Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противовирусные средства Препараты

Поиск

А – для профилактики гриппа 1. Идоксуридин

Б – лечения герпеса 2. Ацикловир

В – широкого спектра действия 3. Интерферон

4. Оксолин

5. Арбидол

Тест № 9. Какой препарат применяют для лечения СПИДа:

1. Оксолин

2. Ремантадин

3. Азидотимидин

4. Идоксуридин

5. Арбидол

Тест №10. Спектр противовирусного действия арбидола:

1. Вирус герпеса простого

2. Вирус опоясывающего лишая

3. Широкий спектр действия

4.Возбудитель вирусного гепатита

5. Вирус гриппа А и В

 

Ответы к тестовым заданиям:

Тест №1. 3 Тест №6. 1,2,4
Тест №2. А – 3,4,5 Б – 1,2 В – 2,3,4 Тест №7. 1,3,4
Тест №3. А – 2 Б - 1 Тест №2. А – 3,4,5 Б – 1,2,4 В – 3
Тест №4. 2,3 Тест №3. 3
Тест №5. 3 Тест №10. 5

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «СТОМАТОЛОГИЯ»

КАФЕДРА: ФАРМАКОЛОГИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СРСП

 

КУРС: 3

ДИСЦИПЛИНА: ФАРМАКОЛОГИЯ

 

СОСТАВИТЕЛИ: ППС кафедры

 

 

 

 

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол №______от «____»______20012 г.

 

 

Утверждены зав.кафедрой,

профессором_________________________________________Пичхадзе Г.М.

 

Занятие №1.

Рубежный контроль по разделу: «Общая рецептура и общая фармакология».

1. Цель: суммировать знания студентов по общей фармакологии и общей рецептуре.

2. Задачи обучения:

Когнитивная компетенция:

1. Сформировать знания по правилу выписывания рецептов на различные лекарственные формы.

2. Сформировать знания об общих закономерностях фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных веществ и об изменениях функциий органов и систем, вызываемых фармакологическим воздействием;

Операциональная компетенция:

1. Сформировать навыки выписывание рецептов на различные лекарственные формы.

2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов.

3. Сформировать умение анализировать и проводить коррекцию рецептов.

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Саморазвитие (непрерывное обучение и образование):

Самостоятельный поиск современных методов исследований, компьютерных технологий, информации и ее обработки и анализа (учебная, справочная литература, нормативные документы, научная литература и интернет-ресурсы)

Правовая компетенция:

Формирование правовых знаний и навыков: основные законы, регулирующие правила выписывания пецептов

Хронометраж

Продолжительность занятия 3 часа (150 мин.)

Организационная часть - 3 мин.

Самостоятельная работа студентов (выписывание рецептов,

решение тестовых заданий) -72 мин.

Совместная работа студентов с преподавателем

(устный опрос по основным вопросам темы, решение

ситуационных задач) - 52 мин.

Общая оценка знаний - 20 мин.

Задание по самостоятельной подготовке - 3 мин.

4. Основные вопросы темы:

1. Определение фармакологии, ее составные части, цели и задачи, место среди других медико-биологических дисциплин. Краткая история фармакологии. История развития токсикологии (возникновение и развитие экспериментальной токсикологии).

2. Государственная и международная фармакопея, ее содержание и назначение.

3. Понятия: лекарственное средство, лек. вещество, лек.формы, лек. препарат, лекарственное сырьё.

4. Аптека, структура, назначение, хранение лекарственных препаратов.

5. Рецепт и его структура. Общие правила составления рецептов. Виды рецептурных бланков.

6. Лекарственные формы: твердые лекарственные формы: порошки, таблетки, гранулы, карамели,пастилки. И их классификация, правила выписывания рецептов и их коррекция.

7. Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, суппозитории, палочки. Общая характеристика особенности и способы приготовления, варианты прописей, их коррекция

8. Жидкие лекарственные формы: растворы, общая характеристика, правила выписывания.

9. Настои и отвары. Общая характеристика, особенности приготовления. Правила выписывания в рецепте настоев и отваров.

10. Настойки, экстракты. Общая характеристика, особенности приготовления, их отличие от настоев. Простые и сложные настойки их дозировка, правила выписывания в рецепте.

11. Эмульсия, общая характеристика, для приёма внутрь и ингредивные эмульсии, выписывание в сокращенной и полной форме прописей, официнальные эмульсии.

