СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ



Карамели (Caramela) - твердая лек. форма, приготовленная по типу конфет (лек. вещества смешивают с сахаром и патокой). Предназначены для лечения заболеваний слизистой полости рта; их держат во рту до полного рассасывания.

Пример рецепта - Rp.: Carameli Decamini 0,00015 N. 20

D.S. Под язык по 1-2 карамели (до полного рассасывания).

Rp.: Decamini 0,00015

D.t.d. N. 20 in caramela

S. Под язык по 1-2 карамели (до полного рассасывания).

Пастилки (Trochisci - род. пад. ед. число) - твердая лекарственная форма, получаемая путем смешивания лекарственных веществ с сахаром и слизями, внешне напоминает лепешки (пастилки-лепешки). Используются при заболеваниях слизистой ротовой полости.

Пример рецепта - Rp.: Trochisci Benzalconii N. 10

D.S. По 1 пастилке (держать во рту до полного рассасывания).

 

Глоссеты (Glossetes) - небольшие таблетки, предназначенные для сублингвального применения (подобно нашему отечественному нитроглицерину). Поэтому их можно выписывать как таблетки или с употреблением их названия (glossetes).

Пример рецепта - Rp.: Sterandrili 0,01

D.T.d. N. 20 in glossetis

(in tab.)

S. По 1 глоссете (табл.) под язык.

lГранулы (Granula) - твердая лекарственная форма в виде однородных частиц (размером 0,2 -0,3 мм) различной формы, предназначенная для внутреннего применения. В состав гранул входят лекарственные и вспомогательные вещества (сахар, крахмал, декстрин, глюкоза, сиропы и др.), что улучшает вкус и растворимость.

Пример рецепта - Rp.: Granularum Urodani 100,0

D.S. По 1 чайной ложке 4 раза в сутки (перед едой, в 1/2 стакана воды).

Допускается выписывать как порошок, неразделенный на дозы (без слова Granularum).

 

Пленки и пластинки (Membranulae et Lamellae) - специальные лекарственные формы, где на полимерной основе содержатся лекарственные вещества.

Пример рецепта - Rp.: Membranulas ophtalmicas cum

Pilocarpini hydrochlorido N. 30

D.S. Помещать за край нижнего века по 1 пленке 1 раз в день.

Rp.: Lamellas Trinitrolong 0,001 N. 50

D.S. Фиксировать к верхней десне над клыками до рассасывания.

Аэрозоли (Aerosola) - дисперсные системы, где дисперсной средой является газ или газовая смесь, а дисперсной фазой - чаще жидкости, реже мельчайшие твердые частицы. Предназначаются для местного (кожа, слизистые) действия или для резорбтивного действия (при ингаляциях). Все аэрозоли официнальны, изготавливаются в фабрично-заводских условиях.

Пример рецепта - Rp.: Aerosolum “Ephatinum” N. 2

D.S. По 2 ингаляции (дозы) 4 раза в день.

Сиропы (Sirupi) - густоватые, прозрачные, сладкие жидкости для внутреннего употребления, различные по составу, вкусу и запаху. Основное назначение сиропов - исправление вкуса лекарственных веществ.

Примеры рецептов - Rp.: Coffeini natrio-benzoatis 1, 2

Sirupi simplicis 24,0

Aquae destillatal ad 150 ml

M.D.S. По 1 десертной ложке 2 раза в день.

Лекарственный (сложный по составу, с коммерческим названием):

Rp.: Sirupi “Broncholitinum” 125,0

D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день.

 

Приведенные примеры рецептов кафедра рекомендует переписать в тетради для лабораторных занятий.

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет, отделение иностранных студентов.

 

Занятие № 3 (17 – 21 сентября 2012 года)

 

Тема:ФАРМАКОЛОГИЯ: общие принципы. Фармакокинетика.

 

1. Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины, ее роль и место в системе здравоохранения и медицинского образования.

2. Понятие о лекарственных (фармакологических) средствах. Лекарственное сырье, лекарственный препарат, лекарственная форма (лекарство).

3. Источники получения лекарственных средств. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

4. Понятие о лекарствоведении и фармации, их структура и задачи.

5. Определение и предназначение фармакопеи. Официнальные лекарственные формы. Международные (фармакопейные) и торговые (фирменные) названия препаратов.

6. Основные методы (направления) современной лекарственной терапии (аллопатия и гомеопатия), их сущность и широта использования. Немедикаментозные методы лечения больных.

