Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивного методаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
До сих пор мы рассматривали гипотетико-дедуктивный ме-эд как способ логического построения опытного знания и его шфикации. Но он имеет и большую эвристическую ценность, особенности в тех науках, результаты которых допускают магматическую обработку. Особую важность в них приобретает атематическая гипотеза. Метод математической гипотезы наибольшее применение юлучил в современной теоретической физике. Это объясняется ачительно возросшей абстрактностью ее понятий и теорий, ели классическая физика строила в основном наглядные модели, то в современной физике для таких представлений часто недостает привычных образов. Действительно, мы можем пред-авить и материальные частицы и волны классической физики, но трудно вообразить микрочастицы квантовой механики, которые одновременно обладают и свойствами частиц и волн. Зедь с точки зрения классической физики частицы и волны ыступают как противоположности и поэтому трудно представить, как они совмещаются в едином наглядном образе. Вот ючему современная физика все больше отказывается от наглядных образов и все чаще обращается к математическим ме-эдам и абстрактным описаниям. Одним из таких методов и яатается математическая гипотеза, которая строится посредством видоизменения математического уравнения, приближенно описывающего некоторое явление. Обобщая первоначальную гипотезу, или уравнение, можно опытным путем получить другие гипотезы, и из них выбрать ту, которая математически точнее описывает исследуемое явление, отечественной литературе впервые рассмотрел этот вопрос академик СИ. Вавилов, который характеризовал метод математической гипотезы следующим образом: «Положим, что из опыта известно, что изученное явление зависит от ряда переданных и постоянных величин, связанных между собой при- ближенно некоторым уравнением. Довольно произвольно видоизменяя, обобщая это уравнение, можно получить другие соотношения между переменными. В этом и состоит математическая гипотеза, или экстраполяция. Она приводит к выражениям, совпадающим или расходящимся с опытом, и соответственно этому применяется дальше или отбрасывается»1. В качестве примера можно привести математические гипо-тезы, с помощью которых была построена квантовая механика. Одна из них была выдвинута немецкими физиками М. Борном и В. Гейзенбергом, которые за основу взяли канонические уравнения Гамильтона для классической механики. Они пред-положили, что форма таких уравнений должна быть одинако-вой и для атомных частиц, но вместо чисел они ввели в них другие математические объекты, а именно матрицы. Так возник матричный вариант квантовой механики. В отличие от них, Э. Шредингер исходил из волнового уравнения физики, но по-иному стал интерпретировать его члены. Для этого он восполь-зовался предположением Луи де Бройля, что всякой матери-альной частице должна соответствовать волна определенной длины. Посредством такой интерпретации возник волновой вариант квантовой механики. Впоследствии удалось доказать эквивалентность обоих вариантов. Гипотетический момент в этих построениях состоит в том, что некоторую закономерность, выраженную в виде математи-ческого уравнения, ученые перенесли с изученной области явлений на неизученную, т.е. использовали прием, который принято называть экстраполяцией. При этом неизбежно приходится модифицировать прежнюю гипотезу, а именно: либо изменять тип, либо общий вид уравнения, либо в него подставлять математические величины другого рода (либо делать то и другое); либо, наконец, изменять граничные и предельные условия. Чтобы проверить следствия из гипотезы, необходимо опре-еленным образом интерпретировать их, т.е. придать соответ-ствующим понятиям и суждениям эмпирическое значение. Такая интерпретация составляет едва ли не самую трудную часть исследования. «Легче открыть, — указывает выдающийся английский физик П. Дирак, — математическую форму, необхо-димую для какой-нибудь основной физической теории, чем найти ей интерпретацию»2, Причина этого состоит в том, что в J Вавилов С. И. Собр. соч. Т. 3 — М., 1956. 2 Dime P. The Phisical interpretation of quantum mechanics. — Proc.Roy.Soc.A. 180, 1,1942.. истой математике число основных идей, из которых происхо-дит выбор, весьма ограниченно, тогда как количество физиче-ских интерпретаций значительно больше. Одна и та же матема-ческая форма (уравнение, формула, структура) может выражать самые разнообразные конкретные зависимости между объектами. То обстоятельство, что математический формализм устанавливается до того, как становится ясным содержательное истолкование, свидетельствует о большой эвристической ценности математики в современном научном познании. Прежде чем проверить какую-либо гипотезу экспериментально, ее стремятся предварительно обосновать тем или иным способом. Но существуют ли какие-либо приемы или принципы, с помощью которых можно отбирать гипотезы, отказываясь явно неправдоподобных? Поскольку гипотеза логически не вытекает из данных опыта, то было бы безнадежно искать для этого какие-то наперед заданные логические принципы. Формирование научных гипотез — творческий процесс, и поэтому нельзя свести к каким-то логическим канонам. В то же емя этот процесс отнюдь не иррационален, как иногда заяв-ют некоторые ученые. Обобщая многовековой опыт познания, ученые накопили больой и ценный материал, который может быть с успехом ис-ован как в психологии научного творчества, так и в методологии научного исследования. На.