Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок качественных показателей, характеризующих особенности деятельности ребенка

Поиск

Ø Наличие и стойкость интереса к заданию. Этот по­казатель предполагает оценку степени выраженности ин­тереса ребенка к заданию и квалификацию факторов, вли­яющих на стойкость интереса. С одной стороны, он кос­венно оценивает познавательную активность, любозна тельность ребенка, с другой стороны - характер мотиви­ровки, повлиявший на принятие ребенком условий задачи (внешний, внутренний).

7 4

Проявления показателя:

• выраженный, стойкий интерес от начала до конца задания;

• выраженный интерес в начале задания, но пропада­ющий из-за низкой работоспособности;

• выраженный интерес в начале задания, но пропада­ющий из-за чрезмерной отвлекаемости;

• выраженный интерес в начале задания, но пропадаю­щий из-за неудач или замечаний экспериментатора;

• поверхностный интерес в начале заданий, компенси­руемый положительной оценкой экспериментатора;

• поверхностный, слабый интерес, ничем не компен­сируемый.

Ø Понимание инструкции. Оценивается характер дос­тупной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы. Критерием по­нимания ребенком инструкции является выполнение им действий в русле инструкции и отпеты на вопросы. Данный показатель позволяет определить характер трудностей, испытываемых ребенком при понимании инструкции, что помогает оценить его психическое сос­тояние.

Проявления показателя:

• инструкция понимается, сохраняется до конца зада­ния;

• инструкция принимается, наблюдаются трудности вхождения в работу, некоторые привила постигаются в процессе работы;

• инструкция теряется, самоконтроль присутствует только в отношении части инструкции;

• принимается общая цель задания и элементы инструкции; до конца задания не сохраняются даже
легкие правила;

• инструкция не принимается, наблюдается стихий­ная активность.

Ø Ориентировочная деятельность. Оценивается по ха­рактеру поведенческих реакций ребенка в ходе изучения и анализа стимульного материала, используемого в зада­нии. Ориентировочная деятельность носит активный, це­ленаправленный характер у здоровых детей и нарушает­ся, становясь хаотичной, малопродуктивной, при снижен­ной умственной работоспособности и психическом недо­развитии.

Проявления показателя:

• выраженная активность и целенаправленность при изучении объектов;

• сниженная внешняя активность при рациональном использовании стимульного материала;

• активность и целенаправленность постепенно ухуд­шаются из-за неудач или пресыщения деятельностью;

• сниженная активность при малопродуктивном поиске решения;

• выраженная внешняя активность при хаотичном, бессистемном манипулировании стимульным материалом.

 

Ø Самостоятельность выполнения задания. Предпола­гается оценка возможности выполнения ребенком задания без помощи экспериментатора и квалификация характера трудностей, требующих вмешательства взрослого.

Проявления показателя:

• самостоятельно начинает и без помощи взрослого выполняет задание;

• не может самостоятельно начать и/или выполнять задание из-за боязни допустить ошибку (нужна стимулирующая помощь);

• не может самостоятельно выполнять задание из-за пресыщения деятельностью (нужна организующая
помощь);

• не может самостоятельно выполнять задание из-за неустойчивости внимания (нужна организующая
помощь);

не может самостоятельно начать и/или выполнять задание из-за неумения построить программу
действий (нужна разъясняющая помощь);

• не может самостоятельно выполнять задание из-за поверхностного или нестойкого интереса (нужна стимулирующая помощь).

 

Ø Характер деятельности (целенаправленность и ак­тивность). Оценивается способность ребенка активно действовать в процессе выполнения задания в соответ­ствии с поставленной целью.

Проявления показателя:

• активно и целенаправленно действует в соответ­ствии с поставленной целью;

• активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, замечаний экспериментатора, не­
устойчивости внимания, пресыщения деятельностью;

• недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией деятельность;

• очень инертная, либо бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией и разъяснением деятельность.

 

Ø Темп и динамика деятельности. Осуществляется оценка темпа деятельности, которая предусматривает ха­рактеристику скорости, с которой ребенок выполняет за­дание. Темп может отклоняться как в сторону слишком быстрого, «молниеносного» (деятельность приобретает от­тенок суетливости), так и в сторону патологически замедленного (деятельность приобретает опенок вязкости, тя­гучести). Динамический аспект деятельности характери­зует изменение ее темпа на протяжении выполнения ре­бенком задания.

Проявления показателя:

• умеренный или высокий темп, равномерный при вы­полнении всего задания;

• медлительность, но равномерность при выполнении всего задания;

• умеренный или высокий темп сменяется медли­тельностью, или наоборот (неравномерная динами­ка);

• импульсивность, расторможенность, поспешность при выполнении задания;

• крайняя медлительность, заторможенность при вы­полнении задания.

 

Ø Работоспособность. Оценивается, насколько быстро наблюдается снижение работоспособности у ребенка в процессе выполнения задания и каков характер измене­ния работоспособности (линейный, циклический).

Проявления показателя:

• нормальная работоспособность сохраняется до кон­ца задания;

• умеренная работоспособность (пресыщение деятель­ностью наблюдается с середины или к концу зада­ния);

• мерцательный характер работоспособности;

• низкая работоспособность (пресыщение деятель­ностью наблюдается с начала выполнения задания).

 

Ø Особенности регуляции деятельности. Оценива­ются уровень развития у ребенка способности самосто­ятельно контролировать правильность выполнения за­дания; степень необходимой организации контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого; особен­ности словесной регуляции ребенком собственной дея­тельности.

Особенности саморегуляции

Проявления показателя:

• ошибки при выполнении задания отсутствуют;

• ошибки допускаются, но исправляются самостоя­тельно;

• ошибки самостоятельно не замечаются, для пра­вильного выполнения всего или части задания тре­буется помощь взрослого.

Особенности словесной регуляции

Проявления показателя:

 

• речь играет планирующую функцию (слово предва­ряет действие);

• речь играет сопровождающую функцию (слово сопровождает действие);

• речь выполняет констатирующую функцию (словодополняет действие);

• речевое сопровождение отсутствует или не относит­ся к выполняемым действиям.

 

Ø Организация помощи. Характеризуется качеством оказанной ребенку помощи.

Проявления показателя:

• организующая;

• стимулирующая;

• разъясняющая;

• наглядно-действенная;

• конкретная обучающая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.101 (0.007 с.)