Для учета проводимой профилактической работы в ОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для учета проводимой профилактической работы в ОУ



Для учета проводимой профилактической работы в ОУ

1. План профилактической работы, согласованный с подразделением по делам несовершеннолетних (ОДН) ОВД.

2. Текущие планы работы (планы месячников, Дней профилактики, Дней здоровья); отчеты, справки о проведенной работе.

3. Социальный паспорт школы.

4. Социальные паспорта классов.

5. Протоколы заседаний СП, психолого-педагогических консилиумов, малых педсоветов, советов при зам.директора по ВР, родительских собраний, заседаний РК.

6. Представления, характеристики, ходатайства, передаваемые в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).

7. Постановления КДН и ЗП.

8. Документы о переводе детей во ВСОШ.

9. Документы, отражающие связь с ОДН (характеристики, ходатайства, сообщения для инспекции и из инспекции).

10. Списки различных категорий учащихся (выверяются ежемесячно, в соответствии с социальным паспортом ОУ).

11. Результаты проводимых диагностик.

12. Социальные истории учащихся, состоящих на различных видах учета

13. Журнал учета пропусков учебных занятий учащимися «группы риска».

14. Тетрадь учета индивидуальной профилактической работы с обучающимися (группа риска).

15. Информация от классных руководителей (рапортички, докладные, отчеты, характеристики) о проводимой профилактической работе с учащимися (пропуски, сообщения о произошедших случаях, отчеты о работе, ходатайства о снятии с различных видов учета подростков).

16. Информация о результатах проведенных рейдов по микрорайону.

17. Информация о занятости обучающихся в кружках и секциях.

18. Информация о занятости обучающихся, состоящих на различных видах учета во время каникул.

19. Документы по правовому просвещению родителей (родительский всеобуч).

20. Методические разработки классных часов, различных мероприятий, родительских собраний, бесед по профилактической направленности.


АЛГОРИТМ

Работы с несовершеннолетними,

Совершившими суицидальную попытку.

 

1. Учреждения здравоохранения:

1.1 Направляют письменную информацию по факту суицида в ОВД для проведения расследования по существу дела.

1.2 Оказывают неотложную медицинскую помощь несовершеннолетнему.

1.3Оказывают необходимую психиатрическую помощь несовершеннолетнему в период прохождения им стационарного лечения по случаю совершения суицидальной попытки или при личном обращении к врачу в детскую поликлинику.

 

2. ОДН ОВД:

2.1Осуществляет сбор необходимых материалов по факту попытки суицида.

2.2 Оформляет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ВУД) по факту попытки суицида.

2.3 Направляет материалы проверки в следственный отдел при Лысьвенской городской прокуратуре по факту законченного суицида.

2.4 Направляет в КДНиЗП, управление образования информацию по факту совершения попытки суицида, постановление об отказе в ВУД.

2.5 Проводит в образовательных учреждениях информационно- просветительскую работу с учащимися и родителями.

 

3. Органы управления и учреждения образования:

3.1 Управление образованием:

3.1.1 Анализируют состояние суицидальной активности среди учащихся образовательных учреждений, принимает адекватные ситуации управленческие решения.

 

3.2 Образовательные учреждения:

3.2.1 Осуществляют постановку на внутренний учет несовершеннолетнего (семьи).

3.2.2АОрганизуют психолого-педагогическую помощь несовершеннолетнему (семье).

3.2.3АПроводят в образовательных учреждениях санитарно-просветительскую работу с учащимися, родителями, педагогическим персоналом по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

 

3.3 ППМС-Центр:

3.3.1АОбеспечивает методическое сопровождение деятельности по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

3.3.2 Оказывает при личном обращении клиента консультативную помощь по семейным проблемам.

 

4. ГКУ «СРЦН» по личному обращению клиента оказывает психологическую, социальную и иную помощь несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в социуме.

 

5. КДНиЗП:

5.1 Приглашает письмом в комиссию родителей для решения вопроса по оказанию необходимой помощи семье.

