Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.) Пособие посвящено актуальной проблеме выявления и изучения детей с нарушениями развития. В нем представлена диагностическая программа, описание диагностических методик, процедура обследования, способы обработки данных, образцы оформления документации. Адресовано психологам массовых и специальных образовательных учреждений и центров реабилитации.
© И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, 2006 ©Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2008
Содержание Введение........................................................................................................... 3 Теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения............................. 5 Здоровье детского населения на современном этапе общественного развития 6 Дети с нарушениями развития................................................................... 9 Проблемы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии 11 Теоретико-методологические основы диагностики отклонений в развитии у детей 17 Принципы диагностики нарушенного развития...............................22 Методы психологического научения детей с отклонениями в развитии 24 Метод наблюдения за деятельностью ребенка................................ 24 Экспериментальное исследование. Обучающий эксперимент 26 Экспериментально-психологические методики................................. 28 Этапы психодиагностического исследования................................. 30 Процедура психодиагностического изучения ребенка...35 Оформление психологического заключения....................................... 37 Реализация комплексного изучения нарушений развития у детей 39 Диагностическая программа выявления отклонений в развитии у дошкольников 45 Структура диагностической программы............................................. 46 Значимые результаты апробации диагностической программы.................................................................48 Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста, не требующих специальных условий обучения Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с минимальными или парциальными нарушениями психического развития (второй уровень психолого-педагогического сопровождения) 52 Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста, требующих специальных условий обучения и воспитания (третий уровень психолого-педагогического сопровождения) 53 Система заданий диагностического комплекса для психологического изучения детей старшего дошкольного возраста 57 Задание 1. «Почтовый ящик»................................................................. 57 Задание 2. «Заучивание 10 слов»........................................................... 59 Задание 3. «Мозаика»................................................................................ 60 Задание 4. «Разрезные картинки»........................................................... 61 Задание 5. «Последовательные картинки».......................................... 62 Задание 6. «Нарисуй целое».................................................................. 63 Задание 7. «Исключение четвертого лишнего предмета» 65 Задание 8. «Обведи и дорисуй»............................................................. 66 Задание 9. «Эхо».......................................................................................... 67 Организационные условия проведения диагностической процедуры 68 Первый уровень реализации диагностической программы 69 Качественный анализ процесса и результатов выполнения заданий 69 Блок качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребенка 70 Блок качественных показателей, характеризующих особенности деятельности ребенка 73 Блок качественных показателей, характеризующих особенности познавательной сферы и моторной функции рук ребенка 78 Написание психологического заключения............................................ 90 Пример реализации первого уровня диагностической программы 92 Второй уровень реализации диагностической программы 95 Качественно-количественная оценки результатов исследования 95 Оформление протокола психологического обследования 96 Определение уровня необходимого ребенку психолого-педагогического сопровождения 102 Пример реализации второго уровни диагностической программы 104 Третий уровень реализации диагностической программы 110 Построение профиля психического развития ребенка 112 Расшифровка профиля............................................................................ 112 Составление индивидуальной программы коррекции 114 Пример реализации третьего уровня диагностической программы 114 Рекомендуемая литература................................................................. 117 ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................... 121
Введение Современные подходы к образовательному процессу требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка, а тем более ребенка с отклонениями в развитии, зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей психофизического развития. Такая оценка допустима только на основе результатов комплексной диагностики психического развития ребенка. Являясь первым и очень важным этапом в системе психологических мероприятий, психодиагностика позволяет определить специфику развития ребенка, выявить детей с недостатками развития в популяции, создать оптимальный педагогический маршрут для каждого, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующие его психофизическим особенностям. В настоящее время в силу ряда причин наметилась стойкая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Многие дети не усваивают программу дошкольного образования, вследствие чего оказываются неготовыми к школьному обучению. Педагогическое воздействие в современных условиях требует оптимизации, которая невозможна без тщательного выявления особенностей развития ребенка. Более десяти лет в образовании функционирует служба