Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эксперимент как особая форма эмпирического познания
Как мы уже знаем, все эмпирические данные могут быть полу чены с помощью двух различных способов. В обычных, не экспе риментальных условиях исследователь наблюдает интересующие его явления, замечает определенные регулярности в их протекании, но нередко вынужден ждать, когда они появятся, и поэтому не может каким-либо образом влиять на них. В отличие от этого, когда он ставит эксперимент, то сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить более точные и надежные результаты. Вот почему экспериментальный метод получил такое широкое распространение в научном познании. Современная наука, по существу, берет свое начало после появления первых блестящих экспериментов Галилея, которые продемонстрировали преимущества опытного изучения природы во взаимодействии с теорией. Без преувеличения можно утверждать, что громадные результаты в изучении природы за по следние два столетия обязаны своим успехом прежде всего экспе риментальному методу исследования. Отличие эксперимента от наблюдения. Характерная особенность эксперимента как специального эмпирического метода исследова ния заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Иссле дователь здесь не ограничивается пассивным наблюдением явле ний, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Он может осуществить это, либо изолировав исследуемые явления от некоторых внешних факторов, либо изменив пределеиные усло вия, в которых они происходят. И в том и другом случае результаты испытаний точно фиксируются и контролируются. Таким образом, дополнение простого наблюдения активным воз действием на изучаемый процесс, превращает эксперимент в весьма эффективный метод эмпирического исследования. Этому способст вует прежде всего более тесная связь эксперимента с теорией. <<Экс периментирование, -пишут И. Пригожин и И. Стенгерс,- означа ет не только достоверное наблюдение подлинных фактов, не только поиск эмпирических зависимостей между явлениями, но и предпо- лагает систематическое взаимодействие между теоретическими по нятиями и наблюдением>>!. Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация ре
зультатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиск и интерпретация данных наблюдения. В настоящее время экспериментальный метод используется не только в тех опытных науках, которые по традиции относят к точ ному естествознанию (механика, физика, химия и др.), но и в науках, изучающих живую природу, особенно в тех из них, которые приме няют современные физические и химические методы исследования (генетика, молекулярная биология, физиология и др.). В науке Нового времени экспериментальный метод впервые на чал систематически применять, как мы уже знаем, Галилей, хотя отдельные попытки его использования можно обнаружить еще в античности и особенно в Средние века2. Галилей начал свои исследования с изучения наиболее про стейших явлений природы - механического перемещения тел в пространстве с течением времени (падение тел, движение тел по наклонной плоскости и траекторий пушечных ядер). Несмотря на кажущуюся простоту этих явлений, он столкнулся с рядом трудно стей как научного, так и мировоззренческого характера. Последние бьши связаны главным образом с традицией чисто натурфилософ ского, умозрительного подхода к изучению явлений природы, вос ходящей еще к античности. Так, в аристотелевской физике призна валось, что движение происходит только тогда, когда к телу при кладывается сила. Это положение считалось общепризнанным и в средневековой науке. Галилей впервые подверг его сомнению и вы сказал предположение, что тело будет находиться в покое или в равномерном и прямолинейном движении, пока на него не будут действовать внешние силы. Со времени Ньютона это утверждение формулируется как первый закон механики. Примечательно, что для обоснования принципа инерции Гали леем впервые бьш использован мысленный эксперимент, который в дальнейшем нашел широкое применение в качестве эвристического средства исследования в разных отраслях современного естество знания. Суть его заключается в анализе последовательности реаль ных наблюдений и в переходе от них к некоторой предельной си туации, в которой мысленно исключается действие определенных сил или факторов. Например, при наблюдении механического дви-
