Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)

Поиск

Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)

Пособие посвящено актуальной проблеме выявления и изучения детей с нарушениями развития. В нем представ­лена диагностическая программа, описание диагностиче­ских методик, процедура обследования, способы обработ­ки данных, образцы оформления документации.

Адресовано психологам массовых и специальных об­разовательных учреждений и центров реабилитации.

 

© И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, 2006

©Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2008

 

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

Теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения............................. 5

Здоровье детского населения на современном этапе общественного развития 6

Дети с нарушениями развития................................................................... 9

Проблемы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии 11

Теоретико-методологические основы диагностики отклонений в развитии у детей 17

Принципы диагностики нарушенного развития...............................22

Методы психологического научения детей с отклонениями в развитии 24

Метод наблюдения за деятельностью ребенка................................ 24

Экспериментальное исследование. Обучающий эксперимент 26

Экспериментально-психологические методики................................. 28

Этапы психодиагностического исследования................................. 30

Процедура психодиагностического изучения ребенка...35

Оформление психологического заключения....................................... 37

Реализация комплексного изучения нарушений развития у детей 39

Диагностическая программа выявления отклонений в развитии у дошкольников 45

Структура диагностической программы............................................. 46

Значимые результаты апробации

диагностической программы.................................................................48

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста, не требующих специальных условий обучения
и воспитания (первый уровень психолого-педагогического сопровождения) 51

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с минимальными или парциальными нарушениями психического развития (второй уровень психолого-педагогического сопровождения) 52

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста, требующих специальных условий обучения и воспитания (третий уровень психолого-педагогического сопровождения) 53

Система заданий диагностического комплекса для психологического изучения детей старшего дошкольного возраста 57

Задание 1. «Почтовый ящик»................................................................. 57

Задание 2. «Заучивание 10 слов»........................................................... 59

Задание 3. «Мозаика»................................................................................ 60

Задание 4. «Разрезные картинки»........................................................... 61

Задание 5. «Последовательные картинки».......................................... 62

Задание 6. «Нарисуй целое».................................................................. 63

Задание 7. «Исключение четвертого лишнего предмета» 65

Задание 8. «Обведи и дорисуй»............................................................. 66

Задание 9. «Эхо».......................................................................................... 67

Организационные условия проведения диагностической процедуры 68

Первый уровень реализации диагностической программы 69

Качественный анализ процесса и результатов выполнения заданий 69

Блок качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребенка 70

Блок качественных показателей, характеризующих особенности деятельности ребенка 73

Блок качественных показателей, характеризующих особенности познавательной сферы и моторной функции рук ребенка 78

Написание психологического заключения............................................ 90

Пример реализации первого уровня диагностической программы 92

Второй уровень реализации диагностической программы 95

Качественно-количественная оценки результатов исследования 95

Оформление протокола психологического обследования 96

Определение уровня необходимого ребенку психолого-педагогического сопровождения 102

Пример реализации второго уровни диагностической программы 104

Третий уровень реализации диагностической программы 110

Построение профиля психического развития ребенка 112

Расшифровка профиля............................................................................ 112

Составление индивидуальной программы коррекции 114

Пример реализации третьего уровня диагностической программы 114

Рекомендуемая литература................................................................. 117

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................... 121

 

 

Введение

Современные подходы к образовательному про­цессу требуют учета потребностей каждого ребенка и мак­симальной индивидуализации. Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка, а тем более ре­бенка с отклонениями в развитии, зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей психофизиче­ского развития. Такая оценка допустима только на основе результатов комплексной диагностики психического раз­вития ребенка. Являясь первым и очень важным этапом в системе психологических мероприятий, психодиагности­ка позволяет определить специфику развития ребенка, выявить детей с недостатками развития в популяции, соз­дать оптимальный педагогический маршрут для каждого, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующие его психофизи­ческим особенностям.

В настоящее время в силу ряда причин наметилась стойкая тенденция к ухудшению состояния здоровья де­тей. Многие дети не усваивают программу дошкольного образования, вследствие чего оказываются неготовыми к школьному обучению. Педагогическое воздействие в сов­ременных условиях требует оптимизации, которая невоз­можна без тщательного выявления особенностей развития ребенка.

