Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что характерно для привыкания к лекарственному веществу при его повторных введениях?

Поиск

1. Непреодолимое стремление к повторному приему лекарствен­ного вещества.

2. Усиление действия лекарственного вещества.

3. Ослабление действия лекарственного вещества.

4. Необходи­мость увеличения дозы вещества для получения прежнего эф­фекта.

5. Абстиненция (психосоматические расстройства) при отмене лекарственного вещества.

Тест №12

Какие явления могут возникать при комбинированном примене­нии лекарственных веществ?

1. Суммирование эффектов.

2. Антагонизм.

3. Потенцирование.

4. Сенсибилизация.

5. Привыкание.

Тест №13

Мутагенное действие лекарственного вещества — это:

1. Неблагоприятное действие на эмбрион, приводящее к врож­денным уродствам.

2. Повреждение генетического аппарата, приводящее к изменению генотипа потомства. 3. Неблагоприят­ное действие на эмбрион, не вызывающее врожденных уродств.

4. Неблагоприятное действие на плод, замедляющее его разви­тие.

5. Действие на плод, приводящее к развитию опухолей.

Тест №14

Широта терапевтического действия:

1. интервал между высшей разовой и высшей суточной дозами

2. интервал между средней лечебной и средней смертельной дозами

3. интервал между минимальной лечебной и минимальной токсической дозами

4. показатель взаимодействия лекарственных веществ

5. интервал между минимальной разовой и минимальной токсической дозами

Тест №15

Доза лекарственного вещества, необходимая для получения терапевтического эффекта у 50% (ЕД50) больных, называется:

1. минимально действующая доза

2. токсическая доза

3. суточная доза

4. средняя эффективная доза

5. средняя смертельная доза

Тест №16

Резорбтивное действие – это:

1. действие лекарственного вещества на месте введения

2. действие лекарственного вещества после всасывания в кровь

3. прямое избирательное действие лекарственного вещества

4. непрямое избирательное действие лекарственного веществ

5. действие лекарственного вещества, связанное с раздражением рецепторов

Тест №17

Если при введении двух веществ общий эффект равен сумме эффектов обоих веществ, это:

1. потенцированный синергизм

2. аддитивный (суммированный) синергизм

3. синергоантагонизм

4. функциональный синергизм

5. абстиненция

Тест №18

Циклодол ослобляет проявления лекарственного паркинсонизма, вызванного «типичными» антипсихотическими средствами. Взаимодействие между этими препаратами является:

1. Фармакокинетическим

2. Фармакодинамическим

3. Физикохимическим (в средах организма)

4. Фармацевтическим

5. Синергоантагонизмом

Тест №19

При повторных введениях лекарственного вещества отмечается ослабление его эффекта. Это характерно для:

1. Материальной кумуляции.

2. Функциональной кумуляции.

3. Привыкания.

4. Сенсибилизация.

5. Идиосинкразии.

Тест №20

Определить вещество: в организме вещество легко проникает через различные барьеры: через стенку кишки, сосуда, клеточную мембрану,мембраны субклеточных структур и др. Основной механизм всасывания путем пассивной диффузии. В почечных канальцах обратно реабсорбируется. Выводится из организма в виде метаболитов.

1. ионизированное

2. липофильное

3. гидрофильное

4. четвертичное

5. жиронерастворимое

 

Ответы к тестовым заданиям для самоконтроля

Тест №1 1,2,3
Тест №2 2,3
Тест №3  
Тест №4 1,5
Тест №5 2,4
Тест №6  
Тест №7  
Тест №8 2,3,4,5
Тест №9  
Тест №10 1,2
Тест №11 3,4
Тест №12 1,2,3
Тест №13  
Тест №14  
Тест №15  
Тест №16  
Тест №17  
Тест №18  
Тест №19  
Тест №20  

Занятие №2.

Тема: «Средства, влияющие на эфферентную иннервацию: М и Н-холиномиметические. М - холиномиметические и М- холиноблокирующие средства».

2. Цель занятия. формирование знаний об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики, лежащих в основе фармакологического действия холинергических средств, для обеспечения рационального выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях, в том числе в стоматологии.

  1. Задачи обучения:

Когнитивные компетенции

  1. Сформировать знания по общей характеристике, механизмам действия и основным фармакологическим и побочным эффектам холинергических средств, в том числе в стоматологии.
  2. Сформировать знания противопоказаний к применению, распознавания нежелательных эффектов и проведения их своевременной коррекции.
  3. Сформировать знания выбора комбинации лекарственных средств для усиления основных эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.
  4. Сформировать знания выбора лекарственного средства для направленного воздействия на патологический процесс с целью повышения эффективной терапии.
  5. Сформировать знания выбора лекарственных форм, путей введения холинергических средств.

Операциональная компетенция

  1. Сформировать навыки выписывания лекарственных средств в рецептах с разбором.
  2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Саморазвитие (непрерывное обучение и образование):

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

Хронометраж

Продолжительность занятия 3 часа (150 мин.)

Организационная часть - 3 мин.

Оценка исходного уровня - 10 мин.

Самостоятельная работа студентов - 72 мин.

Совместная работа студентов с преподователем - 30 мин.

Заключительный контроль - 29 мин.