12. Новогаленовы препараты, их отличие от галеновых, особенности выписывания рецептов.

13. Суспензии, характеристика, способы применения, правила выписывания в рецептах.

14. Микстуры, общая характеристика, правила выписывания в полусокращённой и полной форме рецептов.

15. Линименты, их отличия от мазей, правила выписывания в рецептах формы прописей.

16. Аэрозоли, понятие, правила выписывания в рецептах.

17. Основные требования предъявляемые к лекарственным формам для инъекций, формы выпуска, правила выписывания в рецептах.

18. Определение фармакологии, цели и задачи.

19. Фармакокинетика лекарственных средств, определение и содержание.

20. Пути введения лекарственных средств в организм.

21. Всасывание лекарственных веществ при различных путях введения. Основные механизмы всасывания и факторы, влияющие на них.

22. Распределение лекарственных веществ в организме, факторы влияющие на него.

23. Биологические барьеры. Транспорт лекарственных веществ. Депонирование.

24. Превращение (биотрансформация и метаболизм) лекарственных веществ в организме. 25. Пути выведения лекарственных веществ из организма. Пресистемная и системная элиминация лекарственных веществ.

26. Основные параметры фармакокинетики (биодоступность, биоэквивалентность, период полувыведения, коэффициэнт элиминации, общий клиренс).

27. Фармакодинамика лекарственных средств, определение и содержание.

28. Виды действия лекарственных веществ: местное и резорбтивное; прямое (первичное) и опосредованное (косвенное, вторичное); общеклеточное, избирательное и преимущественное; главное и побочное; обратимое и необратимое; терапевтическое и токсическое.

29. Виды фармакотерапии.

30. Основные факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ.

31. Зависимость фармакологического эффекта от свойств лекарственных веществ и особенностей их применения. Значение химической структуры и физико-химических свойств лекарственных веществ.

32. Виды доз.

33. Комбинированное применение лекарственных средств. Принципы взаимодействия лекарственных веществ (фармакокинетическое и фармакодинамическое).

34. Зависимость действия лекарственных средств от свойств организма, индивидуальных особенностей, физиологического и патологического состояния, генетических факторов, внешней среды.

35. Возрастные особенности

 

5. Методы обучения: устный опрос, выписывание рецептов на различные лекарственные формы, решение ситуационных и тестовых заданий.

 

Литература

Основная:

Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Издание десятое. ГЭОТАР-Медиа. 2008.- с. 39 – 81, 686 – 727.

Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2006.-С. 39 -81

Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.- С.26 -77

Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. – С. 7-31

Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. /Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, 2005. – С.20-40

Дополнительная:

1. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

2. Пичхадзе Г.М., Пичхадзе Л.Г. Энциклопедический словарь основных терминов, используемых в фармакологии –Алматы, «Ғылым», С- 2000

3. Клиническая фармакология. /под ред. В.Г. Кукеса.-ГЭОТАР.: Медицина, 1999. – 517 с.

4. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

5. Пособия, издаваемые на кафедре.

6. Сычев Д.А., Раменская Г.В., Игнатьев И.В., Кукес В.Г. Клиническая фармакогенетика: Учебное пособие / Под ред. Академика РАМН В.Г. Кукеса и академика РАМН Н.П. Бочкова. –М.: ГЭОТАР-Медиа,2007.-248 с.: ил.

7. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

8. Середин С.Б. лекции по Фармакогенетике., М.: МИА, 2004. – 303 с.

9. Пичхадзе Г.М., Пичхадзе Л.Г. Энциклопедический словарь основных терминов, используемых в фармакологии –Алматы, «Ғылым», С- 2000

10. Лильин Е.Т. Введение в современную фармакогенетику. –М.: Мед. 1984. 160 с.

11. Скакун Н.П. Клиническая фармакогенетика. –Киев: Здоровье. -1981. – 200 с.

12. Пособия, издаваемые на кафедре.

13. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 711 от 16 ноября 2009 г.

14. Приказ Минздрава Республики Казахстан № 173 от 07 апреля 2005 г.

 

7. Контроль: выписывание рецептов с разбором и расчетом доз, решение тестовых заданий, ситуационных задач.

I. Выписать в рецептах:

30,0 мази, содержащей 10% стрептоцида (Streptocidum). Для смазывания пораженных участков кожи.

10 ректальных суппозиториев, содержащих по 0,015 экстракта красавки (Belladonna). По одному суппозиториев 2 раза в день.

