Реализация комплексного изучения нарушений развития у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация комплексного изучения нарушений развития у детей



Важной составной частью психолого-педагоги­ческого изучения детей с отклонениями в развитии явля­ется медицинское обследование, которое проводится вра­чами (педиатром или терапевтом, невропатологом, детс­ким психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости - аудиологом).

Составная часть медицинского обследования - сбор анамнестических данных.

Анамнез собирается врачом и составляется на основа­нии ознакомления с документацией ребенка и беседы с ро­дителями или лицами, их заменяющими.

Семейный анамнез: анализируются данные о семье ре­бенка и наследственности; описывается состав семьи, воз­раст и образовательный уровень каждого из ее членов, ха­рактерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются психические, неврологические, хро­нические соматические заболевания родственников, пато­логические особенности их физического облика. Описыва­ются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности, наличие производственных вредностей и длительность рабо­ты с ними. Дается оценка взаимоотношений в семье, отно­шения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности од­ного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Личный анамнез ребенка: учитывается, как протека­ла данная беременность, не было ли токсикоза, соматиче­ских заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и других вредностей. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не бы­ло ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и вре­мя начала кормления, срок пребывания в роддоме.

Затем перечисляются перенесенные ребенком заболе­вания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.

Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилепти­ческих эквивалентов, их распределение во времени, ха­рактер пред- и постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффек­тивность.

Кроме того, выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли/сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь; если обследуемый школьного возраста, то аналогичные сведения собираются о школьном обучении и воспитании.

Педагог-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-педагогическое изучение ребенка, анакомят-ся с результатами медицинского обследования по доку­ментации - изучают историю развития ребенка, заклю­чения специалистов и т.д. Они должны владеть основ­ными понятиями соответствующих клинических облас­тей знания и уметь анализировать медицинскую доку­ментацию.

Педагогическое обследование ребенка дошкольного возраста в рамках комплексного изучения возможно про­водить через оценку качества усвоения им программного материала. При этом целесообразно анализировать пока­затели по четырем основным линиям развития ребенка-дошкольника: социальному, познавательному, эстетиче­скому и физическому.

Социальное развитие включает в себя формирование у ребенка представлений о себе, воспитание элементар­ных навыков для выстраивания адекватной системы по­ложительных личностных оценок и позитивного отноше­ния ребенка к себе. Характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями в семье и воспитателями в детском саду) и сверстниками. Определяется формирова­нием адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и закладкой первоначальных основ экологического мироощущения, присвоением ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к семье и к Родине.

Дети должны:

• знать и называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

• знать и соблюдать элементарные правила личной ги­гиены;

• уметь рассказать о составе семьи и труде родителей по вопросам педагога;

• знать и называть имя и отчество взрослых, работаю­щих в группе, имена товарищей;

• соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

• знать и выполнять основные правила поведения на занятиях;

• уметь организовывать рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия;

• оказывать товарищу помощь при изготовлении по­делок;

• соблюдать правила гигиены труда и безопасности в работе;

• соблюдать правила поведения на улице и в общест­венных местах;

• соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и других местах отдыха), охранять растения и животных;

• ухаживать за комнатными растениями, проводить подготовку грядки, посев семян, поливать растения на грядке из лейки.

В познавательном развитии выделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художественная литература).

Так при выполнении аппликации и лепки дети долж­ны знать:

• название предметов и приспособлений для работы;

• название некоторых видов бумаги;

• основные свойства пластилина;

• названия природных материалов, используемых для поделок.

Также дети должны уметь:

• организовывать рабочее место и приводить его в по­рядок;

• пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы;

• изготовлять изделия из бумаги путем складыва­ния и сгибания по образцу (под руководством педагога);

• правильно выполнять аппликационные работы, соз­давать предметные, сюжетные и декоративные ком­позиции;

• применять бумагу разной фактуры для создания вы­разительного образа;

• экономно использовать материал для заготовок;

• лепить предметные и сюжетные изображения, фигу­ру человека и животных в движении;

• использовать приемы плоскостной лепки.
При рисовании дети должны:

• проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности;

• узнавать изображения предметов, явлений (человек, животные, дом, время года и т.д.) и действий (идут, сидят, поют и т.д.);

• различать и называть цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, белый);

• передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов;

• изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

• умело работать карандашом, проводить линии бел напряжения, не вращая при этом лист бумаги;

• правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами примакивания и наложения одной краски на другую;

• уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы бы­та и одежды, используя знакомые мотивы.

Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культу­ры, представлений о собственном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей среды, созна­тельного отношения к своему здоровью, правил безопас­ности.

Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям:

• изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка;

• устойчивости к изменениям внешней среды (сопро­тивляемость заболеваниям);

• качеству засыпания и сна;

• аппетиту;

• физической и умственной работоспособности;

• умению сохранять правильную осанку;

• физической активности;

• динамике индивидуальной физической подготов­ленности (двигательных умений и навыков, качеств и способностей);

• уровню развития моторики и психомоторики.

 

Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:

• самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на занятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслу­живания;

• овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх и уметь самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях;

• уметь поставить двигательную задачу, выбрать спо­собы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с образцом;

• уметь проявлять волевые усилия: выдержку, нас­тойчивость, решительность, смелость.

Ценность информации, получаемой в процессе педаго­гического обследования ребенка, состоит в том, что она является результатом длительного наблюдения, что значи­тельно увеличивает ее надежность и достоверность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.012 с.)