Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предвидения и пророчества в историиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История народов сохранила огромное множество разного рода прорицаний, откровений и пророчеств, которые в свое время пре тендовали на истинность. Но в самой исторической науке речь идет о ретросказаниях, т.е. предсказаниях, относящихсяк прошлым собы тиям и процессам. В отличие от предсказаний, обращенных к бу дущему, ретросказания в принципе никогда не могут быть провере ны. Поэтому о них мы можем судить лишь косвенно по тем немно- гочисленным свидетельствам, реконструкциям и данным, которыми располагает современная наука и культура. Очевидно, что чем даль ше отстоит от нас прошлое, тем скуднее и иенадежнее становятся исторические свидетельства. Не случайно поэтому Вольтер, напри мер, предлагал ограничить изучение прошлого только исторически ми событиями после XV в. Если бы историк располагал знанием некоторых общих истори ческих законов, то на этой основе он мог бы с большей достовер ностью предсказывать существование тех или иных событий про шлого. Конечно, в этом случае ему для подтверждения потребава лись бы также конкретные исторические свидетельства. Однако немалое число историков вообще отрицают существование особых исторических законов, другие считают их тривиальными общими утверждениями, третьи указывают на весьма сложный и запутанный их характер, что крайне затрудняет их применение к анализу кон кретных событий прошлого. Именно поэтому рассмотренная выше схема предсказания хорошо работает в естествознании, хуже - в экономике и социологии и совсем неэффективна в истории. Посколь ку историки занимаются изучением конкретных событий прошлого, то они предпочитают иметь дело не с общими и универсальными за конами истории, а с более слабыми конкретными причинными за конами. Такие законы устанавливают необходимую повторяющуюся взаимосвязь между непосредственно следующими друг за другом событиями прошлого. Причинный подход к историческим предсказаниям, основан ный на психологической интерпретации истории, заметное разви тие получил после возникновения социологии. Его пропагандиста ми и проводниками бьши такие известные социологи и философы, как Конт и Милль. Психологическая концепция исторического предсказания исходит из общей предпосьшки, что в социальных науках как объяснение, так и предвидение должны опираться на анализ целей, желаний и интересов людей, участвующих в общественной деятельности. Но объединение индивидов для такой деятельности не превращает их сознание в коллективное. Основной тезис, защищаемый сторонниками психологической концепции, заключается в том, что социальные законы, поскольку они опираются на индивидуальное сознание, должны быть сведены к индивидуальным психологическим законам. Наиболее отчетливо такой взгляд сформулировал Милль, который подчеркивал, что все социальные явления представляют собой явления человеческой природы. <<Законы общественных явлений, - писал он, - суть не что иное и не могут быть ничем иным, как только законами дейст вий и страстей людей>>, т.е. <<законами индивидуальной человеческой природы>>. По его мнению, <<соединяясь в общество, люди не пре вращаются в нечто другое>>1. Ссьшка на человеческую природу при объяснении социально исторических событий и процессов бьша широко распространена в XVIII-XIX вв., хотя разные мыслители интерпретировали эту при роду различным образом. Но преобладающей бьша именно психо логическая интерпретация, согласно которой изучение общества должно быть сведено к исследовании действующих в нем людей, т.е. к социальной психологии. Поэтому законы исторического раз вития должны быть объяснены с помощью взаимодействия бесчис ленного множества индивидуальных сознаний, интересов, мотивов деятельности и т.п. психологических факторов. В своем совокупном взаимодействии они и определяют развитие общества. <<Основная задача социальной науки, - писал Милль, -за ключается в отыскании законов, согласно которым каждое данное состояние общества вызывает другое, следующее за ним и замещаю щее его>>2. В этой формулировке ясно видно стремление ученого ог раничить изучение общества причинными связями явлений, а сами причины свести к индуктивным методам их установления. Но та ким способом, как мы видели, могут быть найдены лишь простейшие эмпирические законы. Хотя причинный анализ действительно при меняется при исследовании исторических событий и явлений, тем не менее его не следует рассматривать как универсальный истори ческий метод. Милль называет его универсальным потому, что счи тает возможным объяснить законы исторического развития некими универсальными свойствами человеческой природы, в частности прогрессивным развитием человеческой психики. <<На идее прогресса человеческой расы, - указывает Милль - бьш в последние годы построен новый метод социальной науки...>> 3. Такой метод, по его мнению, основывается на объяснении соци альных явлений и процессов посредством понятий и принципов коллективной психологии. Такое объяснение предполагает сведение психики индивидуумов к психологии коллектива. Однако, каким способом это может быть осуществлено, Милль не указывает. Но основное возражение против психологической концепции развития общества состоит даже не в этом. Попытка вывести законы общества из абстрактной человеческой природы наталкивается на неразрешимые трудности. Во-первых, эти законы не могут относиться к индивидуальной психологии хотя бы потому, что у разных индивидуумов она далеко не одинакова; без
