Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика системного метода и классификация системСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Приведеиное выше интуитивное определение системы доста точно для того, чтобы отличать системы от таких совокупностей предметов и явлений, которые системами не являются. В нашей литературе для них не существует специального термина. Поэтому мы будем обозначать их заимствованным из англоязычной литера туры термином агрегаты. Кучу камней, вряд ли кто-либо назовет системой, в то время как физическое тело, состоящее из большого числа взаимодействующих молекул, или химическое соединение, образованное из нескольких элементов, а тем более живой орга низм, популяцию, вид и другие сообщества живых существ всякий будет интуитивно считать системой. Чем мы руководствуемся при отнесении одних совокупностей к системам, а других - к агрегатам? Очевидно, что в первом случае мы замечаем определенную целостность, единство составляющих систему элементов, а во втором случае такое единство и взаимо связь отсутствуют и установить их трудно, поэтому речь должна ид ти о простой совокупности, или агрегате, элементов. Таким образом, для системного подхода характерно именно цело стное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов совокупности, несводимость свойств целого к свойст вам частей. В науке мы встречаемся с многочисленными физическими, хи мическими, биологическими и социальными системами, свойства которых нельзя объяснить свойствами их элементов. В отличие от этого свойства простых совокупностей, или агрегатов, можно пред ставить как сумму свойств составляющих их частей. Например, длина тела, состоящего из нескольких частей, также как и его вес, могут быть найдены путем суммирования соответственно длин и весов его частей, а температуру воды, полученную путем смешения разных ее объемов, нагретых до разных градусов, нельзя вычислить таким способом. Нередко поэтому говорят, что если свойства про стых совокупностей аддитивны, т.е. суммируются или складываются из величин их частей, то свойства систем как целостных образова ний неаддитивны. Следует, однако, отметить, что различие между системами и аг регатами, или простыми совокупностями объектов, имеет не абсо лютный, а относительный характер и зависит от того, как подходят к исследованию совокупности. Ведь даже кучу камней можно рас сматривать как некоторую систему, элементы которой взаимодейст- вуют по закону всемирного тяготения. Тем не менее здесь мы не обнаруживаем возникновения новых целостных свойств, которые присущи подлинным системам. Этот отличительный признак сис тем, заключающийся в наличии у них новых интегративных, цело стных свойств, которые возникают вследствие взаимодействия со ставляющих их частей или элементов, всегда следует иметь в виду при их определении. В последние годы предпринималось немало попыток дать логи чески корректное определение понятию системы. Поскольку в ло гике типичным способом является определение через ближайший род и видовое отличие, то в качестве родового понятия обычно вы бирались наиболее общие понятия математики и даже философии. В современной математике таким понятием считается понятие мно жества, введенное в конце XIX в. века немецким математиком Г. Кантором для обозначения любой совокупности математических объектов, обладающих некоторым общим свойством. Поэтому амери канские ученые Р. Фейджин и А Холл воепользавались понятием множества для логического определения системы. <<Система - пишут они, - это множество объектов вместе с отношениями между объ ектами и между их атрибутами (свойствами)>>. Такое определение нельзя считать корректным хотя бы потому, что самые различные совокупности объектов можно назвать множе ствами и для многих из них можно установить определенные отно шения между объектами, так что видовое отличие для систем для них не указано. Дело, однако, не столько в формальной некоррект ности определения, сколько в его содержательном несоответствии действительности. В самом деле, в нем не отмечается, что объекты, составляющие систему, взаимодействуют между собой таким обра зом, что они обусловливают возникновение новых, целостных, сис темных свойств. По-видимому, такое предельно широкое понятие, как систему, нельзя определить чисто логически через другие, более общие, понятия. Поэтому его следует признать исходным и неопре деляемым понятием, содержание которого можно лишь объяснить с помощью примеров. Именно так обычно и поступают в науке, ко гда приходится иметь дело с исходными, первоначальными ее по нятиями, например с множеством в математике или массой и заря дом в физике. Для лучшего понимания природы систем необходимо рассмот реть сначала их строение и структуру, а затем и классификацию. Строение системы характеризуется теми компонентами, из