Более десяти лет в образовании функционирует служ­ба практической психологии. Важным направлением ее деятельности является диагностика особенностей психи­ческого развития детей. К настоящему времени разработа­но и апробировано большое число диагностических мето­дик для психологического обследования детей, но далеко не всегда специалист способен отобрать среди них те, кото­рые применимы для решения конкретных диагностиче­ских задач с учетом возраста и особенностей развития ре­бенка. Одна из проблем современной психологической ди­агностики заключается в противоречии между большим числом методик и приемов обследования и отсутствием технологии разработки конкретных диагностических программ.

В пособии представлена программа психологического обследования детей старшего дошкольного возраста. Опыт ее применения показал возможность использования пред­ложенной системы диагностических заданий в дошколь­ных образовательных учреждениях разных видов.

Цель программы: оценка уровня и особенностей пси­хического развития ребенка для определения его образовательных потребностей.

Программа позволяет:

• дать качественно-количественную оценку особенностей психического развития ребенка и выявить де­тей, нуждающихся в специальном психолого-педагогическом сопровождении;

• определить уровни сформированности базовых ком­понентов психической деятельности ребенка;

• составить рекомендации по психолого-педагогиче­скому сопровождению детей;

• составить рекомендации по психолого-педагогичес­кому сопровождению детей;

• оценить динамику развития и эффективность коррекционно-развивающей работы.

Предлагаемые материалы адресованы психологам мас­совых и коррекционных образовательных учреждений и учителям-дефектологам.

Специалист может обследовать ребенка, используя всю систему заданий или отдельные задания в зависимос­ти от цели обследования и особенностей конкретного ребенка.

Результаты психологического изучения детей с по­мощью предлагаемой диагностической программы явля­ются ориентирами для определения содержания и организационных форм психолого-педагогической помощи в тех случаях, когда ребенок в ней нуждается.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

6

Дети с нарушениями развития

В отечественной психологии и педагогике тради­ционно используется определение «дети с нарушениями развития» по отношению к тем детям, которые нуждают­ся в специальных условиях обучения и воспитания.

Дети с нарушениями развития (с проблемами в разви­тии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) - это дети, у которых вследствие врож­денной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппа­рата или центральной нервной системы развитие отклоняет­ся от нормативного. В некоторых случаях нарушения разви­тия могут быть вызваны и микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким причинам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, со­циальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тя­желые последствия имеет действие негативных микросоци­альных факторов в период возрастных кризисов, когда от­мечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка и подростка.

В настоящее время принято выделять несколько катего­рий (типов) детей с нарушениями развития (Закон «Об об­разовании» РФ, 1994 г.):

• дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

• дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

• дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

• дети с тяжелыми нарушениями речи;

• дети с задержкой психического развития;

• умственно отсталые дети;

• дети с тяжелыми нарушениями эмоционально-воле­вой сферы;

• дети с нарушениями поведения;

10

• • дети со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

Дети каждой категории имеют специфические психо­лого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психоло­го-педагогического изучения.

На данный момент наиболее многочисленной в попу­ляции является группа детей с недостатками интеллекту­ального развития разной степени выраженности. Отмеча­ется рост количества детей с легкими признаками интел­лектуальной недостаточности, в частности, с минималь­ной мозговой дисфункцией. Такие дети обычно посещают массовые образовательные учреждения. У детей, имею­щих интеллектуальные нарушения, часто отмечаются резидуально-органические расстройства. Эти патологичес­кие состояния обусловлены последствиями органических поражений головного мозга.

Основное место среди резидуально-органических нерв­но-психических расстройств принадлежит ранним резидуальным нарушениям, обусловленным внутриутробны­ми (возникшими до момента рождения), родовыми и ран­ними послеродовыми поражениями головного мозга.

В клинической картине у детей с подобными наруше­ниями часто проявляются психоорганические, церебрастенические, неврозоподобные и психопатоподобные резидуально-органические синдромы.

Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии форми­руется сложная картина нарушений, которая, с одной сто­роны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой - име­ет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

Эти сходные характеристики - та специфика, которая определяет необходимость создания специальных образо­вательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нару­шенного развития.

Оформление психологического заключения

Заключение на ребенка лучше готовить в два эта­па. Сначала психолог, проводивший обследование, обра­батывает результаты выполнения заданий, обсуждает их с членами педагогического коллектива и приходит к опре­деленным выводам об уровне развития познавательной де­ятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, лично­сти, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, необходимой ребенку. Затем психолог оформляет письменное заключение. Несмотря на то, что заключение пишется в свободной форме, определенные правила его написания следует соблюдать.