1 МW1Ль Д С. Система логики силлогистической и индуктивной. - М., 1914. - С. 798. 2 Там же. С. 830. з Там же. С. 832. всякого объяснения остаются также вопросы, связанные с взаимо действием разных индивидуальных психологий, их механизмов и результатов. Во-вторых, характер действий людей зависит не только от интенций и мотивов их действий, но определяется также той есте ственной, природной и социальной средой, в которой они действуют. Если природную среду существенно изменить люди не в состоянии, то социальная среда создается именно ими. Поэтому сторонники психологической концепции считают, что она может понята в тер минах человеческой природы. Например, возникновение такого экономического института, как рынок, сам Милль пытался объяс нить из психологии человека, которому, по его мнению, присуще <<стремление к богатству>>!. В-третьих, попытка объяснить возник новение законов, норм и традиций общества психологической при радой человека в конечном счете приводит в тупик. Действительно, если все объясняется только субъективными стремлениями и волей людей, тогда почему при неизменной природе человека происходит изменение законов общества и его традиций на протяжении исто рии. Наконец, как могло возникнуть само человеческое общество при такой психологической интерпретации природы человека? Ведь для этого пришлось бы обратиться к предположению о существова нии некой сознательной причины до появления самого сознания. Все эти трудности сам Милль так или иначе осознавал и, по видимому, именно поэтому сомневался в возможности окончательного объяснения исторического развития общества с помощью психологи ческих принципов о человеческой природе. <<Несмотря на положи тельное правило не вводить в социальную науку ни одного обобще ния из истории, пока для него нельзя указать достаточных оснований в человеческой природе, - писал он, - я тем не менее не думаю, чтобы кто-нибудь стал утверждать, будто, отправляясь от принци пав человеческой природы и от общих условий жизни человечества, можно бьшо бы а priori определить тот порядок, в каком должно происходить развитие человечества, и дедуктивно вывести все фак ты прошлой истории - вплоть до настоящего времени>> 2. Действительно, опираясь на априорные принципы человеческой природы, нельзя делать даже весьма умеренные рациональные пред сказания о будущем. Несомненно, что психологическая мотивация играет определенную роль в исторических предсказаниях, в частности касающихся деятельности вьщающихся личностей. Недаром ссьшки на мотивы поведения, цели и волю людей, участников исторических со бытий так часто встречаются не только в истории, но и в других общественных науках. Иногда они, к сожалению, приобретают ха рактер пророчеств, так характерных для религии.
1 МW1Ль Д С. Указ. раб. С. 819. 2 Там же. С. 832-833. Люди всегда стремились заглянуть в будущее, их живо интере совала как собственная судьба, так и судьба своего народа. Об этом свидетельствует неподдельный интерес к разного откровениям, прорицаниям и пророчествам как шарлатанов, так и мудрецов. Еще на заре становления цивилизации в различных сообществах появи лось немало людей, которые занимались предсказаниями погоды, успеха на охоте и рыбной ловле, удачи в набегах на соседние пле мена, снятии порчи, гадании и т.п. Их называли по-разному: колду нами, прорицателями, магами, шаманами и т.п. Обычно это были лю ди с большим жизненным опытом, хорошо знакомые с практической деятельностью своих соплеменников, пользующиеся их доверием. Во многом их успеху способствовали разного рода мистические ритуалы и религиозные обряды, которыми обычно сопровождались действия колдунов и шаманов. С появлением раннего классового общества из этой среды вы делились прорицатели, а затем и пророки, занимавшиеся предска занием судеб народов и их правителей. Они заметно отличались от других предсказателей своим происхождением, образованием, а са мое главное - близостью к правящему классу и его элите: царям, ко ролям, полководцам, князьям. Общеизвестно, что при дворах монар хов и владетельных князей всегда служили прорицатели, ясновидцы и астрологи, задачей которых бьшо предсказание будущих полити ческих и других событий, а также судеб своих и чужих правителей. Особое место среди них занимают религиозные пророки, в ча стности упоминаемые в Библии Иеремия, Иезекиль, Исая и др. Со гласно древним религиозным представлениям, ход будущих истори ческих событий предопределен Богом. Пророки же могут лишь час тично предугадать божественный план и сообщить, какое будущее ожидает человечество, чтобы оно могло в какой-то мере подгото виться к встрече с ним. Такие пророчества обычно подкреплялись ссьшками на предсказания периодически появляющихся природных явлений и событий, в частности солнечных затмений, которые лю ди научились предсказывать еще в далекой древности. Они, по мнению пророков, свидетельствуют о строго определенном божест венном порядке в мире, которому должно следовать и человечество. Нередко в атеистической литературе подобные пророчества и особенно поучения квалифицируются только как насаждение рели гиозного обмана, духа покорности и повиновения. В последние го ды бьша дана более реалистическая оценка деятельности пророков, которая способствовала внедрению определенных нравственных на чал в европейскую цивилизацию!. Разумеется, пророчества, требо вания и утешения, которые религия объявляла людям, бьши, в сущ ности, иллюзорными, а попытки умилостивить бога молитвами, чтобы избежать кары, оставались чистыми фикциями.
