Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии и нормы научного познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В отличие от обыденного познания наука руководствуется опре деленными стандартами, нормами и критериями познания, которые обеспечивают интерсубъективность и достоверность полученных при этом результатов. Так, например, результаты, полученные при на блюдениях или экспериментах, должны быть воспроизводимыми, т.е. чтобы любой ученый соответствующей отрасли науки мог осуще ствить их и получить те же результаты, а это означает, что они не должны зависеть от субъекта. История науки знает немало случаев добросовестного заблуждения ученых при сообщении результатов своих исследований, не говоря уже о преднамеренной фальсифика ции. Именно поэтому в науке устанавливаются достаточно строгие критерии и нормы для обеспечения интерсубъективности результа тов исследования, которые должны исключить предвзятость, субъ ективность и логическую непоследовательность в выводах ученых. Для научного знания важнейшим является критерий непротиво речивости, или последовательности, в рассуждениях и выводах уче ных, который обеспечивается соблюдением основных законов ло гики, сформулированных еще Аристотелем и развитых в современ ной символической логике. Одним из таких законов является требование недопущения противоречия в рассуждениях. Почему так важен критерий непротиворечивости для науки? Из классической логики высказываний известно, что конъюнк ция двух противоречащих высказываний Х и --. Х приводит к ложному высказыванию. Поэтому противоречащие высказывания недопусти мы в любом рассуждении. Очевидно, что допущение противоречия привело бы к нарушению всякого порядка и последовательности в рассуждении. Вот почему еще в традиционной аристотелевской ло гике бьш принят закон недопущения противоречия в рассуждениях, а в современной, так называемой паранепротиворечивой логике во обще не допускается возможность логического вывода из противо речивых суждений. Иногда формально логические противоречия путают с диалек тическими противоречиями развития и на этом ошибочном осно вании говорят о плодотворности противоречий в науке. При этом обычно ссьшаются на идеалистическую диалектику Гегеля, который видел в противоречиях источник развития мысли. Но в данном слу чае речь идет о противоречиях роста или развития знания, напри мер несоответствия между опытом и теорией, жизнью и идеалами, т.е. о противоречиях, которые требуют преодоления или разреше ния. Допущение же формально логических противоречий в рассуж дениях привело бы к полной бесплодности и разрушению науки, ибо противоречивая система утверждений не дает никакой инфор мации о действительном, объективном мире. Если нормальная, не противоречивая система дает возможность отделить утверждения, совместимые с реальными фактами, от утверждений несовместимых с ними, то в противоречивой системе такое разделение осуществить нельзя. Но в таком случае становится невозможно говорить об ис тине в науке, а следовательно, и о поиске истины, составляющем важнейшую цель и ценность научного исследования. Вторым важнейшим требованием, предъявляемым к теориям, дающим конкретную информацию о реальном мире, является кри терий проверяемости этой информации. Однако этот критерий нель зя понимать слишком упрощенно и требовать, чтобы каждое выска зывание теории допускало непосредственную проверку. Поскольку теория представляет собой логически взаимосвязанную систему ут верждений, то наиболее общие ее принципы и законы проверлютея косвенно, путем вывода из них менее общих и простых утвержде ний, которые можно непосредственно сравнить с данными наблю дений или экспериментов. Уже закон инерции механики, устанав ливающий, что тело, не подверженное воздействию каких-либо внешних сил, будет оставаться в покое или в равномерном прямо линейном движении, нельзя проверить с помощью опыта. Ведь нельзя исключить действие на тело сил трения, сопротивления воз духа, тяготения и т.п. Поэтому этот закон, как и другие основные законы механики, представляет собой абстракцию, относительную истину, которая косвенно обосновывается посредством всех эмпи рически проверяемых следствий, выведенных из них. Большинство философов науки согласны в том, что критерий эмпирической проверяемости служит для отделения опытных, или фактуальных, наук 1 от абстрактных. Но мнения расходятся, когда речь заходит о том, какими способами достигается такая проверка. Сторонники эмпиризма и особенно позитивизма считают, что ги потезы и теории фактуальных наук должны проверяться по степени их подтверждения эмпирическими данными, т.е. удовлетворять кри терию подтверждения. Очевидно, что чем больше и разнообразнее будут факты, свидетельствующие о верности гипотезы, тем более вероятной или правдоподобной, она может оказаться. Однако бу дущие опыты и вновь открытые факты могут опровергнуть не толь ко отдельную гипотезу, но и теоретическую систему, которая рань ше признавалась достоверно истинной. Почти три столетия никто не сомневался в истинности законов и принципов классической механики И. Ньютона. Однако в ХХ в. появилась теория относительности А. Эйнштейна, которая ради кально изменила прежние представления о пространстве, времени и гравитации. Возникшая несколько позднее квантовая механика от крьша принципиально новые законы движения мельчайших частиц материи: атомов и элементарных частиц (электронов, протонов, нейтронов и др.) Этот исторический опыт развития науки учит нас тому, что не только к гипотезам, но и к теориям нельзя подходить