Заключение рекомендуется составлять из трех относи­тельно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ре­бенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотива­ция к выполнению заданий, особенности контакта и спосо­бы взаимодействия с психологом, способы выполнения за­даний, характер деятельности, реакции на поощрение, не­успех, замечание. Особое внимание обращается на способ­ность ребенка продуктивно использовать предложенную помощь, виды этой помощи, умение переносить найден­ный совместно с психологом способ решения на аналогич­ную задачу. Фиксируется наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний, способ­ность ребенка рассказать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результа­тов диагностического изучения психики ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохраненные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Да­лее формулируются рекомендации к организации и содер­жанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса. Эти рекомендации адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.

В тексте заключения обязательно дается указание на возраст обследуемого, ставятся даты обследования и написания заключения, подпись психолога

 

Вариант 1

Легко вступают в контакт, но он носит нестабильный характер из-за трудностей в процессе работы и низкой ра­ботоспособности. Иногда контакт носит формальный, по­верхностный характер. Зачастую безразличны к ситуации обследования, иногда отмечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. К одобрению обычно рав­нодушны, но иногда отмечается резкое повышение ре­зультативности выполнения задания. В ответ на замеча­ния раздражаются, замыкаются. В случае неудач теряют интерес к заданию, демонстрируют расторможенность с массой быстрых, неадекватных манипуляций с объектами. Эмоционально неустойчивы.

При активном общении отмечается значительное снижение коммуникативной направленности речи. В некоторых случаях замкнуты, об­щение носит реактивный характер. Детали инструкции зачастую теряются, сохраняется общая цель выполнения задания, в некоторых случаях понимание инструкции затруднено. Ориентировочная деятельность ухудшается из-за пресыщения или неудач. Вес задания выполняют с помощью. Качество помощи - от стимулирующей до обу­чающей. Характер деятельности неустойчивый, колеба­ния активности и целенаправленности отмечаются в слу­чае неудач или из-за низкой концентрации внимания. Де­ятельность малопродуктивна, но организующая и разъяс­няющая помощь оказывается эффективной. Речевое соп­ровождение действий отсутствует либо не относится к вы­полняемому заданию. Динамика деятельности и работос­пособность имеют мерцательный характер. Концентрация внимания недостаточная, по устойчивости внимание ха­рактеризуется как быстрым переключением, так и вяз­костью. Организующая помощь аффективна. Испытыва­ют трудности при составлении рассказов, требуются наво­дящие вопросы, уточнения. Скрытый смысл сюжета пере­дается неточно либо искажается. Социальная перцепция снижена. Рассказы составлены по шаблонной схеме. От­мечается несоответствие составленного рассказа и полу­ченной последовательности картинок. Фразы простые, инвертированные, часто встречаются аграмматизмы. Ха­рактерны множественные нарушения звукопроизношения. Фонематическое восприятие нарушено. При исклю­чении лишнего предмета испытывают трудности в подбо­ре обобщающих понятий. Исключение начистую осущес­твляется по несущественным признакам. Креативность низкая. Критичность снижена.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как ниже среднего.

Вариант 2

Контакт со взрослым в процесс исследования носит нестабильный либо формальный, поверх постны и харак­тер. Дети, как правило, безразличны к ситуации обследо­вания. К одобрению равнодушны. Эмоционально индифферентны в процессе обследования.

Общение реактивное, коммуникативная направленность речи резко снижена. Характерна низкая мотивация к выполнению практиче­ски всех заданий либо быстрая утрата интереса к заданию в случае малейшей неудачи. Инструкция либо не понима­ется (в случае незнакомых заданий), либо теряется из-за низкой концентрации внимания и низкой работоспособ­ности. Деятельность характеризуется трудностями пере­ключения, малопродуктивным поиском решения, зачас­тую бесцельна и хаотична, требуется значительная по­мощь для ее организации. Динамика деятельности неус­тойчивая, работоспособность низкая. Речевое сопровож­дение действий отсутствует. Ошибки в процессе выполне­ния заданий самостоятельно не замечаются. Концентра­ция внимания низкая. Характерны пли быстрая переключаемость, или вязкость внимания. Помощь малоэффек­тивна. Испытывают значительные трудности при состав­лении рассказов. Часто рассказы отсутствуют, помощь малоэффективна. Пользуются простыми, безличными предложениями. Характерны множественные ошибки звукопроизношения. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Множественные ошибки наблюдаются при исключении лишнего предмета, которое часто носит уга­дывающий характер. Обобщающие понятия практически отсутствуют либо используются неадекватно. Уровень во­ображения очень низкий. Некритичны.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как низкий.

