Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Основные принципы лечения острых отравлений лекарственными средствами.»

Поиск
  1. Цель: формирование знаний общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики средств, применяемых при острых отравлениях лекарственными средствами для обеспечения выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях в стоматологической практике.
  2. Задачи обучения:

Когнитивные компетенции

1. Сформировать знания по современным принципам детоксикационной терапии острых отравлений лекарственными средствами.

2. Сформировать знания по классификации, общей характеристике, механизмам действия и основным фармакологическим и побочным эффектам средств, применяемых при острых отравлениях лекарственными средствами.

3. Сформировать знания по выбору антидотов и антагонистов различных лекарственных средств при острых отравлениях.

4. Сформировать знания выбора комбинации лекарственных при острых отравлениях лекарственными средствами для проведения детоксикационных мероприятий.

5. Изучить пути введения, принципы режима дозирования средств, применяемых при острых отравлениях лекарственными средствами, в зависимости от индивидуальных особенностей и свойств препарата, в том числе в стоматологии

 

Операциональная компетенция

1. Сформировать навыки выписывания лекарственных средств в рецептах с разбором.

2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Саморазвитие (непрерывное обучение и образование):

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

4. Основные вопросы темы:

1. Классификация отравлений в зависимости от условий возникновения, скорости развития.

2. Принципы детоксикационной терапии при острых отравлениях лекарственными средствами.

3. Особенности фармакокинетики, фармакодинамики различных отравляющих веществ и антидотов.

4. Задержка всасывания токсического вещества в кровь при отравлениях газообразными веществами, при попадании яда на кожу, слизистые оболочки, в желудочно-кишечный тракт.

5. Удаление токсического вещества из организма. Понятие о гемодиализе, гемосорбции, форсированном диурезе, перитонеальном диализе, плазмоферезе, лимфодиализе, лимфосорбции.

6. Обезвреживание яда при его резорбтивном действии (антидоты, функциональные антагонисты).

7. Симптоматическая и патогенетическая терапия при различных отравлениях рав(стимуляторы жизненно важных функций, препараты для нормализации кислотно-щелочного новесия, кровезаменители).

8. Отдаленные последствия воздействия отравляющих веществ.

5. Методы обучения: консультации преподавателя повопросам темы, решение тестовых заданий, ситуационных задач и заданий по руководству с выводами, выписывание рецепторов с разбором и расчетом доз, дискуссии, работа в малых группах, работа с иллюстративным материалом.

Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 - С 327-331, 418-435, 396-406.

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 8-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005 – С 320-327, 399-415, 377-387.

3. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.– 212-216, 276-287, 231-238 с.

 

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591 с.

3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

4. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

5. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004. – 517 с.

6. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

7. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

8. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

9. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

10. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.

Препараты по программе: унитиол, натрия тиосульфат, тетацин кальция, метиленовый синий

апоморфина гидрохлорид, магния сульфат, фуросемид, маннит, мочевина, индукторы и ингибиторы микросомальных ферментов (фенобарбитал, левомицетин, циметидин), атропина сульфат, физостигмина салицилат, прозерин, налоксон, налтрексон, активированный уголь, дипироксим, изонитрозин, пиридоксина гидрохлорид, хромосмон, бемегрид.

Препараты для выписывания в рецептах: фуросемид (в амп.), атропина сульфат (в амп.), активированный уголь, унитиол.

Тесты для самоконтроля.

Тест №1 (1отв)

С целью удаления токсического вещества из организма применяют

1.«петлевые» диуретики

2.аналептики

3.антидоты

4.снотворные

5.гликозиды

Тест №2 (1отв)

Фармакологический антагонист при отравлении наркотическими анальгетиками

1. налоксон

2.атропин

3.платифиллин

4.унитиол

5. бемегрид

Тест №3 (1отв)

С целью задержки всасывания токсичного вещества применяют

1.адсорбирующие средства

2.антигипертензивные средства

3.диуретические средства

4.гликозиды

5.аналептики

Тест №4 (1отв)

Конкурентный антагонист антидеполяризующих миорелаксантов

1. атропина сульфат

2. пилокарпин

3. ацетилхолин

4. ацеклидин

5. пирензепин

Тест №5 (1отв)

Дипироксим - антидот при отравлении

1. фосфорорганическими соединениями

2. солями тяжелых металлов

3. этиловым спиртом

4. производными бензодиазепина

5. наркотическими анальгетиками

Тест №6 (1отв)

При отравлении М-холиноблокаторами применяют

1. прозерин

2. унитиол

3. метиленовый синий

4. дигоксин

5. ацеклидин

Тест №7 (1отв)