1 Рижский МИ. Библейские прораки и библейские пророчества. - М., 1987. Со временем характер пророчеств сильно изменился: от религи озных пророчеств и прорицаний они превратились в предсказания мирские. Поэтому ими стали заниматься предсказатели разного ро да, начиная от гадальщиков и заканчивая астрологами. Благодаря тому что некоторые гороскопы сбывались, астрологи завоевали ав торитет среди королей и высшей знати европейских стран. Среди них встречались высокообразованные специалисты, искусные пси хологи и врачи, которые пользавались широким признанием среди правящих кругов своей страны. Одним из таких прорицателей бьш известный французский аст ролог и врач Мишель Нострадамус (1503-1566), прославившийся своими пророчествами в знаменитой книге <<Центурии>>, впервые опубликованной в 1555 г. Впоследствии она многократно переизда валась, и к ней обращались всякий раз, когда в обществе возникали брожения, смуты и конфликты. Читатели пытались найти у Ност радамуса ответы на вопросы о будущем развитии своих стран, судь бе собственных правителей, трудностях, испытаниях и революциях, которые предстояло им пережить. Поскольку пророчества Ностра дамуса, изложенные в его катренах, или четверостишиях, зачастую имели неопределенный, символический и аллегорический характер, то каждый интерпретировал их по-своему, вкладывая в них тот смысл, который ему хотелось извлечь из них. Такой процесс само внушения открывал широкие возможности для произвольнога тол кования пророчеств. Неудивительно поэтому, что даже в наше вре мя некоторые комментаторы считают, например, что Нострадамус предсказал французскую революцию 1789-1793 гг., последующий захват власти Наполеоном Бонапартом, кровопролитные войны, ко торые он вел за расширение своей империи, приведшие к пораже нию Франции.
Рожден близ Италии дерзкий воитель, Империя будет в мятежной стране! Но сколько солдат за тебя перебито, Чудесный мясник, в безуспешной войне!1
Если комментаторы находят это описание очень похожим на судьбу Наполеона, то трудно согласиться с тем, что в приведеином ниже катрене речь идет о Николае Втором, Керенском и Ленине. Звезда восходящего скоро погаснет, И был не у власти безвольный монарх. Взял верх созидатель несбыточных басен: Парадом командуют хитрость и страх2•
1 Нострадамус М. Центурии.- М., 1991.- С. 22. 2 Там же. С. 22. Разумеется, под влиянием самовнушения всегда можно те или иные исторические события подогнать под прорицания Ноетрада муса, поскольку некоторые из них повторяются, если не целиком, то хотя бы частично. В этих условиях легко принять частичную аналогию за тождество, особенно когда мысль выражена неясно и метафорически. Почему же некоторые комментаторы вплоть до наших дней признают пророчества Нострадамуса как оправдавшиеся историче ские предсказания? Какие аргументы они приводят в их защиту? По-видимому, многие считают, что история повторяется и дви жется по кругу. Поэтому, если некоторые события и процессы могли происходить в прошлом и совершаются в настоящее время, то они возникнут и в будущем. Некоторые философы вообще считают, что предпосьшки будущего содержатся в настоящем. Несомненно, что между прошлым и настоящим, как и настоящим и будущим, сущест вует определенная взаимосвязь и преемственность. Учитывая это об стоятельство, немало мыслителей верят в историческую предопреде ленность будущих событий и именно на этом принципе строят свои прогнозы. Но будущее всегда приводит к возникновению нового, по этому история не сводится к простому воспроизведению и повторе нию старого. Л.Н. Толстой, обсуждая этот вопрос в <<Войне и мире>>, писал: <<Каждое действие, кажущееся произвольным, в историческом смысле не произвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно>>. В этом высказывании сформулирована глубокая мысль о закономерном характере исторических событий, но до возникновения подлинной исторической науки она не получила детальной разработки и распространения среди ученых. Не располагая, сколь ни будь надежными научными знаниями, люди долгое время полагались на веру, которая заменяла им зна ние. Поэтому до появления научного исторического метода не су ществовало критического отношения не только к пророчествам, но и к более скромным историческим предсказаниям. Такие предска зания основаны, как мы видели, на использовании некоторых общих законов и гипотез, логические выводы из которых могут быть прове рены с помощью исторических фактов. Но в силу трудности уста новления этих фактов, а тем самым и подтверждения общих законов и гипотез, исторические предсказания, не идут ни в какое сравнение с предсказаниями естествознания. Тем не менее не существует ника кого другого способа