7. Общая фармакология, определение раздела и его содержание. Фармакокинетика лекарственных средств, ее составные части.

8. Пути введения лекарственных веществ в организм (классификация, сравнительная характеристика). Трансдермальный путь введения: ТТС и их использование.

9. Особенности сублингвального, ректального, интраназального и ингаляционного путей введения лекарственных веществ, их преимущества и недостатки.

10. Особенности инъекционных путей введения лекарственных веществ. Требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций.

11. Преимущества и недостатки перорального пути введения лекарственных веществ. Основные механизмы всасывания лекарственных веществ.

12. Понятие о биодоступности (биоусвояемости) лекарственных веществ. Транспорт и распределение лекарственных веществ в организме и факторы, на них влияющие. Одно- и двухкамерная модели распределения; объем распределения (сущность, значение).

13. Элиминация лекарственных веществ, ее составные части. Константа скорости элиминации, период полужизни (t ½) и клиренс.

14. Биотрансформация (виды и факторы, изменяющие ее). Характеристика путей выведения лекарственных веществ из организма. Количественные показатели скорости выведения лекарств, их характеристика.

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 39 – 54.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 15 – 26.

3. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 11– 20.

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет.

 

Занятие № 3 (17 – 21 сентября 2012 года)

 

Тема:ФАРМАКОЛОГИЯ: общие принципы. Фармакокинетика.

1. Определение фармакологии. Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины и ее раздела – педиатрической фармакологии, их роль в системе здравоохранения и медицинского образования.

2. Понятие о лекарственных (фармакологических) средствах. Лекарственное сырье, лекарственный препарат, лекарственная форма (лекарство).

3. Источники получения лекарственных средств. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

4. Понятие о лекарствоведении и фармации, их структура и задачи.

5. Определение и предназначение фармакопеи. Официнальные лекарственные формы. Международные (фармакопейные) и торговые (фирменные) названия препаратов.

6. Основные методы (направления) лекарственной терапии аллопатия и гомеопатия), их сущность и широта использования. Немедикаментозные методы лечения детей.

7. Общая фармакология, определение раздела и его содержание. Фармакокинетика лекарственных средств, ее составные части. Особенности фармакокинетики у детей.

8. Пути введения лекарственных веществ в организм детей (классификация, сравнительная характеристика). Трансдермальный путь введения: ТТС и их использование.

9. Особенности сублингвального, ректального, интраназального и ингаляционного путей введения лекарственных веществ детям, их преимущества и недостатки.

10. Особенности инъекционных путей введения лекарственных веществ. Требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций.

11. Преимущества и недостатки перорального пути введения лекарственных веществ. Основные механизмы всасывания лекарственных веществ.

12. Понятие о биодоступности (биоусвояемости) лекарственных веществ. Транспорт и распределение лекарственных веществ в организме, влияние детского возраста и др. факторов на транспорт и распределение. Одно- и двухкамерная модели распределения; объем распределения (сущность, значение и его особенности у детей).

13. Элиминация лекарственных веществ, ее составные части. Константа скорости элиминации, период полужизни (t ½ ) и клиренс.

14. Биотрансформация (виды и факторы, изменяющие ее). Характеристика путей выведения лекарственных веществ из организма детей. Количественные показатели скорости выведения лекарств, их характеристика.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 39 – 54.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 15 – 26.

3. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 11– 20.

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет.

 

Занятие № 3 (17 – 21 сентября 2012)

 

Тема:ФАРМАКОЛОГИЯ: общие принципы. Фармакокинетика.

1. Фармакология, определение, задачи как науки и учебной дисциплины. Место и взаимосвязь с медицинскими и биологическими дисциплинами.

2. Источники получения лекарственных веществ. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

3. Понятие о лекарственных средствах, лекарственном сырье, лекарственном препарате, лекарственной форме. Официнальные лекарственные формы. Принципы классификации лекарственных средств. Фармакологический комитет РБ, его назначение.

4. Государственная фармакопея, содержание и назначение. Понятие о фармации и ее отличие от фармакологии. Международные (фармакопейные) и торговые (фирменные) названия препаратов.

5. Общая фармакология: определение раздела и его содержание.

6. Классификация путей введения лекарственных веществ в организме и их сравнительная характеристика.

7. Основные механизмы транспорта лекарственных веществ через биологические мембраны. Понятие о биодоступности.

8. Распределение лекарственных веществ, факторы, влияющие на него. Понятие о гематоэнцефалическом барьере, факторы, определяющие его проницаемость.

