Возможные способы применения абдуктивных рассуждений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможные способы применения абдуктивных рассуждений



Абдуктивные рассуждения, как установлено сейчас, могут исполь­ зоваться всюду, где происходит поиск нового знания: от обыденно­ го мышления и до научных исследований. Для подтверждения этого тезиса начнем обсуждение их использования в работе детектива и следователя.

Применение абдукции в построении детективных сюжетов. В де­ тективной литературе основные этапы поиска представлены наибо­ лее отчетливо. Однако, несмотря на это, деятельность детективов и следователей часто анализируется с помощью дедуктивного и реже гипотетико-дедуктивного методов, хотя на самом деле они в лучшем случае описывают лишь конечный результат их поиска.

Представление о том, что детектив рассуждает дедуктивным спо­

собом, получило широкое распространение благодаря Конан Дойлу, который вкладывает эту мысль в уста главного героя своих детектив­ ных романов - сыщика-любителя Шерлока Холмса. В действитель­ ности, как показывает анализ его произведений, дедуктивный метод используется им только для проверки своих догадок, предположений и гипотез. Очевидно, чтобы придти к ним, детектив должен провести трудное и длительное расследование по анализу фактов, подтвер­ ждающих его предположения и гипотезы. А это значит, что ход его рассуждений совершается по схеме абдуктивных, а не дедуктивных рассуждений. В этом можно убедиться по тем высказываниям, кото­ рые встречаются, например, в наиболее популярной повести <<Собака Баскервиллей>>.

Предпринимая свое расследование, Холме с самого начала отвер­

гает мысль о существовании мистического рока, якобы тяготеющего над родом Баскервиллей. Он справедливо считает, что <<при рассле­ довании надо опираться на факты, а не на легенды>>. Описывая

дальнейший ход действий своего героя, автор показывает, что он

<<взвешивал все мельчайшие подробности, строил одну за другой не­

сколько гипотез, сравнивал между собой и решал, какие сведения существенны и какими можно пренебречь>>. Из текста повести чи­ татель поймет, какие гипотезы и почему оказались несостоятель­

ными. Именно поэтому при расследовании <<взвешиваются все воз­ можности, с тем чтобы выбрать из них наиболее правдоподобную>>. На такую гипотезу Шерлока Холме а навел фамильный портрет од­ ного из представителей рода Баскервиллей, в котором он увидел близкое сходство с подозреваемым преступником, отпрыском этого рода, который скрывалея под вымышленной фамилией Степлтон.


Если внимательно проанализировать приведеиные выше выска­ зывания, а также проследить развертывание сюжета повести, то не­ трудно убедиться в том, что они представляют собой хорошее опи­ сание отдельных элементов абдуктивного рассуждения. Такие же рассуждения встречаются и в других детективных произведениях писателя. Интересно отметить, что один из современных исследова­ телей насчитал у него 217 случаев использования абдуктивных рас­ суждений. Сам писатель устами Шерлока Холмса заявляет, что в его заключениях не существует никакой тайны, потому что факты допускают только одно объяснение. Это утверждение подчеркивает, что во всех своих произведениях писатель стремился прежде всего искать объяснительные гипотезы, т.е. рассуждал абдуктивно, а де­ дуктивный метод применял только для проверки предположений и гипотез.

По гипотетико-дедуктивной схеме построены те произведения

дедуктивного жанра, в которых автор с самого начала раскрывает преступление и его участников, а потом показывает, как оно бьшо совершено. Очевидно, что такие детективы не вызывают особого

интереса у многих читателей, поскольку не заставляют их догады­ ваться и думать о том, кто и почему совершил преступление.

Роль абдукции в построении и проверке судебных версий. Если в детективных сюжетах заключение и сам путь к нему придуманы ав­ тором и поэтому заранее заботливо подготовлены им, то следова­ тель, анализируя реальные дела, может встретиться с самыми не­ ожиданными обстоятельствами. В этом смысле его деятельность

больше похожа на творческий процесс любого исследователя: уче­ ного, изобретателя или историка-документалиста. Поэтому работа следователя имеет намного более сложный и непредсказуемый ха­ рактер, чем автора самого изощренного детектива.

Действительно, результат здесь заранее неизвестен, а сами фак­

ты могут интерпретироваться по-разному. Однако существует и оп­

ределенное сходство в методах работы сочинителя детективов и следователя. Во-первых, оба они начинают с анализа преступления и оставленных после него следов, которые рассматриваются как свидетельства или факты. Во-вторых, на основании придуманных или реальных фактов оба они ищут гипотезу или версию, которая смогла бы объяснить причину, характер, цели и мотивации людей, совершивших или способствовавших преступлению.

