Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста, не требующих специальных условий обучения и воспитания (первый уровень психолого-педагогического сопровождения)

Поиск

Легко и быстро вступают в контакт со взрослым, про­являют в нем заинтересованность. Относятся к предъяв­ляемым заданиям с интересом, который не угасает в ходе их выполнения. Положительно откликаются на одобре­ние во время работы, проявляя ответные позитивные эмо­циональные реакции. В случае неудач обращаются за оценкой правильности действий к взрослому. Адекватно реагируют на замечания, стараясь исправить допущенные ошибки. Эмоции разнообразны, отчетливо выражены, проявляются спонтанно. Эмоционально уравновешены. Активно общаются во время исследования. Форма обще­ния - внеситуативно-личностная. Полноценно использу­ют фразовую речь для коммуникативного общения. Вни­мательны во время выполнения заданий. Произвольность внимания достаточно высокая. Как правило, самостоя­тельно выполняют предъявленные задания, в редких слу­чаях уточняя инструкцию. Действуют активно, целенап­равленно, заранее планируя свою деятельность. Сопро­вождают свои действия развернутыми речевыми высказы­ваниями пояснительного характера. Доводят задание до конца, контролируя правильность его выполнения по хо­ду деятельности. Темп деятельности высокий, равномерный. Работоспособность высокая. С равным интересом выполняют задания вербального и невербального характера. Демонстрируют высокий уровень креативности в решении наглядных задач. В речи используют сложную, развернутую фразу. Звукопроизношение и фонематическое восприятие сохранны. Лексико-грамматический строй развит достаточно.

Не испытывают трудностей при сос­тавлении рассказов. Рассказы развернутые, содержат эле­менты вымысла. Критичны.

Уровень психического развития характеризуется как высокий.

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с минимальными или парциальными нарушениями психического развития (второй уровень психолого-педагогического сопровождения)

Легко вступают в контакт, но он носит нестабильный характер из-за возникающих трудностей при выполнении предложенного задания, недостаточной работоспособнос­ти. Интерес к заданиям нестойкий, пропадающий из-за неудач, низкой работоспособности, недостаточной конце­нтрации внимания. Большее предпочтение отдают зада­ниям невербального характера. Задания вербального ха­рактера выполняют с меньшим интересом, но доводят до конца. Как правило, во время обследования эмоционально напряжены. Очень отзывчивы на похвалу, одобрение - в этом случае отмечается резкое повышение результатив­ности выполнения заданий. В случае неудач обычно теря­ют интерес к заданию либо начинают хаотически переби­рать варианты, сохраняя стремление» довести задание до конца. Характер общения ситуативно-деловой. Коммуни­кативная функция речи снижена. Внимание истощается к концу выполнения задания, концентрация зависит от ин­тереса к заданию. Не все задания могут выполнять самос­тоятельно, требуется организующая или разъясняющая, реже наглядно-действенная помощь. Активность и целе­направленность снижаются при усложнении задания, из-за пониженной работоспособности, недостаточной конце­нтрации внимания. Комментируют действия речевыми высказываниями. Темп деятельности умеренный, неред­ко медленный, отмечается неравномерная динамика. Характерно нарушение зрительно-моторной координации.

Отмечается шаблонность при решении наглядно-образ­ных задач. Испытывают сложность в передаче скрытого смысла изображенного на картинках сюжета. При состав­лении рассказа нужна стимулирующая помощь. Пользу­ются сложными, распространенными, но инвертирован­ными фразами, иногда встречаются простые, распростра­ненные предложения. Отмечаются аграмматизмы в речи. Нередки негрубые нарушения звукопроизношения и фо­нематического восприятия. Наблюдаются ошибки при исключении 4-го лишнего предмета, обобщения могут да­ваться с опорой на латентные признаки. Отмечаются не­грубые нарушения целостности и константности восприя­тия при предъявлении сенсибилизированных заданий. Недостаточно критичны.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как средний.

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста, требующих специальных условий обучения и воспитания (третий уровень психолого-педагогического сопровождения)

Вариант 1

Легко вступают в контакт, но он носит нестабильный характер из-за трудностей в процессе работы и низкой ра­ботоспособности. Иногда контакт носит формальный, по­верхностный характер. Зачастую безразличны к ситуации обследования, иногда отмечается возбуждение, расторможенность по ходу деятельности. К одобрению обычно рав­нодушны, но иногда отмечается резкое повышение ре­зультативности выполнения задания. В ответ на замеча­ния раздражаются, замыкаются. В случае неудач теряют интерес к заданию, демонстрируют расторможенность с массой быстрых, неадекватных манипуляций с объектами. Эмоционально неустойчивы.