примере математической гипотезы можно убедиться, как этот опыт находит свое воплощение в ристических методах и регулятивных принципах, которые, с одной стороны, ограничивают свободу выбора, а с другой — облегчают поиск истины. В теоретической физике, например, к принци пам: первого рода относятся законы сохранения массы, энергии и т.п. Руководствуясь такими законами, физик, естественно, может ожидать, что они будут иметь место и во вновь создаваемой ории. Принципы второго рода, такие, как принцип соответствия, другие, обеспечивают преемственность и связь между старыми и новыми теориями. Поэтому при выдвижении новых гипотез разумно, например, требовать согласно принципу соответствия, что-математические уравнения старой теории могли быть получены: новой как предельного случая. Именно такое соответствие, как мы видели, существует между классической механикой и теорией носительности, с одной стороны, и классической и квантовой ханикой — с другой. Кроме таких, чисто физических принципов; регулятивов, существуют еще эвристические принципы общего характера. Применительно к математическим гипотезам наиболь- шее значение приобретают принципы простоты и «техничности» их математического представления. Последнее требование настолько сильно довлеет над исследователем, что он нередко предпочитает строить менее сильные гипотезы, лишь бы получить возможность применить для их анализа существующий математический аппарат и тем самым получить из них следствия, доступные эмпирической проверке. О требовании простоты гипотезы говорилось уже в главе 2. Здесь следует добавить, что понятие простоты гипотезы или гипотетико-дедуктивнои системы может рассматриваться с трех точек зрения: ►- О синтаксической простоте говорят тогда, когда речь идет о согласованности, единстве и целостности гипотез и их систем как знаковых структур. Иногда в этих целях говорят о математической красоте и изящности соответствующих структур, которую ученые ценят очень высоко. С такими структурами легче и удобнее работать, они импонируют нашему эстетическому чувству. ► Семантическая простота связана с возможностью эмпи-рической интерпретации гипотезы или гипотетико-дедуктивнои системы, и поэтому требования синтаксической простоты, при прочих равных условиях, отходят здесь на второй план, поскольку, однако, более общие и логически сильные гипотезы являются более предпочтительными перед другими, несмотря на то, что сами они оказываются в целом более сложными. Известно, что общая теория относительности Эйнштейна имеет более сложный математический аппарат, который труднее для усвоения, чем аппарат теории тяготения Ньютона. Тем не менее исходные принципы и конечные следствия первой теории проще и убедительнее, чем у второй. ► -Прагматическая простота характеризует степень возмож--ости экспериментальной проверки гипотез или их систем на практике. Иногда следствия наиболее общих фундаментальных гипотез невозможно проверить с помощью существующей в данное время экспериментальной техники. С этим также при-ходится считаться, хотя это и не следует рассматривать как критерий несостоятельности и тем более ложности таких гипотез. В реальной практике научного исследования все перечисленные критерии простоты выступают совместно, а иногда они даже противоречат друг другу. Поэтому при выборе гипотез или их систем приходится руководствоваться главным принципом научного познанием — поиском адекватного отображения объективной реальности. Основная литература Меркулов И.П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания.— М.: Наука, 1980. Рузавин Г, И. Гипотетико-дедуктивный метод//Логика и эмпирическое познание. — М.: Наука, 1972. Кузнецов И.В. О математической гипотезе//Вопросы философии, 1962, № 10. Дополнительная литература Вавилов СЛ. Собрание сочинений. Т. III. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. - М.: Наука, 1983. Эйнштейн А. Физика и реальность. — М.: Наука, 1965. Подумайте в ответьте 1. Какие умозаключения называются гипотетическими? 2. На какие посылки опираются гипотетические умозаключения? 3. Что представляет, собой гипотетико-дедуктивный метод? 4. Чем различаются гипотетико-дедуктивный метод и теория? 5. Можно назвать сократовский метод гипотетико-дедуктивным? 6. Когда стал применяться гипотетико-дедуктивный метод в науке? 7. Чем отличается аксиоматическая система от гипотети-ко - дедуктивной? 8. Тде получил наибольшее применение гипотетико-дедуктивный метод? 9. Как оценивается логическая сила гипотез? 10. Раскройте логическую структуру гипотетико-дедуктивных систем. 11. Что называют -«математической гипотезой»? 12. Перечислите регулятивные принципы отбора математических гипотез в опытных и эмпирических науках?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.013 с.) |