1 Иригожин И., Стенгере И. Порядок из хаоса. - М., 1986. - С. 44. 2 Некоторые известные историки науки, в том числе П. Дюгем, А. Кромби, Д. Рэнделл, утверждают, что возникновение экспериментальной науки произоiШiо еще в Средние века. Для подтверждения своего тезиса они ссьmаются на то, что такие эксперименты проводились в XIII-XIV вв. в Париж,е, а в XVI в. в Падуе. жения можно постепенно уменьшать действие на тело разнообраз ных сил - трения, сопротивления воздуха и т.п. - и убедиться в том, что путь проходимый телом, будет соответственно увеличи ваться. В пределе можно исключить все подобные силы и придти к заключению, что тело в таких идеальных условиях будет неограничен но двигаться равномерно и прямолинейно или оставаться в покое. Наибольшие достижения Галилея связаны, однако, с постанов кой реальных экспериментов и математической обработкой их ре зультатов. Выдающихся результатов он достиг при эксперименталь ном исследовании свободного падения тел. В своей замечательной книге <<Беседы и математические доказательства...>> Галилей под робно описывает, как пришел к своему открытию закона постоян ства ускорения свободно падающих тел. Вначале он, как и его предшественники - Леонардо да Винчи, Бенедетти и др., полагал, что скорость падения тела пропорциональна пройденному пути. Однако впоследствии Галилей отказался от этого предположения, так как оно приводит к следствиям, которые не подтверждаются на опыте1. Поэтому он решил проверить другую гипотезу: скорость свободно падающего тела пропорциональна времени падения. Из нее вытекало следствие, что путь, пройденный телом, пропорцио нален половине квадрата времени падения, которое подтвердилось в специально построенном эксперименте. Поскольку в тот период существовали серьезные трудности с измерением времени, то Гали лей решил замедлить процесс падения. Для этого он скатывал по наклонному желобу с хорошо отполированными стенками бронзо вый шар. Измеряя время прохождения шаром различных отрезков пути, он смог убедиться в правильиости своего предположения о постоянстве ускорения свободно падающих тел2. Своими громадными достижениями современная наука обязана именно эксперименту, поскольку с его помощью удалось органиче ски связать мысль и опыт, теорию и практику. По сути дела, экспе римент представляет собой вопрос, обращенный к природе. Ученые убедились, что природа отвечает на правильно поставленные ими вопросы. Поэтому со времен Галилея эксперимент стал важнейшим средством диалога между человеком и природой, способом проник новения в глубокие ее тайны и средством открытия законов, кото рые управляют наблюдаемыми в эксперименте явлениями. Структура эксперимента. Поскольку существующие в науке экс перименты отличаются большим разнообразием как по своим це лям, так и по конкретному содержанию, то при рассмотрении их структуры возникает немало трудностей, связанных с выделением их общих признаков. Поэтому, анализируя общую структуру экспе-
1 Г:J.Лилей Г. Избранные произведения: В 2 т. Т 1.- М.: Наука, 1964.- С. 241-242. 2 См.: Липсон Г. Великие эксперименты в физике. - М., 1972. - С. 12.
римента при его планировании, ограничиваются обычно выявлени ем наиболее общих, характерных черт построения эксперимента. На первой стадии устанавливают цель эксперимента, которая мо жет состоять либо в проверке определенной гипотезы или теории, либо в поиске некоторой эмпирической зависимости между вели чинами, описывающими определенный процесс. Большей частью эксперимент используется для проверки научных гипотез, поэтому при постановке цели: • точно указывают, какие следствия из гипотез подлежат опыт ной проверке; • устанавливают, в какой форме- качественной или количест венной - эти следствия необходимо представить; • точно определяют те существенные факторы, от которых за висит результат эксперимента; • выявляют те факторы, которые поддерживаются постоянны ми при эксперименте, так как предполагается, что они не мо гут оказывать существенного влияния на ход процесса. Все эти задачи, как мы покажем ниже, подробно формулируют ся при планировании эксперимента. Вторая стадия эксперимента состоит в контроле над его прове дением, который заключается в обеспечении его <<чистоты>>, связан ной с изоляцией от влияния таких факторов, которые могут замет но изменить результат. Третья стадия эксперимента связана с интерпретацией получен ных данных и статистической обработкой результатов измерения соответствующих величин. Классификация экспериментов может проводиться по разным основаниям. По предмету исследования мы различаем физические, химические, биологические и другие подобные эксперименты. При этом чем сложнее форма движения материи, которую изучает соот ветствующая наука, тем более специфический характер приобретает в ней эксперимент. Например, в живой природе эксперимент обыч но сводится к наблюдению над двумя группами организмов, одна из которых подвергается экспериментальному воздействию, а другая (контрольная) используется для сравнения. По методу исследования, как мы видели, эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Как правило, каче ственные эксперименты проводятся для предварительного исследо вания действия тех или иных факторов на изучаемый процесс без установления точной количественной зависимости. Нередко они носят поисковый характер, поскольку с их помощью достигается предварительная оценка той или иной гипотезы без установления количественной степени ее подтверждения. Количественный экспе римент строится с таким расчетом, чтобы обеспечить точное изме-
