Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как выражение несоответствия в развитии научного знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В абстрактных науках, таких, как математика и родственные ей дисциплины, трудности различного рода связаны прежде всего с обна ружением противоречий внутри существующих теорий, несогласован ностью отдельных их частей, недостаточной обоснованностью исход ных понятий и т.д. Наиболее интересными и фундаментальными про блемами в этом смысле могут быть те из них, которые возникали при обосновании математики и вызывали кризисы ее оснований. Первая из фундаментальных проблем такого рода бьша связана с открытием несоизмеримых отрезков, таких, как диагональ и сторо на квадрата, отношение которых не может быть выражено рацио-
1 Поппер К Объективное знание. Эволюционный подход. - М., 2002, УРСС. - С. 165. нальным числом. Это открытие породило глубокий кризис не толь ко в математике, но и в философии, так как подрывало основы пифагорейского учения о числах как сущности мира. Вторая фундаментальная проблема возникла в связи с трудно стями, обнаруженными в анализе бесконечно малых, основное со держание которого составляют дифференциальное и интегральное исчисления. Расходящиеся результаты и противоречия, полученные со временем в анализе, бьши связаны в первую очередь с неодина ковым пониманием исходного его понятия - понятия бесконечно малого. Нередко бесконечно малая величина приравнивалась нулю, а чаще всего рассматривалась просто как крайне малая конечная ве личина. Это противоречие создало серьезную трудность и в резуль тате привело к новой проблеме, вызвавшей второй кризис в осно ваниях математики. Выход из этого кризиса бьш найден с помощью теории пределов, которая стала рассматривать бесконечно малое как величину, стремящуюся к нулю как к своему пределу. На этом примере можно показать сложную цепь взаимосвязей, определяю щих возникновение проблемы, начиная от потребностей техники производства, экспериментального естествознания и заканчивая стандартами логики. Элементарная математика, которую нередко называют матема тикой постоянных величин, бьша не в состоянии математическими методами описывать движение и процессы. Между тем возникаю щая машинная индустрия Нового времени крайне нуждалась в та ких методах, поэтому она и выдвинула проблему создания новой математики пвременных величин - анализа бесконечно малых. Впо следствии, когда были обнаружены некоторые дефекты в математи ческом анализе, возникла чисто логико-математическая проблема обоснования анализа, которая на первом этапе бьша решена теори ей пределов. На этом возникновение и решение новых проблем не заверши лось, хотя в конце XIX в. многим математикам казалось, что с соз данием теории множеств математика получила окончательное обос нование. В этой абстрактной теории все математические объекты (числа, геометрические фигуры, функции и т.д.) рассматривались как элементы соответствующих множеств. Многие ученые считали, что в рамках теории множеств математика получила необходимую общность и прочное обоснование. Однако вскоре и в этой теории бьши обнаружены парадоксы, которые свидетельствовали о том, что фундамент всей классической математики нельзя считать вполне надежным. Поэтому вскоре после этого опять заговорили о кризисе оснований математики, который не преодолен и поныне. Хотя этот кризис не затрагивает те конкретные теории математики, которые больше всего применяются в прикладных науках, тем не менее ело- жившуюся ситуацию в обосновании математики нельзя считать удов летворительной. При ретроспективном анализе истории обоснования математи ки выясняется, что наиболее фундаментальные ее проблемы возни кали в связи с трудностями, которые появлялись по мере развития математики и бьши связаны с противоречиями в ее исходных абст ракциях и теориях. Поскольку математика оперирует бесконечными множествами абстрактных объектов, постольку ее исходные поня тия и теории опираются на различные абстракции математической бесконечности. Абстракция потенциалыюй, или становящейся, бесконечности помогла преодолеть второй кризис в основаниях математики. Пере ход к абстракции актуальной бесконечности в теории множеств, в которой бесконечные множества уподобляются конечным множест вам, привел к новым трудностям и к третьему кризису в основани ях математики, выход из которого сторонники математического ин туиционизма и конструктивизма ищут в возврате к абстракции по тенциальной осуществимости и бесконечности. Эти примеры ясно показывают сложный и противоречивый характер проблемных си туаций в математике, которые связаны с глубокими философскими и логико-математическими Представлениями о бесконечности. В экспериментальных и эмпирических науках основная причина возникновения проблем заключается в обнаружения несоответствия или противоречия между прежними теоретическими методами объ яснения и вновь обнаруженными эмпирическими фактами. Старые парадигмы, методы и теории оказываются не в состоянии объяснить новые факты, хотя в первое время их пытаются