Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоорганизация систем и синергетикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Переходя к обсуждению вопроса о возникновении, становлении и самоорганизации систем, нам необходимо прежде всего познако миться с теми новыми результатами, которые бьши достигнуты в си нергетике. Термин <<синергетика>>, введенный Г. Хакеном в 1973 г., происходящий от древнегреческого слова synergeticos и в переводе означающий совместный, согласованно действующий процесс, пред назначен для более точной экспликации самоорганизации. В пре дисловии к своей книге Хакен писал: <<Я назвал новую дисциплину <<синергетикой>> не только потому, что в ней исследуется совместное действие многих элементов систем, но и потому, что для нахожде ния общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходи мо кооперирование многих различных дисциплию> 1. В приведеиной цитате Хакен подчеркивает, что синергетика воз никла благодаря системным идеям современной науки, а точнее, из необходимости интеграции различных родственных дисциплин для определения их общих понятий и установления единых принципов и методов исследования. Таким образом, идеи синергетики являются дальнейшим обобщением и развитием специфических понятий и принципов, найденных в конкретных дисциплинах, поскольку именно
1 Хакен Г. Синергетика. - М., 1980. в них впервые бьшо установлено, что самоорганизация в различных областях возникает в результате взаимодействия достаточно боль шого числа элементов, составляющих единую, целостную систему, отвечающую следующим условиям: • во-первых, она должна быть открытой, т.е. взаимодействовать с окружающей средой, обмениваясь с ней веществом, энерги ей, а нередко и информацией; • во-вторых, она обязана находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия; • если система находится в точке равновесия или близко к ней, тогда она будет обладать максимумом энтропии, что соответ ствует состоянию ее хаоса, или дезорганизации; • в-третьих, она должна состоять из достаточно большого числа элементов, которые взаимодействуют друг с другом специфи ческим образом, а тем самым быть системой сложнооргани зованной и нелинейной. Перечисленные выше условия являются минималыю необходи мыми для возникновения самоорганизации на самых низших уров нях строения материи, в частности в гидродинамических, метеоро логических, геологических и физико-химических системах. Заслуга синергетики прежде всего в том и состоит, что она впервые установила возможность появления самоорганизации даже в системах неорганической природы, то есть в самом фундаменте здания материи. Широкое использование парадигмы самоорганизации выдвигает ряд важнейших философеко-мировоззренческих проблем. Одна из них относится к установлению места и роли самоорганизации в общем процессе эволюции мира и механизмов его развития. Состоит ли окружающий нас мир из разнообразных по содер жанию и форме самоорганизующихся материальных систем? Воз никла ли живая природа в результате случайного стечения чрезвы чайно невероятных обстоятельств, условий и факторов или же она является результатом закономерного процесса самоорганизации, начавшегося в неорганической природе и завершившегася возник новением сначала живой материи, а затем и общества? С возникновением общества и его трудовой деятельности появ ляется новый способ организации, связанный с сознательным, це ленаправленным участием людей в производстве материальных благ и обустройстве всей системы общества, его институтов и учрежде ний, которые способствовали лучшей адаптации к изменившимел условиям жизнедеятельности отдельных групп, племен и сообществ людей. В то время как самоорганизация в ряде сфер общества про исходит стихийно, и результаты ее заранее не сознаются людьми, определенные общественные и государственные организации фор- мируются вполне сознателыю и преследуют вполне конкретные це ли и интересы отдельных сообществ людей, народов и государств. Отсюда возникает задача ясного разграничения самоорганизации и организации, их соотношения и взаимодействия между ними в про цессе эволюции общества. Исследование самоорганизации проливает дополнительный свет на механизмы эволюции различных природных и социальных сис тем. Интуитивно мы хорошо представляем, что уровень развития систем связан с их сложностью, которая, в свою очередь, сущест венно определяется воздействием условий окружающей среды. Дар виновская