обоснования предсказаний в исторической науке, кроме выдвижения гипотез и подкрепления их фактами. По-видимому, именно из-за сложности и трудности предсказа ний не только в истории, но и в других социальных науках, появи лось немало концепций предвидения, которые нельзя назвать ина че, как историческими пророчествами. Критике одной из распро страненных концепций исторического пророчества, которую автор называет историцuзмом, посвящен двухтомный труд Поппера <<От крытое общество и его враги>>1. Под термином <<историцизм>> он подразумевает те социально-философские учения, которые считают, что <<задача общественных наук состоит в том, чтобы обеспечивать нас долгосрочными историческими предсказаниями. Они настаива ют также на том, что уже открыли законы истории, позволяющие им пророчествовать о ходе историИ>> 2. Вопреки кажущемуел правдоподобию, Поппер считает, что такие утверждения <<Основаны на полном непонимании сущности научного метода и, в особенности на пренебрежении различием между науч ным предсказанием и историческим пророчествами 3. По его мнению, исторические пророчества основываются на интерпретации истории с некоей высшей точки зрения, согласно которой в поступательном ее движении индивиды играют роль пешек. Самыми же значитель ными силами и лицами в истории являются <<либо Великие нации и их Великие вожди, либо Великие классы, либо Великие идеи>> 4. Наиболее ранней формой историцизма Поппер считает теисти ческую, или религиозно-философскую, доктрину избранного наро да, который выбрал Бог в качестве исключительного исполнителя своей воли. Закон исторического развития здесь установлен Божьей волей. Историцизм натуралистического типа отождествляет законы развития истории с законами природы, а историцизм идеалистиче ского толка рассматривает их как законы духовного развития чело вечества. Общим для всех форм историцизма является вера в то, что существуют некие фундаментальные законы исторического раз вития, которые можно открыть и на основе которых можно строить долгосрочные глобальные прогнозы о развитии человечества. Натуралистический историцизм исходит из той предпосьшки, что поскольку предсказания в естествознания основываются на об щих законах природы, то и в общественных науках следует искать такие универсальные законы, из которых можно бьшо бы выводить предвидения фундаментального характера. Но при этом не учиты вается тот несомненный факт, что законы общественного развития отличаются от законов природы и являются законами целесообраз ной деятельности людей. Если материалистический подход считает, что эта деятельность направлена прежде всего на добывание средств для жизни, производство материальных благ, то идеалистический ис торицизм подчеркивает роль сознания, духовных факторов развития. Но в реальном историческом развитии и материальные и духовные факторы выступаютвнерасторжимом единстве. Все это показывает,
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - М., 1992. 2 Там же. з Там же. Т. 1. С. 32. 4 Там же. С. 38. что как законы, так и основанные на них социально-исторические предвидения отличаются особой сложностью. В своей речи на 10-м Международном философском конгрессе <<Предсказание и пророчество в социальных науках>>! Подпер вы ступил с резкой критикой историцизма в социальных науках, нача той в книге <<Открытое общество...>>. Он доказывал, что эти науки <<должны выявлять ненамеренные социальные последствия интен циональных человеческих действий>> 2. Например, если человек ре шил застраховать свою жизнь, то этим он способствует вложению средств в страховой бизнес, хотя это явно не входило в его намерения. Изучение таких иенамереиных последствий действий людей должно, по его мнению, стать главной задачей теоретических социальных на ук. В связи с этим он упоминает, что <<Маркс одним их первых под черкнул важность для социальных наук этих неожиданных следствий. В своих зрелых работах он говорит, что все мы включены в сеть со циальных взаимодействий>> 3. Но именно в ходе исследования таких иенамереиных социальных последствий людей наука устанавливает свои законы, а на их основе строит свои предсказания. В этом отношении социальные науки аналогичны эксперимен тальному естествознанию, как признает сам Поппер. Но если Маркс признает такие социально-исторические законы, то Поппер вообще отвергает их или считает их тривиальными утверждениями. С особой резкостью он нападает на фундаментальные законы и обожествление истории, видя в них источник происхождения революционных идей. Поппер считает, что не революции, а реформы и социальная инже нерия помогают решать повседневные насущные задачи человечества. По его мнению, популярность идей историцизма