5.2Согласовывает с ГКУ «СРЦН», ППМС-Центром, образовательным учреждением возможность проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей.

5.3 Направляет родителей (в случае их согласия) в ГКУ «СРЦН», ППМС – Центр, ЛМК-Психоневрологию для получения квалифицированной помощи семье.

5.4 Направляет в образовательное учреждение постановление комиссии о постановке несовершеннолетнего (семьи) на внутренний учет для оказания необходимой психолого-педагогической помощи.

5.5АВедет учет статданных по фактам совершения суицидальных попыток несовершеннолетними.

5.6 Анализирует состояние суицидальной активности несовершеннолетних на территории Лысьвенского муниципального района. Проводит межведомственные мероприятия (заседание комиссии, совещание, «круглый стол» и др.) по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Городское методическое объединение социальных педагогов и педагогов здоровьесбережения

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32

 

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Голосуем вместе за жизнь вместе»

(профилактика суицида)

 

 

 
 
Подготовила социальный педагог здоровьесбережения второй квалификационной категории МОУ СОШ № 32 Григорьева Алина Геннадьевна

 


г. Сургут, 2009г

 

 

Программа

 

09.30- 10.00 Регистрация участников

10.00-10.05 Открытие заседания городского

методического объединения

10.05-10.15 Представление рабочих групп

«Яблоня ожиданий»

10.15-10.25 Введение в проблему.

(социальный педагог второй квалификационной категории МОУ СОШ № 32 Григорьева А.Г.)

10.25-10.35 Особенности суицидального

поведения подростков. (педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУСОШ № 32 Мустафина Л.Н.)

10.35.-10.50 Система профилактики суицидального

Риска в образовательном

учреждении. Деятельность

социального педагога. (социальный

педагог второй квалификационной

категории МОУ СОШ № 32

Григорьева А.Г.)

10.50-11.00 Формирование установок на здоровый

образ жизни как одно из важнейших

направлений в профилактике суицида

среди подростков. (социальный

педагог МОУ СОШ № 10 Шамонина

И.С.)

11.00-11.40 Практическая часть семинара

11.40-11.50 Рефлексия. «Яблоня ожиданий»

11.50-11.55 Закрытие заседания городского

методического объединения.

 

Цель: повышение профессиональной компетентности социальных педагогов по профилактике суицида среди детей и подростков.

Задачи:

- Информировать специалистов социальной службы ОУ об особенностях профилактической работы по предупреждению суицида;

- Изучить особенности суицидального поведения подростков для своевременного выявления признаков пресуицида;
- Изучить опыт работы социального педагога по профилактике суицидальных явлений;

- Разработать механизмы работы социального педагога по профилактике суицида.

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОЧИХ ГРУПП

Разделение на рабочие группы происходит при прохождении регистрации участниками семинара. Участникам вручается жетоны разных цветов. Планируется работа 6 рабочих групп по 8-9 человек в каждой.

Задание: Найти 5 общих признаков, которые объединяют всех членов группы, или 3 признака, которые у всех разные. По истечении времени работы группы представляют результаты, назвав вначале имена всех членов своей группы.

 

«ЯБЛОНЯ ОЖИДАНИЙ»

Задание: Каждая группа получает по две карточки, оформленные в виде яблока. Первая карточка с надписью: “Нам хотелось бы…”; вторая карточка с надписью: “Нам не хотелось бы…”. Участникам предлагается закончить предложения. Заполненные карточки вывешиваются на магнитную доску, на «яблоню ожиданий»

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ.

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров.

Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать.

«Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения России...» Эти слова кандидата педагогических наук, профессора Юрия Азарова являются руководством к деятельности службы социальных педагогов, психологов, педагогов, направленной на профилактику суицидальных явлений среди обучающихся школы.

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности социального педагога по профилактике суицида среди детей и подростков.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). СУИЦИД - способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить своё местонахождение. Смерть — побочный продукт суицида. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

- Как часто встречаются случаи суицида среди детей и подростков? (ответы участников семинара)

На экране появляется слайд «Россия занимает третье место в мире по числу законченных суицидов. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.

