По «Фармакологии» - Far 3209 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По «Фармакологии» - Far 3209



Для специальности - 051302 «стоматология»

Кафедра – фармакологии

Курс – третий

Всего 162 часа

Лекций – 9 часов

Практических занятий – 45 часов

СРСП – 54 часов

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС) – 54 часа

Форма контроля – экзамен

Алматы, 2013

ҚР ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

 

Силлабус составлен проф.Пичхадзе Г.М., проф.Кадыровой, доц.Сатбаевой Э.М., ст.преп. Есетовой К.У. на основании типовой программы по фармакологии, разработанной и внедреннойв соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования по специальности 051301 – «Общая медицина» ГОСО РК 3.08.388 – 2006 г, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования на основании рабочей программы, рассмотрен и одобрен на заседании кафедры фармакологии

 

 

Протокол №5 от 20.03.09 г. и рассмотрена на заседании кафедры фармакологии

 

от «___»_________2013г., протокол №__________

 

 

Заведующий кафедрой,

профессор ____________________________ Пичхадзе Г.М.


Общие сведения

1.1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра фармакологии

1.3 Дисциплина фармакология, код дисциплины Far 3209

1.4 Специальность: 051302 стоматология

1.5 Объем учебных часов: 162 часа

1.6 Курс и семестр изучения – 3 курс, 5 - семестр

1.7. Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Ученая степень Должность Приоритетные научные интересы, достижения
         
  Пичхадзе Гурам Михайлович доктор мед. наук профессор, зав.кафедрой Нейротропные средства. Химиотерапевт. средства.
  Изатова Айгул Есенгельдиновна доктор мед. наук преподаватель Коммуникативные компетенции
  Кадырова Диляра Мулдашевна кандидат мед. наук доцент (проф. КазНМУ) Местноанестезирущие средства
  Ким Ирина Ивановна кандидат мед. наук доцент Общая фармакология
  Сламжанова Сауле Бексултановна кандидат мед. наук доцент Токсикология
  Сатбаева Эльмира Маратовна кандидат мед. наук доцент Фармакоэкономика
  Есетова Камажай Утениязовна кандидат мед. наук старший преподаватель Антиаритмические средства
  Айтжанова Гульзира Байдиллаевна кандидат мед. наук старший преподаватель Средства, влияющие на функции органов пищеварениия
  Мухамеджанова Гульмира Советбековна кандидат мед. наук преподаватель Местноанестезирущие средства
  Амиркулова Маржан Куляшевна   преподаватель Острая токсичность
  Исмаилова Светлана Куралбаевна   преподаватель Общая фармакология
  Мырзабек Бота Тегисовна   преподаватель Фармакоэкономика, фармакоэпидемиология

Контактная информация: место нахождения кафедры

Адрес: ул. Толе би 92, 2 этаж

Телефон: 8(3272) 92-68-18 (зав. кафедрой), 92-17-96 (доп 226 или 287)

1.9 Политика дисциплины:

- не опаздывать на занятия;

- студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах;

- не пропускать занятия без уважительной причины;

- активно участвовать в учебном процессе;

- выписывать рецепты на препараты, для которых необходимо знание доз с разбором;

- выполнять задания по СРС соответственно требованиям и сдавать их в установленные сроки; обязательными для сдачи являются 2 темы СРС;

- студенты, не сдавшие все рубежные контроли, к экзамену не допускаются;

- студенты, пропустившие практические занятия без уважительной причины, не допускается к рубежному контролю;

- студенты, пропустившие практические занятия по уважительной причине разрешается отработки не более 3 занятий по распоряжению деканата;

- во время занятий, рубежного контроля, экзамена категорически запрещается пользоваться сотовыми телефонами, шпаргалкой и другими средствами и т.д.

Программа.

Введение.

Фармакология - наука о взаимодействии лекарств с организмом и путях изыскания новых лекарственных средств.

Ежегодно исследуются тысячи химических соединений. Из них в клинической практике используются лишь десятки новых высокоактивных лекарственных препаратов. С каждым годом уточняются механизмы действия уже известных средств, расширяются или изменяются показания и противопоказания для их применения. Не случайно в связи этим фармакология представляет собой один из самых сложных предметов медицины.

Фармакология – мультидисциплинарная наука, объединяющая данные теоретических наук с клинической практикой, особенно фармакотерапией. Ценность фармакологических исследований в том, что они позволяют выявить клеточные, субклеточные и физиологические механизмы действия лекарственных веществ и изучить влияние фармакотерапии на весь организм. В связи с этим знание основ фармакотерапии абсолютно необходимо для врача любой специальности, в том числе и стоматолога.

