Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод и перспектины системного исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В неявной форме системный подход в простейшем виде приме нялея в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первона чального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания. Однако появление системного метода как особого способа ис следования многие относят ко времени Второй мировой войны и наступившему мирному периоду. Во время войны ученые столкну лись с проблемами комплексного характера, которые требовали учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках це лого. К таким проблемам относились, в частности, планирование и проведение военных операций, вопросы снабжения и организации армии, принятие решений в сложных условиях и т.п. На этой осно ве возникла одна из первых системных дисциплин, названная ис следованием операций. Применение системных идей к анализу эко номических и социальных процессов способствовало появлению теории игр и теории принятия решений. Пожалуй, самым значительным шагом в формировании идей системного метода стала кибернетика как общая теория управления в технических системах, живых организмах и обществе. В ней наи более отчетливо виден новый подход к исследованию различных по конкретному содержанию систем управления. Хотя отдельные тео рии управления существовали и в технике, и в биологии, и в соци альных науках, тем не менее единый, междисциплинарный подход дал возможность раскрыть более глубокие и общие закономерности управления, которые заслонялись массой второстепенных деталей при конкретном исследовании частных систем управления. В рамках кибернетики впервые бьшо ясно показано, что про цесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности алгоритмов, или точных предписаний, посред ством которых осуществляется достижение поставленной цели. Вскоре после этого алгоритмы бьши использованы для решения различных других задач массового характера, например управления
1 Нригожин JL, Никалис Г. Познание сложного.- М., 1990.- С. 7. транспортными потоками, технологическими процессами в метал лургии и машиностроении, организации снабжения и сбыта про дукции, регулирования движения и т.д. Появление быстродействующих компьютеров оказалось той не обходимой технической базой, с помощью которой можно бьшо обрабатывать разнообразные алгоритмически описанные процессы. Алгоритмизация и компьютеризация ряда производственно-техни ческих, управленческих и других процессов стали, как известно, со ставными элементами современной научно-технической револю ции, связавшей воедино новые достижения науки с результатами развития техники. Чтобы лучше понять сущность системного метода, необходимо с самого начала отметить, что понятия, теории и модели, на которые он опирается, применимы для исследования предметов и явлений са мого конкретного различного содержания. В этих целях приходится абстрагироваться, отвлекаться от конкретного содержания отдельных, частных систем и выявить то общее, существенное, что присуще всем системам определенного рода. Наиболее общим приемом для реализации этой цели служит математическое моделирование. С помощью математической модели отображаются наиболее существенные количественные и структур ные связи между элементами некоторых родственных систем. Затем эта модель рассчитывается на компьютере, а результаты вычисле ний сравниваются с данными наблюдений и экспериментов. Воз никающие расхождения устраняется путем внесения дополнений и изменений в первоначальную модель. Обращение к математическим моделям диктуется самим харак тером системных исследований, в процессе которых приходится иметь дело с наиболее общими свойствами и отношениями разнооб разных конкретных, частных систем. В отличие от традиционного подхода, оперирующего двумя или несколькими переменными, сис темный метод предполагает анализ целого множества переменных. Связь между этими многочисленными переменными, выраженными на языке различных уравнений и их систем, представляет собой ма тематическую модель. Эта модель вначале выдвигается в качестве некоторой гипотезы, которая в дальнейшем должна быть проверена с помощью опыта. Очевидно, что прежде чем построить математическую модель, какой-либо системы, необходимо выявить то общее, качественно однородное, что присуще разным видам однотипных систем. До тех пор, пока системы не будут изучены на качественном уровне, ни о какой количественной математической модели не может быть речи. Ведь для того чтобы выразить любые зависимости в математической форме, необходимо найти у разных конкретных систем предметов и явлений однородные свойства, например, размеры, объем, вес, и т.