Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии и нормы научного познания
В отличие от обыденного познания наука руководствуется опре деленными стандартами, нормами и критериями познания, которые обеспечивают интерсубъективность и достоверность полученных при этом результатов. Так, например, результаты, полученные при на блюдениях или экспериментах, должны быть воспроизводимыми, т.е. чтобы любой ученый соответствующей отрасли науки мог осуще ствить их и получить те же результаты, а это означает, что они не должны зависеть от субъекта. История науки знает немало случаев добросовестного заблуждения ученых при сообщении результатов своих исследований, не говоря уже о преднамеренной фальсифика ции. Именно поэтому в науке устанавливаются достаточно строгие критерии и нормы для обеспечения интерсубъективности результа тов исследования, которые должны исключить предвзятость, субъ ективность и логическую непоследовательность в выводах ученых. Для научного знания важнейшим является критерий непротиво речивости, или последовательности, в рассуждениях и выводах уче ных, который обеспечивается соблюдением основных законов ло гики, сформулированных еще Аристотелем и развитых в современ ной символической логике. Одним из таких законов является требование недопущения противоречия в рассуждениях. Почему так важен критерий непротиворечивости для науки? Из классической логики высказываний известно, что конъюнк ция двух противоречащих высказываний Х и --. Х приводит к ложному высказыванию. Поэтому противоречащие высказывания недопусти мы в любом рассуждении. Очевидно, что допущение противоречия привело бы к нарушению всякого порядка и последовательности в рассуждении. Вот почему еще в традиционной аристотелевской ло гике бьш принят закон недопущения противоречия в рассуждениях, а в современной, так называемой паранепротиворечивой логике во обще не допускается возможность логического вывода из противо речивых суждений. Иногда формально логические противоречия путают с диалек тическими противоречиями развития и на этом ошибочном осно вании говорят о плодотворности противоречий в науке. При этом обычно ссьшаются на идеалистическую диалектику Гегеля, который видел в противоречиях источник развития мысли. Но в данном слу чае речь идет о противоречиях роста или развития знания, напри мер несоответствия между опытом и теорией, жизнью и идеалами, т.е. о противоречиях, которые требуют преодоления или разреше ния. Допущение же формально логических противоречий в рассуж дениях привело бы к полной бесплодности и разрушению науки, ибо противоречивая система утверждений не дает никакой инфор мации о действительном, объективном мире. Если нормальная, не противоречивая система дает возможность отделить утверждения, совместимые с реальными фактами, от утверждений несовместимых с ними, то в противоречивой системе такое разделение осуществить нельзя. Но в таком случае становится невозможно говорить об ис тине в науке, а следовательно, и о поиске истины, составляющем важнейшую цель и ценность научного исследования.
Вторым важнейшим требованием, предъявляемым к теориям, дающим конкретную информацию о реальном мире, является кри терий проверяемости этой информации. Однако этот критерий нель зя понимать слишком упрощенно и требовать, чтобы каждое выска зывание теории допускало непосредственную проверку. Поскольку теория представляет собой логически взаимосвязанную систему ут верждений, то наиболее общие ее принципы и законы проверлютея косвенно, путем вывода из них менее общих и простых утвержде ний, которые можно непосредственно сравнить с данными наблю дений или экспериментов. Уже закон инерции механики, устанав ливающий, что тело, не подверженное воздействию каких-либо внешних сил, будет оставаться в покое или в равномерном прямо линейном движении, нельзя проверить с помощью опыта. Ведь нельзя исключить действие на тело сил трения, сопротивления воз духа, тяготения и т.п. Поэтому этот закон, как и другие основные законы механики, представляет собой абстракцию, относительную истину, которая косвенно обосновывается посредством всех эмпи рически проверяемых следствий, выведенных из них. Большинство философов науки согласны в том, что критерий эмпирической проверяемости служит для отделения опытных, или фактуальных, наук 1 от абстрактных. Но мнения расходятся, когда речь заходит о том, какими способами достигается такая проверка. Сторонники эмпиризма и особенно позитивизма считают, что ги потезы и теории фактуальных наук должны проверяться по степени их подтверждения эмпирическими данными, т.е. удовлетворять кри терию подтверждения. Очевидно, что чем больше и разнообразнее будут факты, свидетельствующие о верности гипотезы, тем более вероятной или правдоподобной, она может оказаться. Однако бу дущие опыты и вновь открытые факты могут опровергнуть не толь ко отдельную гипотезу, но и теоретическую систему, которая рань ше признавалась достоверно истинной.