рение всех факторов, влияющих на ход изучаемого процесса. Его проведение требует определения количественных понятий, описы вающих процесс, а также использования значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры, а результаты измере ний должны подвергаться специальной математической обработке. В реальной исследовательской практике качественные и коли чественные эксперименты составляют обычно последовательные этапы в эмпирическом изучении явлений и процессов. Как только будет раскрыта качественная зависимость исследуемого процесса от соответствующих свойств, параметров и факторов, так сразу же воз никает задача количественного их определения с помощью матема тических функций или уравнений. Если качественный эксперимент позволяет раскрыть конкретную, содержательную связь факторов, влияющих на процесс, то количественный эксперимент уточняет степень и величину этой связи, способствуя тем самым лучшему пониманию природы изучаемых процессов. Примерам может служить история проведения экспериментов по изучению законов электромагнетизма. Впервые связь между элек тричеством и магнетизмом, как говорилось выше, выявил Х.К. Эрстед в 1820 г. Поместив магнитную стрелку над проводником, по кото рому идет ток, он обнаружил отклонение магнитной стрелки. Этот чисто качественный эксперимент послужил исходным пунктом для развития теории об электромагнитных явлениях. Вскоре после этого А.М. Ампер провел эксперимент, в котором количественно опреде лил связь между электричеством и образованным им магнитным полем. Основываясь на эти данных, М. Фарадей поставил экспери мент, в ходе которого при вращении в магнитном поле замкнутого контура в нем возникал электрический ток. Эта бьша, по существу, первая модель электромотора!. Эти замечательные эксперименты стали основой для построения Д.К. Максвеллом математической теории электромагнитного поля. Наконец, в последние годы все шире используются так называе мые модельные эксперименты, в которых вместо реальных объектов и явлений экспериментируют с их идеальными образами и количест венными зависимостями между ними, выраженными с помощью ма тематических функций, уравнений, систем уравнений и других аб страктных структур. Наиболее многообещающим и перспектинным среди них является вычислительный, или машинный, эксперимент, который успешно разработан и используется в Институте приклад ной математики РАН. Для проведения такого эксперимента строит ся математическая модель изучаемого явления или процесса. Затем, изменяя параметры модели, с помощью компьютера вычисляют различные варианты модели и сопоставляют их с реальными вели-
1 См.: Липсон Г. Указ. раб. С. 122-123. чинами. Вариант, который наиболее адекватно описывает реальный процесс, выбирается в качестве оптимального. Очевидно, что вы числительный эксперимент, как и остальные модельные экспери менты, принципиально отличается от реальных экспериментов и предназначается скорее для эвристического поиска новых истин, чем непосредственно для эмпирической проверки гипотез.
Планирование эксперимента. Уже в процессе научного наблюде ния ученый руководствуется определенными теоретическими пред ставлениями о наблюдаемых фактах. В гораздо большей степени за висимость от теории проявляется в эксперименте. Прежде чем по ставить эксперимент, надо не только располагать общим его замыслом, но и тщательно продумать план его проведения, т.е. тео ретическую схему построения отдельных его стадий. Выбор типа эксперимента, как и конкретный план его построе ния, определяется в первую очередь той научной проблемой, кото рую предстоит решить с его помощью. Одно дело, когда экспери мент предназначен для качественной оценки и проверки гипотезы, т.е. простого установления зависимости между факторами исследуемо го явления. Совсем другое дело, когда ставится задача определения количественной зависимости между этими факторами в математиче ской форме, т.е. поиска функций, уравнений и других математических структур, которые бы адекватно отобразили количественные отно шения между факторами. Все это свидетельствует о том, что план проведения каждого конкретного эксперимента обладает своими специфическими особенностями. Поэтому не существует какого либо общего шаблона или схемы, с помощью которых можно бьшо бы построить эксперимент для решения любой проблемы в каждой экспериментальной науке. Самое большее, что можно здесь сде лать, - это наметить стратегию исследования и дать некоторые общие рекомендации по построению и планированию эксперимента. После того как будет точно сформулирована цель эксперимента, необходимо выделить прежде всего те факторы, которые оказывают существенное влияние на его проведение. Выявление таких факто ров зависит от степени теоретической зрелости соответствующей науки, а особенно от интуиции и опыта исследователя. В своих экспериментах по изучению свободного падения тел