теория эволюции главное внимание обращала именно на влияние внешних условий на эволюцию живых организмов. Между тем современная концепция открытых систем ясно указывает на обратное воздействие системы на среду и поэтому позволяет шире взглянуть на общие условия протекания эволюции. Такой взгляд имеет первостепенное значение для решения проблем экологии, по скольку указывает на взаимосвязь системы и среды, общества и ок ружающей природы. Для адекватного понимания и глубокого объяснения процессов формирования и развития социально-экономических, культурно исторических и гуманитарных систем, а также соответствующих ин ститутов общества чрезвычайно актуальным является правильное решение проблемы взаимодействия самоорганизации, происходя щей в рамках отдельных групп, общественных и производственных коллективов, а также таких общественных институтов, как рынок, право, мораль, культура, язык и др. Как мы убедимся в дальнейшем, эти институты формируются также путем самоорганизации в ходе длительной эволюции человечества. Однако возникнув однажды, они в дальнейшем начинают оказывать свое организующее влияние на общество. Но наиболее значительное воздействие на экономиче скую, политическую и социальную жизнь осуществляет государство и его органы управления. В связи с этим возникает проблема взаи модействия самоорганизации и организации в развитии общества, которая играет решающую роль в социально-экономических и гу манитарных науках. Наконец, с указанными проблемами синергетики непосредст венно связаны многие познавательные, философские и общемиро воззренческие вопросы развития научного знания. Как происходит взаимодействие дифференциации и интеграции научного знания в процессе его роста и развития? Как соотносятся дисциплинарные и междисциплинарные средства и методы исследования? Какой наи более оптимальный путь следует выбрать при решении комплекс ных проблем современной науки? На все эти вопросы синергетика может пролить дополнительный свет. В процессе ее становления наиболее заметными стали современные формы взаимодействия и интеграции отдельных наук для решения такой фундаментальной проблемы, как исследование эволюции и развития сложнооргани зованных систем. Основополагающая идея синергетики под разными названиями и чаще всего под названием самоорганизации уходит в глубокую древность. По крайней мере, она отчетливо осознавалась уже Ари стотелем, а еще раньше играла существенную роль в космогониче ских представлениях древних греков, которые рассматривали про цесс формирования мира как возникновение космоса, или порядка, из хаоса, или беспорядка. Однако эта общая идея имела скорее ха рактер гениальной догадки, чем научно обоснованной гипотезы по той простой причине, что у античных греков не существовало экс периментального естествознания. Однако возникшие в Новое время принципы и методы изучения простейших механических и других систем оказались также непригодными для исследования систем общественной жизни, которые отличаются особой динамичностью и перестройкой своих структурных и организационных форм. Не удивительно поэтому, что именно социально-экономические и гу манитарные науки встретились с проблемой самоорганизации уже в самом начале своего возникновения. Почему, несмотря на разнообразные, а часто прямо противопо ложные интересы и цели людей, на рынке возникает никем неза планированный, спонтанный порядок? Устанавливаются ли нормы нравственности сверху или же они формируются постепенно при длительном взаимодействии людей в ходе культурно-исторического развития под влиянием изменяющихся условий жизни? Создаются ли язык, культура и остальные институты общества в результате деятельности идеологов, политиков или людей, стоящих у власти? Ответы на эти вопросы, связанные с интуитивно понимаемой самоорганизацией, впервые высказывались именно в социально-эко номических и гуманитарных науках, хотя и в недостаточно ясных и точных терминах. Поэтому они носили скорее интуитивный, чем ра ционально-аналитический характер, но это отнюдь не снижает их ценности и значения для последующего научного развития. Не слу чайно поэтому некоторые современные ученые называли, например, основоположника классической политической экономии А Смита предтечей кибернетики на том основании, что у него в неявном виде встречается апелляция к принципу отрицательной обратной связи. В философеко-мировоззренческом плане проблема самооргани зации затрагивалась