Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логическая структура гнпотетико-дедуктивных системСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гипотетико-дедуктивньш метод в различных его модификации начал применяться в точном естествознании еще в XVII в., но логики заинтересовались им только в середине прошлого века, объясняется, с одной стороны, давним отрывом логики от летодологических проблем, выдвигаемых развитием естествоз-нания, а с другой — явной недооценкой значения дедукции для развития опытных наук как самими естествоиспытателями, так логиками и философами. Справедливо критикуя недостаточ-ность аристотелевской силлогистики, в особенности в ее схо-настической интерпретации, основатели индуктивной логики Провозгласили индукцию единственным инструментом или, по терминологии Бэкона, «органоном» открытия новых опытных законов. Дж. С. Милль хотя и не придерживался таких амбицизных целей, все же верил, что с ее помощью можно устанавливать причинные законы в естествознании. Как мы видели, лонические законы, если и можно рассматривать как причинные, то рни раскрывают лишь причины, лежащие на поверхности явлений, не углубляются в их суть, а устанавливают связь между наблюдаемыми свойствами явлений. Путь же к глубоким причинным законам лежит через гипотезы, об истинности или 1Эйнштейп А, Физика и реальность. — С.62. ш ложности которых можно судить по проверке выводимых из них логических следствий. Следовательно, подобные законы опираются также на гипотетико-дедуктивные умозаключения. Они назьюаются так потому, что посылками их являются гипотезы, т. е. суждения, истинностное значение которых остается неизвестным, а заключение получается с помощью логической цепи дедукций. Поскольку дедукция переносит истинностное значение посылок на заключение, то она ничего в нем не меняет, и именно поэтому используется для преобразования информации. Соответственно характеру посылок все гипотетические умозаключения можно разделить на три группы1. ►-П е р в у ю группу составляют проблематические умоза-ключения, посылками которых являются гипотезы или обоб-щения эмпирических данных. Поэтому их можно назвать также собственно гипотетическими умозаключениями, поскольку истинностное значение их посылок остается неизвестным. ► Вторая группа состоит из умозаключений, посылками которых служат предположения, противоречащие каким-либо утверждениям. Выдвигая такое предположение, из него выво-дят следствие, которое оказывается явно несоответствующим очевидным фактам или твердо установленным положениям. Хорошо известными способами таких умозаключений являются метод рассуждения от противного, часто используемый в мате-матических доказательствах, а также известный еще в античной логике прием опровержения—приведение к нелепости (reductio ad absurdum). ►-Т р е т ь я группа мало чем отличается от второй, но в ней предположения противоречат каким-либо мнениям и принятым на веру утверждениям. Такие рассуждения широко использовались в античных спорах, и они составили основу сократического метода, о котором говорилось в начале этой главы. К гипотетическим рассуждениям обычно прибегают тогда, когда не существует других способов установления истинности или ложности некоторых обобщений, чаще всего индуктивного характера, которые можно связать в дедуктивную систему. Тра-диционная логика ограничивалась изучением самых общих принципов гипотетических умозаключений и почти совершен-но не вникала в логическую структуру систем, используемых в развитых эмпирических науках. Между тем, как мы видели на примере механики, в таких науках имеют дело не с отдельными, изолированными гипотезами, а с определенной логической системой. Новая тенденция, которая наметилась в современной методологии эмпирических наук, как раз обращает внимание на эту особенность знания, рассматривая любую систему опытного знания как гипотетико-едуктивную систему1. С этим вряд ли полностью можно согласиться, хотя бы потому, что существуют науки, которые не достигли необ-ходимой теоретической зрелости и которые до сих пор ограни-чиваются отдельными, не связанными друг с другом обобще-ниями или гипотезами, а то и простыми описаниями излаемых явлений. Выше мы могли уже убедиться в том, что в развитых гапотетико-дедуктивных системах часто используются математические методы. Нередко в