. В одних науках этот переход произошел уже давно, в других происходит, в третьих еще только начинается. На примере точного естествознания, и прежде всего физики, мож но ясно проследить, как происходил переход от феноменологиче ских теорий к нефеноменологическим, объяснительным. Известно, например, что одной из первых теорий, с помощью которой бьш точно описан и систематизирован большой эмпирический материал в области изучения световых явлений, бьша геометрическая оптика. Она не выдвигала никаких гипотез о природе света и механизме его распространения. Все эмпирические знания, связанные с распро странением света, его отражением и преломлением, она описывала, опираясь на общий принцип, сформулированный еще в середине XVII в. Пьером Ферма, который получил название принципа наи меньшего времени: <<Свет выбирает из всех возможных путей, соеди няющих две точки, тот путь, который требует наименьшего времени для его прохождениЯ>>l. Принцип Ферма, как нетрудно заметить, опре деленным образом обосновывает и даже предсказывает некоторые оптические явления, но ничего не говорит о природе света, поэто му сам нуждается в объяснении. Корпускулярная концепция Ньютона пыталась представить свет в виде потока мельчайших световых частиц - корпускул и таким образом могла объяснить законы прямолинейного распростране ния, отражения и преломления света. Однако она оказалась неспо собной объяснить явления интерференции и дифракции света. Пришедшая ей на смену волновая концепция Гюйгенса - Френеля стала рассматривать свет как волнообразное движение эфира и бла годаря этому смогла объяснить также явления интерференции и дифракции света. В середине XIX в. Д.К. Максвелл в своей элек тромагнитной теории представил видимый свет как небольшую часть обширного диапазона электромагнитных колебаний. В совре менной квантовой теории света вновь возвращаются к корпуску лярным воззрениям на природу света, рассматривая его как поток мельчайших частиц - фотонов, которые, однако, принципиально отличаются от корпускул Ньютона тем, что обладают одновременно как корпускулярными, так и волновыми свойствами. Этот пример из истории физики примечателен тем, что показы вает, как те же самые наблюдаемые световые явления стали все глубже и полнее объясняться с помощью более адекватных оптиче ских теорий, а сами эти теории развивались в соответствии с диа лектическим принципом <<Отрицания отрицаниЯ>>, или движения мысли от тезиса к антитезису и от него к синтезу. В качестве тезиса можно рассматривать корпускулярную концепцию, а ее отрицанием или антитезисом стала волновая концепция. В квантовой теории бьш осуществлен синтез этих последовательно сменявшихся взгля дов на природу света. Нетрудно заметить, что во всех оптических теориях использова лись также и ненаблюдаемые объекты (корпускулы, волны, фотоны.
1 Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М Фейнманавекие лекции по физике. Т. 3 - М., 1965.- С. 9. Именно с их помощью каждая из теорий с той или иной полнотой и глубиной объясняла соответствующий круг эмпирических явле ний. Поэтому следует заметить, что даже в феноменологических теориях не обходятся без определенных абстракций, идеализаций и теоретических представлений. Например, упоминавшийся принцип Ферма выражает определенное теоретическое предположение, спра ведливость которого обосновывается, в частности, такими эмпири ческими явлениями и законами, как прямолинейное распростране ние света, его отражения и преломления. Еще более показательно в интересующем нас плане сравнение таких фундаментальных физических теорий, как классическая тер модинамика и молекулярио-кинетическая теория вещества. Исто рически термодинамика возникла прежде, чем наука более или ме нее полно выяснила вопрос о строении вещества. Поэтому многие наблюдаемые свойства вещества (температура, давление и др.) стали изучать, не зная его строения. Именно такой подход присущ термо динамике, основные результаты которой содержатся в нескольких предельно простых утверждениях, называемых законами термодинами ки. К их числу относятся два основных закона, или начала, термоди намикиl: сохранения и превращения энергии; возрастания энтро пии в замкнутых системах (раньше, формулировался просто как принцип, согласно которому тепло не может переходить от холод ного тела к горячему). Опираясь на эти начала, физики построили феноменологическую теорию тепловых процессов, которая описы вает свойства и закономерности наблюдаемых макроскопических веществ. Однако такая теория не объясняет, почему существуют та кие закономерности. Почему, например, при увеличении объема газа уменьшается его давление? Ответы на эти и многие другие вопросы удалось найти с помо щью молекулярно- кинетической теории вещества, в которой для объяснения механизма тепловых процессов была выдвинута гипоте за о существовании таких ненаблюдаемых объектов, как молекулы и атомы. Беспорядочным движением этих мельчайших частиц веще ства и объяснялись тепловые процессы. Такой переход от описания к объяснению, от наблюдаемых явлений к ненаблюдаемым объектам свидетельствовал о прогрессе познания, его проникиовении на более глубокий уровень исследования, раскрывающий сущность и меха низм происходящих при этом тепловых процессов. Все приведеиные примеры показывают, что между описательны ми, феноменологическими, теориями и теориями объяснительными, нефеноменологическими, существует необходимая и преемственная связь, которая отражает диалектику развития научной мысли: от не посредственного познания наблюдаемых свойств и отношений явле-