Общая оценка знаний - 3 мин.

Задание по самостоятельной подготовке - 3 мин.

 

4. Основные вопросы темы

1.Классификация М-и Н –холинергических средств, механизм действия, сравнительная характеристика основных препаратов.

2. Показания и противопоказания М- и Н –холинергических средств, основные побочные эффекты.

3. Классификация М-холинергических средств, механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению.

4. Основные побочные эффекты М-холинергических средств.

5. Классификация антихолинергических средств, механизм действия.

6. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению и побочные эффекты.

7. Классификация Н-холинергических средств, механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению

8. Основные побочные эффекты Н-холинергических средств.

Методы обучения и преподавания: устный опрос по основным вопросам темы, решение тестовых заданий и ситуационных задач, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, рассчетом разовых доз.

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание восьмое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2008. –. С. 529-558.

2. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание восьмое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2005. – С. 241-247.

3. Руководство к лабораторным занятиям / Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, С. 2005. С. 129-136, 331-334.

Дополнительная:

4.Крылов Ю.Ф., Бобырев В.М. Фармакология: Учебник для студентов стоматологического факультета. –М., 1999 г.

5.Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое - М.: Медицина, 2007.– 1200 с.

6.Лекции по фармакологии для врачей и провизоров /Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и даполненное: учебное пособие – М.: ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

7.В.Р. Вебер, Б.Т. Мороз. Клиническая фармакология для стоматологов.-С-П.:2003.-с.351

8.Клиническая фармакология./Под ред. В.Г. Кукеса. –ГЭОТАР.: Медицина, 2004.– 517 с.

9.Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» - Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.- 782 с.

10. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. – Клиническая фармакология. - М.: Медицина, 2002, т.1-2.- 669. с.

11. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.:Медицина, 2000-740 с..

12. Базисная и клиническая фармакология. /Под ред. Бертрам Г. Катцунг. – М.: С-П.: Невский диалект, 1998.-т. 1 – 669. с.

13. Комендантова М.В., Зорян Е.В. Фармакология. Учебное пособие.-М.: 1988. с-206.

 

Препараты по программе: Ацетилхолин, карбахолин, прозерин, галантамина гидробромид, физостигмина салицилат, армин, реактиваторы холинэстеразы (дипироксим, изонитрозин), эдрофоний, циклодол, пилокарпина гидрохлорид, ацеклидин, такрин, атропина сульфат, экстракт белладонны, платифиллина гидротартрат,

Препараты для выписывания в рецептах: прозерин, пилокарпина гидрохлорид, атропина сульфат, платифиллина гидротартрат, метацин, скополамина гидробромид.

Контроль

9. Устный опрос по основным вопросам темы.

10. Выписывание рецептов с разбором на основные холинергические средства. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.

11. Выполнение заданий в тестовой форме

 

Тестовые задания

Тест № 1.

Антихолинэстеразные средства применяют при:

1.Бронхиальной астме

2.Атриовентрикулярном блоке

3.Брадикардии

4.Язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки

5.Глаукоме

Тест №2

К побочным эффектам М-холиноблокаторов относится:

1.Гиперсаливация

2.Брадикардия

3.Миоз

4.Обстипация

5.Диарея

Тест №3

Дополните

Ацеклидин относится к__________________ и применяется при _____________________

 

Тест №4

Ганглиоблокаторы противопоказаны при:

1.Отеке легких на фоне повышенного артериального давления

2.Сосудистом коллапсе

3.Спастическом сокращении сосудов при эндоартериите

4.Гипертонических кризах

5.Болезни Рейно

Тест №5

К курареподобным средствам короткого действия относится:

1.Тубокурарин

2.Пипекуроний

3.Дитилин

4.Бензогексоний

5.Гигроний

Тест №6.

К М-и Н-холиномиметикам относится:

1.Платифиллин

2.Карбахолин

3.Ацеклидин

4.Циклодол

5.Пилокарпин

Тест №7

Определить препарат: применяют для расслабления поперечно-полосатой мускулатуры. Блокирует нервно-мышечную передачу, быстро вызывает апноэ, длительность действия 20-40 минут. Побочные эффекты: снижение артериального давления, бронхоспазм. Антагонистами являются антихолинэстеразные средства. Таким препаратом является:

1.Мелликтин

2.Тубокурарин

3.Дитилин

4.Диоксоний

5.Бензогексоний

Тест №8

Средство, избирательно блокирующее Н – холинорецепторы вегетативных ганглиев:

1. Бензогексоний

2. Ацеклидин

3. Цититон

4. Пилокарпин

5. Лобелин

Тест №9

Дополните

Прозерин относится к__________________ и применяется при _____________________

 

Тест №10

Определить группу веществ: применяют при глаукоме, остаточных неврологических нарушениях после полиомиелита, при миастении, при атонии кишечника и мочевого пузыря, в качестве антагонистов антидеполяризующих миорелаксантов.

1.М-холиномиметики

2.Н-холиномиметики

3.М-холиноблокаторы

4.Антихолинэстеразные средства

5.М, Н-холиномиметики

 

Примечание: ответы на тестовые вопросы находятся у преподавателя

 

Занятие №3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.013 с.)