Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи. В соответствии с рассмотренной концепцией нарушенного развития, для таких детей в нашей стране до 90-х годов XX века существовала дифференцированная система обучения и воспитания, то есть специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них создавались специальные образовательные условия, которые должны были обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие детей с нарушениями развития. Среди них прежде всего следует отметить индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию предусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, наличие определенных социальных услуг, материально-технической базы специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение. В настоящее время в стране существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений. Наряду со специализированными дошкольными образовательными учреждениями и специальными (коррекционными) школами 1-8 видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования и науки РФ, открыты негосударственные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т.п., в них находятся дети с разными нарушениями, часто - разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. С середины 90-х годов XX века в отечественной коррекционной педагогике наметилась тенденция к интегрированному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Совместное обучение и воспитание дает многое как здоровым детям, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция помогает развить у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями интеграция способствует формированию положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития и обучения. К сожалению, на сегодняшний день интегративные процессы являются недостаточно методологически и методически проработанными и носят, как правило, стихийный характер. Контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза. В массовых детских садах и общеобразовательных школах в настоящее время встречается значительное число детей с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы (В.И. Селиверстов, Б.П. Пузанов). Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и может быть представлена следующими вариантами: • дети с минимальными нарушениями слуха; • дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией; • дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, заикание, полтерн, тахилалия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия); • дети с легкой задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной); • педагогически запущенные дети; • дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита) соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями); • дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.); • дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания); • дети с психогениями (неврозами); • дети с начальным проявлением психических заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия); • дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы; • дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции). На основании вышеизложенной концепции нарушенного развития становится понятным, что дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными». Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющихся у этих детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные учреждения, но организовать своевременную коррекционную помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем необходимо. Исследования современных отечественных нейропсихологов (Т.В. Ахутина, М.М. Семаго, А.В. Семенович) позволили качественно изменить подходы к пониманию «нормального» и «нарушенного» развития. Введя понятие «отклоняющееся развитие», авторы, при трактовке его смыслового содержания, допускают, что любая психическая функция на каждом этапе онтогенеза может иметь определенный разброс по уровню развития относительно некоторой статистически усредненной нормы. По мнению исследователей, это может быть объяснено присущей норме неравномерностью развития высших психических функций, которая определяется индивидуальной программой развития и факторами социальной среды. Под неравномерностью развития психических функций понимается то, что у ребенка одни функции развиты лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже. В таком случае становится понятным, почему дети, у которых отдельная функция или система психических функций отклоняются в допустимых пределах от «идеальной программы развития», тем не менее являют собой вариант нормы в психическом развитии. Следует отметить также, что ведущей отличительной особенностью ребенка с «нормальным» ходом психического развития является его способность, несмотря на имеющиеся функциональные слабости, адаптироваться в социуме самостоятельно (Т.В. Ахутина). Однако психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, является слабой стороной в психическом статусе ребенка и при неблагоприятных условиях может перейти за пределы «нормативного коридора». Выступая негативной тенденцией в структуре развития ребенка, нарушенная функция, при отсутствии своевременной коррекционно-развивающей помощи, способна привести к цепной реакции патологического развития, спровоцировав социально-психологическую дезадаптацию ребенка. Таким образом, детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное, переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить ее как «группу риска». В исследованиях О.Н. Усановой (1995) были выделены следующие социальные условия, способные стать кризисными для проявления психологических проблем ребенка: • поступление в детский сад и школу; • смена учителей и воспитателей; • переход к многопредметному обучению; • интенсификация программ обучения и воспитания и др. Перечисленные условия таковы, что способны, с одной стороны, усугубить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения, с другой стороны, «проявить» скрытые, завуалированные проблемы. Так, определенные качества, свойства личности, особенности психических процессов ребенка могут не проявлять свои негативные стороны, потому что не активизированы, не востребованы на данном онтогенетическом этапе, в данных социальных условиях. Но как только происходит смена ведущей деятельности ребенка и эти качества становятся востребованными, незамедлительно вскрываются их недостатки. Например, у ребенка-дошкольника с правильным звукопроизношением недостатки фонематического слуха проявляются в виде специфических дисграфических ошибок на письме только в период школьного обучения. Дети с выраженными нарушениями психического развития к старшему дошкольному возрасту бывают, как правило, выявлены, их педагогический маршрут определен. Дошкольники с парциальными и минимальными отклонениями в психическом развитии остаются длительное время без должного внимания специалистов, оказыва ясь стихийно интегрированными в образовательное пространство массового дошкольного учреждения и испытывая затруднения при освоении некоторых или всех разделов программы. Несмотря на то, что для этих детей не требуется серьезная коррекционно-педагогическая работа в условиях коррекционно-образовательного учреждения (Т.В. Ахутина, Т.Н. Доронова, Б.П. Пузанов), возрастает насущная потребность в организации для них индивидуального психолого-педагогического сопровождения в условиях массового образовательного учреждения при взаимодействии с семьей. Еще раз подчеркнем, что для решения возникших проблем, для успешности воспитания и обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития необходима правильная оценка его возможностей и особенностей развития. Роль комплексной психолого-педагогической диагностики возрастает. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет: • своевременно выявить детей с психофизическими недостатками в популяции; • определить их оптимальный педагогический маршрут; • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с нарушением развития в специальном или общеобразовательном учреждении; • разработать планы индивидуального обучения и программы индивидуальной коррекции для проблемных детей в массовой школе, для детей со сложными нарушениями развития и тяжелой степенью нарушений психического развития, для которых отсутствуют типовые образовательные программы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.011 с.) |