Вариант 3

Контакт со взрослым в процессе исследования неста­бильный. Эмоционально безразличны к выполняемым за­даниям, либо проявляют неадекватные эмоциональные реакции. Понимание вербальных инструкций резко зат­руднено, отмечается потеря инструкции. Интерес к зада­ниям избирательный, быстро пропадающий. Уровень ори­ентировочной деятельности низкий. Отсутствует самосто­ятельное выполнение заданий из-за неумения построить программу действий. Деятельность хаотичная, бессистем­ная, бесцельная. Работоспособность очень низкая.

Мани пулятивная функция рук резко ограничена. Способы действий при решении наглядных задач непродуктивные. Уровень развития представлений низкий. Логические за­дачи выполняют путем угадывания. Но умеют обосновать выбранный вариант решения. Причинно-следственные связи не устанавливают. Объем памяти очень низкий. Не могут самостоятельно составить СВЯЗНЫЙ рассказ. Фразо­вая речь отсутствует. Многочисленные ошибки звукопроизношения. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Креативность низкая. Некритичны.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как низкий.

Вариант 4

Характерна низкая контактность. Отмечается незре­лость эмоционально-волевой сферы. Пассивны в общении при общей сниженности психической активности. Уро­вень саморегуляции и контроля познавательной деятель­ности низкий. Допускаемые ошибки самостоятельно не замечаются, речевая регуляция отсутствует, отмечается стихийная активность. Произвольное внимание не сфор­мировано. Зрительно-моторная координация грубо нару­шена. Интерес к выполняемым заданиям слабый, поверх­ностный. Деятельность бесцельная, хаотичная. Помощь неэффективна. Не могут самостоятельно составить рас­сказ. Фразовая речь не сформирована. Отмечаются выра­женные нарушения звукопроизношения. Слоговая струк­тура слов нарушена, в речи аграмматизмы. Фонемати­ческое восприятие грубо нарушено. Уровень развития па­мяти очень низкий. Крайне непродуктивный способ вы­полнения наглядных задач. Операции абстрагирования и обобщения не сформированы. Категоричность мышле­ния отсутствует. Понимание логической взаимосвязи со­бытий и явлений самостоятельно недоступно. Манипулятивная функция рук, как правило, резко ограничена. Некритичны.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как очень низкий.

Задание 1. «Почтовый ящик»

Цель: изучение уровня развития наглядно-действенно­го мышления (способов действия); оценка работоспособ­ности, обучаемости. (Кроме того, данная методика позво­ляет быстрее установить контакт с ребенком.)

Инструкция: «Давай поиграем. Представь, что эта ко­робочка - почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показываются геометрические фигу­ры). Опусти все фигурки-письма в почтовый ящик».

Стимульный материал: квадратная коробка. На каж­дой грани коробки - прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют про­рези на гранях коробки.

Процедура проведения: пород ребенком - стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить зада­ние согласно инструкции.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: способы действия, работоспо­собность, концентрация внимании, зрительное восприя­тие формы, ведущая рука.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая помощь - подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получиться» или «Правиль­но, молодец, стараешься, давай дальше»). Такой вид по­мощи используется на начальных этапах выполнения ре­бенком задания, а также в случае, когда ребенок неуве­рен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий;

организующая помощь - организация внимания на ка­ком-то моменте выполнения задании («Не торопись», «Посмотри внимательно»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчивое, и он быст­ро отвлекается;

разъясняющая помощь - уточнение порядка действий при выполнении задания («Ты дол жги реять фигурку-письмо, посмотреть на нее внимательно, потом найти от­верстие, подходящее для этой фигурки, и опустить в это отверстие фигурку-письмо);

введение наглядности - демонстрация способа действия без объяснения алгоритма его выполнения. Диагност зрительно подбирает к отверстию па любой из гра­ней соответствующую фигурку, берег ее и опускает в ко­робку, затем говорит ребенку: «А теперь продолжи сам». Можно подсказать ребенку цвет грани, на которой распо­ложено необходимое отверстие;

конкретная обучающая помощь - заключительный вид помощи. Диагност берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на ее информативные точки (например на то, что у нее есть три острых угла), затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, в котором также есть три острых угла; совместно с ребенком отыски­вает нужное отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После обучения ребенку предлагается действовать самостоятельно.

