Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотеза как форма научного познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность которых остается неизвестной и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов. Иногда сюда причисляют также теорию, особенно когда речь заходит о системе гипотез. В логике гипо-тетическим считают любое высказывание, истинностное значение которого оценивается любой степенью вероятности, заключенной между достоверностью (истиной) и невозмож-ностью (ложью). Следовательно, в отличие от обычных выска-зываний классической логики, которые определяются либо как истинные, либо как ложные, вероятностные высказывания в принципе характеризуются бесконечным числом значений, составляя непрерывную шкалу, или континуум значений. Неопределенный, вероятностный характер заключений гипотезы обусловили крайне сдержанное отношение к этой форме познания. Вплоть до конца XIX в. она использовалась преимущественно в неявном и скрытом виде. В античной науке гипотетические, или правдоподобные, выводы исключались из области «эпистемы», или достоверного, знания и относились к «доксе» или к мнению. В эпоху Возрождения и Нового времени в качестве гипотез нередко фигурировали различные натурфилософские предположения и спекулятивные построения. Даже в XVIII в. для объяснения различных физических процессов придумывались разнообразные невесомые жидкости и скрытые силы. Не подлежит сомнению, что именно это обстоятельство заставило Ньютона публично заявить, что «гипотез я не измышляю» (hypothesis поп fingo), хотя в своем основополагающем труде «Математические начала натуральной философии» он фактически пользуется гипотезами в современном их понимании. В этой книге он построил гипотетико-дедуктивную систему для механики. Признание гипотезы в качестве формы развития науки в значительной мере тормозилось не только широко распростра-ненными эмпирическими и позитивистскими взглядами, но и рационалистической философией. На это обстоятельство особое внимание обращал в своей «Логике гипотезы» еще Э. Навиль1, книга которого, несмотря на устаревшие положения, содержит ряд интересных соображений и иллюстраций, не утративших своей актуальности и теперь. Ф. Бэкон, создавший каноны индукции, считал, что для открытия законов природы достаточно наблюдений и опытов. Именно его последователям — эмпиристам принадлежит зна-менитый афоризм: «В интеллекте, или уме, нет ничего, кроме того, что приходит от ощущений». Г.В. Лейбниц противопоставил ему авторитетную оговорку: «Если не считать самого интеллекта, или ума», — которая в корне подрывает основы эмпиризма. Несмотря на это, сторонники позитивизма вполне надеж-ными считали только те утверждения науки, которые опираются на непосредственные данные наших чувственных восприятий или их простейшие обобщения. Поэтому они весьма подо-зрительно относились к гипотезам, видя в них в лучшем случае временное средство исследования. Особенно это касается гипо-тез, содержащих понятия о ненаблюдаемых, теоретических объек-тах. Известно; что в конце прошлого века с резкой критикой гипотез о таких ненаблюдаемых объектах, как атомы и молекулы, выступили сторонники эмпириокритицизма во главе с известным австрийским физиком и философом Э. Махом. Рационалисты во главе с Р. Декартом критически относи-лись к гипотезам потому, что последние опираются на нена-дежные и недостоверные основания (чувства). Ориентируясь на математическое познание, которое начинается с самоочевид- 1 Навиль Э. Логика гипотезы.// Избр. библиотека. — СПб., 1882. — С. 17—22. ных аксиом и дальше развертывается чисто дедуктивно без какого-либо обращения к эмпирической действительности, рационалисты полагали, что и все наше познание должно быть построено по такому образцу. В качестве исходных его посылок должны быть приняты положения, которые для всех являются бесспорными и очевидными, а дальнейшее знание получается только по правилам дедуктивной логики. Однако такое пред-ставление о процессе познания является крайне упрощенным и неадекватным, даже по отношению к математике. Ведь, чтобы доказать теорему, надо сначала догадаться о ней, высказать ее в виде предположения или гипотезы. Только после того, когда это предположение будет доказано, т.е. логически выведено из ранее доказанных теорем или аксиом, оно станет теоремой. Таким образом, и в математике нельзя обойтись без гипотез. Иллюзия отсутствия таких гипотез возникает в процессе обу-чения математике, так как в этом случае оперируют с готовым, законченным знанием, построенным в соответствии с требова-ниями аксиоматического метода. Постепенно, в результате исследования процессов развития самого математического знания была осознана потребность в нем догадок, предположений, гипотез как предпосылок получения нового знания, а использование математических методов в естествознании, технике и практической деятельности разрушило основы чисто рационалистических представлений в философии. Решая прикладные задачи, математики углубились в про-блемы статистики, что привело к созданию специфического исчисления вероятностей. После того, как вероятностно-статис-тические методы исследования получили всеобщее признание среди ученых, гипотезы и основанный на них гипотетико-дедуктивный метод стали широко применяться и в научном исследовании. Гипотезы, как уже подчеркивалось в предыдущих главах, служат в качестве предварительного объяснения новых явле-ний, событий и фактов, а также устранения противоречия между новыми фактами и старыми теоретическими представлениями. В первом случае речь идет о попытке объяснения сравнительно обособленных явлений и накопления первичной информации, во втором — об объяснении фактов, не укладывающихся в рамки существующих теорий, и попытке расширения такого объяснения к новым фактам и данным. Если гипотезу удается включить в состав модифицированной и расши- ренной теории, она становится следствием этой теории. В сущности, подобный характер присущ нормальной науке (в понимании Куна), когда гипотеза, вытекающая из парадигмы, служит для решения головоломок. Однако все накапли-вающиеся новые факты, противоречащие старым теориям и парадигмам, в конце концов приводят к кризисным ситуациям и поискам новых, более общих и радикальных теоретических систем и понятий. На всем этом сложном и противоречивом пути гипотеза выступает именно как форма поиска и развития научного знания. В отличие от таких традиционных логических форм, как понятие, суждение (высказывание) и умозаключение, в которых фиксируется определенный результат готового знания, гипотеза представляет собой такую форму познания, в которой исследуется изменение, движение и развитие именно научного знания. Об этом свидетельствует как сама логическая ее форма, так и результат познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.006 с.) |