Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы психологического изучения детей с отклонениями в развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования. Метод наблюдения за деятельностью ребенка Изучение естественного поведения является одним из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как наличие навязчивых или стереотипных действий, проявление тревожности, выраженность аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдение позволяет выяснить, в какой степени развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюдения может дать интересную дополнительную информацию не только для психологов, но и для клиницистов. По результатам наблюдения психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка. Наблюдение начинается с постановки цели. Цель помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента наблюдаемых, характера изучаемых пилений и т.д. Психолог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, он может или играть с ними (активное наблюдение), или оставаться в позиции человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение). Наблюдение не требует специального оборудования, исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку у ребенка. Вместе с тем для использования этого метода психологу необходимо обладать высоким уровнем профессиональной подготовки и хорошим знанием психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития. Недостатками метода наблюдения являются его длительность и субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста и в невозможности статистической обработки результатов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В таком случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов полученных фактов. Экспериментальное исследование Обучающий эксперимент Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским положение о том, что обучение ведет за собой развитие, способствовало созданию различных вариантов обучающих экспериментов, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах таких экспериментов элементы обучения включены в сам процесс психологического эксперимента. В других - имеет место сочетание констатирующего эксперимента (чаще тестового) с обучением, направленным на получение новых знаний и умений, преимущественно в специальных областях, позволяющих профессионально ориентировать ребенка. При такой схеме исследования (тест-обучение-тест) эффект обучения получает определенное количественное выражение. Понятно, что чем более развернутым является процесс обучения, тем больше информации получает психолог о трудностях и возможностях больного ребенка, тем содержательнее его коррекционные рекомендации и точнее прогностическая оценка. Однако наибольшей информативностью обладают, как правило, самые трудоемкие обучающие эксперименты. Поэтому проведение таких исследований возможно лишь в специальных диагностических группах. Методику обучающего эксперимента для исследования потенциальных возможностей детей 7-10 лет предложила А.Я. Иванова. Выполнение заданий этой методики («Классификация геометрических фигур по форме, величине, цвету») вызывает трудности и у нормально развивающихся детей, но зато такое экспериментальное обучение выполнению задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику в тех случаях, когда ребенок не справляется с программой или еще не обучался. В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить задание, при затруднении ему оказывается обучающая помощь, а затем предъявляется аналогичное задание. Возможно несколько вариантов решения ребенком аналогичного задания: • перенос полный в вербальной форме - ребенок выделяет и называет все три признака; • перенос частичный в вербальной форме – ребенок выделяет и называет не менее двух признаков; • перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правильные группировки, но не называет их (часто отмечается у детей с речевыми нарушениями); • перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее двух правильных группировок; • перенос отсутствует - ребенок выделяет один признак или не выделяет ни одного из признаков фигур второго набора. Оценка результатов проводится по трем критериям. 1. Ориентировочная деятельность. У здоровых детей - носит активный характер и нарушается при сниженной 2. Способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком уроков- 3. Способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания. При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать и на базе других методик: «Предметная классификация», «Исключение четвертого лишнего предмета (4-й лишний)», «Кубики Кооса». Если психолог ограничен во примени, например, на психолого-медико-педагогической комиссии, то предпочтение отдается методике «Исключение четвертого лишнего предмета». Обучение ребенка исключению лишнего и выполнение аналогичного задания занимает 2-3 минуты. Основные экспериментально-психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1970). Экспериментально-психологические методики Среди экспериментально-психологических методик особой популярностью пользуются «Кубики Кооса», «Исключение четвертого лишнего предмета», «Последовательность событий», «Опосредствованое запоминание» (по Леонтьеву), «Пиктограмма». Многие из них имеют модификации для разных возрастных групп, некоторые адаптированы для лиц с нарушениями зрения, слуха. С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет исследовать память, абстрактное мышление, личностные особенности. Методик, направленных на изучение только одного процесса, немного. Это важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка. Психологу необходимо владеть экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности. Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание дотированной помощи во время обследования. В работах С.Я. Рубинштейн описаны разнообразные виды такой помощи: • простое переспрашивание, то есть просьба повторить то или иное слово (это привлекает внимание ребенка • одобрение или стимуляция дальнейших действий, например: «Хорошо», «Дальше»; • вопросы о том, почему ребенок совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли); • наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; • подсказка, совет действовать тем или иным способом; • демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить это действие; • обучение тому, как надо выполнять задание. При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных разделов экспериментальной работы, требующим опыта и квалификации. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, заключаются в следующем: • сначала необходимо проверить, не окажутся ли эффективными более легкие виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению; • экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; • каждый акт помощи и ответные действия ребенка нужно вносить в протокол.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.009 с.) |