Задание 2. «Заучивание 10 слов»

Цель: изучение состояния слухоречевой памяти (объе­ма, качества, продуктивности запоминания); оценка утомляемости, активности внимания.

Инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повто­ри столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Стимульный материал: листок со словами: дом, кот, лес, зерно, игла, мост, хлеб, окно, брат, мед. Набор слов может, а при повторном исследовании должен, быть дру­гим. Важно, чтобы использовался аналогичный лексиче­ский материал - одно-двусложные слова, простые по звукослоговой структуре и понятные по семантике.

Процедура проведения: для проведения эксперимента важна тишина. Диагност предъявляет инструкцию, а за­тем медленно и четко читает слова. Когда ребенок повто­ряет слова, диагност напротив правильно произнесенных слов ставит в протоколе крестики.

Если слово искажается, либо заменяется другим, диаг­ност записывает сказанное слово в протокол.

Образец протокола

Слова для запоминания 1-е предъявление 2-е предъявление 3-е предъявление Отсроченное воспроизведение
ДОМ КОТ ЛЕС ЗЕРНО ИГЛА МОСТ ХЛЕБ ОКНО БРАТ МЁД        

Опыт повторяется 3 раза. После трехкратного повторе­ния предлагаются другие задания, а в конце исследова­ния, то есть примерно через 30 -10 минут, ребенка снова просят воспроизвести эти слона (допустимо напомнить первое слово). По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания 10 слов».

Задание 3. «Мозаика»

Цель: изучение зрительно-пространственного восприя­тия взаиморасположения объектом на плоскости, способ­ности различать основные и оттеночные цвета, форму гео­метрических фигур; оценка речевого планирования дея­тельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, качества графики.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка -мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фи­гурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нуж­ный цвет».

Стимульный материал: цветные фломастеры, картин­ка-образец, лист бумаги с контурным изображением гео­метрических фигурок (см. Приложение 8).

Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить зада­ние согласно инструкции.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на изображении и образце, качество раскрашивания, особен­ности зрительно-моторной координации, трудности в на­хождении нужной фигуры, степень соответствия получен­ного изображения картинке-образцу.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - подбадри­вание, стимуляция или концентрация внимания;

разъясняющая помощь - повторение инструкции в бо­лее медленном темпе, с акцентом на -том, что каждая фи­гурка должна быть раскрашена так же, как на образце.

Задание 4. «Разрезные картинки»

Цель: изучение умения создавать целое из частей; оценка сформированности мыслительных операций ана­лиза и синтеза. (Выполнение задания возможно только при определенной степени сформированности наглядно-образного мышления.)

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти карточ­ки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы полу­чился названный тобой предмет».

Стимульный материал: серия цветных разрезных картинок разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально-вертикальный, диа­гональный) и количеством разрезанных частей (2-5). Возможно использование самостоятельно изготовленно­го стимульного материала, если он отвечает следующим требованиям: предмет, изображенный на картинке дол­жен входить в запас представлений ребенка об окружаю­щем мире; разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изобра­жения.

Процедура проведения: ребенку поочередно предъяв­ляют разрезанные изображения предметов - от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотично, чтобы затруднить восприятие изображенного предмета. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. Картинка собирается после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может опреде­лить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, диагност обращает его внимание на наиболее характерную деталь.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: восприятие изображенного предмета, способы сложения картинки, поворот получен­ного изображения на плоскости.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - см. зада­ние 1;

разъясняющая помощь - диагност говорит: «Еще раз внимательно посмотри на детали картинки, вспомни, что ты должен собрать, соедини эти детали так, чтобы полу­чился целый предмет»;

введение наглядности - при складывании картинки из трех-пяти частей, диагност берет дне подходящие час­ти, соединяет их между собой, не объясняя алгоритм вы­полнения действия, далее предлагает ребенку продолжить собирать картинку самостоятельно. Другой вариант наг­лядно-действенной помощи - показ картинки с целым изображением предмета;

конкретная обучающая помощь - диагност показыва­ет ребенку наиболее характерные детали собираемого предмета, уточняет, в какой части изображения они нахо­дятся (вверху, внизу, впереди, сзади). Затем намечает план сборки изображения (для вертикальных изображе­ний - снизу вверх, для горизонтальных - слева направо) и вместе с ребенком собирает картинку. После обучения ре­бенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Задание 5. «Последовательные картинки»

Цель: выявление возможности устанавливать простра­нственно-временные и причинно-еледетнонные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий; оценка вербального воображения и уров­ня развития речи (качества фразы, СОСТОЯНИЯ лексико-грамматического строя и звукопроизношвния).