1 См.: Фейман Р., Лейтон Р., Сзндс М. Указ. соч. Т. 4. С. 99-105. ний и процессов - к раскрытию их сущности посредством нена блюдаемых объектов, от простого описания- к объяснению, от эм пирии - к теории. Изучение новых явлений и процессов всегда начинается с обна ружения и анализа относящихся к ним фактов, установления логи ческих связей между ними, попытки объяснить их вначале с помо щью эмпирических обобщений и законов. Уже на этой стадии ис следования приходится обращаться к простейшим абстракциям и идеализациям, например к таким, как световой луч и идеальный газ, связь которых с опытным материалом в достаточной мере ясна. Стремление к логической систематизации всей накопленной эмпи рической информации и приводит к построению феноменологиче ских теорий. Подобного рода теории в физических исследованиях Эйнштейн называл <<феноменологической физикой>>. <<Этот вид физики, - указы вал он, - характеризуется применением, насколько это возможно, весьма близких к опыту понятий>>1. В отличие от этого связь подлин но теоретических понятий и ненаблюдаемых объектов, таких, на пример, как атом, электрон, фотон, ген и др., вовсе не так очевидна. Именно против признания такого рода ненаблюдаемых объектов в прошлом не раз выступали известные физики П. Дюгем, Э. Мах и В. Оствальд, а также другие ученые, придерживавшиеся принципов позитивизма и феноменализма. Отрицая объективное существование атомов и молекул, Мах фактически прямо заявлял, что теория пред ставляет собой сокращенное описание наших ощущений, а не ото бражение объективной реальности. Именно благодаря этому, отмечал он, достигается так называемая <<экономия мышления>>. Критикуя ограниченность феноменализма и эмпиризма, нельзя, конечно, недооценивать и тем более отвергать значение описатель ных, феноменологических, теорий, существование которых на опре деленном этапе развития науки не только допустимо, но и необхо димо. Во всех случаях, когда не существует развитой объяснительной теории или нет необходимости в раскрытии механизма изучаемых явлений, феноменологические теории являются весьма важным и простым средством исследования. В последние десятилетия интерес к феноменологическим теори ям возрос благодаря широкому использованию в кибернетике, а за тем и в других науках модели так называемого <<черного ящика>>. <<Внутреннее устройство>> такого ящика исследователю неизвестно, он может лишь манипулировать сигналами, поступающими на вход ящика и наблюдать сигналы на выходе. По ним он должен устано вить, по каким законам происходит в ящике преобразование ин формации, и благодаря этому превратить <<черный ящию> в <<белый>>.
1 Эйнштейн А. Собрание научных трудов. - М., 1967. - Т. IV.- С. 210. Ценность такого подхода состоит в том, что любую теорию, описы вающую взаимодействие системы с окружающей средой, можно уподобить <<черному ящику>>. Таким способом можно изучать воз действие среды не только на физические, химические и другие не органические системы, но также на живые системы, в частности на уровне их рефлекторных механизмов. Детерминистические и стохастические теории. Они отличаются друг от друга точностью предсказаний: детерминистические теории обеспечивают достоверные предсказания, стохастические - лишь вероятностные. Поэтому теория, которая содержит хотя бы один стохастический закон в качестве основного, будет считаться стохас тической. Такие хорошо известные детерминистические теории, как классическая механика, электромагнетизм, гравитация и др., в на шей литературе раньше называли динамическими, а в последнее время - детерминистическими в строгом смысле этого термина. Хотя такое название нельзя признать вполне удачным, оно, по край ней мере, указывает на существование теорий противоположных, т.е. не строго детерминистических с точно однозначными предска заниями, а только вероятностными. В то же время такие теории, как говорилось в главе 4, вряд ли обоснованно называть индетермини стическими, ибо подобный термин обычно употребляется для обозна чения господства в мире полной неопределенности и случайности. Методологически верный подход к проблеме детерминистиче ских и стохастических законов и теорий, необходимости и случай ности вообще состоит в том, что их нельзя противопоставлять друг другу. Поскольку мир не является ни полностью детерминирован ным, ни целиком неопределенным и случайным, постольку и де терминистические и стохастические теории не исключают, а взаим но дополняют друг друга. Формальные и содержательные теории. Они различаются между собой тем, что первые исследуют общую структуру, или форму, изу чаемых объектов, вторые - содержание предметов и процессов. Наиболее известными и типичными формальными