Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтернативные модели научного объяснения
Представители общественных и гуманитарных наук, в особенно сти историки и социологи, весьма критически отнеслись к возмож ности применения дедуктивно- номологической модели объяснения в своей науке. Многие из них заявляли, что уникальные исторические события, неповторимые социальные процессы, конкретные действия людей в истории невозможно подвести под общие законы, которые по самой своей природе должны абстрагироваться от всего конкрет ного, частного и индивидуального. Так, например, канадский фило соф У. Дрей в своей книге <<Законы и объяснения в истории>>! заяв лял, что задача рационального исторического объяснения заключа ется в установлении связи между убеждениями и мотивами людей, с одной стороны, их поступками, действиями и поведением - с другой. Хотя эта связь имеет рациональный характер, но ссьшка на общие законы, замечает Дрей, оказывается при этом не только не нужной, но и вредной, ибо ограничивает свободу воли человека. При таком подходе основное внимание обращается на объясне ние деятельности выдающихся исторических личностей и поэтому центр тяжести переносится на раскрытие связи между их убежде ниями и действиями. Дрей считает, что применение законов в де дуктивно-номологической модели для объяснения поведения идей ствий людей в обществе навязывает ненужный детерминизм исто рии. По его мнению, историки никогда не обращаются к законам и не знают, что представляет собой исторический закон. Некоторые ученые считают такие законы относящимися к индивидуальной или социальной психологии и предполагают их известными каждому, и поэтому признают их само собой разумеющимися. <<В истории... - пишет К. Поппер, - есть множество тривиальных универсальных законов, которые мы принимаем без доказательства. Эти законы практически не представляют никакого интереса и абсолютно не способны внести порядок в предмет исследованиЯ>> 2. Несомненно, что не всякое индивидуальное поведение можно подвести под закон, поскольку последний характеризует нечто об-
1 Dray W. Laws and Explanation in History. - Oxford, 1957. 2 Поппер К Открытое общество и ero враrи. Т. 2. - М., 1992. -С. 305. щее, регулярное, повторяющееся. Тем не менее в экономике, со циологии, психологии и других общественных науках без законов обойтись нельзя. Однако социальные законы принципиально отли чаются от законов природы тем, что являются выражением резуль татов деятельности людей, в которой воплотились их цели, интересы и воля. Поэтому этот субъективный момент всегда должен учиты ваться исследователем- гуманитарием.
Что касается законов истории, то они в значительной мере име ют ретроспективный характер, часто связанный с индивидуальными пристрастиями, убеждениями и мнениями историка. К тому же про верка таких законов наталкивается на большие трудности ввиду не возможности повторения событий прошлого. К. Гемпель и логиче ские позитивисты рассматривают дедуктивно- номологическую мо дель как единственно возможную схему объяснения. В связи с этим небезынтересно отметить, что сам он сформулировал основные принципы своей модели в статье <<Функции общих законов исто рии>>, в которой пытался доказать, что <<общие законы имеют доста точно аналогичные функции в истории и в естественных науках>>1. В некоторых случаях общие законы, лежащие в основе истори ческого объяснения, сформулированы достаточно полно и явно, поэтому они представляютел вполне убедительными и не вызывают возражений. Однако, как признает Гемпель, <<большинству объясне ний, предлагаемых в истории или социологии, не удается включить явные утверждения о предполагаемых общих закономерностях>> 2. Он соглашается с тем, иногда эти закономерности или гипотезы отно сятся к индивидуальной и социальной психологии и известны каж дому, и поэтому явно не формулируются. С другой стороны, многие гипотезы и предположения, лежащие в основе объяснения, бывает очень трудно сформулировать явным образом и с достаточной точно стью. Вследствие этого исторические объяснения часто выглядят как фрагменты объяснений. <<Тем не менее, - утверждает Гемпель, - в истории, как и везде в эмпирических науках, объяснение явления со стоит в подведении его под общие эмпирические законы>> 3. Возражая против включения целей и мотивов поведения людей в историческое объяснение, Гемпель и его соавтор П. Оппенгейм пред лагают их <<Отнести к антецедентным (предшествующим. -ГР.) ус ловиям мотивационного объяснения и на этом основании устра нить формальное различие между мотивационным и причинным
объяснением>> 4. Но именно вследствие различия между ними воз никли альтернативные модели и методы объяснения.