Инструкция: «На этих картинках изображены собы­тия одного рассказа. Все картинки перепугались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем нее закончилось. Когда разложишь картинки, составь рассказ».

Стимульный материал: несколько серий, состоящих из двух-трех картинок, каждая из которых отражает ка­кое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл. Возможно использование самостоятель­но изготовленного стимульного материала.

Процедура проведения: ребенку поочередно предъяв­ляют серии картинок. Карточки раскладывают хаотично.

Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: последовательность раскла­дывании, способность самостоятельно составить рассказ, качество рассказа, последовательность рассказа.

При необходимости оказывают дозированную помощь в раскладывании картинок. В случае, если ребенок разло­жил картинки неверно, не следует сразу же вносить исп­равления. Возможно, ребенок сможет самостоятельно за­метить ошибку по ходу составления рассказа. Кроме того, при неправильном раскладе может получиться связный и по-своему логичный рассказ. Надо выслушать ребенка, а затем предложить помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - см. зада­ние 1;

разъясняющая помощь - если ребенок начинает рас­сказ без раскладывания картинок, диагност уточняет, что картинки необходимо сначала разложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребенок неверно разложил картинки и составил связный рассказ, диагност выслушивает его, а затем говорит: «Ты придумал интерес­ный рассказ, но картинки надо разложить по-другому, попробуй исправить»;

введение наглядности - диагност выкладывает первую картинку и предлагает ребенку продолжать самостоятельно.

конкретная обучающая помощь - диагност рассказы­вает весь сюжет, подчеркивая слова «раньше», «потом», и сопровождает свой рассказ последовательным выклады­ванием картинок. Затем перемешивает картинки и просит ребенка выполнить задание самостоятельно.

Задание 6. «Нарисуй целое»

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления; оценка целостности зрительного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представ­лению; изучение зрительного внимания, памяти; опреде­ление наличия и характера речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности; оценка состояния графомоторных навыков.

Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезан­ная на части. Что на ней нарисовано? (Груша.) Представь, какая она должна быть целая, и нарисуй ее».

Стимульный материал: лист бумаги, фломастеры, изображение груши, разрезанное по диагонали на четыре части (см. Приложение 3).

Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку им пол нить зада­ние согласно инструкции. Если ребенок неправильно наз­вал изображенный на картинке предмет, диагност гово­рит: «Посмотри внимательно. Ты правильно назвал?» Когда такая помощь недостаточна, диагност сам называет предмет. После выяснения названия предмета, ребенок приступает к его изображению.

По ходу выполнения задания оцени маются следующие качественные показатели: зрительное восприятие предме­та, качество воссозданного целостного образа, восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - см. зада­ние 1;

разъясняющая помощь необходима, когда ребенок не понимает смысла слова «целая». В этом случае диагност более подробно объясняет: «Посмотри, им картинке кусоч­ки груши, если их соединить вместе, получится целая гру­ша. Представляешь, какая она будет? Тогда нарисуй ее». Если ребенку этого недостаточно, то говорится примерно следующее: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треугольная? Какого она цвети? Что у нее есть? Нарисуй ее».

После того, как ребенок закончит рисунок, уместно спросить: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?»

Задание 7. «Исключение четвертого лишнего предмета»

Цель: исследование операций абстрагирования и обоб­щения; оценка уровня развития зрительного восприятия.

Инструкция: «Здесь нарисовано четыре предмета. На­зови их. Три предмета подходят друг к другу, их можно назвать общим словом. А один предмет к ним не подходит. Он лишний. Найди его. Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать остальные предметы?»

Стимульный материал: 6 карточек с четырьмя изобра­жениями на каждой, одно из которых лишнее (см. Прило­жение 3).

Процедура проведения: ребенку поочередно, начиная с первой, предъявляются задания из шести серий. Диаг­ност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции.

По ходу выполнения оцениваются следующие качест­венные показатели: способность определять «лишний» предмет, уровень развития обобщающих понятий, избира­тельность мышления.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 2451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.012 с.)