логике гипотетико-дедуктивные системы рас-матриваются как содержательные аксиоматические системы, Допускающие единственно возможную интерпретацию. Однако, нам кажется, что такая формальная аналогия не учитывает спе-цифические особенности дедуктивной организации опытного знания, от которых абстрагируются при аксиоматическом построении теорий в математике. Для иллюстрации этого тезиса рассмотрим, например, различие между знакомой нам геометрией Евклида как формальной математической системой, с одной стороны, и геометрией как интерпретированной, или физической системой — с другой. Известно, что до открытия неевклидовых геометрий евклидова геометрия считалась единственно верным учением о свойствах окружающего нас пространства, а И. Кант возвел такую веру даже в ранг априорного принципа. Ситуация после открытия новых геометрий Лобачевским, Больяи и Риманом хотя и постепенно, но коренным образом изменилась. С чисто логической и математической эчки зрения все эти геометрические системы являются одинаково.равноценными и допустимыми, ибо они непротиворечивы. Но как только им придается определенная интерпретация, они превращаются в некоторые конкретные гипотезы, например, физические. Проверить, какая из них лучше отображает действительность, скажем, физические свойства и отношения окружающего пространства, может только физический эксперимент. Отсюда становится ясным, что опытные науки в целях систематизации и организации всего накопленного в них
1 ResckerN. Hypothetical reasoning. —Amsterdam: North Holland,r1964. — P.3. fjBritwaite R. B. Scientific explanation. — Cambridge: Univ. press., 1953.— P. 15. материала стремятся к построению интерпретированных систем, где понятия и суждения имеют определенный смысл, связанный с изучением конкретной эмпирической области предметов и явлений реального мира. При математическом исследовании отвлекаются от такого конкретного смысла и зна-чения объектов и строят абстрактные системы, которые впо-следствии могут получить совершенно иную интерпретацию. Как это ни казалось бы странным, но аксиомы геометрии Ев-клида могут описывать не только свойства и отношения между привычными для нас геометрическими точками, прямыми и плоскостями, но' и многие взаимосвязи между разнообразными другими объектами, например, отношения между цветовыми ощущениями. Отсюда следует, что различие между аксиомати-ческими системами чистой математики и гипотетико-дедуктивными системами прикладной математики, естествознания и эмпирических наук в целом возникает на уровне интерпретации. Если для матема-тика точка, прямая и плоскость означают просто исходные понятия, которые не определяются в рамках геометрической системы, то для физика они обладают определенным эмпирическим содержанием. Иногда удается дать эмпирическую интерпретацию исход-ным понятиям и аксиомам рассматриваемой системы. Тогда вся теория может рассматриваться как система дедуктивно свя-занных эмпирических гипотез. Однако чаще всего оказывается возможным эмпирически интерпретировать лишь некоторые гипотезы, полученные из аксиом в качестве следствия. Именно такого рода гипотезы оказываются связанными с результатами опыта. Так, например, уже Галилей в своих опытах строил це-лую систему гипотез, чтобы с помощью гипотез более низкого уровня убедиться в истинности гипотез высокого уровня. Гипотетико-дедуктивная система может, таким образом, рассматриваться как иерархия гипотез, степень абстрактности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического ба-зиса. На самом верху располагаются гипотезы, при формулиро-вании которых используются весьма абстрактные теоретические понятия. Именно поэтому они и не могут быть непосредствен-но сопоставлены с данными опыта. Напротив, внизу иерархи-ческой лестницы оказываются гипотезы, связь которых с опы-том достаточно очевидна. Но чем менее абстрактными и об-щими являются гипотезы, тем меньший круг эмпирических явлений они могут объяснить. Характерная особенность гипоте-тико-дедуктивных систем в том именно и состоит, что в них логическая сила гипотез увеличивается с возрастанием уровня, котором находится гипотеза. Чем больше логическая сила яптезы, тем большее количество следствий можно вывести из;, а значит, тем больший круг явлений она может объяснить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.007 с.) |