практической психологии. Важным направлением ее деятельности является диагностика особенностей психического развития детей. К настоящему времени разработано и апробировано большое число диагностических методик для психологического обследования детей, но далеко не всегда специалист способен отобрать среди них те, которые применимы для решения конкретных диагностических задач с учетом возраста и особенностей развития ребенка. Одна из проблем современной психологической диагностики заключается в противоречии между большим числом методик и приемов обследования и отсутствием технологии разработки конкретных диагностических программ. В пособии представлена программа психологического обследования детей старшего дошкольного возраста. Опыт ее применения показал возможность использования предложенной системы диагностических заданий в дошкольных образовательных учреждениях разных видов. Цель программы: оценка уровня и особенностей психического развития ребенка для определения его образовательных потребностей. Программа позволяет: • дать качественно-количественную оценку особенностей психического развития ребенка и выявить детей, нуждающихся в специальном психолого-педагогическом сопровождении; • определить уровни сформированности базовых компонентов психической деятельности ребенка; • составить рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей; • составить рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей; • оценить динамику развития и эффективность коррекционно-развивающей работы. Предлагаемые материалы адресованы психологам массовых и коррекционных образовательных учреждений и учителям-дефектологам. Специалист может обследовать ребенка, используя всю систему заданий или отдельные задания в зависимости от цели обследования и особенностей конкретного ребенка. Результаты психологического изучения детей с помощью предлагаемой диагностической программы являются ориентирами для определения содержания и организационных форм психолого-педагогической помощи в тех случаях, когда ребенок в ней нуждается. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6 Дети с нарушениями развития В отечественной психологии и педагогике традиционно используется определение «дети с нарушениями развития» по отношению к тем детям, которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) - это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие отклоняется от нормативного. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким причинам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжелые последствия имеет действие негативных микросоциальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка и подростка. В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития (Закон «Об образовании» РФ, 1994 г.): • дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие); • дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие); • дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; • дети с тяжелыми нарушениями речи; • дети с задержкой психического развития; • умственно отсталые дети; • дети с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы; • дети с нарушениями поведения; 10 • • дети со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения. Дети каждой категории имеют специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения. На данный момент наиболее многочисленной в популяции является группа детей с недостатками интеллектуального развития разной степени выраженности. Отмечается рост количества детей с легкими признаками интеллектуальной недостаточности, в частности, с минимальной мозговой дисфункцией. Такие дети обычно посещают массовые образовательные учреждения. У детей, имеющих интеллектуальные нарушения, часто отмечаются резидуально-органические расстройства. Эти патологические состояния обусловлены последствиями органических поражений головного мозга. Основное место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств принадлежит ранним резидуальным нарушениям, обусловленным внутриутробными (возникшими до момента рождения), родовыми и ранними послеродовыми поражениями головного мозга. В клинической картине у детей с подобными нарушениями часто проявляются психоорганические, церебрастенические, неврозоподобные и психопатоподобные резидуально-органические синдромы. Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой - имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития. Эти сходные характеристики - та специфика, которая определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития. Оформление психологического заключения Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их с членами педагогического коллектива и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, необходимой ребенку. Затем психолог оформляет письменное заключение. Несмотря на то, что заключение пишется в свободной форме, определенные правила его написания следует соблюдать. Заключение рекомендуется составлять из трех относительно самостоятельных частей. В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать предложенную помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Фиксируется наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае. В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохраненные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации к организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса. Эти рекомендации адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям. В тексте заключения обязательно дается указание на возраст обследуемого, ставятся даты обследования и написания заключения, подпись психолога