являются теории математики и логики. Последнюю часто называют поэтому фор мальной логикой. Формальный статус этих наук постепенно усили вается. Если классическая математика изучала преимущественно различные виды величин, которые используются в содержательных теориях конкретных наук, то современная математика исследует аб страктные структуры более общего типа, куда количественные от ношения между величинами входят в качестве частного случая. Со временная логика по своей общности и абстрактности разительно отличается от классической аристотелевской логики именно своей отвлеченностью и широтой применения символики и математиче ских методов. Не случайно поэтому в ней так часто обращаются к символическому аппарату и методам математики. Не останавливаясь на других классификациях, рассмотрим два важнейших типа теорий, которые играют важную роль в совре менной экономике и социологии, а также частично в естествознании. Позитивные и нормативные теории. Они различаются по своему подходу к явлениям. В современной экономической и социальной науках принято различать позитивный и нормативный подходы. Позитивными называются суждения или теории, в которых де лаются утверждения, относящиеся к фактическому состоянию дел в мире. Они могут оказаться как истинными, так и ложными. Если один экономист утверждает, например, что ускоренная приватизация государственной собственности приведет к нежелательным последст виям в экономике, а другой отрицает это утверждение, то оба они высказывают позитивные утверждения. Иначе говоря, опираясь на соответствующие факты, они по-разному объясняют действитель ность, но не дают ей оценки в терминах соответствующих норм, т.е. не рассматривают такую политику как хорошую или плохую. Нормативные высказывания всегда предполагают определенную оценку, которая учитывает ценностные ориентации ученого, его взгляды и мировоззрение. Оценки, нормы поведения, действия и т.п. не поддаются анализу с помощью фактов, и поэтому норматив ные суждения в отличие от позитивных не могут рассматриваться ни как истинные, ни как ложные. Разумеется, на практическом уровне применения экономиче ской теории избежать оценок вряд ли возможно. Тем не менее сто ронники позитивного подхода считают, что экономические теории должны быть позитивными по своему характеру, т.е. опираться на строго объективные методы научного исследования, поэтому долж ны быть свободны от каких-либо субъективных оценок и норм. Ес ли, например, экономист ставит своей целью исследовать две ос новные формы налогообложения - единую для всех граждан или прогрессивную, то он должен добросовестно и тщательно изучить посьшки, на которые они опираются, и вывести из них все необхо димые следствия. Никаких субъективных мнений или оценок отно сительно этих форм налогообложения он не должен высказывать. Задача позитивной экономической, социологической, полити ческой теории состоит в том, чтобы установить законы, принципы и правила, руководствуясь которыми можно наиболее эффективно решить поставленную задачу. Если, например, в рыночной эконо мике ресурсы считаются заданными, то экономист должен проана лизировать все способы наиболее рационального их использования для достижения поставленной цели. Следует, однако, отметить, что позитивные теории отличаются от простых дескриптивных теорий, которые лишь описывают явления и процессы, в то время как по зитивные теории раскрывают механизм этих процессов. Нормативные экономические теории используют результаты аналитических исследований, полученные в позитивной теории, но требуют определенной нормативной их оценки. Избежать таких оце нок невозможно, так как при выборе гипотез, подборе фактов для их проверки, построении экономических моделей и теорий всегда приходится опираться на субъективные мнения, критерии и нормы выбора. Многие защитники нормативного подхода вообще считают экономические теории совершенно бесполезными, если они не ис пользуются для принятия конкретных политических решений на разных этапах хозяйственного или государственного управления. Поэтому нормативная теория не только опирается на результаты точных аналитических методов исследования о возможных способах решения различных социальных проблем, но и должна дать им со ответствующую оценку. икроэкономические и макроэкономические теории. Такая клас сификация широко используется в физике и других точных науках, а также в экономике. В физике к микротеариям относят теории, которые исследуют взаимодействия микрочастиц материи: атомы, протоны, нейтроны, электроны и другие элементарные частицы. В отличие от них классическая механика, электродинамика, термоди намика и др. являются макротеориями. Наиболее фундаментальная классификация экономических тео рий основана на отнесении их к уровню микроэкономики и макро экономики. К микроэкономическим теориям относят теории, охва тывающие деятельность отдельных домохозяйств, предприятий, фирм и компаний, которые по своей сути составляют отдельные элементы экономической системы страны. Макроэкономическая теория изу чает деятельность экономической системы в рамках народного хо зяйства всей страны в целом.