1 Гемпель К Указ. раб. С. 16. 2 Там же. С. 22. з Там же. С. 27. 4 Там же. С. 100. Интенциональные модели (от лат. intentio- стремление) при объ яснении истории во главу угла ставят установление стремлений, намерений или мотиваций действующих субъектов. Они ориентирова ны на раскрытие интенций людей, и их можно использовать не только для объяснения поведения исторических деятелей, но и для объясне ния поступков, действий и поведения обычных людей, так как в этом случае можно непосредственно установить связь между моти вами и реальными поступками людей путем проверки различных гипотез. Интенциальные объяснения широко применяются в пси хологии, социологии, педагогике, правоведении и других науках. В связи с этим их можно включить в состав более общих телеологи ческих объяснений. Телеологические объяснения (от греч. telos - цель, logos - уче ние) представляют такой способ объяснения, при котором основное внимание обращается на цели, смысл и намерения деятельности людей. Они рассматривались еще в античной философии Аристоте лем в рамках финалистских, или телеологических, представлений, которые призваны бьши выявить сущность целесообразной деятель ности не только человека и живых организмов, но и явлений нежи вой природы. Поэтому наряду с материальной, действующей и фор мальной причинностью Аристотель, например, рассматривает также целевую причинность. Понятие энтелехии (от греч. entelecheia- то, что содержит в себе цель) рассматривалось им как скрытая цель, заложенная в природе, которая должна объяснить переход возмож ности в действительность. В дальнейшем энтелехия обычно ассо циировалась с целевым началом и выступала в форме телеологиче ского объяснения, которая противопоставлялась каузальному, или причинному, объяснению. После возникновения экспериментального естествознания в XVII в., считавшего своей задачей прежде всего установление причин и об щих законов явлений неживой природы, телеологические объясне ния уступили место причинным. Такой подход, как указано выше, осуществлялся в рамках галилеевекай традиции главным образом в точном естествознании (астрономия, механика, физика и химия). Эта же традиция поддерживалась также возникшей в XIX в. фило софией науки, которая ориентировалась в основном на анализ про блем неорганической природы. Ранние позитивисты провозгласили единственно научными только объяснения с помощью причинных законов. Пришедшие им на смену логические позитивисты призна ли стандартной дедуктивно-номологическую модель, которая до пускала возможность объяснения путем использования не только универсальных законов, но и законов стохастических. Телеологиче ские же объяснения в лучшем случае они рассматривали в качестве вспомогательного и эвристического средства исследования. Напри мер, Гемпель и Оппенгейм, справедливо отмечая, что одна из при- чин применения телеологических объяснений в биологии заключа ется в их плодотворности как эвристического средства исследова ния, тем не менее настаивали на том, что <<В социальных науках не менее, чем в физических, подведение под общие закономерности совершенно необходимо для объяснения и теоретического понима ния любого явлениЯ>>!.