Галилей, как мы видели, не учитывал влияния на результат опытов сопротивления воздуха, неоднородности поля тяготения, не говоря уже о температу ре или строении тел. Все эти факторы не оказывают какого-либо существенного влияния на падение тел вблизи земной поверхности, где сопротивление воздуха незначительно, а поле тяготения практи чески можно считать однородным, хотя во времена Галилея не су ществовало теории, объясняющей это явление. Когда имеется дос таточно разработанная общая теория, тогда выявить существенные факторы планируемого эксперимента не слишком трудно. Если же исследование только начинается, а область изучаемых явлений со всем новая, тогда отделение существенных факторов от несущеет венных представляет проблему. Ведь любой фактор в принципе мо жет оказаться существенным, и поэтому заранее, без предваритель ного исследования и проверки, его исключить нельзя. С другой стороны, проверить, являются ли все факторы существенными, также невозможно. Следовательно, перед исследователем возникает проблема выбора: если он сделает правильный выбор, то экспери мент даст ему возможность успешно решить научную проблему. История науки дает нам множество примеров, когда верный выбор существенных факторов при проведении экспериментов по мог ученым открыть важные законы природы. Известно, что Роберт Бойль, впервые сформулировавший закон об обратной пропорцио нальности между давлением и объемом <<идеальных>> газов, считал температуру несущественным фактором. Впоследствии французские физики Жак Шарль и Гей Люссак предположили, что температура газа служит существенным его фактором и экспериментально дока зали закон о прямой пропорциональной зависимости между объе мом и температурой газа. Все это свидетельствует о том, что фак тор, считавшийся несущественным в одних экспериментах, стано вится существенным в других. Следующая стадия при проведении эксперимента сводится к изучению зависимостей между существенными факторами при сохра нении несущественных факторов неизменными или постоянными. Если в качестве существенных выявлены факторы М1, Мъ М3,..., Мк, то сначала будет изучена зависимость между двумя факторами, на пример М1 и М2. Все остальные факторы при этом будут предпола гаться постоянными. Изменяя в эксперименте фактор Мъ можно установить, в какой зависимости от него изменяется фактор М1, например как меняется объем газа с изменением его давления. За тем аналогично экспериментируют с другими парами, тройками, четверками факторов и т.д. Именно таким способом в итоге уста навливают взаимозависимость между всеми факторами, которую можно выразить с помощью математических формул или уравне ний. Так, в рассмотренных выше примерах, после того как бьши установлены частные законы Бойля - Мариотта и Шарля - Гей Люссака, удалось сформулировать общий закон, выражающий связь между давлением, объемом и температурой идеального газа в виде уравнения Клапейрона: PV= RT, где Р - давление; V- объем; R - универсальная газовая постоянная; Т - температура в абсолютной шкале Кельвина.
При планировании эксперимента и оценке его результатов при ходится учитывать также характер величин, измеряемых в ходе опыта. В этом отношении более сложными являются эксперимен ты, в которых исследуемые величины заданы статистическим обра зом. К чисто экспериментальным трудностям здесь добавляются трудности математического характера. Не случайно поэтому в по следние десятилетия в математической статистике возникло специ альное направление, которое ставит своей задачей планирование и математическую обработку статистических экспериментов!. Однако, как бы эксперимент ни планировался, при его прове дении обязателен точный учет тех изменений, которые эксперимент вносит в изучаемый процесс. А это требует тщательного контроля как объекта исследования, так и средств наблюдения и измерения. Интерпретация результатов эксперимента. Зависимость экспери мента от теории проявляется не только при его планировании, но в еще большей мере при истолковании его результатов. При ин терпретации данных эксперимента для исследователя возможны два пути. Во-первых, он может объяснить эти результаты в терминах уже известных теорий или гипотез. Поскольку такая проверка состоит в сопоставлении утверждений, выражающих данные эксперимента, с выводами теории, то возникает необходимость в получении таких логических следствий из теории, которые допускают эмпирическую проверку. Это требует интерпретации по крайней мере некоторых понятий и утверждений теории. Во-вторых, в ряде случаев ученый не располагает готовой тео рией или гипотезой, с помощью которых он смог бы объяснить ре зультаты своего эксперимента. Иногда такие эксперименты даже противоречат теоретическим представлениям, доминирующим в той или иной отрасли науки. Об этом свидетельствовали, например, мно гочисленные результаты экспериментов, полученные в конце XIX - начале ХХ в., которые явно не укладывались в рамки старых классических представлений физики. В 1900 г. М. Планк, убедив шись в невозможности объяснить экспериментальные данные по тепловому излучению с позиций классической физики, предложил рассматривать излучение не как непрерывный, а как дискретный про цесс испускания энергии отдельными порциями, или квантами. Эта интерпретация впоследствии помогла объяснить опытные результаты фотоэффекта и многих других экспериментов. В дальнейшем она сыграла важнейшую роль при создании квантовой механики. <<Долгий двадцатилетний период накануне появления квантовой механики, - указывал один из создателей этой механики М. Борн, - характеризу ется накоплением все новых эмпирических данных в пользу реаль-