Прогресс фармакологии неизбежно оказывает влияние на развитие клинических дисциплин. Последние годы ознаменовались стремительным развитием фармакологии, появлением новых групп лекарственных средств, в результате чего фармакотерапия стала универсальным методом лечения большинства заболеваний. Таким образом, фармакология занимает важное место в системе медицинского образования, поэтому знание фармакологии является необходимым для врача стоматолога.

 

2.2 Цель дисциплины: сформировать у студентов представление об общих закономерностях действия лекарственных веществ, для обеспечения рационального выбора препаратов при различных заболеваниях, в том числе в стоматологической практике.

2.3 Задачи обучения:

2.3 Задачи дисциплины:

Когнитивная компетенция:

1.Сформировать знания по общей характеристике, механизмам действия и основным фармакологическим и побочным эффектам средств, направленных на коррекцию патологических процессов;

2.Сформировать знания противопоказаний к применению, распознавания нежелательных эффектов и проведения их своевременной коррекции.

3.Сформировать знания выбора комбинации лекарственных средств для усиления основных эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

4.Сформировать знания выбора лекарственного средства для направленного изменения функций различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.

5.Сформировать знания выбора лекарственных форм, путей введения при определенных патологических состояниях.

1.Знание общих принципов оформления рецептом и составления рецептурных прописей.

Операциональная компетенция:

1.Сформировать навыки выписывания лекарственных средств в рецептах с разбором.

2.Сформировать умение расчета разовых доз препаратов.

3.Умение распознавать нежелательные эффектов лекарственных средств, предупреждать и устранять их.

4.Умение выбирать лекарственные средства для оказания неотложной помощи.

5.Умение ориентироваться в арсенале новых лекарственных средств и знать их наиболее широко используемые синонимы.

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Правовая компетенция:

1.Формирование правовых знаний и навыков: основные законодательные акты РК, регулирующие

правила выписывания, отпуска, хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Непрерывное обучение и самообразование:

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

· задачи и фармакологическую терминологию фармакологии;

· понятие о лекарственном средстве, лекарственном веществе, лекарственном препарате, лекарственной форме;

· международные непатентованные названия основных жизненно-важных лекарственных веществ, применяемых при неотложной помощи;

· классификации лекарственных средств;

· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств;

· основное применение в медицине, в том числе в практике врача-стоматолога;

· принцип и режим дозирования лекарственных средств, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, характера заболевания и свойств препаратов, применяемых, в том числе и в стоматологии.

· рецепт, структуру рецепта и правила выписывания рецептов на различные лекарственные формы, в том числе применяемые в стоматологии;

· нежелательные и побочные эффекты лекарственных средств, их предупреждение и ликвидация в случае их возникновения.

Уметь:

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности;

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы;

· выбирать лекарственные формы, способы применения лекарств, выбирать путь введения лекарственных средств, применяемых, в том числе и в стоматологии;

· анализировать действие лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия;

· комбинировать лекарственные препараты, распознавать нежелательные эффекты лекарственных средств, их предупреждение и ликвидация в случае их возникновения;

Иметь навыки:

· составления рецептов, прописей рецептов на различные лекарственные формы;

· составления прописей рецептов на основные жизненно важные лекарственные препараты;

· расчета доз, концентрации лекарственных средств;

· выбора путей введения;

· поиска и обработки данных о лекарственных средствах для информации клинических и аптечных работников, а также населения.

 

2.5 Пререквизиты и постреквизиты дисциплины

Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биологическая химия, физиология, патологическая физиология, патологическая анатомия

2.5 Постреквизиты: внутренние болезни, общая хирургия, инфекционные болезни, терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология

 

2.6Краткое содержание дисциплины.

Изучаются содержание, предмет фармакологии. Связь фармакологии с другими дисциплинами. Основные понятия фармакокинетики и фармакодинамики. Классификация, общая характеристика, механизм действия, показания к применению, побочные эффекты изучаемых групп препаратов, меры их предупреждения, меры помощи при передозировках ряда препаратов. Особенности применения в стоматологической практике.