Поскольку в судебной практике обычно выдвигается сразу же несколько версий, принимаемых в качестве рабочих гипотез, то соз­ дается впечатление, что судебное расследование с логической точки зрения совершается по гипотетико-дедуктивному методу. На первый взгляд кажется, что следователь уже располагает множеством версий и ведет поиск наиболее правдаподобной из них. Из гипотез логиче­ ски выводятся следствия, которые сопоставляются с реальными


свидетельствами и показаниями очевидцев, которые рассматрива­ ются как факты. По степени подтверждения и обоснования той или иной версии отдельными фактами следователь делает заключение о правдоподобности соответствующей версии. Однако такой гипотети­ ко-дедуктивный подход к анализу деятельности следователя совер­ шенно неадекватно описывает весь процесс юридического расследо­ вания. В лучшем случае его можно рассматривать как завершающую стадию расследования, когда проверяется адекватность наиболее правдаподобной версии.

На самом же деле, любое расследование начинается с анализа имеющихся в данное время и зафиксированных фактов, которые тре­ буют объяснения. Поэтому в расчет принимаютел только те версии, или рабочие гипотезы, которые в какой-то мере подкрепляются фактами и таким образом объясняют их. В процессе расследования обнаруживаются новые факты, которые либо опровергают некото­ рые прежние версии, либо требуют изменения и выдвижения новых версий. Таким способом на основании тщательного и всесторонне­ го анализа фактов происходит отбор среди альтернативных версий той единственной, которая наилучшим образом объясняет всю сис­ тему фактов, свидетельств, вещественных доказательств, показаний экспертов и других судебных материалов. Именно с помощью такой аргументации можно, с одной стороны, рационально доказать вер­ ность определенной версии, а с другой - опровергнуть как несостая­ тельные другие версии.

Трудность построения судебной версии заключается именно в том, что в качестве аргументов для ее обоснования привлекаются раз­ нородные по своему характеру факты: во-первых, такие объективные свидетельства, как точно запротоколированные следы преступлений и вещественные доказательства; во-вторых, субъективные мнения потерпевших, свидетелей и очевидцев; в-третьих более взвешенные и опирающиеся на факты заключения экспертов. Задача следовате­ ля на стадии завершения версии будет состоять, таким образом, в иерархическом построении системы аргументов, или доводов, кото­ рые в единой, целостной форме будут усиливать общий результат подтверждения судебной версии. Если в качестве такой версии будет выбрана система аргументов, обладающая наибольшей объясни­ тельной силой, то можно предположить, что в ходе дальнейшего уточнения, дополнения и проверки она окажется наиболее адекват­ ной для полного раскрытия характера, причин и цели преступле­ ния, а также действий и мотивов его участников.

Абдукция в естественнонаучном и социальном исследовании. О ро­

ли абдукции нам пришлось уже говорить в связи с сопоставлением ее с гипотетико-дедуктивной моделью научного познания. Как и вся­ кий поиск, научное исследование начинается с анализа проблем, т.е.

противоречия, или несоответствия, между новыми фактами и ста-


рыми методами их объяснения. Для такого объяснения первона­ чально выдвигается догадка, или предположение. Впоследствии она подкрепляется фактами и теоретическими соображениями и поэтому выступает в виде научной гипотезы. В качестве примера сошлемся на догадку Ньютона о всемирном тяготении, на которую натолкну­ ло его падение яблока. Нередко этот случай называют легендой, но академик С.И. Вавилов считает его достоверным фактом. В под­ тверждение своего заявления он приводит признание самого Исаака Ньютона, сделанное старому коллеге во время беседы в саду: <<Ме­ жду прочим, сэр Исаак сказал мне, что точно в такой же обстанов­ ке он находился, когда впервые ему пришла в голову мысль о тяго­ тении. Она бьша вызвана падением яблока, когда он сидел, погру­ зившись в думы. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя, почему не в сторону, а всегда к центру Земли... Должна, следовательно, сушествовать сила, подобная той, которую мы назы­ ваем тяжестью, простирающаяся по всей Вселенной>>.

Разумеется, падение яблока с точки зрения схемы Ч. Пирса

представляет собой примечательный факт и может рассматриваться

как начало абдуктивного рассуждения, но открытие закона всемир­ ного тяготения Ньютона потребовало длительной теоретической и эмпирической разработки, не только ее подтверждения эмпириче­ скими фактами, но и обоснования с помощью ранее открытых за­ конов Галилея и Кеплера. Во всяком случае, это открытие бьшо сделано не с помощью чисто логических умозаключений индукции или дедукции, хотя оно контролировалось ими. В процессе научно­ го открытия теоретических законов используется не только логика и математика, но и такие тонкие приемы и средства нашего интел­ лекта, как интуиция и воображение, мысленные эксперименты и концептуальные схемы, а также многое другое, не подающееся стро­ гой регламентации и формальному описанию.