10 порошков левомицитина по 0,2 (Laevomycetinum). По одному порошку 3 раза в день.

20 таблеток триоксазина (Trioxasinum) по 0,3. По 1 таблетке 2 раза в день.

Выписать 50 мл 10% масляного раствора камфоры. Для втирания в область пораженного сустава.

6. 5,0 натрия гидрокорбоната (Natrii hydrocarbonas) Насыпать порошок на кончик языка со шпателя при молочнице.

7. 40 драже “Ундевит” (Vndevitum). По 1 драже 3 раза в день после еды.

8. 10,0 мази, содержащей 20% сульфацила растворимого (Sulfacylum). Глазная мазь.

9. Пасту, содержащую натрия гидрокарбоната (Natrii hydrocarbonas) 2,0 и глицерина 5,0 и 5% стрептоцида (Streptocidum) Общее количество пасты 50,0.

10. 500 мл 5% раствора глюкозы. Для приема внутрь. (Glucosu)

10 ампул, содержащих по 1 мл Цититона /Cytitonum/, официальный раствор. Для в/в введения по 1 мл.

10 флаконов, содержащих по 500 000 ЕД стрептомицина сульфата /Streptomycin sulfas/. Содержимое флакона расстворить в 2 мл 0,5% раствора новокаина. Вводить в/м 2 раза в день.

Тесты для самоконтроля:

Тест № 1

Для введения лекарственных средств внутрь характерно:

1.Зависимость всасывания слабых электролитов от рН среды.

2.Зависимость всасывания от характера содержимого ЖКТ.

3. За­висимость всасывания от интенсивности моторики ЖКТ.

4. Попа­дание в общий кровоток, минуя печень.

5. Зависимость распределения от характера содержимого ЖКТ

Тест №2

Интенсивность пассивной диффузии лекарственного вещества через клеточные мембраны определяется:

1. диаметром пор мембраны

2. степенью липофильности веществ

3. градиентом концентрации вещества

4. избирательностью к определенным соединениям

5. затратой энергии

Тест №3

Основной механизм всасывания большинства лекарственных ве­ществ в пищеварительном тракте:

1. Фильтрация.

2. Пиноцитоз.

3. Пассивная диффузия.

4. Актив­ный транспорт.

5. Облегченная диффузия.

Тест №4

Всасывание лекарственных веществ из кишечника путем фильтрации:

1. Зависит от величины молекул лекарственных веществ.

2. Зави­сит от осмотического давления.

3. Не зависит от величины моле­кул лекарственных веществ.

4. Характерно для липофильных ле­карственных веществ.

5. Характерно для мелких гидрофильных молекул.

Тест №5

При ингаляционном введении лекарственные вещества:

1. Попадают в общий кровоток, проходя через печеночный барь­ер.

2. Попадают в общий кровоток, минуя печеночный барьер.

3. Всасываются путем пиноцитоза.

4. Как правило, быстро вызывают эф­фект.

5. Как правило, медленно вызывают эффект.

Тест №6

Аффинитет-это:

1. Способность вещества связываться со специфическими рецепторами

2. Доза вещества, вызывающая специфический эффект

3. Способность вещества вызывать эффект при взаимодействии с рецепторами

4. Снижение эффекта вещества при его повторном применении

5. Снижение чувствительности к рецептору

Тест №7

Терапевтический индекс лекарственного препарата – это

1. Отношение терапевтической дозы к токсической

2. Отношение летальной дозы к эффективной

3. Отношение ударной дозы к поддерживающей

4. Отношение эффективной дозы к летальной

5. Отношение латентного периода к длительности действия препарата

Тест №8

Основные «мишени» для действия лекарственных веществ:

1. Структурные белки.

2. Ионные каналы.

3. Специфические ре­цепторы.

4. Ферменты.

5. Транспортные системы.

Тест №9

Каким термином обозначают необычные реакции на лекарственные вещества, связанные, как правило, с генетически обусловленны­ми энзимопатиями и возникающие при первом введении веществ?
1. Сенсибилизация.

2. Тахифилаксия.

3. Идиосинкразия.

4. Абсти­ненция.

5. Привыкание.

Тест №10

Виды кумуляции:

1. Материальная.

2. Функциональная.

3. Психическая.

4. Физио­логическая.

5. Физическая.

Тест №11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.008 с.)