 

2.7 Тематический план лекций, практических занятий, СРС

2.7.1 Тематический план лекций

(продолжительность академического часа - 50 минут)

Темы лекций Форма проведения Кол-во учебных часов
       
1. Введение в фармакологию. Общая фармакология Обзорная лекция  
  Средства, влияющие на афферентную иннервацию Обзорная лекция  
  Холинергические средства (холиномиметические средства и холиноблокирующие средства) Проблемная лекция  
  Адренергические средства Проблемная лекция  
  Анальгетики. Проблемная лекция  
  Противомикробные средства. Антисептики и дезинфицирующие средства. Проблемная лекция  
  Химиотерапевтические средства. Антибиотики. Проблемная лекция  
  Средства, влияющие на слизистую полости рта и пульпу зуба. Проблемная лекция  
  Основные принципы терапии острых отравлений лекарственными средствами Обзорная лекция  

2.7.2 Тематический план практических занятий

Темы практических занятий Форма проведения Кол-во учеб-ных часов
1. Общая рецептура. Твердые лекарственные формы. Мягкие лекарственные формы. Устный опрос, решение тестовых заданий и ситуационных задач, работа в малых группах  
  Общая рецептура. Жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций. Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, моделирование ситуаций, дискуссии, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологи-ческим разбором, расчетом разовых доз.  
  Общая фармакология. Фармакокинетика и фарма-кодинамика лекарственных средств Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Средства, влияющие на эфферентную иннервацию: М и Н-холиномиметические. М - холиномиметические и М- холиноблокирующие средства Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз,  
  Средства, влияющие на эфферентную иннервацию: адреномиметические средства Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз,  
  Средства, влияющие на афферентную иннервацию (местные анестетики, обволакивающие, вяжущие, адсорбирующие средства, раздражающие) Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Наркозные средства. Спирт этиловый. Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Анальгетики Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему: антигипертензивные и гипертензивные средства Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Противовоспалительные и противоаллергические средства. Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Средства, регулирующие процессы гемостаза. Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Гормональные средства, их заменители и синтетические аналоги Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Антисептики и дезинфицирующие средства Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Антибиотики Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Противовирусные и противогрибковые средства.   Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  

2.7.2 Тематический план СРСП

Темы практических занятий Форма проведения Кол-во учеб-ных часов
1. Рубежный контроль по разделу: «Общая рецеп-тура и общая фармакология». Выписывание рецептов на различные лекарственные формы, расчет доз  
  Н - холиномиметические и Н - холиноблокирующие средства Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Адреноблокирующие средства Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Рубежный контроль по разделу:«Средства, влия-ющие на периферический отдел нервной системы». Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Антипсихотические средства. Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, моделирование ситуаций, дискуссии, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологичес-ким разбором, расчетом разовых доз.  
  Антидепрессанты. Психостимуляторы Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Снотворные средства. Транквилизаторы. Седативные средства. Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Рубежный контроль по разделу: «Средства, влия-ющие на центральную нервную систему». Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систе-му: антиангинальные средства Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Средства, применяемые при бронхоспазмах. Отек легких. Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Витаминные и коферментные препараты. Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Рубежный контроль по разделам: «Средства, влия-ющие на функции испол-нительных органов, про-цессы воспаления и обменные процессы» Устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с фармакологическим разбором, расчетом разовых доз.  
  Антибиотики Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Сульфаниламидные препараты. Синтетические противомикробные средства разного химического строения. Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Противотуберкулезные и противосифилитические средства. Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Средства, влияющие на слизистую полости рта и пульпу зуба Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  
  Рубежный контроль по разделу: «Противомикробные средства». Устный опрос, выполнение тестовых заданий, выписывание рецептов с разбором и определением разовой дозы  
  Основные принципы лечения острых отравлений лекарственными средствами. Консультации по всем возникающим вопросам, решение ситуационных задач, работа с таблицами, учебниками, выполнение тестовых заданий, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, расчетом разовых доз, анализом рецептов, коррекция рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.  

Время консультаций – индивидуально согласно графику преподавателей

Время рубежного контроля – по окончании изучения каждого раздела.

Время итогового контроля – в конце 5 семестра по расписанию ОПиКУП

2.7. 3 Тематический план СРС

Темы СРС Кол-во учебных часов Форма СРС
       
  Средства, вызывающие лекарственную зависимость   Презентация
  Противосудорожные, противоэпилептические средства   Выполнение тестовых заданий
  Ноотропные средства. Аналептики   Реферат
  Седативные средства   Презентация
  Средства, влияющие на функцию органов дыхания. Противокашлевые средства. Отхаркивающие средства   Выполнение тестовых заданий
  Средства, влияющие на секрецию желез желудка.   Составление таблицы.
  Противорвотные средства   Составление таблицы
  Средства, влияющие на иммунные процессы.   Реферат
  Средства, применяемые при острой сердечной недостаточности   Презентация
  Средства, влияющие на кроветворение.   Составление таблицы
  Гипертензивные средства   Реферат
  Гормональные препараты гипофиза, минералокортикоиды, анаболические стероиды.   Реферат

СРС - 2 по выбору

2.8. Задания для самостоятельной работы студентов

Подготовиться к лекциям, практическим занятиям, СРС (согласно тематическим планам, с учетом программных препаратов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.045 с.)