Почти три столетия никто не сомневался в истинности законов и принципов классической механики И. Ньютона. Однако в ХХ в. появилась теория относительности А. Эйнштейна, которая ради кально изменила прежние представления о пространстве, времени и гравитации. Возникшая несколько позднее квантовая механика от крьша принципиально новые законы движения мельчайших частиц материи: атомов и элементарных частиц (электронов, протонов, нейтронов и др.) Этот исторический опыт развития науки учит нас тому, что не только к гипотезам, но и к теориям нельзя подходить
1 Не существует общепринятой терминологии по этому вопросу. Часто науки, опирающиеся на наблюдения и опыт, называют эмпирическими или даже экс периментальными. Более общим является термин «фактуальные науки», кото рый объединяет все науки, имеющие дело с фактами. как к непреложным, достоверным, абсолютным истинам. Поэтому и критерий подтверждения нельзя рассматривать как окончатель ный и абсолютный. История науки показывает, что развитие по знания происходит от истин относительных, приблизительно верно отображающих действительность, к истинам абсолютным как к оп ределенному пределу или идеалу познания. Проверку высказывания на истинность с помощью подтвержде ния ее фактами называют ее верификацией. Логические позитивисты, вьщвинувшие верификацию в качестве критерия научного характера гипотез или теоретических систем вообще, считают, что именно с ее помощью можно точно разграничить не только суждения эмпири ческих наук от неэмпирических, но и осмысленные утверждения от бессмысленных. К бессмысленным они отнесли прежде всего ут верждения философского характера. Но непосредственно верифи цировать с помощью фактов можно лишь отдельные эмпирические утверждения. Следовательно, придерживаясь позитивистского под хода, придется объявить бессмысленными не только все утвержде ния чистой математики. но и общие законы и принципы теорети ческого естествознания. Как и их ранние предшественники О. Конт, Д.С. Милль, Э. Мах и др., логические позитивисты считают надежным только эмпири ческое познание и стремятся редуцировать, или свести к нему, тео ретическое знание. Поэтому они призывали построить чистый язык наблюдения, свободный от каких-либо <<примесей теории>> и тем самым противопоставляли, по их мнению, единственно надежный опыт умозрительным спекулятивным теориям. В западной философии одним из первых выступил против ло гической некорректности критерия верификации и демаркации на учных утверждений от ненаучных Поппер, когда он жил еще в Ве не. В противовес участникам венского кружка позитивистов он вы двинул критерий фальсификации, или опровержения, эмпирических систем опытом. С логической точки зрения этот критерий опирает ся на известный в логике закон типа modus tollens, т.е. установления ложности гипотезы на основании ложности ее следствия. В то время как подтверждение гипотезы ее следствиями свидетельствует лишь о вероятной истинности гипотезы, ложность следствия опровергает или фальсифицирует гипотезу, хотя последний термин в русской речи приобретает несколько иной смысловой оттенок.
Критерий фальсификации эмпирических систем, по мнению Поппера, во-первых, дает возможность отличать эмпирические науки от неэмпирических (математики и логики), во-вторых, не отвергает философию, а показывает лишь ее неэмпирический и абстрактный характер, в-третьих, допускает возможность отделения подлинных эмпирических наук от псевдонаук, таких, например, как астроло- гия. В соответствии с этим он называет свой критерий фальсифи кации также критерием демаркации подлинных наук от псевдонаук. <<Если мы хотим избежать позитивистской ошибки, заключаю щейся в устранении в соответствии с нашим критерием демаркации теоретических систем естествознания, то нам следует выбрать такой критерий, - заявляет Поппер, - который позволял бы допускать в область эмпирической науки даже такие высказывания, верифика ция которых невозможна... Исходя из этих соображений, можно предположить, что не верифицируемость, а фальсифицируемость сис темы следует рассматривать в качестве критерия демаркациИ>>!. Такой подход к критерию научности, хотя и является коррект ным чисто логически, но не учитывает всей сложности проверки эмпирических систем. Во-первых, выдвигая определенную гипотезу, ученый стремится подтвердить или обосновать ее с помощью некоторого числа фак тов. Если же эти факты опровергнут гипотезу, то он будет искать новую гипотезу. В любом случае ученый никогда не начинает с со вершенно необоснованной гипотезы или даже догадки и не действует по принципу простых проб и ошибок, как рекомендует Поппер. Во-вторых, любая наука представляет собой систему взаимосвя занных гипотез и теорий. Поэтому проверлютея обычно не отдель ные гипотезы, а системы логически взаимосвязанных утверждений. Если гипотеза окажется верной, то она будет включена в соответст вующую теорию. В-третьих, при проверке гипотез опираются не только на эмпи рические факты, но и существующие теории. Более того, каждая теория основывается на определенных вспомогательных допущени ях. Все это показывает, что критерий фальсификации К. Поппера также нельзя считать абсолютным критерием научности эмпириче ских систем. В реальном процессе научного исследования подтвер ждение и опровержение, верификация и фальсификация выступают в нерасторжимом единстве. Поэтому не противопоставление фаль сификации верификации, а учет их взаимосвязи и взаимодействия дают более адекватное представление о научном характере эмпири ческих систем.
Анализ исследования
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.012 с.) |