Переход от социальных обследований к научным исследованиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход от социальных обследований к научным исследованиям



 

Изучение проблем социальной жизни общества началось еще в рамках античной философии. Такие выдающиеся ее представители, как Платон и Аристотель, выдвигали различные утопические про-

 

 

1 Шампань Л, Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л. Начала практической социологии. -

м., 1996. - с. 15.


екты преобразования общества. Например, известен план Платона, который он излагает в диалоге <<Законы>>. В его идеальном государ­ стве правят философы, защищают его воины, обслуживают ремес­ ленники, а тяжелый труд выполняют рабы. Впоследствии сочине­ ние таких проектов усовершенствования общества стало традицией для философов, политиков и общественных деятелей. Достаточно напомнить хотя бы о <<Городе Солнца>> Т. Кампанеллы, <<Новой Ат­ лантиде>> Ф. Бэкона или утопических проектах К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье и других авторов.

Заслуга основоположника социологии О. Конта состоит прежде всего в том, что он впервые решительно отказался от утвердившей­ ел традиции строить проекты идеального общественного устройства и стал призывать к изучению научными методами реально сущест­ вующего общества. Поскольку же научными методами тогда распо­ лагало только естествознание, то Конт рекомендовал применять его точные методы и для изучения явлений общественной жизни. Его последователь, известный бельгийский статистик Л.А.Ж. Кетле, пытался даже представить социологию как своеобразную социаль­ ную физику, которая должна изучать теми же статистическими ме­ тодами общество, с помощью которых физика изучает неоргани­ ческую природу.

Однако задолго до возникновения классической социологии общественная жизнь, в частности условия труда людей, уровень дохо­ дов населения, преступность и т.п., изучались отдельными энтузиа­ стами с помощью простого наблюдения и опросов. Их результаты публикавались в виде отчетов и способствовали привлечению вни­ мания общественности к негативным явлениям и необходимости их преодоления посредством социальных реформ. По мере роста инте­ реса к социальным проблемам со стороны государства и общест­ венности возрастало также количество и разнообразие сфер соци­ ального обследования, совершенствовались приемы и способы их изучения.

Наряду с обследованием условий труда и жизни разнообразных

групп населения с помощью хорошо продуманных интервью, анкет с тщательно подобранными вопросами стали широко практиковаться периодические опросы населения по наиболее важным для жизни проблемам. Однако вплоть до конца XIX - начала ХХ в. такие обсле­ дования велись обособленно от академической социологии. Про­ блемы методологии социального исследования впервые в ХХ в. стали разрабатываться в чикагской социологической школе. Взаимодействие теоретиков с практиками в значительной степени способствовало совершенствованию методов социального исследования: возникли новые их формы, обогатился концептуальный аппарат и возросла надежность и обоснованность их результатов.


Во-первых, в дополнение к обычным наблюдениям, бьш разработан метод включенного наблюдения, который давал возможность наблюдать изнутри отношения между членами интересующего социолога коллек­ тива. Сам социолог внедрялся в него в качестве равноправного члена без информации об этом коллектива. Результаты такого наблюдения отличались большей адекватностью и надежностью.

Во-вторых, в чикагской школе впервые стали применять метод

многостороннего исследования конкретно случая, который пред­ ставляет особый интерес для социологии, - метод case stиdy. Он позволяет подробно изучить качественными средствами отдельные случаи и тем самым отличается от многих случаев, с помощью ко­ торых приобретается информация о количественных показателях социальных событий и явлений. Однако он требует значительной затраты времени и надежность его результатов в силу качественного анализа не велика.

В-третьих, в рамках чикагской школы наметился переход от

изучения социальных явлений и процессов путем непосредственного наблюдения к социальному эксперименту. Как мы уже знаем, экспе­ римент дает возможность изучать явления, отвлекаясь от влияния несущественных для них, т.е. второстепенных, обстоятельств и условий.

В-четвертых, под влиянием чикагской школы все шире стали

использоваться методы статистического исследования социальных явлений и усовершенствована техника и методика проведения со­ циологических опросов и обследований.

Таким образом, взаимодействие практики конкретных социаль­ ных обследований с академической наукой в конечном итоге завер­

шилось переходом к научной социологии, где эмпирические мето­ ды изучения выступают в органическом единстве с теоретическими методами. Все ранее существовавшие способы и приемы изучения социальной жизни развивались в значительной мере независимо от теории и носили чисто описательный и эмпирический характер, и поэтому их не без основания называют социальными обследова­ ниями. С другой стороны, первые шаги академической социологи­ ческой науки бьши оторваны от практики и конкретной социальной жизни, поэтому имели чисто абстрактный и теоретический харак­ тер. Соединение практики с теорией, их взаимодействие в процессе конкретных социальных исследований привело к необходимости специального изучения и разработки эмпирических и теоретических методов, а также парадигм научной социологии. В принципе эти методы сходны с теми общими методами исследования, которые мы уже достаточно подробно обсуждали в главах 3-5, но имеют особенности, связанные с познанием целесообразной человеческой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.209 (0.006 с.)