Структура научных теорий
Сложность реальных систем, их зависимость от множества раз личных факторов заставляют ученого упрощать, огрублять и схема тизировать исследуемые явления. Поэтому вместо конкретных объ ектов действительности он вводит идеализированные, абстрактные объекты, отношения между которыми приблизительно верно ото бражают существенные связи между реальными предметами и про цессами. Свойства таких абстрактных объектов выражаются с по мощью исходных, первоначальных понятий теории, а логические отношения между ними - посредством либо аксиом (в математи ке), либо основных законов теории (в конкретных науках). Следо вательно, такие законы описывают взаимосвязи не между элемен тами реальных систем, а между теми абстрактными объектами, с помощью которых отображается эта реальная система. В механике, например, такой системой является система <<точечных масс>>, или материальных точек, движущихся под действием внешних сил, в элек тродинамике- система векторов электрической и магнитной напря женности, в генетике - система генов, в социологии - система со циальных действий и т.п. Движение материальных точек под дейст вием силы описывается тремя основными законами Ньютона; уравнения Максвелла позволяют выразить взаимодействие векторов электрической и магнитной напряженности; законы Менделя, а те перь и молекулярной генетики характеризуют распределение генов при наследовании признаков; законы социологии, хотя и меньшей общности, характеризуют результаты социальных взаимодействий. Такого рода системы абстрактных объектов вместе с законами, описывающими взаимосвязи и взаимодействия между ними, имеют смысл и значение только потому, что они относительно верно ото бражают существенные свойства и отношения элементов реальных систем. Именно поэтому подобные системы характеризуют специ фику научной теории и играют главную роль в ее построении. Что бы подчеркнуть определяющую роль такой системы в формирова нии теории, ее называют концептуальным ядром, базисом теории или фундаментальной теоретической схемой. Поскольку подобная система теоретических объектов в определен ной мере может замещать изучаемую реальную систему, постольку ее можно рассматривать и как абстрактную модель. В точных нау ках отношения между абстрактными объектами модели выражаются с помощью различных уравнений и их систем, в других- посред ством содержательных утверждений об отношениях между исход ными объектами описательной модели. Если эти отношения при близительно верно описывают взаимосвязи между величинами, ха рактеризующими реальные процессы и системы, тогда модель принимается. Когда же возникают заметные расхождения между ре альностью и теоретической моделью, тогда модель корректируется, модифицируется или даже отвергается. Теоретические и эмпирические понятия. Исследование структуры любой теории целесообразно начать с анализа ее основных понятий и установления различия и связи между теоретическими и эмпири ческими понятиями. В первом приближении эмпирические поня тия можно определить как понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах, а теоретические - о ненаблюдаемых объектах. Такое раз личие соответствует выделению в процессе познания чувственно эмпирической и рационально-теоретической ступеней исследова ния. Нетрудно, однако, понять, что приведеиное выше определение является предварительным, поскольку оно не учитывает развития познания, в ходе которого ненаблюдаемые раньше объекты стано вятся наблюдаемыми, а, следовательно, различие между эмпириче скими и теоретическими понятиями оказывается относительным и ограничивается рамками времени и условиями исследования. Абсолютизация этого различия не учитывает взаимосвязи между рациональной и эмпирической стадиями исследования, воздействия теоретической мысли на наблюдения и опыт, которое обычно фор мулируют в виде тезиса о <<теоретической нагруженностИ>> опыта. Именно игнорирование этих фактов и предположений лежит в ос нове позитивистского деления языка науки на обособленные языки чистых наблюдений и язык чистой теории, которое подверглось резкой критике со стороны ученых, выступающих против позити визма. Справедливость этой критики впоследствии бьша признана лидерами позитивизма. Если связывать эмпирические понятия и соответствующие им термины с наблюдаемыми объектами и их свойствами, а теоретиче ские - с ненаблюдаемыми, то относительность такого противопос тавления становится все более очевидной по мере усовершенство вания экспериментальной техники. В самом деле, хотя силу тока в цепи нельзя наблюдать непо средственно, о ней можно судить по показаниям амперметра, поэтому считать ее наблюдаемой величиной. С другой стороны, наблюдения за движением стрелки амперметра основываются на теоретических представлениях о законах электрического тока. Это свидетельствует о том, что граница между наблюдаемымииненаблюдаемыми вели чинами имеет в известной мере относительный и временный харак тер и определяется опытным путем. Отсутствие абсолютной границы между эмпирическими и теоре тическими понятиями не исключает возможности и целесообразно сти установления относительного различия между ними. Однако э
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.212 (0.021 с.) |