Унитиол

1. Донатор сульфгидрильных групп

2. Слабительное средство

3. Реактиватор холинэстеразы

4. Адсорбирующее средство

5. Антагонист опиоидных рецепторов

Тест №8 (3 отв)

Меры, направленные на удаление токсического вещества из организма

1. Введение антидотов

2. Гемодиализ

3. Форсированный диурез

4. промывание желудка

5. гемосорбция

Тест №9 (2отв)

Для форсированного диуреза применяют

1. фуросемид

2. гидрохлортиазид

3. индапамид

4. маннит

5. триамтерен

Тест №10 (2отв)

При передозировке сердечных гликозидов применяют

1. налоксон

2. дипироксим

3. унитиол

4. калия хлорид

5. метиленовый синий

Ответы к тестовым заданиям для самоконтроля

Тест №1  
Тест №2  
Тест №3  
Тест №4  
Тест №5  
Тест №6  
Тест №7  
Тест №8 2,3,5
Тест №9 1,4
Тест №10 3,4

Занятие №29.

1. Тема: «Средства, влияющие на слизистую полости рта и пульпу зуба».

2. Цель: формирование знаний общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики средств, влияющих на слизистую полости рта и пульпу зуба для обеспечения выбора препаратов при соответствующих патологических состояниях в стоматологической практике, умение выписывать рецепты.

3. Задачи обучения:

1. Ознакомиться с классификацией средств, влияющих на слизистую полости рта и пульпу зуба

2. Изучить общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики средств, влияющих на слизистую полости рта и пульпу зуба.

3. Изучить основные показания к применению средств, влияющих на слизистую полости рта и пульпу зуба

4. Научиться выписывать в рецептах основные средства, влияющих на слизистую полости рта и пульпу зуба, рассчитывать разовые и суточные дозы.

5. Изучить пути введения, принципы режима дозирования средств, влияющих на слизистую полости рта и пульпу зуба, в зависимости от индивидуальных особенностей и свойств препарата, в том числе в стоматологии

6. Изучить возможность комбинации средств, влияющих на слизистую полости рта и пульпу зуба

7. Изучить побочные эффекты, и их предупреждение.

4. Основные вопросы темы:

1. Противовоспалительные средства:

· местного действия: вяжущие средства (органические и неорганические),

· обволакивающие средства, ферментные препараты,

· препараты глюкокортикостероидов для местного применения.

· резорбтивного действия: стероидные и нестероидные противовоспалительные

· средства; соли кальция.

2. Противоаллергические средства:

· противогистаминные средства.

· глюкокортикостероиды.

3. Средства для лечения инфекционных и грибковых заболеваний слизистой

оболочки полости рта:

· антисептические средства (соединение хлора, йода, окислители и красители;

· производные нитрофурана;

· антибиотики местного действия;

· антибиотики для резорбтивного действия;

· сульфаниламидные препараты;

· противогрибковые средства (нистатин, леворин, декамин).

4. Средства, применяемые для снятия болей при воспалении слизистой оболочки

полости рта, пульпитах:

5. местные анестетики;

6. ненаркотические анальгетики.

5. Средства, способствующие отторжению некротизированных тканей:

· ферментные препараты

· протеазы - трипсин, химотрипсин.

· нуклеазы – рибонуклеаза, дезоксирибонуклеаза.

Принцип их действия, применение.

6. Средства, улучшающие регенерацию тканей полости рта и реминерализацию тканей зуба:

· витаминные препараты, препараты кальция, фосфора, фтора.

· стимуляторы лейкопоэза – пентоксил, нуклеинат натрия.

· биогенные стимуляторы: препараты из растений – экстракт алоэ, препараты из тканей животных – стекловидное тело, лиманных грязей – ФИБС, пчелиный клей – прополис, пропасол.

· анаболические стероиды.

13. Дегидратационные и прижигающие средства – спирт этиловый

14. Средства для некротизации пульпы: мышьяковистая кислота, параформальдегид.

15. Дезодорующие средства: перекись водорода, перманганат калия, борная кислота.

Борат натрия, гидрокарбонат натрия.

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос по основным вопросам темы, решение тестовых заданий и ситуационных задач, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, подведение итогов, выписывание рецептов с разбором, рассчетом разовых доз.

Литература

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание восьмое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2008. –. С. 529-558.

2. Харкевич Д.А. Фармакология. Издание восьмое –М.: Медицина ГЭОТАР, 2005. – С. 241-247.

