Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10. Системный метод исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Системный метод исследования представляет собой наиболее общий и широкий способ исследования как реального мира предметов и явлений, так и их концептуального отображения в познании. Раньше в отечественной философской литературе он фигурировал в качестве довольно неопределенного принципа всеобщей связи явлений в теории диалектики. Сама идея о том, что окружающий нас мир есть нечто единое целое, где вещи и явления связаны друг с другом многочисленными отношениями, уходит в глубокую древность. В ясной форме она выступает у первых античных диалектиков Фалеса, Демокрита и Гераклита, а затем находит дальнейшее развитие у Сократа, Платона и Аристотеля. Можно сказать поэтому, что идея целостного, системного подхода к миру шла рука об руку с развитием античной диалектики. Однако этот общий и в целом верный взгляд на природу и окружающий мир был недостаточен для изучения и объяснения отдельных областей, частей, явлений и процессов природы. Вот почему, когда с развитием производительных сил общества возникла необходимость в изучении веществ и сил природы, конкретных ее явлений, появились отдельные науки. Они ставили своей целью исследование конкретных классов предметов, явлений и процессов. Все они составили учение о неживой и живой природе, которое впоследствии стали называть естествознанием. Одной из первых в его рамках возникла в XVII в. механика, которая изучала законы перемещения земных и небесных тел в пространстве с течением времени. Вслед за этим возникли классическая физика, химия, биология и другие отрасли естествознания. Такой переход от изучения мира как единого целого к исследованию отдельных его частей, от философских умозритель- ных рассуждений к экспериментальному изучению природы в рамках естествознания имел как преимущества, так и недостатки. Его преимущества заключались в том, что в появившихся специальных научных дисциплинах стало возможным глубже и точнее исследовать отдельные группы вещей, явлений и процессов, установить законы, которым они подчиняются, и тем самым использовать их для объяснения явлений известных и предсказания неизвестных. Несмотря на то, что подобный дисциплинарный подход имеет явные преимущества перед натурфилософским умозрительным подходом, он не лишен и ряда недостатков. Прежде всего, изоляция исследования тех или иных конкретных групп явлений от других затрудняет их связи с другими явлениями и в конечном итоге со всем мировым целым. На этой почве, как объясняют основоположники марксизма, возникает в философии метафизический метод мышления. Для нас важно отметить, что дисциплинарный подход к исследованию, когда каждая наука превращается в изолированную систему, препятствует выявлению связей между ними, установлению общих закономерностей, использованию методов изучения одних наук в других, т. е. интеграционным процессам в научном познании. Все это не может не тормозить не только научный прогресс, но и открытие новых обобщающих принципов и методов научного исследования. В самом деле, идеи системного подхода к исследованию своих объектов в различных конкретных науках существовали задолго до того, как возникло системное движение после Второй мировой войны и сформировался сам системный метод. В предварительной форме системным можно назвать такой метод исследования, при котором изучаемые предметы и явления рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования. Эти элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, интегративные свойства, которыми обладает система как целое, но они отсутствуют у отдельных ее элементов. Такая характеристика применима лишь к системам, состоящим из элементов единой природы, имеющих вполне определенную структуру. Однако в процессе формирования системного движения и становления системного подхода к системам относили и совокупности, состоящие из разнородных частей, не объединенных в одно целое для достижения определенной общей цели. Типичным примером может служить предприятие, которое состоит из производства, сбыта, снабжения, транспорта и иной инфраструктуры. В современной технике нередко рассматривают как систему — машину вместе с оператором. Во всех этих случаях правильнее было бы говорить о комплексах, а не о системах. Основное, что характеризует систему, — это взаимосвязь и взаимодействие ее элементов в рамках целого. Характер такого взаимодействия, как и ее степень, могут быть различными, но если они существуют, то вполне допустимо говорить о системе. На первый взгляд может показаться, что системный метод может быть применен только к объединениям, состоящим из множества объектов. Действительно, системы, с которыми мы встречаемся в науке и на практике, являются именно такими. Но ничто нам не препятствует применить системный метод и для изучения отдельных предметов (если рассматривать их как определенного рода целостности, состоящие из соответствующих элементов).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.01 с.) |