1 Одной из лучших работ в этой области является книга известного английского статистика Р.А. Фишера «Конструкиия эксперимента» (См.: R.A. Fisher. The De cision of Experiment. - London, 1951). ности этого кванта и полной неприспособленности классических понятий для оперирования с ним>>1. Разумеется, не всякая интерпретация экспериментальных дан ных приводит к революционным изменениям в науке. Однако лю бая интерпретация предъявляет определенные требования к сущест вующим теориям, начиная от пересмотра некоторых их элементов и заканчивая модификацией исходных допущений и принципов. Функции эксперимента в научном исследовании. Преимущества эксперимента перед наблюдением состоит прежде всего в том, что он дает возможность активно и целенаправленно исследовать воз никающие в науке проблемы. Ученый может по своему желанию изучать интересующие его явления в самых различных условиях их протекания, упрощать ситуации, строго контролируя при этом ход и результаты процесса. Часто эксперимент уподобляют вопросу, ко торый обращен к природе. Хотя такой метафорический способ вы ражения и не свободен от недостатков, тем не менее он удачно вы ражает основную цель эксперимента - получить ответ на вопрос, заданный природе, проверить гипотезы и теории, описывающие предполагаемые закономерности явлений природы. В обычных, естественных условиях подобные процессы крайне сложны и запутаны, поэтому не поддаются точному контролю и управлению. В связи с этим и возникает задача проведения такого их исследования, при котором можно бьшо бы наблюдать ход про цесса <<В чистом виде>>. В этих целях в эксперименте четко отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значитель но упрощают ситуацию. Но такое упрощение, хотя и отдаляет нас от действительности, в конечном итоге способствует более глубо кому пониманию их сути. При экспериментировании исследователь сосредоточивает внимание на изучении лишь наиболее важных и существенных факторов процессов, стараясь свести к минимуму возмущающее действие второстепенных факторов. Отсюда, естест венно, напрашивается аналогия между экспериментом и абстраги рованием. Подобно тому как при абстрагировании мы отвлекаемся от несу щественных свойств явлений, при экспериментировании также стре мятся выделить и исследовать те существенные факторы, которые де терминируют изучаемый процесс. И в первом и во втором случае уче ный ставит задачу - исследовать ход процесса <<В чистом виде>>, не принимая в расчет множество второстепенных факторов и дополни тельных обстоятельств. Однако в этой аналогии, больше чем в другой, приходится считаться с различиями принципиального характера. Во-первых, абстрагирование представляет собой способ мыслен ного выделения существенных свойств исследуемого явления или
1 Борн М Физика в жизни моего поколения.- М., 1963.- С. 147. процесса, в то время как при экспериментировании создают искус ственную среду с помощью особых условий для выделения сущест венных факторов и сохранения неизменными несущественных или второстепенных факторов. Во-вторых, в научном исследовании мысленное абстрагирова ние всегда предшествует эксперименту. Прежде чем поставить экс перимент, ученый всегда исходит из определенной теории или ги потезы, на основании которых он решает, какие факторы или свой ства объекта считать существенными, а какие - второстепенными. Все это показывает, что абстрагирование и эксперимент относятся к качественно различным уровням и методам исследования. В-третьих, эксперимент, как показано выше, представляет собой вопрос, обращенный к природе, на который она должна дать ответ. Поэтому эксперимент служит эмпирическим критерием истинности теоретического знания. К числу важнейших проблем, которые требуют привлечения экспериментального метода, относится прежде всего опытная про верка гипотез и теорий. Это самая известная и наиболее сущест венная функция эксперимента, которая служит показателем уровня зрелости и точности научного исследования в опытных науках. Ни в эпоху античности, ни в Средние века не бьшо эксперимента в точном смысле этого слова, так как там целью опытов скорее бьш сбор эмпирических данных, чем проверкатеоретических идей. Гали лей, решительно порвавший с натурфилософскими