состоит в том, что <<ОНИ выражают глубоко укорененное чувство неудовлетворен ности миром, который не соответствует и не может соответствовать нашим моральным идеалам и мечтам о совершенстве>> 4. Именно та кое чувство неудовлетворенности испытывали, в частности, великие античные философы Гераклит, Платон и Арнетотель в тот период, когда происходила крутая ломка общественных отношений в процес се перехода власти в древнегреческом обществе от родовой аристо кратии к демократическим слоям. Под влиянием этих обстоятельств и условий Платон провозгласил программу реформирования афин ского общества и построения идеального государства, которое Поп пер характеризует как одну из форм исторического пророчества. Та ким пророчествам он противопоставляет социальную инженерию. <<Сторонник социальной инженерии, - указывает Поппер, - не за-
1 Поппер К Предположения и опровержения.- М., 2004.- С. 556-574. 2 Там же. С. 566. 3 Там же. дает вопросов об исторических тенденциях или о предназначении человека. Он верит, что человек - хозяин своей судьбы и что мы можем влиять на историю или изменять ее в соответствии с наши ми целями, подобно тому, как мы уже изменили лицо землИ>>!. Однако следует проводить четкое различие между теми сторон никами социальной инженерии, которые настаивают на том, что социальные реформы и другие улучшения в общественной жизни зависят от знания хода истории, тенденций ее развития или фунда ментальных законов развития человечества. Поппер характеризует взгляды таких людей как сторонников утопической социальной ин женерии или историцистов. К ним он относит, в частности, Платона. Подлинная социальная инженерия, по его мнению, не зависит от такого рода допущений. Она ориентируется на осуществление вполне конкретных социальных целей и программ, и поэтому ее часто называют также социальной технологией. Такая технология должна, например, помочь нам выбрать такие меры, чтобы избежать спада производства и сокращения числа безработных, что необходимо сде лать для уменьшения социальной напряженности и т.п. С интересующей нас точки зрения социальную инженерию или технологию можно рассматривать как специфический вид прогноза в социально-исторических исследованиях. Эффективность такого про гноза зависит, во-первых, от точного определения его цели и, во вторых, от полного и тщательного анализа тех средств и методов, по средством которых она может быть достигнута. Разумеется, частичная, поэтапная социальная инженерия имеет значительно больше шансов на успех, чем весьма обширная, а тем более глобальная социальная инженерия, цели которой сформулированы только приблизительно, а средства достижения тщательно не изучены и ясно не определены. Предсказания, основанные на предпосылках подобного рода, можно действительно назвать пророчествами, ибо они опираются на совер шенно необоснованное предположение о том, что законы, известные в настоящее время, можно экстраполировать, или переносить на буду щее. Иными словами, такой взгляд утверждает, что будушее ничем не отличается от настоящего. Глава 11
u СИСТЕМНЫИ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
В самом общем и широком смысле слова под системным ис следованием предметов и явлений понимают такой метод, при ко тором они рассматриваются как части или элементы единого, цело стного образования. Эти части или элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, интегративные свойства системы, кото рые отсутствуют у отдельных ее элементов. С таким пониманием системы мы постоянно встречались в ходе изложения всего преды дущего материала. Однако оно применимо лишь для характеристики систем, состоящих из однородных частей и имеющих вполне опреде ленную структуру. Тем не менее на практике передко к системам относят также совокупности разнородных объектов, объединенных в одно целое для осуществления определенной цели. Главное, что определяет систему -это взаимосвязь и взаимо действие частей в рамках целого. Если такое взаимодействие су ществует, то допустимо говорить о системе, хотя степень взаимо действия ее частей может быть различной. Следует также обра тить внимание на то, что каждый отдельный объект, предмет или явление можно тоже рассматривать как определенную целостность, состоящую из частей, и соответственно исследовать как систему. Понятие системы и системный метод в целом формиравались постепенно, по мере того как наука и практика овладевали раз ными типами и формами взаимодействия предметов и явлений. Теперь нам предстоит подробнее ознакомиться с различными по пытками как уточнения самого понятия системы, так и становле ния системного метода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.30 (0.014 с.) |