В научной практике абдуктивные рассуждения проще всего

можно использовать для открытия эмпирических законов, которые устанавливают необходимые регулярные связи между наблюдаемыми свойствами и отношениями каких-либо явлений. Теоретические же законы не могут быть открыты таким способом, поскольку содержат абстрактные понятия и суждения, которые нельзя вывести из опыта. Поэтому путь к ним идет через гипотезы или системы гипотез, ко­ торые проверлютея обычно путем логического вывода из них эмпи­ рических законов. Как свидетельствует история науки, именно так фактически происходило открытие теоретических законов, по­ строение целостных теорий и теоретических систем естествознания.

В социально- историческом познании процесс исследования приобретает еще более сложный характер, ибо при этом приходится учитывать не только объективные процессы, но и субъективную во­ лю, цели и мотивы поведения не столько отдельных людей, сколько


их групп, классов и сообществ. Особенно специфическим в этом отношении является историческое познание, которое существенно отличается от естественнонаучного и социально-экономического по­ знания тем, что изучает события и процессы, которые произошли в прошлом. Поэтому историк вынужден реконструировать и воссоз­ давать их мысленно, с помощью дошедших до нашего времени исто­ рических свидетельств. <<Историк, - пишет известный английский историк и философ Р.Д. Коллингвуд, - не просто воспроизводит мысли прошлого, он воспроизводит их в контексте собственного знания и потому, воспроизводя их, он их критикует, дает свои оценки их ценности, исправляет все ошибки, которые он может обнаружить в них. Эта критика мысли, историю которой он прослеживает, не яв­ ляется чем-то вторичным по отношению к воспроизведению ее ис­ тории. Она- неотъемлемое условие самого исторического знаниЯ>>!.

Именно поэтому здесь интеллектуальная интуиция, воображе­ ние и построение концептуальных схем, в которые входят как фак­ ты известные, так и предполагаемые, играют такую важную роль в применяемых абдуктивных рассуждениях. Таким образом, поиск объяснительных гипотез ведется в истории для проверки самих ис­ торических фактов, не говоря уже об объяснении важнейших собы­ тий и процессов прошлого.

Использование абдукции в исследованиях по искусственному ин­ теллекту. Главные усилия разработчиков теории и техники искусст­ венного интеллекта направлены на то, чтобы создать методы эври­ стического поиска решения проблем. Очевидно, что простой перебор различных возможностей для поиска нужного решения оказывается не только явно неэффективным, но и практически неосуществи­ мым. Именно поэтому создание эвристических программ, которые значительно сокращают простой перебор возможностей с помощью особой стратегии поиска, в настоящее время считается основным направлением в исследованиях по искусственному интеллекту. От­ сюда понятен интерес к абдуктивным рассуждениям со стороны раз­ работчиков теории искусственного интеллекта. Ведь именно эти рас­ суждения ориентируют на поиск и рациональный отбор возможных гипотез на основании тщательного анализа существующих фактов.

Несмотря на то что абдуктивные рассуждения широко исполь­ зуются не только в повседневном мышлении, но и в научном позна­ нии и других сферах деятельности, связанных с поиском, их теория разработана совершенно недостаточно. Объясняется это главным образом двумя причинами. Во-первых, любой творческий поиск невозможно алгоритмизировать, и поэтому всякие попытки понять его с рациональной, логической, точки зрения воспринимаются как возврат к дискредитировавшей себя логике открытия. Во-вторых,

 

1 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980. - С. 205.


традиционное представление о научном или ином открытии как одномоментнам событии типа <<Эврики>> Архимеда, возникающем спонтанно и вдруг, не учитывает длительной предварительной рабо­ ты мысли. Эта работа, несомненно, имеет рациональный характер, направляется и контролируется логикой. Ведь любой выбор в про­ цессе поиска явно, а зачастую неявно, обосновывается соответст­ вующими фактами, а их оценка и объяснение осуществляются по схеме абдуктивных рассуждений. Не подлежит сомнению, что пси­ хологический анализ процессов открытия весьма важен и интересен, однако не менее важно исследовать его не только с субъективной, но и интерсубъективной и общезначимой точки зрения, осуществляе­ мой научной философией и методологией исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.179.138 (0.031 с.)