и схоластически ми традициями прежней физики, впервые стал проверять свои гипо тезы с помощью эксперимента. Огромные успехи в развитии меха ники в Новое время бьши связаны прежде всего с тем, что разработка новых ее гипотез и теорий шла рука об руку с их экспе риментальной проверкой. Постепенно такой метод проверки новых теоретических идей проник во все отрасли естествознания, а в наше время используется также и в других науках. Важную роль эксперимент играет и при формировании новых гипотез и теоретических представлений. Эвристическая роль экспе римента при генерировании новых гипотез заключается в использо вании опыта для уточнения и исправления первоначальных допу щений и предположений. Если исследователь располагает готовой гипотезой, тогда он использует эксперимент для ее подтверждения или опровержения. Если же он выдвигает новую гипотезу, то обра щается к эксперименту, чтобы проверить и уточнить свои первона чальные допущения. Обычно в ходе исследования поисковый и проверочный эксперимент осуществляются одновременно, поскольку ученый не только уточняет свои первоначальные допущения и пред положения, но и доводит их до уровня научной гипотезы, а затем выводит из нее эмпирически проверяемые следствия, которые про верлет с помощью эксперимента. Однако, какой бы эксперимент ни осуществлялся, он всегда слу жит лишь определенным звеном в общей цепи научного исследова ния. Поэтому эксперимент нельзя рассматривать как самоцель, а тем более противопоставлять теории. Если эксперимент ставит вопрос природе, то такой вопрос может возникнуть лишь в сфере идей и при достаточно высоком уровне развития теоретического знания. Без теории и ее направляющих идей невозможно никакое научное экс периментирование, поскольку как само планирование эксперимента, так и интерпретация его результатов требуют обращения к теории. За четыре столетия своего существования экспериментальный метод продемонстрировал свою высокую эффективность как важ нейшего способа эмпирического исследования. Его эффективность непрерывно возрастала по мере усовершенствования эксперимен тальной техники и степени зрелости теоретической мысли, а также усиления взаимодействия между теорией и опытом. От простейших опытов, представлявших по сути дела усложненные наблюдения, до создания целых индустриальных систем для ускорения заряженных частиц, получения высоких и сверхвысоких температур и давлений, мощных радиотелескопов и космических лабораторий - вот далеко не полный перечень составляющих того гигантского скачка, кото рый характеризует развитие экспериментальной техники. Возникает вопрос: если экспериментальный метод является столь эффективным методом эмпирического исследования, то почему он не применяется во всех науках? Как уже показано выше, применение эксперимента в науке свя зано прежде всего с возможностью активного взаимодействия иссле дователя с изучаемым объектом, при котором он является не пас сивным наблюдателем происходящих процессов, а изучает их в же лательном для него виде, изолируясь от влияния второстепенных факторов. В такой науке, как астрономия, такое вмешательство ока зывается принципиально невозможным по практическим соображе ниям, и поэтому ученые ограничиваются в ней систематическими наблюдениями. Правда, с развитием космических исследований ста новятся осуществимыми локальные эксперименты по изучению тех нических процессов и поведения живых организмов в условиях неве самости. Но астрофизика и космология не могут проверять свои ги потезы с помощью экспериментов над небесными телами. Иногда в лаборатории можно создать условия, подобные, скажем, условиям на Солнце, и выяснить, что при этом происходит, но это будет не ас трономический, а чисто физический эксперимент. Поэтому осуще ствление термоядерного синтеза в земных условиях бьшо бы правер кой соответствующей физической, а не астрономической или космо логической теории. В науках, изучающих исторические процессы, происходившие на нашей планете (геология, палеонтология, археология и др.) не только эксперимент, но и непосредственные наблюдения невоз- можны в силу того, что эти процессы и события уже завершились. В социальных науках проведение экспериментов с большими груп пами людей наталкивается на серьезное их сопротивление. Попро буйте, например, провести эксперимент, сознательно нарушив по дачу воды, электричества или газа даже для небольшого городского района. Люди возмутятся этим и потребуют запретить такой экспе римент, противоречащий нормам морали и правам людей в граж данском обществе. Поэтому в социологии обычно ограничиваются изучением поведения людей в малых группах, причем наблюдение и в этом случае не должно противоречить нормам нравственности и правам членов гражданского общества. И хотя журналисты продол жают писать о <<великих социальных экспериментах>>, но здесь мы встречаемся скорее с метафорой, чем с экспериментами в точном смысле этого слова.