9. Биотрансформация, ее типы, общие закономерности.

10. Характеристика основных путей выведения лекарственных веществ из организма. Факторы, влияющие на элиминацию лекарственных веществ, количественные показатели, ее характеризующие.

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 39 – 54.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 15 – 26.

3. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 11– 20.

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет, отделение иностранных студентов.

 

Занятие № 4 (24 – 28 сентября 2012 года)

Тема: Фармакодинамика.

Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:

1. Фармакодинамика. Определение, содержание. Типы (механизмы) действия лекарственных средств, их краткая характеристика.

2. Рецепторный механизм действия лекарственных средств, типы рецепторов. Лекарственные средства как агонисты (в т.ч. частичные) и антагонисты лигандов.

3. Взаимодействие лекарственных средств со специфическими рецепторами биологически активных веществ. Роль цАМФ, фосфатидилинозитола и других вторичных медиаторов (мессенджеров) в механизмах действия лекарственных средств.

4. Краткая характеристика конечных фармакологических эффектов, вызываемых лекарственными средствами.

5. Характеристика местного, рефлекторного, резорбтивного, избирательного (элективного) и общеклеточного действия.

6. Виды действия лекарственных средств. Характеристика прямого и косвенного, обратимого и необратимого, главного и побочного действия.

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 55 – 62.

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 20– 29.

 

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет.

 

Занятие № 4 (24 – 28 сентября 2012 года)

Тема: Фармакодинамика.

Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:

1. Фармакодинамика лекарственных средств, определение, содержание. Типы (механизмы) действия лекарственных средств, их краткая характеристика.

2. Рецепторный механизм действия лекарственных средств, типы рецепторов. Лекарственные средства как агонисты (в т.ч. частичные) и антагонисты лигандов.

3. Взаимодействие лекарственных средств со специфическими рецепторами биологически активных веществ. Роль цАМФ фосфатидилинозитола и других вторичных медиаторов (мессенджеров) в механизмах действия лекарственных средств.

4. Характеристика местного, рефлекторного, резорбтивного, избирательного (селективного) и общеклеточного действия.

5. Характеристика прямого и косвенного, обратимого и необратимого, главного и побочного действия.

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 55 – 62.

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 20– 29.

 

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет.

 

Занятие № 4 (24 – 28 сентября 2012 года)

Тема: Фармакодинамика. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику.

Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:

 

1. Основные механизмы действия лекарственных веществ. Понятие о фармакологических рецепторах, типы рецепторов. Понятие об агонистах, антагонистах и частичных агонистах. Роль вторичных посредников (мессенджеров) в механизмах действия лекарственных веществ.

2. Виды действия лекарственных веществ: местное, рефлекторное, резорбтивное, прямое и косвенное, элективное (избирательное) и общеклеточное, обратимое и необратимое, главное и побочное. Конечные фармакологические эффекты.

3. Классификация факторов, влияющих на фармакокинетику и фармакодинамику. Зависимость действия лекарственных веществ от внешних факторов. Доза, определение и классификация. Понятие о широте терапевтического действия и терапевтическом индексе.

4. Зависимость фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных веществ от химического строения, физико-химического свойств, стереоизомерии лекарственных веществ.

5. Зависимость действия лекарственных веществ от внутренних факторов. Особенности фармакокинетики и фармакодинамики у детей и пожилых людей. Понятие о хронофармакологии, влияние биоритмов на действие лекарственных веществ. Роль психологических факторов в действии лекарств, понятие о плацебо-эффекте.

6. Влияние патологических процессов на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ. Зависимость действия лекарственных веществ от генетических факторов, понятие о фармакогенетике. Идиосинкразия (определение, примеры).

7. Явления, развивающиеся при повторном применении лекарственных веществ: привыкание, тахифилаксия, сенсибилизация, кумуляция. Виды кумуляции, их отличия.

8. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных веществ. Синергизм, антагонизм, их виды и значение для медицинской практики.

9. Побочное действие лекарственных веществ, его разновидности и пути профилактики.

10. Лекарственная зависимость как разновидность побочного действия лекарственных средств, ее виды. Основные группы лекарственных средств, способных вызвать зависимость. Медицинские и социально-психологические аспекты зависимости, пути ее профилактики.

11. Виды лекарственной терапии, их характеристика, использование.

 

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 62-77

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 22-25, 27-28.

 

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Лечебный факультет, отделение иностранных студентов.