кото рых она образована. Такими компонентами являются: подсистемы, части или элементы системы- в зависимости от того, какие едини цы принимаютел за основу деления. Подсистемы составляют части системы, которые обладают опре деленной автономностью, но в то же время подчинены системе и управляются ею. Обычно они вьщеляются в особым образом органи зованных системах, которые называются иерархическими. Элементами называют наименьшие единицы системы, хотя в принципе любую часть можно рассматривать в качестве элемента, если отвлечься от ее размера. В качестве типичного примера иерархической организации системы можно привести человеческий организм, который состоит из нервной, дыхательной, пищеварительной и других подсистем, часто называемых просто системами. В свою очередь, подсистемы содержат в своем составе определенные органы, которые состоят из тканей, а ткани - из клеток, клетки - из молекул. Многие живые и социальные системы построены по такому же иерархическому принципу, где каждый уровень организации, обладая известной ав тономностью, в то же время подчинен предшествующему, более высокому уровню. Такая тесная взаимосвязь и взаимодействие ме жду различными компонентами обеспечивают системе как целост ному, единому образованию наилучшие условия для существования и развития. Структурой системы называют совокупность тех специфиче ских взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым возника ют новые целостные свойства, присущие только системе и отсутст вующие у отдельных ее компонентов. В западной литературе такие свойства называют эмерджентными, т.е. возникающими в результа те взаимодействия, и присущими только системам. В зависимости от конкретного характера взаимодействия между компонентами мы различаем различные типы систем: электромагнитные, атомные, ядерные, химические, биологические и социальные. В рамках этих типов можно, в свою очередь, рассматривать отдельные виды систем. В принципе к каждому отдельному объекту можно подойти с системной точки зрения, поскольку он представляет собой опреде ленное целостное образование, способное к самостоятельному су ществованию. Так, например, молекула воды, образованная из двух атомов водорода и одного атома кислорода, представляет собой систему, компоненты которой взаимосвязаны силами электромаг нитного взаимодействия. Весь окружающий нас мир, его предметы. явления и процессы оказываются совокупностью самых разнооб разных по конкретной природе и уровню организации систем. Ка ждая система в этом мире взаимодействует с другими системами. Для более тщательного исследования часто выделяют также те сис темы, с которыми данная система взаимодействует непосредственно, и которые называют окружением, или внешней средой, системы. Все реальные системы в природе и обществе являются отюрытыми и, следовательно, взаимодействующими с окружением путем обмена веществом, энергией и информацией. Представление о закрытой, или изолированной, системе является далеко идущей абстракцией и потому адекватно не отражающей реальности, ибо никакая реаль ная система не может быть полностью изолирована от воздействия других систем, составляющих ее окружение. Внеорганической при роде открытые системы могут обмениваться с окружением либо ве ществом, как это происходит в химических реакциях, либо энергией, когда система получает свежую энергию из окружения и рассеивает в ней <<отработанную>> энергию в виде тепла. В живой природе системы обмениваются с окружением кроме вещества и энергии также и ин формацией, посредством которой происходит управление в самих системах и передача наследственных признаков от организмов к по томкам. Особое значение обмен информацией приобретает в соци ально-экономических и культурно-гуманитарных системах, где он служит основой для всей коммуникативной деятельности людей. Классификация систем и методов их исследования может произ водиться по самым разным основаниям деления. Прежде всего, все системы можно разделить на системы материальные и идеальные, или концептуальные. К материальным системам относится подав ляющее большинство систем неорганического, органического и от части социального характера. Все материальные системы, в свою очередь, могут быть разделены на основные классы, соответственно той форме движения материи, которую они представляют. В связи с этим обычно различают гравитационные, физические, химические, биологические, геологические, экологические и социальные систе мы. Среди материальных систем выделяют также искусственные системы, специально созданные обществом технические и техноло гические системы, служащие для производства материальных благ. Все эти системы называются материальными, или объективны ми по характеру, потому что их содержание и свойства не зависят от познающего субъекта. Однако субъект может все глубже, полнее