3.3. Измерения
Под измерением обычно подразумевают процесс нахождения отношения данной величины к другой, принятой за единицу изме рения!. Результаты измерения обычно выражаются с помощью чисел, и благодаря этому их можно подвергнуть математической обработке. Однако в некоторых случаях измерением называют любой способ приписывания чисел некоторым свойствам объектов в соответствии с определенными правилами. С таким положением чаще всего при ходится встречаться в исследованиях, где ограничиваются лишь срав нением свойств предметов и явлений по их интенсивности. Всякий раз, когда удается упорядочить свойства по их интен сивности с помощью отношений <<больше>>, <<меньше>> или <<равно>>, можно установить определенное соответствие между степенями ин тенсивности свойства и числами. Такой способ квантификации, или количественной характеристики, свойств используется в тех случа ях, когда трудно или невозможно провести непосредственные изме рения. Так, например, в минералогии широко используется шкала Мооса для определения сравнительной твердости минералов. Один минерал считается более твердым, если оставляет на другом цара пину. Если твердость талька оценивается как 1, то твердости алмаза соответствует 10. С равным успехом мы могли бы приписать тальку другое число, но тогда соответственно изменилась бы оценка твер дости алмаза. Поскольку числа здесь выбираются более или менее произвольно, постольку с ними нельзя производить обычных ариф метических действий. Таким образом, при квантификации различ ных свойств величин можно выделить классификационные, сравни тельные и количественные, или метрические, понятия. С помощью счета мы определяем количество предметов какого-либо класса.
1 Маликов М.Ф. Основы метрологии. Ч. 1.- М., 1949.- С. 316. Как показывает история культуры, бьшо время, когда люди не знали понятия числа и тем не менее справлялись по-своему со сче том небольших множеств вещей. Для этого они устанавливали вза имно-однозначное соответствие между данным множеством вещей и некоторым <<эталонным множеством>>, в качестве которого снача ла выступали пальцы рук и ног самого человека, потом камешки, ракушки и тому подобные предметы. Потребовалось длительное время, чтобы понять, что в качестве предметов счета можно ис пользовать отвлеченные числа. Следующим этапом количественного анализа является сравнение величин, которое начинается, как мы видели, с сопоставления их по интенсивности определенного свойства. Если обозначить два пред мета через а и Ь, а общее их свойство через М, то между ними можно установить следующие отношения: М(а) > М(Ь), М(а) < М(Ь) М(а) = М(Ь). Таким образом, с помощью отношений <<больше>>, <<меньше>> и <<равно>> можно образовать сравнительные количественные понятия. Такие понятия также играют важную роль в познании, и поэтому там, где невозможно результат измерения выразить точным числом, приходится ограничиваться сравнением величин. <<Надо помнить, - писал академик А.Н. Крьшов, -что есть множество <<величиН>>, т.е. того, к чему приложимы понятия <<больше>> и <<меньше>>, но вели чин, точно не измеряемых, например, ум и глупость, красота и без образие, храбрость и трусость, находчивость и тупость и т.д. Для измерения этих величин нет единиц, эти величины не могут быть выражены числами, - они не составляют предмета математики>>!. Для перехода к метрическим (количественным) понятиям необ ходимо располагать единицей измерения. Тогда отношение данной конкретной величины к единице измерения можно выразить целым числом или дробью, а отношение теоретических величин, например диагонали квадрата к его стороне, - иррациональным числом. Хотя количественные понятия связаны с процессом измерения, но они не возникают из эмпирических процедур измерения, как утверждают операционалисты. В противном случае нам пришлось бы вместо од ного понятия длины, температуры или силы тока ввести столько разных понятий, сколько существует процедур для измерения этих величин. Классификационные, сравнительные и метрические понятия характеризуют разные степени количественного анализа величин и их свойств, которые выражают уровень раскрытия особенностей исследуемых предметов и процессов. Обычно, чем лучше изучены качественные особенности явлений и процессов, тем лучше они поддаются математическому анализу.
1 Крылов А.Н. Прикладная математика и ее значение для человечества. - М. -Л., 1931. -С. 3. Глава 4
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.112 с.) |