Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нужно научиться переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление.

Поиск

Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?».

- Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию.

Формы работы: объединения дополнительного образования разного направления, вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.

 

- ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.

Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа социального педагога с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.

Направления работы с родителями по профилактике суицида:

· Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

· Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

· Формирование у родителей потребности в самообразовании.

 

Для того, чтобы вести эффективную профилактическую работу необходимо специалисту быть готовым к этому.

Некоторые психологические рекомендации вам приготовлены в виде буклетов.

Вручение буклета «Голосуем вместе за жизнь вместе. Психологические рекомендации для педагогов».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. ПОРТРЕТ РЕБЕНКА, СКЛОННОГО К СУИЦИДУ.

Задание: из предложенного словесного описания личностной характеристики подростка определить признаки, вызывающие тревогу у педагогов по группе суицидального риска.

Группа № 1.

Обучающийся 9 класса Ал. не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Ал. не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.

 

Группа № 2.

Обучающаяся 11 класса К. проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников К.авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

Группа № 3.

Вад. всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8-ом классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.

Группа № 4.

Обучающегося Н. (10 класс) характеризуют как «среднего» ученика: учится на «3» и «4», иногда опаздывает на уроки, изредка прогуливает занятия, дисциплину на уроке нарушает редко, от учителей старается держаться на расстоянии. В классе заметной роли не играет. Мама подростка заметила, что у сына исчезли все школьные друзья, звонят совсем незнакомые ребята. Подросток плохо ест, много пьёт жидкости. Настроение обычно подавленное. Возникает ощущение, что Н. кого-то боится, но помощи не просит. Обеспокоенные родители обратились за помощью к психологу, но подросток отказался от встречи со специалистом.

Группа № 5.

Р. (9 класс) всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (тёмная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своём кумире, который «очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»…

Группа № 6.

З. и Денис (11 класс) встречались более года. Их любовные отношения были у всех на виду. Денис - авторитетный человек в школе, хороший спортсмен. З. приехала из другого города, имеет мало знакомых, все друзья – приятели Дениса. Отношения имели и сексуальный характер, о чём знала мама девушки. Некоторое время назад в 10 классе появилась новая ученица, очень яркая и активная. Денис на глазах всей школы стал проявлять к новенькой знаки внимания, на З. перестал обращать внимание. По школе поползли слухи о беременности З.

 

II. ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ

«План работы социального педагога по профилактике суицида»

 

Задание: Разработать комплекс мероприятий по профилактике суицида.

1,2 группа- Работа социального педагога с педагогами.

(Мероприятия общей, первичной и вторичной профилактики).

3,4 группа- Работа социального педагога с обучающимися. (Мероприятия общей, первичной и вторичной профилактики).

5,6 группа- Работа социального педагога с родителями.

(Мероприятия общей, первичной и вторичной профилактики).

МЕТОД «ВЕРТУШКА»

В начале в течение 10-15 минут каждая группа оформляет свою часть задания. Затем происходит передача задания следующей группе, которая в течение 5 минут изучает и дополняет заполненное предыдущей группой.

Так продолжается до того момента, пока лист не вернется к «хозяевам».

В конце выступление рабочей группы. Обсуждение.

РЕФЛЕКСИЯ

«ЯБЛОНЯ ОЖИДАНИЙ»

В конце семинара группы вновь обращаются к «Яблоне пожеланий». Надо "собрать яблоки"- всем участникам предлагается снять с доски свою заполненную карточку “Нам хотелось бы…”, если в ходе проведения педагогического совета их желание было удовлетворено. И заполненную карточку “Нам не хотелось бы…”, если в ходе проведения педагогического мероприятия этого удалось избежать. Необходимо обсудить, почему некоторые из них остались несобранными.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Уровни профилактики суицида в образовательном учреждении.

2. Рекомендуемые формы профилактической работы с обучающимися.

3. Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями.

4. Мероприятия по формированию антисуицидальный установок личности. (таблица)

5. Советы для педагогов «Суицид в школе».

6. Памятки для взрослых «Предупреждение суицида».

7. Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду.

8. Динамика развития суицидального поведения.

9. Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде. (по Эрл Гроллману)

10. Правила для работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство. (по Эрл Гроллману)

11. Афоризмы для классных часов на тему «ОтражениЯ». стр.

12. Упражнения для снятия стресса

 


Уровни профилактики суицида в образовательной среде (www.psyolesyatan.ucoz.ru)

Диапазон (уровень) школы Превентивный уровень Уровни Название Цель Контингент, адресат воздействия Мероприятия
1 уровень Общая профилактика Повышение групповой сплоченности в школе (учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство) Учащиеся Педагоги Родители Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.  
2 уровень Первичная профилактика 1. Выделение групп суицидального риска 2. Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Дети и подростки группы риска 1. Диагностика суицидального поведения 2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации Участники образовательного процесса 1. Классные часы, круглые столы, стендовая информация 2. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Уровень сдерживания, совладания с чрезвычайной ситуацией, работа после события 3 уровень Вторичная профилактика Предотвращение самоубийства   Учащиеся, угрожающие кончить жизнь самоубийством Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
4 уровень Третичная профилактика Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев Очевидцы и свидетели происшествия Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению
Уровень медицинских психологов, психотерапевтов Социальная и психологическая реабилитация Суициденты, оставшиеся в живых Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.009 с.)