Вариант 1 Легко вступают в контакт, но он носит нестабильный характер из-за трудностей в процессе работы и низкой работоспособности. Иногда контакт носит формальный, поверхностный характер. Зачастую безразличны к ситуации обследования, иногда отмечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. К одобрению обычно равнодушны, но иногда отмечается резкое повышение результативности выполнения задания. В ответ на замечания раздражаются, замыкаются. В случае неудач теряют интерес к заданию, демонстрируют расторможенность с массой быстрых, неадекватных манипуляций с объектами. Эмоционально неустойчивы. При активном общении отмечается значительное снижение коммуникативной направленности речи. В некоторых случаях замкнуты, общение носит реактивный характер. Детали инструкции зачастую теряются, сохраняется общая цель выполнения задания, в некоторых случаях понимание инструкции затруднено. Ориентировочная деятельность ухудшается из-за пресыщения или неудач. Вес задания выполняют с помощью. Качество помощи - от стимулирующей до обучающей. Характер деятельности неустойчивый, колебания активности и целенаправленности отмечаются в случае неудач или из-за низкой концентрации внимания. Деятельность малопродуктивна, но организующая и разъясняющая помощь оказывается эффективной. Речевое сопровождение действий отсутствует либо не относится к выполняемому заданию. Динамика деятельности и работоспособность имеют мерцательный характер. Концентрация внимания недостаточная, по устойчивости внимание характеризуется как быстрым переключением, так и вязкостью. Организующая помощь аффективна. Испытывают трудности при составлении рассказов, требуются наводящие вопросы, уточнения. Скрытый смысл сюжета передается неточно либо искажается. Социальная перцепция снижена. Рассказы составлены по шаблонной схеме. Отмечается несоответствие составленного рассказа и полученной последовательности картинок. Фразы простые, инвертированные, часто встречаются аграмматизмы. Характерны множественные нарушения звукопроизношения. Фонематическое восприятие нарушено. При исключении лишнего предмета испытывают трудности в подборе обобщающих понятий. Исключение начистую осуществляется по несущественным признакам. Креативность низкая. Критичность снижена. Уровень психического развития детей характеризуется как ниже среднего. Вариант 2 Контакт со взрослым в процесс исследования носит нестабильный либо формальный, поверх постны и характер. Дети, как правило, безразличны к ситуации обследования. К одобрению равнодушны. Эмоционально индифферентны в процессе обследования. Общение реактивное, коммуникативная направленность речи резко снижена. Характерна низкая мотивация к выполнению практически всех заданий либо быстрая утрата интереса к заданию в случае малейшей неудачи. Инструкция либо не понимается (в случае незнакомых заданий), либо теряется из-за низкой концентрации внимания и низкой работоспособности. Деятельность характеризуется трудностями переключения, малопродуктивным поиском решения, зачастую бесцельна и хаотична, требуется значительная помощь для ее организации. Динамика деятельности неустойчивая, работоспособность низкая. Речевое сопровождение действий отсутствует. Ошибки в процессе выполнения заданий самостоятельно не замечаются. Концентрация внимания низкая. Характерны пли быстрая переключаемость, или вязкость внимания. Помощь малоэффективна. Испытывают значительные трудности при составлении рассказов. Часто рассказы отсутствуют, помощь малоэффективна. Пользуются простыми, безличными предложениями. Характерны множественные ошибки звукопроизношения. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Множественные ошибки наблюдаются при исключении лишнего предмета, которое часто носит угадывающий характер. Обобщающие понятия практически отсутствуют либо используются неадекватно. Уровень воображения очень низкий. Некритичны. Уровень психического развития детей характеризуется как низкий. Вариант 3 Контакт со взрослым в процессе исследования нестабильный. Эмоционально безразличны к выполняемым заданиям, либо проявляют неадекватные эмоциональные реакции. Понимание вербальных инструкций резко затруднено, отмечается потеря инструкции. Интерес к заданиям избирательный, быстро пропадающий. Уровень ориентировочной деятельности низкий. Отсутствует самостоятельное выполнение заданий из-за неумения построить программу действий. Деятельность хаотичная, бессистемная, бесцельная. Работоспособность очень низкая. Мани пулятивная функция рук резко ограничена. Способы действий при решении наглядных задач непродуктивные. Уровень развития представлений низкий. Логические задачи выполняют путем угадывания. Но умеют обосновать выбранный вариант решения. Причинно-следственные связи не устанавливают. Объем памяти очень низкий. Не могут самостоятельно составить СВЯЗНЫЙ рассказ. Фразовая речь отсутствует. Многочисленные ошибки звукопроизношения. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Креативность низкая. Некритичны. Уровень психического развития детей характеризуется как низкий. Вариант 4 Характерна низкая контактность. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Пассивны в общении при общей сниженности психической активности. Уровень саморегуляции и контроля познавательной деятельности низкий. Допускаемые ошибки самостоятельно не замечаются, речевая регуляция отсутствует, отмечается стихийная активность. Произвольное внимание не сформировано. Зрительно-моторная координация грубо нарушена. Интерес к выполняемым заданиям слабый, поверхностный. Деятельность бесцельная, хаотичная. Помощь неэффективна. Не могут самостоятельно составить рассказ. Фразовая речь не сформирована. Отмечаются выраженные нарушения звукопроизношения. Слоговая структура слов нарушена, в речи аграмматизмы. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Уровень развития памяти очень низкий. Крайне непродуктивный способ выполнения наглядных задач. Операции абстрагирования и обобщения не сформированы. Категоричность мышления отсутствует. Понимание логической взаимосвязи событий и явлений самостоятельно недоступно. Манипулятивная функция рук, как правило, резко ограничена. Некритичны. Уровень психического развития детей характеризуется как очень низкий. Задание 1. «Почтовый ящик» Цель: изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия); оценка работоспособности, обучаемости. (Кроме того, данная методика позволяет быстрее установить контакт с ребенком.) Инструкция: «Давай поиграем. Представь, что эта коробочка - почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показываются геометрические фигуры). Опусти все фигурки-письма в почтовый ящик». Стимульный материал: квадратная коробка. На каждой грани коробки - прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют прорези на гранях коробки. Процедура проведения: пород ребенком - стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: способы действия, работоспособность, концентрация внимании, зрительное восприятие формы, ведущая рука. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая помощь - подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получиться» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»). Такой вид помощи используется на начальных этапах выполнения ребенком задания, а также в случае, когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий; организующая помощь - организация внимания на каком-то моменте выполнения задании («Не торопись», «Посмотри внимательно»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчивое, и он быстро отвлекается; разъясняющая помощь - уточнение порядка действий при выполнении задания («Ты дол жги реять фигурку-письмо, посмотреть на нее внимательно, потом найти отверстие, подходящее для этой фигурки, и опустить в это отверстие фигурку-письмо); введение наглядности - демонстрация способа действия без объяснения алгоритма его выполнения. Диагност зрительно подбирает к отверстию па любой из граней соответствующую фигурку, берег ее и опускает в коробку, затем говорит ребенку: «А теперь продолжи сам». Можно подсказать ребенку цвет грани, на которой расположено необходимое отверстие; конкретная обучающая помощь - заключительный вид помощи. Диагност берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на ее информативные точки (например на то, что у нее есть три острых угла), затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, в котором также есть три острых угла; совместно с ребенком отыскивает нужное отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После обучения ребенку предлагается действовать самостоятельно. Задание 2. «Заучивание 10 слов» Цель: изучение состояния слухоречевой памяти (объема, качества, продуктивности запоминания); оценка утомляемости, активности внимания. Инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» Стимульный материал: листок со словами: дом, кот, лес, зерно, игла, мост, хлеб, окно, брат, мед. Набор слов может, а при повторном исследовании должен, быть другим. Важно, чтобы использовался аналогичный лексический материал - одно-двусложные слова, простые по звукослоговой структуре и понятные по семантике. Процедура проведения: для проведения эксперимента важна тишина. Диагност предъявляет инструкцию, а затем медленно и четко читает слова. Когда ребенок повторяет слова, диагност напротив правильно произнесенных слов ставит в протоколе крестики. Если слово искажается, либо заменяется другим, диагност записывает сказанное слово в протокол. Образец протокола
Опыт повторяется 3 раза. После трехкратного повторения предлагаются другие задания, а в конце исследования, то есть примерно через 30 -10 минут, ребенка снова просят воспроизвести эти слона (допустимо напомнить первое слово). По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания 10 слов». Задание 3. «Мозаика» Цель: изучение зрительно-пространственного восприятия взаиморасположения объектом на плоскости, способности различать основные и оттеночные цвета, форму геометрических фигур; оценка речевого планирования деятельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, качества графики. Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка -мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фигурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нужный цвет». Стимульный материал: цветные фломастеры, картинка-образец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок (см. Приложение 8). Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на изображении и образце, качество раскрашивания, особенности зрительно-моторной координации, трудности в нахождении нужной фигуры, степень соответствия полученного изображения картинке-образцу. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - подбадривание, стимуляция или концентрация внимания; разъясняющая помощь - повторение инструкции в более медленном темпе, с акцентом на -том, что каждая фигурка должна быть раскрашена так же, как на образце. Задание 4. «Разрезные картинки» Цель: изучение умения создавать целое из частей; оценка сформированности мыслительных операций анализа и синтеза. (Выполнение задания возможно только при определенной степени сформированности наглядно-образного мышления.) Инструкция: «Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет». Стимульный материал: серия цветных разрезных картинок разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально-вертикальный, диагональный) и количеством разрезанных частей (2-5). Возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала, если он отвечает следующим требованиям: предмет, изображенный на картинке должен входить в запас представлений ребенка об окружающем мире; разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изображения. Процедура проведения: ребенку поочередно предъявляют разрезанные изображения предметов - от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотично, чтобы затруднить восприятие изображенного предмета. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. Картинка собирается после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, диагност обращает его внимание на наиболее характерную деталь. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: восприятие изображенного предмета, способы сложения картинки, поворот полученного изображения на плоскости. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - см. задание 1; разъясняющая помощь - диагност говорит: «Еще раз внимательно посмотри на детали картинки, вспомни, что ты должен собрать, соедини эти детали так, чтобы получился целый предмет»; введение наглядности - при складывании картинки из трех-пяти частей, диагност берет дне подходящие части, соединяет их между собой, не объясняя алгоритм выполнения действия, далее предлагает ребенку продолжить собирать картинку самостоятельно. Другой вариант наглядно-действенной помощи - показ картинки с целым изображением предмета; конкретная обучающая помощь - диагност показывает ребенку наиболее характерные детали собираемого предмета, уточняет, в какой части изображения они находятся (вверху, внизу, впереди, сзади). Затем намечает план сборки изображения (для вертикальных изображений - снизу вверх, для горизонтальных - слева направо) и вместе с ребенком собирает картинку. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. Задание 5. «Последовательные картинки» Цель: выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-еледетнонные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий; оценка вербального воображения и уровня развития речи (качества фразы, СОСТОЯНИЯ лексико-грамматического строя и звукопроизношвния). Инструкция: «На этих картинках изображены события одного рассказа. Все картинки перепугались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем нее закончилось. Когда разложишь картинки, составь рассказ». Стимульный материал: несколько серий, состоящих из двух-трех картинок, каждая из которых отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл. Возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала. Процедура проведения: ребенку поочередно предъявляют серии картинок. Карточки раскладывают хаотично. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: последовательность раскладывании, способность самостоятельно составить рассказ, качество рассказа, последовательность рассказа. При необходимости оказывают дозированную помощь в раскладывании картинок. В случае, если ребенок разложил картинки неверно, не следует сразу же вносить исправления. Возможно, ребенок сможет самостоятельно заметить ошибку по ходу составления рассказа. Кроме того, при неправильном раскладе может получиться связный и по-своему логичный рассказ. Надо выслушать ребенка, а затем предложить помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - см. задание 1; разъясняющая помощь - если ребенок начинает рассказ без раскладывания картинок, диагност уточняет, что картинки необходимо сначала разложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребенок неверно разложил картинки и составил связный рассказ, диагност выслушивает его, а затем говорит: «Ты придумал интересный рассказ, но картинки надо разложить по-другому, попробуй исправить»; введение наглядности - диагност выкладывает первую картинку и предлагает ребенку продолжать самостоятельно. конкретная обучающая помощь - диагност рассказывает весь сюжет, подчеркивая слова «раньше», «потом», и сопровождает свой рассказ последовательным выкладыванием картинок. Затем перемешивает картинки и просит ребенка выполнить задание самостоятельно. Задание 6. «Нарисуй целое» Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления; оценка целостности зрительного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представлению; изучение зрительного внимания, памяти; определение наличия и характера речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности; оценка состояния графомоторных навыков. Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша.) Представь, какая она должна быть целая, и нарисуй ее». Стимульный материал: лист бумаги, фломастеры, изображение груши, разрезанное по диагонали на четыре части (см. Приложение 3). Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку им пол нить задание согласно инструкции. Если ребенок неправильно назвал изображенный на картинке предмет, диагност говорит: «Посмотри внимательно. Ты правильно назвал?» Когда такая помощь недостаточна, диагност сам называет предмет. После выяснения названия предмета, ребенок приступает к его изображению. По ходу выполнения задания оцени маются следующие качественные показатели: зрительное восприятие предмета, качество воссозданного целостного образа, восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - см. задание 1; разъясняющая помощь необходима, когда ребенок не понимает смысла слова «целая». В этом случае диагност более подробно объясняет: «Посмотри, им картинке кусочки груши, если их соединить вместе, получится целая груша. Представляешь, какая она будет? Тогда нарисуй ее». Если ребенку этого недостаточно, то говорится примерно следующее: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треугольная? Какого она цвети? Что у нее есть? Нарисуй ее». После того, как ребенок закончит рисунок, уместно спросить: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?» Задание 7. «Исключение четвертого лишнего предмета» Цель: исследование операций абстрагирования и обобщения; оценка уровня развития зрительного восприятия. Инструкция: «Здесь нарисовано четыре предмета. Назови их. Три предмета подходят друг к другу, их можно назвать общим словом. А один предмет к ним не подходит. Он лишний. Найди его. Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать остальные предметы?» Стимульный материал: 6 карточек с четырьмя изображениями на каждой, одно из которых лишнее (см. Приложение 3). Процедура проведения: ребенку поочередно, начиная с первой, предъявляются задания из шести серий. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения оцениваются следующие качественные показатели: способность определять «лишний» предмет, уровень развития обобщающих понятий, избирательность мышления.<
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 2451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.012 с.) |