 

Занятие № 5 (1 – 5 октября 2012 года)

Тема: Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику.

Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:

 

  1. Доза (определение, классификация). Широта терапевтического действия лекарственных средств; терапевтический индекс.
  2. Зависимость действия лекарственных средств от физико-химических свойств (растворимость, структура, кислотно-основные свойства, стереоизомерия). Понятие о фармацевтической несовместимости.

3. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных средств, его разновидности. Виды синергизма и его использование в медицинской практике.

4. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных средств, его разновидности. Виды антагонизма (фармакологической несовместимости), и его использование в медицинской практике.

5. Зависимость действия лекарственных средств от внутренних факторов: возраста и пола; патологического состояния органов и систем, определяющих гомеостаз.

6. Особенности назначения лекарственных средств пожилым людям и детям.

7. Понятие о хронофармакологии. Влияние биологических ритмов на действие лекарственных средств.

8. Клинические аспекты фармакологии (клиническая фармакология как основа фармакотерапии заболеваний).

9. Понятие о фармакогенетике. Индивидуальная и видовая толерантность, идиосинкразия.

10. Привыкание (приобретенная толерантность), тахифилаксия, сенсибилизация.

11. Кумуляция лекарственных средств и ее виды.

12. Явления, развивающиеся при внезапной отмене лекарственных средств. Синдром отмены и его профилактика.

13. Виды лекарственной терапии, их характеристика, использование.

14. Побочное действие лекарственных средств, его разновидности и основные пути профилактики.

15. Лекарственная аллергия (лекарственная болезнь), определение, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

16. Суперинфекции, вызываемые лекарственными средствами (причины, разновидности, лечение и профилактика).

17. Отрицательное влияние лекарственных средств на эмбрион и плод, (виды, профилактика). Мутагенность и канцерогенность.

18. Лекарственная зависимость (пристрастие) и токсикомания (определение); виды наркоманий. Медицинские и социальные аспекты борьбы и профилактики.

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 62– 77.

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 22– 25, 27-28.

 

Составил М.И. Бушма

 

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Педиатрический факультет.

 

Занятие № 5 (1 – 5 октября 2012 года)

Тема: Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику.

Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:

1. Зависимость действия лекарственных средств на организм ребенка от внешних факторов. Доза (определение, классификация). Широта терапевтического действия лекарственных средств; терапевтический индекс.

2. Особенности дозирования лекарственных средств детям.

3. Зависимость действия лекарственных средств от физико-химических свойств (растворимость, структура, кислотно-основные свойства, стереоизомерия). Понятие о фармацевтической несовместимости.

  1. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных средств, его разновидности. Виды синергизма и его использование в медицинской практике.

5. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных средств, его разновидности. Виды антагонизма (фармакологической несовместимости) и его использование в педиатрии.

6. Зависимость действия лекарственных средств от внутренних факторов: возраста, пола патологического состояния органов и систем.

7. Особенности назначения лекарственных средств детям.

8. Понятие о хронофармакологии. Влияние биологических ритмов на действие лекарственных средств.

9. Клинические аспекты фармакологии (клиническая фармакология как основа фармакотерапии.

10. Понятие о фармакогенетике. Приобретенная (привыкание) и видовая толерантность, идиосинкразия.

11. Явления, развивающиеся при повторном применении лекарственных средств у детей: привыкание (приобретенная толерантность), тахифилаксия, сенсибилизация.

12. Кумуляция лекарственных средств и ее виды.

13. Явления, развивающиеся при внезапной отмене лекарственных средств. Синдром отмены и его профилактика.

14. Виды лекарственной терапии, их характеристика, использование.

15. Побочное действие лекарственных средств, его разновидности и основные пути профилактики у детей.

16. Лекарственная аллергия у детей (лекарственная болезнь), определение, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

17. Суперинфекции у детей, вызываемые лекарственными средствами (причины, разновидности, лечение и профилактика).

18. Отрицательное влияние лекарственных средств на эмбрион и плод (виды, профилактика). Мутагенность и канцерогенность.

19. Лекарственная зависимость (пристрастие) и токсикомания (определение); виды наркоманий. Медицинские и социальные аспекты борьбы и профилактики с наркоманией и токсикоманией в детском возрасте.

 

 

Литература:

1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 62– 77.

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 22– 25, 27-28.

 

 

Составил М.И. Бушма

 

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет

Занятие № 5 (1 – 5 октября 2012 года)



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.022 с.)