Построение профиля психического развития ребенка



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение профиля психического развития ребенка



Для построения столбчатой диаграммы (профиля) необ­ходимо по горизонтальной оси обозначать наименования блоков качественных показателей, по кортикальной оси в масштабе проставить абсолютные величины «средних зна­чений блоков показателей» (по сводному протоколу резуль­татов психологического обследован и л детей старшего дош­кольного возраста), соответствующие определенному блоку качественных показателей. Чтобы профиль имел закончен­ный вид, начертить столбы (высота каждого соответствует абсолютной величине «среднего значения блока показате­лей») для каждого блока качественных показателей.

Расшифровка профиля

Приведем алгоритм расшифровки профиля. 1. Определить, какой из качественных показателей («эмоции и поведение», «саморегуляция и контроль»,«речь», «мышление») имеет наименьшее количественное значение. Это может свидетельствовать о ведущей проблеме ребенка. Если количественное значение показателя не пре­вышает 2,0 баллов, необходимо провести углубленную ди­агностику соответствующей психической сферы ребенка (интеллектуальной, речевой, эмоциональной).

2. Оценить качественную взаимосвязь показателей, опираясь на их количественные значения. Результат та­кой оценки позволяет предположительно определить ка­тегорию имеющихся у ребенка проблем. Были выявлены следующие закономерности:

• для детей, у которых ведущая проблема – нарушение эмоционально-волевой сферы, характерны более низ­
кие количественные значения показателей: «эмоции и поведение», «общение», «саморегуляция и конт­роль», «моторика», «работоспособность», «внима­ние», более высокие количественные значения пока­зателей: «интерес», «намять», «речь», «мышление»;

• для детей, у которых ведущая проблема – нарушение интеллектуальной сферы, характерны более низкие
количественные значения показателей: «мышле­ние», «саморегуляция и контроль», «помощь», «вни­мание», «воображение», более высокие количествен­ные значения показателей « моторика», «эмоции и по­ведение », « общение»;

• для детей с ведущей речевой проблемой количествен­ные значения показателей также неравномерны. Бо­лее низкие значения характерны для показателей: «речь», «общение», «саморегуляция и контроль», «внимание», «память», «воображение», более высо­кими количественными значениями отличаются по­казатели «эмоции и поведение», «интерес»;

• для детей, которых отличает низкая саморегуляция деятельности и поведения, справедлива следующая
картина количественных значений показателей. Бо­лее низкие значения показателей: «саморегуляция и контроль», «помощь», «работоспособность», «внима­ние», «память», более высокие количественные значения отмечаются у показателей «интерес», «речь», «мышление».

114

3. Определить, какие психические функции являются сохранными у ребенка (по показателям, получившим наи­большие количественные значения).

Составление индивидуальной программы коррекции

Сводный протокол и профиль результатов психологи­ческого обследования ребенка служат источником для разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Определим последовательность этапов при разработке такой программы.

1. Выявить ведущую проблему ребенка (на основании профиля).

2. Определить показатели, количественные значения которых не превышают 2,0 баллов (по сводному протоко­лу обследования).

3. Выявить сохранные функции ребенка (по наиболь­шим количественным значениям показателей).

4. Подобрать игры и упражнения для развития отстаю­щих психических процессов ребенка. При этом следует руководствоваться основными дидактическими принципами (комплексность, последовательность, учет возраста и потенциальных возможностей ребенка, наглядность и др.).

Пример реализации третьего уровня диагностической программы

Профиль показателей развития психических функций у Кати С, 5 л. 8 мес. (протокол обследования приведен в предыдущем примере)

 

Общие показатели баллы                  
Эмоции и поведение 2,2                  
Общение 2,7                  
Саморегуляция и контроль 2,1                  
Интерес 2,8                  
Деятельность 2,1                  
Помощь 1,8                  
Работоспособность 2,4                  
Внимание 1,7                  
Моторика 2,8                  
Зрительное восприятие 2,3                  
Пространственное восприятие 2,1                  
Память 2,3                  
Речь 2,1                  
Мышление 1,6                  
Воображение 2,1                  

 

Анализ профиля: ведущей проблемой ребенка является нарушение мышления. Коррекционного вмешательства требуют следующие психические составляющие: внима­ние, саморегуляция, речь, пространственное восприятие, воображение. У ребенка констатируется пониженная обу­чаемость.

Сохранные функции: относительно сохранна мотива-ционная сфера, сфера общения, моторика.

Направленность коррекционно-развивающей работы:

все виды мышления, особенно словесно-логическое;

устойчивость и концентрация внимания;

звукопроизношение;

фонематическое восприятие;

словарь (обобщающие понятия);

слухоречевая память;

ориентировка в пространстве листа, в частях тела;

вербальное воображение.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.007 с.)