понять в рамках прежней парадигмы. Однако когда число таких аномальных фактов быстро возрастает, тогда происходит отказ от старой парадигмы и начинается перестройка всей прежней концептуальной системы. Как в математике, так и в эмпирических науках такие процессы обычно связаны с решением новых фундаментальных проблем, ко торые приводят к кризисам и научным революциям. В физике противоречия между прежними, классическими, пред ставлениями о строении вещества, излучении и поглощении энергии, свойствах пространства и времени и соответственно вновь обнару женными экспериментальными фактами привели в конце ХIХ начале ХХ в. к революции, охватившей не только саму физику, но и точное естествознание в целом. Фундаментальные проблемы, которые тогда бьши выдвинуты, решались с помощью создания таких новых неклассических теорий, как квантовая механика и теория относительности. Именно они помогли понять и объяснить новые экспериментальные факты, упорно не поддававшиеся объяснению в рамках классических теорий. Творческая деятельность в науке не ограничивается, конечно, только решением фундаментальных проблем. Наряду с ними посто янно возникают более частные и конкретные теоретические и при кладные проблемы. Но природа проблем остается неизменной: они характеризуют трудности, которые неизменно возникают в ходе развития и прогресса научного познания. Чаще всего в конкретных научных исследованиях приходится иметь дело с проблемами и за дачами более частного характера, когда необходимо либо модифи цировать существующие теории в рамках доминирующей парадиг мы или создавать частные теории для объяснения вновь открытых фактов. Такую стадию исследования Т. Кун в своей книге <<Струк тура научных революций>> называет <<нормальной наукой>> и даже ре шением <<головоломоК>> в рамках существующей парадигмы. Вряд ли, однако, такая характеристика верно описывает сложный и про тиворечий процесс исследования в реальной науке, о которой мож но сказать следующее: во-первых, в ней одновременно могут сосу ществовать несколько парадигм или программ исследования; во вторых, ученые всегда стремятся найти лучшее объяснение сущест вующим фактам, чтобы глубже и точнее приблизиться к истине; в третьих, процесс исследования всегда связан с критикой прежних - несовершенных, неполных и неточных - методов объяснения, а не с исправлением и уточнением существующих и готовых схем, принци пав и приемов исследования. Таким образом, мы не можем правильно понять характер воз никновения проблем в науке, если не будем учитывать особого ха рактера научной деятельности, направленной на достижение более полного и глубокого познания мира. В отличие от других форм че ловеческой деятельности наука, как ни одна другая форма, имеет ярко выраженный проарессивный характер, ибо она непрерывно стремится усовершенствовать свои теории и методы познания пу тем обнаружения, преодоления и исправления ошибок. Такой про цесс самокорректирующийся научной деятельности объясняет, поче му научное исследование начинается прежде всего с выдвижения проблем, а не простого накопления фактов и постановки новых экспериментов. Ведь факты требуют объяснения, и именно вслед ствие неспособиости старых теорий и методов дать такое объясне ние возникают новые проблемы. Итак, возникновение новых проблем обусловлено состоянием и уровнем научных знаний. <<Бросая ретроспективный взгляд на исто рию, - подчеркивает В. Гейзенберг, - мы видим, что наша свобода в выборе проблем, похоже, очень невелика>>l. Наблюдения и эксперименты могут, конечно, предшествовать появлению проблем, когда приходится анализировать факты, кото-
1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. -М., 1987. - С. 226. рые явно опровергают прежние представления и объяснения. В этом смысле справедливо утверждение, что достоверные факты, по лученные путем наблюдений и экспериментов, составляют надеж ный эмпирический базис науки. Но факты нуждаются в осмысле нии и интерпретации. Следовательно, знания и интерпретации не обходимы для того, чтобы целенаправленно искать сами факты. Эту мысль прекрасно выразил Ч. Дарвин: <<Как странно, что никто не видит, что всякое наблюдение должно производиться за или против какого-либо мнениЯ>>. Чтобы наблюдать что-либо, надо знать, что именно наблюдать, а для этого надо располагать какой-либо идей, предположением или даже догадкой. Именно поэтому иногда утверждают, что факты <<нагружены теорией>>, что в точном смысле означает тесную связь и взаимодействие между фактами и теорией. С другой стороны, чтобы проверить отдельные предположения, гипотезы или теоретические системы, необходимо располагать определенной совокупностью, а точнее, системой фактов. В связи с этим возникает актуальный ме тодологический вопрос, по которому до сих пор существуют диамет рально противоположные точки зрения. Среди ученых, занимающихся преимущественно эмпирическими исследованиями, нередко встречается мнение, что исследование в науке начинается с наблюдения и накопления фактов, тщательном их описании и исследовании в процессе познания. Такой взгляд