Реальная картина объяснений, с которой встретилась методоло гия науки во второй половине ХХ в., оказалась намного сложнее, а главное разнообразнее, чем унифицированная модель позитивистов. Возвращение к аристотелевской традиции телеологических объяс нений в исторических и социально-гуманитарных науках позволило выявить специфический характер таких объяснений, который свя зан с особым характером их объектов исследования. В то время как в природе господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием, руководствующиеся опре деленными мотивами действий и ставящие перед собой конкретные цели. А это не может не учитываться при объяснении как индиви дуальных, так и групповых, коллективных действий в общественной жизни. Поиски новых моделей объяснения, адекватных задачам социаль но-экономических и гуманитарных наук, ведутся в настоящее время в разных направлениях. В телеологических объяснениях наиболее под ходящей формой объяснения, учитывающей цели и стремления действующего субъекта, многие считают практический силлогизм, который применялея еще Аристотелем. Выдающийся финский ло гик Г.Х. фон Вригт считает, что <<именно практический силлогизм является той моделью объяснения, которая так долго отсутствовала в методологии наук о человеке и которая является подлинной аль тернативой модели объяснения через закоН>> 2. В большой посьшке практического силлогизма формулируются цели действия, в меньшей - средства ее достижения, а в заключе нии утверждается, что только при действии в соответствии с по сьшками, т.е. при правильном учете целей и средств ее достижения, можно надеяться на успех действия. Хотя практический силлогизм в отличие от категорического силлогизма не является доказатель ным рассуждением, все же он служит важным средством для анали за объяснения в социально-гуманитарных науках. Функциональные объяснения по своему назначению близки к те леологическим объяснениям, поскольку отвечают не на вопросы: <<как и почему>>, а на вопрос <<для чего>>. Такие объяснения приме
няются тогда, когда приходится выяснять роль и функцию какого либо элемента или подсистемы элементов в целостной системе, на-
1 Гемпель К. Указ. раб. С. 98. 2 Вригт фон Г.Х Логико-философские исследования. - М.: Прогресс, 1986. - С. 64. пример органа в живом организме или института или учреждения в системе общественного устройства государства. В биологии функ циональные объяснения стали широко применяться после создания Ч. Дарвином эволюционной теории, когда бьшо установлено, что целесообразные изменения в структурах и функциях живых систем можно рационально объяснить адаптацией, или приспособлением, организма к изменяющимся условиям внешней среды. С возникновением общей теории систем и синергетики стало возможным использовать понятия цели, функции, целенаправлен ного развития и др. для функционального объяснения сложных са моорганизующихся систем, к которым относятся в первую очередь социальные и гуманитарные системы. В социологии и экономике такие объяснения пытаются применить сторонники институциона лизма для выяснения роли и функций различных институтов в раз витии общества. Нормативные объяснения пытаются выявить значение и роль норм для объяснения поведения людей в обществе. Поскольку че ловек является не только сознательным и рационально действую щим, но и нравственным существом, постольку в нормативных мо делях стремятся объяснить и такую важную сторону его деятельно сти, которая связана с нормами поведения и правилами действия в обществе. Нормативная модель объяснения является альтернативой к доминирующей в методологии науки дедуктивно-номологической модели, потому что опирается именно на установленные в обществе правила и нормы, которые принципиально отличаются от законов, имеющих регулярный и устойчивый характер. Некоторые исследователи не без основания считают, что дедук тивно-номологическая модель лучше всего подходит естественным наукам. Поведение же людей не укладывается в жесткие рамки за кона и детерминизма, поэтому вместо них предлагают использовать нормы и правила поведения в обществе, которые предоставляют свободу человеку в рамках принятых норм. Однако при нарушении норм и правил поведения на его действия накладываются опреде ленные правовые санкции со стороны государства или же менее серьезные нарушения осуждаются общественным мнением. Таким образом, во всех альтернативных моделях объяснения внимание обращается прежде всего на специфические особенности сознательной и целенаправленной деятельности человека, которая выражается в постановке целей, выяснении его функций и роли в обществе, анализе норм и правил поведения. Но пожалуй, одним из главных результатов всех этих исследований является осознание глубокой связи между объяснением и пониманием. <<Телеологиче скому объяснению, - пишет по этому поводу Вригт, - обычно предшествует интенциональное понимание некоторого образца по- ведениЯ>>!. Однако именно понимание совершенно выпало из поля зрения сторонников неопозитивизма, которые рассматривают его как чисто психологический момент объяснения, играющий вспомо гательную эвристическую роль в этом процессе.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.013 с.) |