и точнее познавать их свойства и закономерности с помощью соз даваемых им концептуальных систем. Именно поэтому такие систе мы называются идеальными, или концептуальными, поскольку пред ставляют собой относительно верное отображение материальных, объективно существующих в природе и обществе систем. Наиболее типичным примерам концептуальной системы явля ется научная теория, в которой с помощью понятий, обобщений и законов выражаются объективные, реальные связи и отношения, существующие в конкретных природных и социальных системах. Системный характер научной теории ясно представлен в самом ее построении, когда отдельные ее понятия, суждения, законы не пе речисляются как попало, но объединяются в рамках определенной системной структуры. В этих целях обычно выделяются несколько основных, или первоначальных, ее понятий, на базе которых по правилам логики определяются другие понятия - производные, или вторичные. Аналогично этому среди всех суждений теории вы- бираются некоторые исходные, или основные, суждения, которые в математических теориях называются аксиомами, а в естественнона учных теориях - законами или принципами. Например, в класси ческой механике такими основными суждениями являются три ос новных закона механики, в специальной теории относительности - принципы постоянства скорости света и относительности. В матема тизированных теориях физики соответствующие законы часто выра жаются с помощью систем уравнений, как это представлено Мак свеллом в его теории электромагнетизма. В биологических и соци альных теориях чаще ограничиваются словесными формулировками законов. Так, основное содержание эволюционной теории Дарвина можно выразить с помощью трех основных принципов или даже единственного принципа естественного отбора. Все наше знание не только в области науки, но и в других сфе рах деятельности мы стремимся определенным образом системати зировать, чтобы стала ясной логическая взаимосвязь отдельных су ждений, а также всей структуры знания в целом. Отдельное, изоли рованное суждение не представляет особого интереса для науки. Только тогда, когда его удается логически связать с другими эле ментами знания, в частности с суждениями теории, оно приобрета ет определенный смысл и значение. Поэтому важнейшая функция научного познания состоит как раз в систематизации всего накоп ленного знания, при котором отдельные суждения, выражающие знание о конкретных фактах, объединяются в рамках определенной концептуальной системы. Другие классификации в качестве основания деления рассмат ривают признаки, характеризующие состояние системы, ее поведе ние, взаимодействие с окружением, целенаправленность и предска зуемость поведения и т.п. свойства. Наиболее простой классификацией является деление систем на статические и динамические, которое во многом является условным, так как все в мире находится в постоянном изменении и движении. Однако поскольку даже в механике мы различаем статику и дина мику, то целесообразнее рассматривать специально также и стати ческие системы. Среди динамических систем обычно выделяют детерминистиче ские и стохастические. Такая классификация, как мы уже знаем, основывается на характере предсказания движения или поведения систем. Как отмечалось в предыдущих главах, предсказания, осно ванные на изучении поведения детерминистских систем, имеют вполне однозначный и достоверный характер. Именно такими яв ляются динамические системы, исследуемые в классической меха нике и астрономии. В отличие от них стохастические системы имеют дело с массовыми или повторяющимися случайными событиями и явлениями. Поэтому предсказания в них имеют не достоверный, а лишь вероятностный характер. По характеру взаимодействия с окружающей средой различают, как мы уже отметили, системы открытые и закрытые (изолированные), а иногда выделяют также частично открытые. Такая классифика ция носит в основном условный характер, ибо представление о за крытых системах возникло в классической термодинамике как оп ределенная абстракция, которая оказалась не соответствующей объ ективной действительности, ибо подавляющее большинство систем, если не все, являются открытыми. Многие сложноорганизованные системы, встречающиеся в со циальном мире, являются целенаправленными, т.е. ориентированны ми на достижение одной или нескольких целей, причем в разных подсистемах и на разных уровнях организации эти цели могут быть отличными и даже конфликтовать друг с другом. Классификация систем дает возможность рассмотреть множе ство существующих в науке систем ретроспективно, т.е. задним числом, что достаточно важно. Однако для исследователя значи тельно болыпий интерес представляет изучение метода и перспек тин системного подхода в конкретных условиях его применения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.221.112 (0.015 с.) |