Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровье детского населения на современном этапе общественного развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время здоровье детского населения Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Отклонения в состоянии здоровья выявлены у 54% российских детей, прошедших в рамках Всероссийской детской диспансеризации осмотр у специалистов. Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа детей с так называемой третьей группой здоровья, то есть с хроническими заболеваниями. Так, на сегодняшний день в массовых дошкольных учреждениях дети с первой группой здоровья - практически здоровые - составляют не более 18%, а количество детей с третьей группой здоровья за последние десять лет возросло с 3-5 до 12%. Что касается качественной стороны состояния здоровья современных дошкольников, то оно характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений - 69,5-75,5% (СВ. Конова). Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Наблюдения специалистов показывают, что у 12-19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений. В состоянии здоровья детского населения отмечается отрицательная динамика. В последние годы, по данным статистики, дети четырех лет имеют до трех, а к шести годам уже до четырех-пяти функциональных нарушений в состоянии здоровья. Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи (А.О. Дробинская, В.И. Селиверстов, О.Н. Усанова, С.Г. Шевченко). В дошкольном возрасте 25%, а по некоторым данным 30-45% детей требуется организация специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20-30% детей нуждается в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60% - относится к так называемой группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя с достаточной однозначностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (Л.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко). Рост заболеваемости среди детей ведет к повышению инвалидизации детского населения. Контингент детей-инвалидов в возрасте до 17 лет включительно постоянно возрастает, и только за последние 3 года он увеличился на 16,3%. Такие показатели вынуждают признать, что в современной России отмечаются негативные тенденции, характеризующиеся увеличением количества детей с различными проблемами и отклонениями в физическом и психическом развитии. Эти дети испытывают существенные трудности при адаптации к условиям дошкольных и школьных учреждений, не усваивают образовательные программы. В массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы, с нарушениями слуха, зрения, оптико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными нарушениями, с недостатками речевого развития, с расстройствами поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Такие дети испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются без специально организованной коррекционно-педагогической помощи стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Им требуется пристальное внимание врачей, педагогов, психологов, целенаправленная помощь, учитывающая проблемы и потребности каждого ребенка. Но для выявления имеющейся у ребенка проблемы и разработки эффективной программы комплексной помощи специалистам необходимо изучить теоретические основы, которые помогают понять закономерности формирования детской психики, причины отклонений в психическом развитии ребенка, психологические особенности таких детей и пути помощи, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка. Дети с нарушениями развития В отечественной психологии и педагогике традиционно используется определение «дети с нарушениями развития» по отношению к тем детям, которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) - это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие отклоняется от нормативного. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким причинам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжелые последствия имеет действие негативных микросоциальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка и подростка. В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития (Закон «Об образовании» РФ, 1994 г.): • дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие); • дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие); • дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; • дети с тяжелыми нарушениями речи; • дети с задержкой психического развития; • умственно отсталые дети; • дети с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы; • дети с нарушениями поведения; 10 • • дети со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения. Дети каждой категории имеют специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения. На данный момент наиболее многочисленной в популяции является группа детей с недостатками интеллектуального развития разной степени выраженности. Отмечается рост количества детей с легкими признаками интеллектуальной недостаточности, в частности, с минимальной мозговой дисфункцией. Такие дети обычно посещают массовые образовательные учреждения. У детей, имеющих интеллектуальные нарушения, часто отмечаются резидуально-органические расстройства. Эти патологические состояния обусловлены последствиями органических поражений головного мозга. Основное место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств принадлежит ранним резидуальным нарушениям, обусловленным внутриутробными (возникшими до момента рождения), родовыми и ранними послеродовыми поражениями головного мозга. В клинической картине у детей с подобными нарушениями часто проявляются психоорганические, церебрастенические, неврозоподобные и психопатоподобные резидуально-органические синдромы. Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой - имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития. Эти сходные характеристики - та специфика, которая определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.008 с.) |