присущ прежде всего здравому смыслу обыденного познания, когда сталкиваясь с незнакомыми явлениями, люди пытаются найти объ яснение их причин путем обращения к новым фактам. Подобный же взгляд защищают философы эмпирического направления, ори ентирующиеся на традиционные представления о развитии позна ния, согласно которым источником нашего знания служит эмпири ческий опыт или даже восприятия. Согласно такому мнению, в на шем уме нет ничего, кроме того, что содержится в чувствах. Поэтому такой пассивный взгляд на деятельность мышления рас сматривает науку как процесс простого накопления знаний, исклю чающего коренные, качественные его изменения, приводящие к от казу от старых концепций, парадигм и научных революций. Против таких взглядов решительно выступал в западной фило софии науки Поппер, который настойчиво утверждал, что <<МЫ ни когда не начинаем с наблюдений, а всегда с проблем - либо прак тических проблем, либо проблем теории, столкнувшейся с трудно стями>>1. Однако, как мы уже отмечали, слабым местом в его концепции является случайный характер проб и ошибок, догадок и опроверже ний, который несовместим с провозглашенным им принципом движения науки к объективной истине. Такое движение к истине имеет целесообразный и рациональный характер, но Поппер не подчеркивает наличие диалектического взаимодействия, во-первых, между фактами и теориями, во-вторых, между наблюдениями и фак тами. Главное внимание он акцентирует на приоритете теории над фактами и соответственно проблем над опытом. Сильная сторона его концепции заключается в следующем: с 30-х гг. прошлого века он неизменно подчеркивал, что <<наука начинается с проблем и раз вивается от них к конкурирующим теориям, которые оцениваются критически>>!. Действительно, подлинная наука не может существо вать и развиваться без проблем: в противном случае она вырожда ется в догматическую систему. В ней всегда открываются новые факты и результаты, требующие объяснения, которого не способны дать старые парадигмы и теории. Это непрерывное возникновение и возобновление противоречия или несоответствия между новыми фактами и старыми теоретическими способами их объяснения ха рактеризует реальный прогресс науки.
2.3. Решение проблем И прогресс научного знания
Прежде чем выдвинуть какую-либо проблему, необходимо по нять ту трудность, которая возникла в науке. Ведь именно трудно сти, как мы видели, создают проблемы, которые характеризуют не соответствие (или противоречие) в развитии науки, конкретно вы ражающееся в неспособиости старых теорий и методов объяснить новые факты. Такое противоречие, как говорилось выше, ни в коем случае нельзя отождествлять с логическим противоречием между суждениями. В данном же случае термин <<противоречие>> использу ется для обозначения несоответствия между новыми фактами и старыми способами их объяснения посредством прежних гипотез, законов и теорий. Осознание этого несоответствия происходит постепенно, шаг за шагом, и поэтому до постановки и четкой формулировки проблемы обычно мало что знают о нем и даже не представляют, в чем имен но оно состоит. Более того, в истории науки известны случаи, когда ученый стремился решить одну проблему, а в действительности ре шал другую. Так, например, И. Кеплер, увлекавшийся астрологией, стремился решить проблему гармонии мирового порядка, но в дей ствительности открьш законы движения планет вокруг Солнца. Каким же образом происходит процесс осознания и понимания проблем? Поскольку проблема означает трудность, то в первую очередь не обходимо, очевидно, понять эту трудность. Как справедливо заме- чает Гейзенберг, <<все всегда начинается с весьма специальной, узко ограниченной проблемы, не находящей решения в традиционных рамках. Революцию делают ученые, которые пытаются действи тельно решить эту специальную проблему, но при этом еще и стре мятся вносить как можно меньше изменений в прежнюю науку. Как раз желание внести как можно меньше изменений в прежнюю науку и делает очевидным, что к введению нового нас вынуждает сам предмет, что сами явления, сама природа, а не какие-либо челове ческие авторитеты заставляют нас изменить структуру мышления>>!. А для этого нет иного пути, как предпринять попытку ее решения. Сначала можно вьщвинуть сравнительно слабое предположение и по пытаться проверить его с помощью тех фактов, которые бьши не в со стоянии объяснить старые гипотезы или теории. Если это предполо жение будет опровергнуто, то исследователь получит более ясное представление о степени трудности проблемы и постарается найти бо лее сильное предположение, чтобы устранить расхождение между предположением и фактами. По мнению Поппера, такой процесс не прерывного вьщвижения все новых предположений и догадок и их по следовательного опровержения и исключения есть единственно вер ный путь решения проблем, приводящий к росту научного знания. Общую схему такого процесса он представляет в следующем виде: Р1 -+ TS -+ ЕЕ -+ Р2, где Р1 -исходная проблема; TS- пробноерешение (гипотеза или теория); 'ЕЕ - устранение ошибок; Р2 - новая проблема.