п. С помощью выбранной единицы измерения эти свойства можно представить в виде чисел и затем выразить отношения между свой ствами как зависимости между отображающими их математически ми уравнениями и функциями. Построение математической модели имеет существенное пре имущества перед простым описанием систем в качественных терми нах, потому что оно дает возможность делать точные прогнозы о по ведении систем, которые гораздо легче проверить, чем весьма неоп ределенные и общие качественные предсказания. Таким образом, при математическом моделировании систем наиболее ярко прояв ляется эффективность единства качественных и количественных методов исследования, характеризующая магистральный путь разви тия современного научного познания. Обратимся теперь к вопросу о преимущества.х и перспектива.х сис темного метода исследования. Для начала заметим, что возникновение самого системного ме тода и его применение в естествознании и других науках знаменуют значительно возросшую зрелость современного этапа их развития. Прежде чем наука могла перейти к этому этапу, она должна бьша исследовать отдельные стороны, особенности, свойства и отноше ния тех или иных предметов и явлений, изучать части в отвлечении от целого, простое отдельно от сложного. Такому периоду, как от мечалось в главе 1, соответствовал дисциплинарный подход, когда каждая наука сосредоточивала все внимание на исследовании спе цифических закономерностей изучаемого ею круга явлений. Со вре менем стало очевидным, что такой подход не дает возможности раскрыть более глубокие закономерности, присущие широкому классу взаимосвязанных явлений, не говоря уже о том, что он ос тавляет в тени взаимосвязь, существующую между разными класса ми явлений, каждый из которых бьш предметом обособленного изучения отдельной науки. Междисциплинарный подход, сменивший дисциплинарный, стал, как мы видели, все шире применяться для установления законо мерностей, присущих разным областям явлений, и получил даль нейшее развитие в различных формах системных исследований, как в процессе своего становления, так и в конкретных приложениях. Системный метод прошел разные этапы, что отразилось на са мой терминологии, которая, к сожалению, не отличается единст вом. С точки зрения практической значимости можно выделить: • системотехнику, занимающуюся исследованием, проектиро ванием и конструированием новейших технических систем, в которых учитывается не только работа механизмов, но и дей ствия человека-оператора, управляющего ими; это направле ние разрабатывает некоторые принципы организации и само организации, выявленные кибернетикой, и в настоящее вре- мя приобретает все большее значение в связи с внедрением человекомашинных систем, в том числе и компьютеров, ра ботающих в режиме диалога с исследователем; • системный анализ, который занимается изучением комплекс ных и многоуровневых систем; хотя такие системы обычно состоят из элементов разнородной природы, но они опреде ленным образом связаны и взаимодействуют друг с другом и поэтому требуют целостного, системного анализа (к ним отно сятся, например, система организации современной фабрики или завода, в которых в единое целое объединены производство, снабжение сырьем, сбыт товаров и инфраструктура). Особый интерес для науки представляют, конечно, системы в точном смысле слова, которые изучают специфические свойства систем, состоящих из объектов единой природы, например физиче ские, химические, биологические и социальные системы. Если системотехника и системный анализ фактически являются приложениями некоторых системных идей в области организации производства, транспорта, технологии и других отраслей народного хозяйства, то теория систем исследует общие свойства систем, изу чаемых в естественных, технических, социально-экономических и гуманитарных науках. Может возникнуть вопрос: если конкретные свойства упомяну тых выше систем изучаются в отдельных науках, то зачем нужен особый системный метод? Чтобы правильно ответить на него, необ ходимо ясно указать, что именно изучают конкретные науки и тео рия систем, когда применяются к одной и той же области явлений. Если для физика, биолога или социолога важно раскрыть конкрет ные, специфические связи и закономерности изучаемых систем, то задача теоретика систем состоит в том, чтобы выявить наиболее об щие свойства и отношения таких систем, показать, как проявляются в них общие принципы системного метода. Иначе говоря, при сис темном подходе каждая конкретная система выступает как частный случай общей теории систем. Говоря об общей теории систем, следует отдавать себе ясный от чет о характере ее общности. Дело в том, что в последние годы вы двигается немало проектов построения таких общих теорий, прин ципы и утверждения которых претендуют на универсальность. Один из инициаторов создания подобной теории Л. фон Берталанфи, внесший значительный вклад в распространение системных идей, формулирует ее задачи следующим образом: <<предмет этой теории составляет установление и вывод тех принципов, которые справед ливы для <<систем>> в целом, т.