Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотетико-дедуктивный метод в естествознанииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как свидетельствует история науки, первоначальное накопление эмпирической информации и ее систематизация занимают значи тельный период времени. Даже в математике первые сведения о свойствах чисел и геометрических фигур бьши установлены эмпи рическим путем еще в донаучную эпоху. В естествознании процесс накопления эмпирических фактов и их обобщения, а тем более теоретического их осмысления и уста новления логической связи между ними проходил значительно мед леннее и по сути дела начался только в XVII в. Поскольку наи большие результаты в XVII-XVIII вв. бьши достигнуты в изучении механического движения земных и небесных тел, то первые попыт ки использования гипотетико-дедуктивного метода бьши предпри няты в механике. Уже Галилей прибегал к этому методу при анали зе равноускоренного движения, частным случаем которого является свободное падение тел под действием силы тяготения 2. В своей за мечательной книге <<Беседы и математические доказательства...>> в форме живого диалога он излагает важнейшие идеи, относящиеся к механике1. Для нас особый интерес представляет день третий <<Бе сед>>, где рассматривается метод, с помощью которого ученый при шел к своему открытию. Речь идет об установлении закона постоян ства ускорения свободно падающих тел (вблизи земной поверхно сти). В современных математических терминах его можно записать в виде следующего дифференциального уравнения: g = d2Sj dt2, где g - ускорение свободного падения; S - путь; t - время. Интегрируя это уравнение, легко найти, что скорость падающе го тела пропорциональна времени падения: V= dSjdt = gt. Вначале Галилей, как и его предшественники - Леонардо да Винчи, Бенедетти и др., полагал, что скорость падения пропорцио-
2 Галилей Г. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1.- М., 1964.- С. 241-242. нальна пройденному пути. Впоследствии он отказался от этой гипо тезы, так как она приводила к следствиям, которые не подтвержда ются опытом. И наоборот, гипотеза, что скорость пропорциональна времени падения, приводит к следствию, что путь, пройденный па дающим телом, пропорционален квадрату времени падения, под тверждается данными опыта. Чтобы представить себе ход рассужде ний, которые могли привести Галилея к его открытию, можно предположить, что он анализировал последовательный ряд гипотез. Гипотеза 1: g = dlSjdt, из которой интегрированием получается ги потеза 2-го уровня о том, что скорость падающего тела пропорциональна времени падения. Гипотеза 2: v = dS/dt, из которой последовательным интегрирова нием вьлекает гипотеза 3-го уровня о том, что путь, прой денный падающим телом, пропорционален квадрату вре мени падения. Гипотеза 3: S = gt2j2 + S0, из который можно получить неограни ченное число частных случаев. Так, рассматривая путь (в м) за 1, 2, 3 с и т.д., можно получить следующие гипотезы: гипотеза 4: S1 = g • 2 = 4,9; гипотеза 5: S2 = g • 4/2 = 19,6; гипотеза 6: S3 = g· 9/2 = 44,1. Все перечисленные гипотезы имеют низший уровень абстракт ности, и поэтому их можно непосредственно проверить на опыте. Именно подтверждение таких гипотез заставило Галилея поверить в гипотезу наивысшего уровня абстрактности. Таким образом, здесь перед нами налицо все характерные особенности сравнительно про стой гипотетико-дедуктивной системы. Каждая из последовательно рассматриваемых гипотез (1, 2, 3) имеет более низкий уровень аб страктности, чем предыдущая. Поэтому каждая из последующих гипотез может быть выведена из предыдущей с помощью чисто ло гико-математических методов. Наконец, вся система гипотез стро ится с таким расчетом, чтобы обеспечить проверку гипотез самого низкого уровня непосредственно на опыте с помощью соответст вующих эмпирических измерений переменных величин, фигури рующих в гипотезе. В сочинениях Галилея можно встретить и другие простые при меры гипотетико-дедуктивных систем, состоящих из трех-четырех гипотез соответствующего уровня. Но такие системы характерны для этапа возникновения и становления науки, когда она еще только складывается как теоретическая система путем обобщения и систе матизации первоначально накопленной эмпирической информации. Значение гипотетико-дедуктивного метода возрастает при органи зации научного знания в сформировавшихся и особенно в развитых отраслях естествознания. Здесь речь идет не просто о группе дедуктив- ной связи гипотез, а о целой системе предположений, допущений, обобщений, эмпирических и теоретических законов и принципов. Поскольку все они в итоге опираются на твердо установленные, действительные факты, но в то же время выходят за их рамки, по стольку их можно, а с логической точки зрения и необходимо, рас сматривать как гипотезы. Правда, степень их подтверждения не одинакова: простые обобщения и даже эмпирические законы имеют меньшую степень правдоподобия, чем законы теоретические и тем более системы теоретических законов, составляющие ядро развитой научной теории. В принципе любые теоретические утверждения и системы в опытных и фактуальных науках, начиная от эмпирических утвержде ний и заканчивая теориями, представляют собой гипотезы. Посколь ку они рассматриваются не обособленно, а в логической взаимосвя зи друг с другом, то степень их правдаподобия бывает настолько вы сока, что приближается к практической достоверности. Именно поэтому, например, законы классической механики казались на протяжении двух столетий незыблемыми, абсолютными законами природы. Такой характер придала им гипотетико-дедуктивная сис тема, созданная для механики И. Ньютоном. В знаменитых <<Мате матических началах натуральной философии>> он начинает изложение своей системы с определения исходных понятий механики и трех основных законов движения. Важнейшим из них служит 2-й закон, устанавливающий, что <<изменение количества движения пропор цианальна приложенной движущей силе и происходит по направ лению той прямой, по которой эта сила действует>>!. Математически он выражается формулой F = d(тv)jdt, где F- сила; т - масса; v - скорость. Считая массу постоянной, можно получить формулу, связываю щую силу с ускорением:
где а - ускорение. F= т ·dvjdt= т ·а, Из этого и двух других основных законов механики можно вывес ти ранее открытый Галилеем закон свободного падения, а добавив к ним закон всемирного тяготения, - еще и закон Кеплера о движе нии планет. Роль Ньютона в разработке гипотетико-дедуктивного метода и построении на его основе классической механики трудно переоце нить. До возникновения теории относительности принципы, выдви нутые Ньютоном, считались непререкаемыми истинами. Обычно
1999. - С. 40. вклад Ньютона в развитие гипотетико-дедуктивного метода сравни вают с достижениями Евклида, который применил аксиоматиче ский метод для построения элементарной геометрии. Тем более сам Ньютон говорил, что в построении своей механики он следовал ан тичным традициям ясности и точности изложения. Современные исследователи творчества Ньютона рассматривают его метод как метод принципов, который он выразил следующим образом: <<Вывести два или три общих принципа движения из явле ний и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих явных принципов, бьшо бы очень важным шагом в философии, хотя бы причины этих принци пав и не бьши еще открыты>>!. Нахождение и правильная формулировка таких принципов со ставляют труднейший и важнейший этап создания научной теории, в котором наряду с теоретическим анализом и синтезом весьма су щественную роль играют воображение и интуиция, не говоря уже о таланте и опыте ученого. Разумеется, такой поиск принципов пред полагает широкое использование гипотез самого различного харак тера: от индуктивных обобщений отдельных случаев и до универ сальных гипотез типа принципов Ньютона. Иногда в литературе по истории и методологии науки можно встретить утверждения, что Ньютон бьш противником использования гипотез в науке, в доказа тельство чего приводят его известное заявление: <<Hypotheses поп fiпgo» (<<Гипотез не измышляю>>). В действительности же он выступал про тив измышления чисто умозрительных, натурфилософских и произ вольных гипотез, которые были в большом ходу в его время. Он также боролся против приписывания предметам и явлениям так на зываемых скрытых качеств, с помощью которых натурфилософы пытались объяснить реальные явления природы. Ньютон считал, что такие объяснения ничего нового не дают, а лишь затемняют процесс познания явлений. Поэтому он рассматривает исходные принципы науки не как утверждения о <<скрытых качествах>>, а как <<общие законы природы, согласно которым образованы все вещи>>. На первоначальном этапе исследования, как указывал Ньютон, не следует принимать возражений против заключений, кроме полу ченных из опыта и других достоверных истин: <<Ибо гипотезы не должны рассматриваться в экспериментальной философии. И хотя аргументация на основании опытов не является доказательством общих заключений, однако это лучший путь аргументации, допус каемый прирадой вещей, и может считаться тем более сильным, чем общее индукция... Путем такого анализа мы можем переходить от соединений к их ингредиентам, от движений - к силам, их производящим, от част-
ных причин к общим, пока аргумент не закончится наиболее общей причиной>>!. Метод принципов Ньютона оказал громадное воздействие на все дальнейшее развитие теоретической физики и фактически бьш доми нирующим в XVIII-XIX вв. Значение этого метода возрастает по мере того, как увеличивается расстояние между основными принципами науки и теми ее следствиями, которые допускают опытную проверку. Эйнштейн отмечал, что раньше многие ученые склонялись к мысли о возможности получения основнь понятий и принципов физики из опьлов логическим путем с помощью процесса абстрагирования: <<Ясное понимание неправильности такого представления, - пишет он, - дала лишь общая теория относительности; она показала, что, опи раясь на фундамент, значительно отличающийся от ньютоновского, можно объяснить соответствующий круг экспериментальных дан ных более удовлетворительным образом, чем, опираясь на фунда мент, взятый Ньютоном>> 2. По мнению Эйнштейна, именно факт существования различных теоретических принципов свидетельствует об умозрительном харак тере самих принципов. <<Результаты опыта - чувственные воспри ятия - заданы нам, теория же, которая интерпретирует и объясняет их, создается человеком. Эта теория, - продолжает Эйнштейн, - является результатом исключительно трудоемкого процесса приспо собления: гипотетического, никогда окончательно не законченного, постоянно подверженного спорам и сомнениям>> 3. Ценность любой теоретической системы опытного знания со стоит прежде всего в том, как много логических следствий, доступ ных опытной проверке, она позволяет получить. Отсюда становится ясно, что в опытных науках, которые раньше считались исключи тельной сферой приложения индуктивного метода, дедукция служит средством не только объединения и систематизации результатов эмпирического исследования, но также поиска и обоснования наи более общих и глубоких теоретических законов. По отношению к такой развитой и теоретически зрелой науке, как физика, эта роль бьша подчеркнута в известной речи А Эйнштейна <<0 методе теоретической физики>>: <<Законченная система теорети ческой физики состоит из понятий, основных принципов, относя щихся к этим понятиям, и следствий, выведенных из них путем ло гической дедукции. Именно эти следствия должны соответствовать нашим опытам; их логический вывод занимает в теоретическом труде почти все страницы>> 4
1 2 Эйнштейн А. Физика и реальность.- М., 1965.- С. 63. з Там же. С. 67. 4 Там же. С. 62.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.007 с.) |