как к непреложным, достоверным, абсолютным истинам. Поэтому и критерий подтверждения нельзя рассматривать как окончатель ный и абсолютный. История науки показывает, что развитие по знания происходит от истин относительных, приблизительно верно отображающих действительность, к истинам абсолютным как к оп ределенному пределу или идеалу познания. Проверку высказывания на истинность с помощью подтвержде ния ее фактами называют ее верификацией. Логические позитивисты, вьщвинувшие верификацию в качестве критерия научного характера гипотез или теоретических систем вообще, считают, что именно с ее помощью можно точно разграничить не только суждения эмпири ческих наук от неэмпирических, но и осмысленные утверждения от бессмысленных. К бессмысленным они отнесли прежде всего ут верждения философского характера. Но непосредственно верифи цировать с помощью фактов можно лишь отдельные эмпирические утверждения. Следовательно, придерживаясь позитивистского под хода, придется объявить бессмысленными не только все утвержде ния чистой математики. но и общие законы и принципы теорети ческого естествознания. Как и их ранние предшественники О. Конт, Д.С. Милль, Э. Мах и др., логические позитивисты считают надежным только эмпири ческое познание и стремятся редуцировать, или свести к нему, тео ретическое знание. Поэтому они призывали построить чистый язык наблюдения, свободный от каких-либо <<примесей теории>> и тем самым противопоставляли, по их мнению, единственно надежный опыт умозрительным спекулятивным теориям. В западной философии одним из первых выступил против ло гической некорректности критерия верификации и демаркации на учных утверждений от ненаучных Поппер, когда он жил еще в Ве не. В противовес участникам венского кружка позитивистов он вы двинул критерий фальсификации, или опровержения, эмпирических систем опытом. С логической точки зрения этот критерий опирает ся на известный в логике закон типа modus tollens, т.е. установления ложности гипотезы на основании ложности ее следствия. В то время как подтверждение гипотезы ее следствиями свидетельствует лишь о вероятной истинности гипотезы, ложность следствия опровергает или фальсифицирует гипотезу, хотя последний термин в русской речи приобретает несколько иной смысловой оттенок. Критерий фальсификации эмпирических систем, по мнению Поппера, во-первых, дает возможность отличать эмпирические науки от неэмпирических (математики и логики), во-вторых, не отвергает философию, а показывает лишь ее неэмпирический и абстрактный характер, в-третьих, допускает возможность отделения подлинных эмпирических наук от псевдонаук, таких, например, как астроло- гия. В соответствии с этим он называет свой критерий фальсифи кации также критерием демаркации подлинных наук от псевдонаук. <<Если мы хотим избежать позитивистской ошибки, заключаю щейся в устранении в соответствии с нашим критерием демаркации теоретических систем естествознания, то нам следует выбрать такой критерий, - заявляет Поппер, - который позволял бы допускать в область эмпирической науки даже такие высказывания, верифика ция которых невозможна... Исходя из этих соображений, можно предположить, что не верифицируемость, а фальсифицируемость сис темы следует рассматривать в качестве критерия демаркациИ>>!. Такой подход к критерию научности, хотя и является коррект ным чисто логически, но не учитывает всей сложности проверки эмпирических систем. Во-первых, выдвигая определенную гипотезу, ученый стремится подтвердить или обосновать ее с помощью некоторого числа фак тов. Если же эти факты опровергнут гипотезу, то он будет искать новую гипотезу. В любом случае ученый никогда не начинает с со вершенно необоснованной гипотезы или даже догадки и не действует по принципу простых проб и ошибок, как рекомендует Поппер. Во-вторых, любая наука представляет собой систему взаимосвя занных гипотез и теорий. Поэтому проверлютея обычно не отдель ные гипотезы, а системы логически взаимосвязанных утверждений. Если гипотеза окажется верной, то она будет включена в соответст вующую теорию. В-третьих, при проверке гипотез опираются не только на эмпи рические факты, но и существующие теории. Более того, каждая теория основывается на определенных вспомогательных допущени ях. Все это показывает, что критерий фальсификации К. Поппера также нельзя считать абсолютным критерием научности эмпириче ских систем. В реальном процессе научного исследования подтвер ждение и опровержение, верификация и фальсификация выступают в нерасторжимом единстве. Поэтому не противопоставление фаль сификации верификации, а учет их взаимосвязи и взаимодействия дают более адекватное представление о научном характере эмпири ческих систем.
Анализ исследования
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.009 с.) |