И. Кантом в <<Критике суждения>> в связи с внут ренней целесообразностью в природе, где он рассматривает различие искусственных и естественных объектов. По его мнению, в естест венном образовании каждая его часть мыслится как обязанная сво им существованием действию всех остальных частей и в свою оче редь существует ради других и целого. Только при этих условиях они могут стать самоорганизованным бытием и как таковые называ ются целесообразными естественными образованиями. К сожалению, новые радикальные идеи о характере функцио нирования и эволюции живых и социальных систем в период эпохи Проевещенил и тесно связанного с ней рационализма не получили дальнейшего развития. Известно, что догма рационалистов - <<ра зум правит миром>> - надолго задержала формирование верных представлений об обществе и объективных законах его развития. Осознанию глубины и общности значения принципа самоорга низации мешала также разобщенность исследователей, работавших в различных отраслях естественных и общественных наук. Нередко этому способствовало и прямое противопоставление методов есте ствознания методам общественных наук, а также попытка позити вистов перенести естественнонаучные методы познания непосред ственно в социальные и гуманитарные науки. Это наталкивалось на серьезное противодействие со стороны представителей социально гуманитарных наук. Однако постепенно принцип самоорганизации в той или иной форме появлялся в разных науках при решении отдельных проблем. Например, в физиологии У. Кеннон сформулировал свой знамени тый принцип гомеостаза, суть которого сводится к тому, что в про цессе адаптации к изменяющимся условиям существования живые организмы перестраиваются так, чтобы поддержать устойчивость важнейших параметров своей жизнедеятельности. Значительный импульс исследованию процессов самоорганизации придало возникновение кибернетики, которая обобщила принцип от ifJицателыюй обратной связи. Благодаря этому удалось объяснить суще ствование устойчивых динамических систем, явления гомеостаза, существование на рынке спонтанного порядка, выражающегося в установлении равновесия между спросом и предложением и многие другие явления и процессы. Однако этот принцип объясняет лишь сохранение и поддержание устойчивости динамических систем, но не раскрывает, каким образом такая устойчивость и порядок возникают. Между тем подлинная самоорганизация по самому смыслу этого термина означает именно изменение прежней организации, ее поряд ка или структуры, и появление новой организации и структуры в ре зультате взаимодействия элементов системы. Точнее говоря, причи ны и движущие силы такого изменения в поведении элементов, их самоорганизации следует искать в процесс е взаимодействия элемен тов системы с внешней средой. Но большинство автоматов и техни ческих устройств, сконструированных в кибернетике, опираются, по сути дела, на внешнюю организацию, т.е. <<самоорганизация>> в них заранее запланирована и организована человеком-конструктором. В отличие от этого самоорганизация и основанная на ней эволюция в живой природе и обществе отнюдь не сводятся к сохранению динами- ческого равновесия. Рано или поздно эволюция систем всегда сопро вождается теми или иными изменениями, будь то постепенные, ко личественные или коренные, качественные изменения их парамет ров и структур, которые сопровождаются появлением нового в раз витии. Именно это глубокое различие между неживой и живой прирадой долгое время оставалось неразрешимым противоречием между классической термодинамикой и эволюционным учением Дарвина. Если теория Дарвина утверждала, что органическая эво люция в конечном счете связана с усложнением и совершенствова нием структур и свойств живых организмов, появлением новых ви дов растений и животных, то классическая термодинамика призна вала лишь движение физических систем в сторону увеличения их энтропии и соответственно усилению в них хаоса и беспорядка. Важнейшая заслуга синергетики состоит в том, что она впервые сумела приблизиться к разрешению этого противоречия, которое не удавалось понять с помощью принципа отрицательной обратной свя зи, ориентированного на сохранение динамического равновесия сис тем. Именно для раскрытия механизма возникновения новых струк тур и систем синергетика использует принцип положителыюй обрат ной связи, согласно которому изменения, происходящие в старой системе, не устраняются, а наоборот, накапливаются и усиливаются. Как и всюду, постепенные количественные изменения в рамках сис тем приводят к их коренным, качественным изменениям и в итоге к образованию систем с новыми структурами и целостными (систем ными) свойствами. Именно однородность природы дает возможность формулиро вать общие, универсальные законы природы на основе эксперимен тального изучения ее частей. В дальнейшем эта тенденция исследо вания сложного, и объяснения его на основе простых, элементар ных частей сформировалась в особый способ, или метод, редукции, т.