3. Руководство к лабораторным занятиям / Под ред. Д.А.Харкевича. Медицина, С. 2005. С. 129-136, 331-334.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое - М.: Медицина, 2007.– 1200 с.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров /Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и даполненное: учебное пособие – М.: ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

3. В.Р. Вебер, Б.Т. Мороз. Клиническая фармакология для стоматологов.-С-П.:2003.-с.351

4. Клиническая фармакология./Под ред. В.Г. Кукеса. –ГЭОТАР.: Медицина, 2004.– 517 с.

5. Деримедведь Л.В., Перцев И.М., Шуванова Е.В., Зупанец И.А., Хоменко В.Н. «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» - Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.- 782 с.

6. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. – Клиническая фармакология. - М.: Медицина, 2002, т.1-2.- 669. с.

7. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.:Медицина, 2000-740 с.

8. Крылов Ю.Ф., Бобырев В.М. Фармакология: Учебник для студентов стоматологического факультета. –М., 1999 г.

9. Базисная и клиническая фармакология. /Под ред. Бертрам Г. Катцунг. – М.: С-П.: Невский диалект, 1998.-т. 1 – 669. с.

10.Комендантова М.В., Зорян Е.В. Фармакология. Учебное пособие.-М.: 1988. с-206.

Препараты по программе: кислота аскорбиновая, эргокальциферол, викасол, тромбин, кислота ацетилсалициловая, пентоксил, нуклеинат натрия, анаболические стероиды, препараты фосфора, фтора, преднизолон

Препараты для выписывания в рецептах: кислота аскорбиновая, эргокальциферол, викасол, тромбин, кислота ацетилсалициловая

Контроль

1. Устный опрос по основным вопросам темы.

2. Выписывание рецептов с разбором на основные средства. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.

3. Выполнение заданий в тестовой форме.

 

Тестовые вопросы

Тест №1

Механизм действия диклофенака натрия:

1. Блокирование ЦОГ-1

2. Блокирование ЦОГ-2

3. Блокирование ЦОГ-1 и ЦОГ-2

4. Блокирование фосфодиэстеразы, ЦОГ-1

5. Блокирование фосфодиэстеразы, ЦОГ-2

Тест №2

Димедрол оказывает все нижеперечисленные эффекты, КРОМЕ:

1. Противовоспалительного

2. Жаропонижающего

3. Противогистаминного

4. Снотворного

5. Противорвотного

Тест №3

Синдром отмены возможен при резком прекращении приема:

1. Кислоты ацетилсалициловой

2. Кромолина натрия

3. Преднизолона

4. Напроксена

5. Ибупрофена

Тест №4

При аллергической реакции немедленного типа применяют:

1. Адреналина гидрохлорид

2. Преднизолон

3. Напроксен

4. Ибупрофен

5. Диклофенак натрия

Тест №5

Наиболее эффективное и безопасное нестероидное противовоспалительное средство, применяемое при артрите верхнечелюстного сустава:

1. Индометацин

2. Диклофенак натрия

3. Димедрол

4. Кислота ацетилсалициловая

5. Преднизолон

Тест №6

Препарат, стимулирующий синтез протромбина в печени:

1. Гепарин

2. Кислота ацетилсалициловая

3. Неодикумарин

4. Викасол

5. Кислота аминокапроновая

Тест №7

При аллергических реакциях немедленного и замедленного типов применяют:

1. Глюкокортикоиды

2. Блокаторы Н1 гистаминовых рецепторов

3. Блокаторы ЦОГ1 и ЦОГ 2

4. Бетта-адреноблокаторы

5. Блокаторы ЦОГ 1

Тест №8

Фармакологические эффекты нестероидных противовоспалительных средств:

1. Жаропонижающий, противогистаминный

2. Противогистаминный, противовоспалительный

3. Противовоспалительный, обезболивающий

4. Обезболивающий, противогистаминный

5. Иммунодепрессивный, противовоспалительный

Тест №9

Основной побочный эффект кислоты ацетилсалициловой:

1.Ульцерогенное действие

2.Гипотензивное

3.Антиаритмическое

4.Седативное

5.Иммунодепресивное

Тест №10

Механизм действия кромолин-натрия:

1.Блокирует гистаминовые рецепторы

2.Блокирует серотониновые рецепторы

3. Стабилизирует мембраны тучных клеток

4.Стабилизирует лизосомальные мембраны

5.Стабилизирует мембраны лейкоцитов

 

 


ҚР ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУ МИНИСТРЛІГІ С.Д.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.01 с.)