- Что побуждает, является причиной толкающей подростков на столь отчаянный шаг? (ответы участников семинара)

Не смотря на разные ситуации, психологи выделяют общие черты суицидальных явлений.

Это:

Цель: поиск решения в проблемной ситуации.

n Причина: фрустрированная (неудовлетворенная) потребность.

n Эмоция: безнадёжность, безысходность;

n Когнитивная характеристика: резкое сужение сознания.

n Мотивация: бегство.

n Отношение к суициду: амбивалентность (человек не хочет умирать, но и жить не может).

n Тенденция: сообщение о своих попытках в той или иной форме; соответствие суицидальных попыток общей личностной структуре

Виды суицидов:

1. Демонстративный: разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, с расчётом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих.

Внимание! Демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчёта или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями.

2. Аффективный: совершение суицидальной попытки на высоте аффекта, который может длиться от нескольких минут до часов и суток. Возможна и аффективная демонстрация при желании чтобы смерть «произвела впечатление».

3. Истинный: имеет место при постепенно вынашиваемом намерении покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали».

Профессиональные практические действия педагогов напрямую зависят от их понимания социально-дезадаптационной природы самоубийства. Слово предоставляется педагогу-психологу высшей квалификационной категории МОУ СОШ №32 Мустафиной Л.Н.

Мероприятия: Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Цель - Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. Основным направлением профилактики самоубийств среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни. Но проводить профилактические мероприятия такого плана следует очень грамотно, корректно, не привлекая ненужного любопытства, с привлечением специалистов (психологов, психотерапевтов, психоневрологов и др.)

Мероприятия: 1.Классные часы, круглые столы, стендовая информация. 2.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев. Мероприятия: 1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Таким образом, задачи социального педагога в рамках профилактической деятельности ОУ — изучение социальных условий, в которых формируется суицидальное поведение, и разработка на основе полученных знаний эффективных психопрофилактических мероприятий.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:

- Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.

В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: " Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения... В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов... Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки - это не Вы".

Участникам семинара вручается буклет «Избавление от стрессоров»

Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание: из предложенного словесного описания личностной характеристики подростка определить признаки, вызывающие тревогу у педагогов по группе суицидального риска.

Группа № 1.

Обучающийся 9 класса Ал. не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Ал. не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.

 

Группа № 2.

Обучающаяся 11 класса К. проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников К.авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

Группа № 3.

Вад. всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8-ом классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.

Группа № 4.

Обучающегося Н. (10 класс) характеризуют как «среднего» ученика: учится на «3» и «4», иногда опаздывает на уроки, изредка прогуливает занятия, дисциплину на уроке нарушает редко, от учителей старается держаться на расстоянии. В классе заметной роли не играет. Мама подростка заметила, что у сына исчезли все школьные друзья, звонят совсем незнакомые ребята. Подросток плохо ест, много пьёт жидкости. Настроение обычно подавленное. Возникает ощущение, что Н. кого-то боится, но помощи не просит. Обеспокоенные родители обратились за помощью к психологу, но подросток отказался от встречи со специалистом.

Группа № 5.

Р. (9 класс) всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (тёмная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своём кумире, который «очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»…

Группа № 6.

З. и Денис (11 класс) встречались более года. Их любовные отношения были у всех на виду. Денис - авторитетный человек в школе, хороший спортсмен. З. приехала из другого города, имеет мало знакомых, все друзья – приятели Дениса. Отношения имели и сексуальный характер, о чём знала мама девушки. Некоторое время назад в 10 классе появилась новая ученица, очень яркая и активная. Денис на глазах всей школы стал проявлять к новенькой знаки внимания, на З. перестал обращать внимание. По школе поползли слухи о беременности З.

 

II. ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ

«План работы социального педагога по профилактике суицида»

 

Задание: Разработать комплекс мероприятий по профилактике суицида.