е. сведения сложного к простому и элементарному. Первоначаль но, в период господства механистического мировоззрения, редук ция применялась для объяснения сложных явлений и процессов посредством понятий и законов механики. После открытия атомно молекулярного строения вещества ученые использовали редукцию для объяснения ряда макроскопических свойств тел и эмпириче ских законов посредством простейших свойств составляющих их мельчайших частиц - атомов и молекул. И хотя с помощью такой редукции удалось объяснить многие свойства тел неорганической природы и достичь выдающихся результатов, тем не менее со вре менем стало ясном, что подобный подход является ограниченным и односторонним. Концепция атомизма, опирающаяся на представление о редук ции сложных систем и процессов к простым и элементарным про цессам, находила широкое признание в классическом естествозна- нии. Следовательно, редукционизм является вполне оправданным, когда речь идет о поиске взаимосвязи и единства между кажущимися на первый взгляд разнообразными явлениями и процессами природы. Хорошо известно, что открытие законов земной и небесной меха ники позволило раскрыть единство между перемещениями тел назем ной поверхности и движениями небесных тел. С глубокой древности считалось, что между ними существует непроходимая пропасть. Точно также с помощью спектрального анализа бьшо доказано, что химический состав небесных тел содержит те же самые элементы, которые встречаются на Земле. Все эти и многие другие открытия свидетельствуют о том, что между процессами и системами в мире существуют глубокая взаимосвязь и единство, но это не исключает, а предполагает наличие богатого качественного разнообразия в природе. Недостаток редукционизма как раз и состоит в том, что он не учитывает <<многообразия в единстве>>, качественных различий в природе. При таком подходе сложное оказывается количественной комбинацией неких простых частиц, называются ли они молекула ми, атомами, элементарными частицами или кварками. Такого рода частицы считаются далее неразложимыми, неделимыми, едиными и потому лишенными тех характеристик, которые присущи сложным телам, веществам и явлениям. Следовательно, категория простого при таком понимании оказывается лишенной каких-либо различий и потому абсолютно противопоставляется сложному, поскольку ни когда не может рассматриваться как сложное. С другой стороны, сложное не содержит каких-либо специфических, целостных свойств, ибо редукционизм сводит их к сумме свойств образующих его простых частей и элементов. Со временем такие представления пришли в резкое противоречие с реальными фактами, обнаружен ными в процессе развития научного познания, и подвершись ко ренному пересмотру сначала в рамках системного метода, а затем синергетики. Основываясь на таких фактах, системный метод обосновал глу бокую внутреннюю связь не только между целым (системой) и ее частями (элементами), но также между простым и сложным. Глав ное внимание при этом бьшо обращено на то, что свойства целого не могут быть сведены к свойствам частей - принцип, который бьш направлен своим острием прежде всего против редукционизма, поскольку подчеркивал, что свойства системы как целого имеют эмерджентный характер, ибо они возникают в результате взаимо действия частей, а не простого суммирования их свойств. Однако до возникновения синергетики механизм такого взаимодействия не анализировался и потому оставался неясным. Хотя со сложноорга низованными системами в биологии и социальных науках ученые встретились уже давно, но они ограничивали их изучение на эмпи- рическом, а скорее, на интуитивном уровне. Чтобы исследовать их на более основательном теоретическом уровне, необходимо бьшо начать анализ со сложноорганизованных систем более простого уровня - с систем неорганической природы, примеры которых можно встретить и в физике, и в химии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.01 с.) |