Обычно для первоначального решения проблемы выдвигается несколько пробных предположений или гипотез. Поэтому приведен ная выше схема приобретает более сложный характер, как это пока зано ниже:
----- ЕЕ----- Р2
Подобная схема более адекватно отражает стадию первоначаль ного поиска решения, когда предлагаются, оцениваются и критиче ски обсуждаются пробные гипотезы для объяснения фактов. Эта стадия скорее характеризует процесс поиска решения проблемы на учным коллективом, члены которого предлагает для обсуждения несколько вариантов гипотез. Поскольку возникновение проблемы Р2 в приведеиной выше схеме потребует нового пробнога объясне ния и его проверки, а для устранения ошибок - выдвижения сле дующей проблемы Р3 и т.д., то процесс исследования можно пред ставить в виде непрерывного возобновления повторяющихся все новых и новых циклов, но на более высоком уровне. В содержа тельном плане это означает, что прогресс познания сопровождается выдвижением и разрешением все новых и новых проблем. Основы ваясь на этом, Поппер делает вполне справедливый вывод, что «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредст вом предположений и опровержений>>!. Но каким образом осуществляется этот непрерывный процесс предположений и опровержений? Как научное познание движется к достижению объективно истинного знания? По мнению Поппера, развитие знания происходит по аналогии с дарвиновской теорией эволюции живых организмов. В процессе познания между гипотезами возникает своеобразная борьба <<за су ществование>>, и выживают те из них, что оказываются наиболее приспособленными для решения поставленной проблемы. Крити чески обсуждая и проверяя эти гипотезы, мы исключаем те из них, которые решают наши проблемы хуже, и выбираем лучшие, которые решают их более эффективно и адекватно. <<При этом, - пишет Поппер, - я опираюсь на неодарвинистскую теорию эволюции, но в новой формулировке, в которой <<мутациИ>> интерпретируются как метод более или менее случайных ошибок, а <<естественный отбор>> - как один из способов управления ими с помощью устранения оши бою>2. Таким образом, эволюция знания происходит, с одной стороны, с помощью случайного способа выдвижения догадок, предположе ний и гипотез, а с другой - исключения тех из них, которые при проверке оказались ошибочными. Но можно ли таким способом приблизиться к истине, существование которой Поппер не только признает, но даже считает регулирующим принципом познания? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Действи тельно, если для решения проблемы объяснения какого-либо явле ния в принципе можно выдвинуть бесчисленное множество гипо тез, то исключив конечное число ошибочных из них, мы никогда не можем приблизиться к истине. Ведь для этого не хватило бы даже астрономического числа времени. Между тем успехи науки свиде тельствуют не только о том, что она раскрывает нам истину об объ ективном мире, но и о том, что темпы научного прогресса со вре менем возрастают. С точки же зрения Поппера, прогресс научного
1 Поппер К Указ. раб. С. 250. 2 Поппер К Лоmка и pocr научного знания. -М.: Прогресс, 1983. - С. 538-539. познания бьm бы невозможен или крайне маловероятен. Поэтому сам он вынужден бьm признать, что <<даже в предположении (которое я разделяю), что наши поиски знаний пока успешны, и что мы те перь кое-что знаем о нашей Вселенной, этот успех оказывается удивительно маловероятным и потому необъяснимым>> 1. В связи с этим возникает вопрос: нельзя ли будет объяснить ус пехи познания, если отказаться от случайного характера проб и ошибок при решении проблем? Действительно, если мы признаем, что при выборе гипотез исследователь не все гипотезы будет счи тать одинаково возможными, а некоторые из них- более перспек тивными, многообещающими и приближающими нас к истине, то сможем избежать трудностей. В этом случае процесс выбора гипо тез станет более рационально обоснованным и не сведется к про верке бесчисленного множества малоперспективных гипотез. Реальная практика научного исследования действительно пока зывает, что исследователи после сравнительно небольшого числа проб попадают именно на перспектинную гипотезу. Предпринима лось множество попыток объяснить это явление. Одни ученые, как, например, Пире, пытались объяснить это способностью человека стремиться к истине своего рода инстинктом, который, однако, от личается от других инстинктов тем, что действует не безошибочно, а с определенной частотой ошибок. Другие ученые ссьmаются на существование врожденного знания. Большинство же способность правильного выбора гипотез и новых идей связывают с интеллекту альной интуицией, механизмы которой остаются пока еще не вы ясненными. В противовес этому немногие из специалистов по ме тодологии науки пытаются привлечь внимание к анализу и поиску эвристических и регулятивных приемов и методов, облегчающих такой поиск. В целом же данная проблема имеет фундаментальный и комплексный характер и требует привлечения усилий философов, психологов, нейрофизиологов, специалистов по искусственному ин теллекту и других ученых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.011 с.) |