е. мы можем задаться вопросом о принципах, применимых к системам вообще, независимо от их фи зической, биологической или социальной природы. Если мы поста вим такую задачу и подходящим образом определим понятие сие- темы, то обнаружим, что существуют модели, принципы и законы, которые применимы к обобщенным системам независимо от их ча стного вида, элементов или <<СИЛ>> их составляющих. Спрашивается, какой характер должна иметь такая, не просто общая, а по сути дела универсальная теория систем? Очевидно, чтобы стать применимой везде и всюду, такая теория должна абст рагироваться от любых конкретных, частных и особенных свойств отдельных систем. Но в таком случае из ее понятий и принципов нельзя логически вывести конкретные свойства отдельных систем, как на этом настаивают сторонники общей, или, лучше сказать, универсальной теории. Другое дело, что некоторые общие систем ные понятия и принципы могут быть использованы для лучшего понимания и объяснения конкретных систем. Фундаментальная роль системного метода заключается в том, что с его помощью достигается наиболее полное выражение един ства научного знания. Это единство проявляется во взаимосвязи различных научных дисциплин, которая выражается в возникнове нии новых дисциплин на <<стыке>> старых (физическая химия, хими ческая физика, биофизика, биохимия. биогеохимия и другие), в по явлении междисциплинарных направлений исследования (киберне тика, синергетика, экологические программы и т.п.). Кроме того, системный подход дает возможность выявить единство и взаимо связь в рамках отдельных научных дисциплин. Как уже отмечалось выше, свойства и закономерности реальных систем в природе нахо дят свое отображение, прежде всего, в научных теориях отдельных дисциплин естествознания. Эти теории, в свою очередь, связывают ся друг с другом в рамках соответствующих дисциплин, а последние как раз и составляют естествознание как учение о природе в целом. Итак, единство, которое выявляется при системном подходе к науке, заключается прежде всего в установлении связей и отноше ний между самыми различными по сложности организации, уровню познания и целостности охвата концептуальными системами, с по мощью которых отображается рост и развитие нашего знания о природе. Чем обширнее рассматриваемая система, чем сложнее по уровню познания, иерархической организации, тем больший круг явлений она в состоянии объяснить. Таким образом, единство зна ния находится в прямой зависимости от его системности. С позиций системности, единства и целостности научного зна ния становится возможно правильно подойти к решению таких проблем, как редукция, или сведение одних теорий естествознания к другим, синтез, или объединение кажущихся далекими друг от дру га теорий, их подтверждения и опровержения данными наблюдений и экспериментов. Редукция, представляет собой вполне допустимую теоретическую процедуру, ибо выражает тенденцию к установлению единства научно- го знания. Когда Ньютон создал свою механику и теорию гравитации, то тем самым он продемонстрировал единство законов движения зем ных и небесных тел. Аналогично этому использование спектрального анализа для установления единства химических элементов в структуре небесных тел бьшо крупным достижением в физике. В наше время сведение редукция некоторых свойств и закономерностей биологиче ских систем к физико-химическим свойствам явилось основой эпо хальных открытий в области изучения наследственности, синтеза белковых тел и эволюции. Однако редукция оказывается приемлемой и эффективной толь ко тогда, когда используется для объяснения однотипных по содер жанию явлений и систем. Действительно, когда Ньютону удалось свести законы движения небесной механики к законам земной меха ники и установить единство между ними, то это оказалось возмож ным только потому, что они описывают однотипные процессы меха нического движения тел. Чем больше одни процессы отличаются от других, чем они качественно разнородны, тем труднее поддаются ре дукции. Поэтому закономерности более сложных систем и форм движения нельзя полностью свести к законам низших форм или бо лее простых систем. Обсуждая концепцию атомизма, мы убедились, что, несмотря на огромные успехи в объяснении свойств сложных веществ посредством простых свойств, составляющих их атомов, эта концепция имеет определенные границы. Ведь общие, целостные свойства систем не сводятся к сумме свойств его компонентов, а возникают в результате их взаимодействия. Такой новый, системный подход в корне подрывает представления о прежней естественнона учной картине мира, когда природа рассматривалась как простая со вокупность различных процессов и явлений, а не тесно взаимосвя занных и взаимодействующих систем, различных как по уровню ор ганизации, так и по их сложности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.014 с.) |