Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система заданий диагностического комплекса для психологического изучения детей старшего дошкольного возраста.

Поиск

При отборе диагностических заданий, с одной стороны, учитывалась их возможность выявлять качест­венное своеобразие психических функций и свойств, с другой стороны, распространенность в практическом ис­пользовании.

В качестве источников диагностического инструмента­рия использовались научно-практические разработки И.А. Коробейникова «Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансериза­ции», И.Ю. Левченко «Патопсихология: теория и прак­тика», С.Д. Забрамной «От диагностики к развитию», С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патоп­сихологии», Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогичес­кая диагностика развития детей дошкольного возраста», М.М. Семаго «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».

Задание 1. «Почтовый ящик»

Цель: изучение уровня развития наглядно-действенно­го мышления (способов действия); оценка работоспособ­ности, обучаемости. (Кроме того, данная методика позво­ляет быстрее установить контакт с ребенком.)

Инструкция: «Давай поиграем. Представь, что эта ко­робочка - почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показываются геометрические фигу­ры). Опусти все фигурки-письма в почтовый ящик».

Стимульный материал: квадратная коробка. На каж­дой грани коробки - прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют про­рези на гранях коробки.

Процедура проведения: пород ребенком - стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить зада­ние согласно инструкции.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: способы действия, работоспо­собность, концентрация внимании, зрительное восприя­тие формы, ведущая рука.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая помощь - подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получиться» или «Правиль­но, молодец, стараешься, давай дальше»). Такой вид по­мощи используется на начальных этапах выполнения ре­бенком задания, а также в случае, когда ребенок неуве­рен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий;

организующая помощь - организация внимания на ка­ком-то моменте выполнения задании («Не торопись», «Посмотри внимательно»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчивое, и он быст­ро отвлекается;

разъясняющая помощь - уточнение порядка действий при выполнении задания («Ты дол жги реять фигурку-письмо, посмотреть на нее внимательно, потом найти от­верстие, подходящее для этой фигурки, и опустить в это отверстие фигурку-письмо);

введение наглядности - демонстрация способа действия без объяснения алгоритма его выполнения. Диагност зрительно подбирает к отверстию па любой из гра­ней соответствующую фигурку, берег ее и опускает в ко­робку, затем говорит ребенку: «А теперь продолжи сам». Можно подсказать ребенку цвет грани, на которой распо­ложено необходимое отверстие;

конкретная обучающая помощь - заключительный вид помощи. Диагност берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на ее информативные точки (например на то, что у нее есть три острых угла), затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, в котором также есть три острых угла; совместно с ребенком отыски­вает нужное отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После обучения ребенку предлагается действовать самостоятельно.

Задание 2. «Заучивание 10 слов»

Цель: изучение состояния слухоречевой памяти (объе­ма, качества, продуктивности запоминания); оценка утомляемости, активности внимания.

Инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повто­ри столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Стимульный материал: листок со словами: дом, кот, лес, зерно, игла, мост, хлеб, окно, брат, мед. Набор слов может, а при повторном исследовании должен, быть дру­гим. Важно, чтобы использовался аналогичный лексиче­ский материал - одно-двусложные слова, простые по звукослоговой структуре и понятные по семантике.

Процедура проведения: для проведения эксперимента важна тишина. Диагност предъявляет инструкцию, а за­тем медленно и четко читает слова. Когда ребенок повто­ряет слова, диагност напротив правильно произнесенных слов ставит в протоколе крестики.

Если слово искажается, либо заменяется другим, диаг­ност записывает сказанное слово в протокол.

Образец протокола

Слова для запоминания 1-е предъявление 2-е предъявление 3-е предъявление Отсроченное воспроизведение
ДОМ КОТ ЛЕС ЗЕРНО ИГЛА МОСТ ХЛЕБ ОКНО БРАТ МЁД        

Опыт повторяется 3 раза. После трехкратного повторе­ния предлагаются другие задания, а в конце исследова­ния, то есть примерно через 30 -10 минут, ребенка снова просят воспроизвести эти слона (допустимо напомнить первое слово). По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания 10 слов».

Задание 3. «Мозаика»

Цель: изучение зрительно-пространственного восприя­тия взаиморасположения объектом на плоскости, способ­ности различать основные и оттеночные цвета, форму гео­метрических фигур; оценка речевого планирования дея­тельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, качества графики.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка -мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фи­гурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нуж­ный цвет».

Стимульный материал: цветные фломастеры, картин­ка-образец, лист бумаги с контурным изображением гео­метрических фигурок (см. Приложение 8).

Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить зада­ние согласно инструкции.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на изображении и образце, качество раскрашивания, особен­ности зрительно-моторной координации, трудности в на­хождении нужной фигуры, степень соответствия получен­ного изображения картинке-образцу.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - подбадри­вание, стимуляция или концентрация внимания;

разъясняющая помощь - повторение инструкции в бо­лее медленном темпе, с акцентом на -том, что каждая фи­гурка должна быть раскрашена так же, как на образце.

Задание 4. «Разрезные картинки»

Цель: изучение умения создавать целое из частей; оценка сформированности мыслительных операций ана­лиза и синтеза. (Выполнение задания возможно только при определенной степени сформированности наглядно-образного мышления.)

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти карточ­ки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы полу­чился названный тобой предмет».

Стимульный материал: серия цветных разрезных картинок разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально-вертикальный, диа­гональный) и количеством разрезанных частей (2-5). Возможно использование самостоятельно изготовленно­го стимульного материала, если он отвечает следующим требованиям: предмет, изображенный на картинке дол­жен входить в запас представлений ребенка об окружаю­щем мире; разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изобра­жения.