При активном общении отмечается значительное снижение коммуникативной направленности речи. В некоторых случаях замкнуты, об­щение носит реактивный характер. Детали инструкции зачастую теряются, сохраняется общая цель выполнения задания, в некоторых случаях понимание инструкции затруднено. Ориентировочная деятельность ухудшается из-за пресыщения или неудач. Вес задания выполняют с помощью. Качество помощи - от стимулирующей до обу­чающей. Характер деятельности неустойчивый, колеба­ния активности и целенаправленности отмечаются в слу­чае неудач или из-за низкой концентрации внимания. Де­ятельность малопродуктивна, но организующая и разъяс­няющая помощь оказывается эффективной. Речевое соп­ровождение действий отсутствует либо не относится к вы­полняемому заданию. Динамика деятельности и работос­пособность имеют мерцательный характер. Концентрация внимания недостаточная, по устойчивости внимание ха­рактеризуется как быстрым переключением, так и вяз­костью. Организующая помощь аффективна. Испытыва­ют трудности при составлении рассказов, требуются наво­дящие вопросы, уточнения. Скрытый смысл сюжета пере­дается неточно либо искажается. Социальная перцепция снижена. Рассказы составлены по шаблонной схеме. От­мечается несоответствие составленного рассказа и полу­ченной последовательности картинок. Фразы простые, инвертированные, часто встречаются аграмматизмы. Ха­рактерны множественные нарушения звукопроизношения. Фонематическое восприятие нарушено. При исклю­чении лишнего предмета испытывают трудности в подбо­ре обобщающих понятий. Исключение начистую осущес­твляется по несущественным признакам. Креативность низкая. Критичность снижена.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как ниже среднего.

Вариант 2

Контакт со взрослым в процесс исследования носит нестабильный либо формальный, поверх постны и харак­тер. Дети, как правило, безразличны к ситуации обследо­вания. К одобрению равнодушны. Эмоционально индифферентны в процессе обследования.

Общение реактивное, коммуникативная направленность речи резко снижена. Характерна низкая мотивация к выполнению практиче­ски всех заданий либо быстрая утрата интереса к заданию в случае малейшей неудачи. Инструкция либо не понима­ется (в случае незнакомых заданий), либо теряется из-за низкой концентрации внимания и низкой работоспособ­ности. Деятельность характеризуется трудностями пере­ключения, малопродуктивным поиском решения, зачас­тую бесцельна и хаотична, требуется значительная по­мощь для ее организации. Динамика деятельности неус­тойчивая, работоспособность низкая. Речевое сопровож­дение действий отсутствует. Ошибки в процессе выполне­ния заданий самостоятельно не замечаются. Концентра­ция внимания низкая. Характерны пли быстрая переключаемость, или вязкость внимания. Помощь малоэффек­тивна. Испытывают значительные трудности при состав­лении рассказов. Часто рассказы отсутствуют, помощь малоэффективна. Пользуются простыми, безличными предложениями. Характерны множественные ошибки звукопроизношения. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Множественные ошибки наблюдаются при исключении лишнего предмета, которое часто носит уга­дывающий характер. Обобщающие понятия практически отсутствуют либо используются неадекватно. Уровень во­ображения очень низкий. Некритичны.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как низкий.

Вариант 3

Контакт со взрослым в процессе исследования неста­бильный. Эмоционально безразличны к выполняемым за­даниям, либо проявляют неадекватные эмоциональные реакции. Понимание вербальных инструкций резко зат­руднено, отмечается потеря инструкции. Интерес к зада­ниям избирательный, быстро пропадающий. Уровень ори­ентировочной деятельности низкий. Отсутствует самосто­ятельное выполнение заданий из-за неумения построить программу действий. Деятельность хаотичная, бессистем­ная, бесцельная. Работоспособность очень низкая.

Мани пулятивная функция рук резко ограничена. Способы действий при решении наглядных задач непродуктивные. Уровень развития представлений низкий. Логические за­дачи выполняют путем угадывания. Но умеют обосновать выбранный вариант решения. Причинно-следственные связи не устанавливают. Объем памяти очень низкий. Не могут самостоятельно составить СВЯЗНЫЙ рассказ. Фразо­вая речь отсутствует. Многочисленные ошибки звукопроизношения. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Креативность низкая. Некритичны.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как низкий.

Вариант 4

Характерна низкая контактность. Отмечается незре­лость эмоционально-волевой сферы. Пассивны в общении при общей сниженности психической активности. Уро­вень саморегуляции и контроля познавательной деятель­ности низкий. Допускаемые ошибки самостоятельно не замечаются, речевая регуляция отсутствует, отмечается стихийная активность. Произвольное внимание не сфор­мировано. Зрительно-моторная координация грубо нару­шена. Интерес к выполняемым заданиям слабый, поверх­ностный. Деятельность бесцельная, хаотичная. Помощь неэффективна. Не могут самостоятельно составить рас­сказ. Фразовая речь не сформирована. Отмечаются выра­женные нарушения звукопроизношения. Слоговая струк­тура слов нарушена, в речи аграмматизмы. Фонемати­ческое восприятие грубо нарушено. Уровень развития па­мяти очень низкий. Крайне непродуктивный способ вы­полнения наглядных задач. Операции абстрагирования и обобщения не сформированы. Категоричность мышле­ния отсутствует. Понимание логической взаимосвязи со­бытий и явлений самостоятельно недоступно. Манипулятивная функция рук, как правило, резко ограничена. Некритичны.

Уровень психического развития детей характеризует­ся как очень низкий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.007 с.)