1,2 группа- Работа социального педагога с педагогами.

(Мероприятия общей, первичной и вторичной профилактики).

3,4 группа- Работа социального педагога с обучающимися. (Мероприятия общей, первичной и вторичной профилактики).

5,6 группа- Работа социального педагога с родителями.

(Мероприятия общей, первичной и вторичной профилактики).

МЕТОД «ВЕРТУШКА»

В начале в течение 10-15 минут каждая группа оформляет свою часть задания. Затем происходит передача задания следующей группе, которая в течение 5 минут изучает и дополняет заполненное предыдущей группой.

Так продолжается до того момента, пока лист не вернется к «хозяевам».

В конце выступление рабочей группы. Обсуждение.

РЕФЛЕКСИЯ

«ЯБЛОНЯ ОЖИДАНИЙ»

В конце семинара группы вновь обращаются к «Яблоне пожеланий». Надо "собрать яблоки"- всем участникам предлагается снять с доски свою заполненную карточку “Нам хотелось бы…”, если в ходе проведения педагогического совета их желание было удовлетворено. И заполненную карточку “Нам не хотелось бы…”, если в ходе проведения педагогического мероприятия этого удалось избежать. Необходимо обсудить, почему некоторые из них остались несобранными.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Уровни профилактики суицида в образовательном учреждении.

2. Рекомендуемые формы профилактической работы с обучающимися.

3. Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями.

4. Мероприятия по формированию антисуицидальный установок личности. (таблица)

5. Советы для педагогов «Суицид в школе».

6. Памятки для взрослых «Предупреждение суицида».

7. Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду.

8. Динамика развития суицидального поведения.

9. Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде. (по Эрл Гроллману)

10. Правила для работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство. (по Эрл Гроллману)

11. Афоризмы для классных часов на тему «ОтражениЯ». стр.

12. Упражнения для снятия стресса

 


Уровни профилактики суицида в образовательной среде (www.psyolesyatan.ucoz.ru)

Диапазон (уровень) школы Превентивный уровень Уровни Название Цель Контингент, адресат воздействия Мероприятия
1 уровень Общая профилактика Повышение групповой сплоченности в школе (учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство) Учащиеся Педагоги Родители Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.  
2 уровень Первичная профилактика 1. Выделение групп суицидального риска 2. Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Дети и подростки группы риска 1. Диагностика суицидального поведения 2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации Участники образовательного процесса 1. Классные часы, круглые столы, стендовая информация 2. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Уровень сдерживания, совладания с чрезвычайной ситуацией, работа после события 3 уровень Вторичная профилактика Предотвращение самоубийства   Учащиеся, угрожающие кончить жизнь самоубийством Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
4 уровень Третичная профилактика Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев Очевидцы и свидетели происшествия Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению
Уровень медицинских психологов, психотерапевтов Социальная и психологическая реабилитация Суициденты, оставшиеся в живых Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Советы для педагогов

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

ЧЕРТЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

· кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

· конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

· суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

· суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику";

· суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

· средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Причины проявления суицида

· Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

· Резкое повышение общего ритма жизни

· Социально-экономическая дестабилизация

· Алкоголизм и наркомания среди родителей

· Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

· Алкоголизм и наркомания среди подростков

· Неуверенность в завтрашнем дне

· Отсутствие морально-этических ценностей

· Потеря смысла жизни

· Низкая самооценка, трудности в самоопределении

· Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

· Безответная влюбленность

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Предпосылки проявления

· Биологические

· Личностные (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта)

· Социальные

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ:

· Установите заботливые взаимоотношения с ребенком

· Будьте внимательным слушателем

· Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

· Помогите определить источник психического дискомфорта

· Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

· Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы

· Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее

 

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

1) не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2) доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3) не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4) дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5) сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6) говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7) постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8) убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9) не предлагайте упрощенных решений;

10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние; 14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2).Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4). Дисгармония в семье.

5). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их напопытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, гдеребенок проводит значительную часть своего времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.167 с.)