Процедура проведения: ребенку поочередно предъяв­ляют разрезанные изображения предметов - от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотично, чтобы затруднить восприятие изображенного предмета. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. Картинка собирается после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может опреде­лить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, диагност обращает его внимание на наиболее характерную деталь.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: восприятие изображенного предмета, способы сложения картинки, поворот получен­ного изображения на плоскости.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - см. зада­ние 1;

разъясняющая помощь - диагност говорит: «Еще раз внимательно посмотри на детали картинки, вспомни, что ты должен собрать, соедини эти детали так, чтобы полу­чился целый предмет»;

введение наглядности - при складывании картинки из трех-пяти частей, диагност берет дне подходящие час­ти, соединяет их между собой, не объясняя алгоритм вы­полнения действия, далее предлагает ребенку продолжить собирать картинку самостоятельно. Другой вариант наг­лядно-действенной помощи - показ картинки с целым изображением предмета;

конкретная обучающая помощь - диагност показыва­ет ребенку наиболее характерные детали собираемого предмета, уточняет, в какой части изображения они нахо­дятся (вверху, внизу, впереди, сзади). Затем намечает план сборки изображения (для вертикальных изображе­ний - снизу вверх, для горизонтальных - слева направо) и вместе с ребенком собирает картинку. После обучения ре­бенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Задание 5. «Последовательные картинки»

Цель: выявление возможности устанавливать простра­нственно-временные и причинно-еледетнонные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий; оценка вербального воображения и уров­ня развития речи (качества фразы, СОСТОЯНИЯ лексико-грамматического строя и звукопроизношвния).

Инструкция: «На этих картинках изображены собы­тия одного рассказа. Все картинки перепугались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем нее закончилось. Когда разложишь картинки, составь рассказ».

Стимульный материал: несколько серий, состоящих из двух-трех картинок, каждая из которых отражает ка­кое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл. Возможно использование самостоятель­но изготовленного стимульного материала.

Процедура проведения: ребенку поочередно предъяв­ляют серии картинок. Карточки раскладывают хаотично.

Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: последовательность раскла­дывании, способность самостоятельно составить рассказ, качество рассказа, последовательность рассказа.

При необходимости оказывают дозированную помощь в раскладывании картинок. В случае, если ребенок разло­жил картинки неверно, не следует сразу же вносить исп­равления. Возможно, ребенок сможет самостоятельно за­метить ошибку по ходу составления рассказа. Кроме того, при неправильном раскладе может получиться связный и по-своему логичный рассказ. Надо выслушать ребенка, а затем предложить помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - см. зада­ние 1;

разъясняющая помощь - если ребенок начинает рас­сказ без раскладывания картинок, диагност уточняет, что картинки необходимо сначала разложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребенок неверно разложил картинки и составил связный рассказ, диагност выслушивает его, а затем говорит: «Ты придумал интерес­ный рассказ, но картинки надо разложить по-другому, попробуй исправить»;

введение наглядности - диагност выкладывает первую картинку и предлагает ребенку продолжать самостоятельно.

конкретная обучающая помощь - диагност рассказы­вает весь сюжет, подчеркивая слова «раньше», «потом», и сопровождает свой рассказ последовательным выклады­ванием картинок. Затем перемешивает картинки и просит ребенка выполнить задание самостоятельно.

Задание 6. «Нарисуй целое»

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления; оценка целостности зрительного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представ­лению; изучение зрительного внимания, памяти; опреде­ление наличия и характера речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности; оценка состояния графомоторных навыков.

Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезан­ная на части. Что на ней нарисовано? (Груша.) Представь, какая она должна быть целая, и нарисуй ее».

Стимульный материал: лист бумаги, фломастеры, изображение груши, разрезанное по диагонали на четыре части (см. Приложение 3).

Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку им пол нить зада­ние согласно инструкции. Если ребенок неправильно наз­вал изображенный на картинке предмет, диагност гово­рит: «Посмотри внимательно. Ты правильно назвал?» Когда такая помощь недостаточна, диагност сам называет предмет. После выяснения названия предмета, ребенок приступает к его изображению.

По ходу выполнения задания оцени маются следующие качественные показатели: зрительное восприятие предме­та, качество воссозданного целостного образа, восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - см. зада­ние 1;

разъясняющая помощь необходима, когда ребенок не понимает смысла слова «целая». В этом случае диагност более подробно объясняет: «Посмотри, им картинке кусоч­ки груши, если их соединить вместе, получится целая гру­ша. Представляешь, какая она будет? Тогда нарисуй ее». Если ребенку этого недостаточно, то говорится примерно следующее: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треугольная? Какого она цвети? Что у нее есть? Нарисуй ее».

После того, как ребенок закончит рисунок, уместно спросить: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?»

Задание 7. «Исключение четвертого лишнего предмета»

Цель: исследование операций абстрагирования и обоб­щения; оценка уровня развития зрительного восприятия.

Инструкция: «Здесь нарисовано четыре предмета. На­зови их. Три предмета подходят друг к другу, их можно назвать общим словом. А один предмет к ним не подходит. Он лишний. Найди его. Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать остальные предметы?»

Стимульный материал: 6 карточек с четырьмя изобра­жениями на каждой, одно из которых лишнее (см. Прило­жение 3).

Процедура проведения: ребенку поочередно, начиная с первой, предъявляются задания из шести серий. Диаг­ност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции.

По ходу выполнения оцениваются следующие качест­венные показатели: способность определять «лишний» предмет, уровень развития обобщающих понятий, избира­тельность мышления.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - см. зада­ние 1;

разъясняющая помощь - диагност говорит: «Посмотри внимательно на карточку, сравни все картинки между со­бой. Определи, какие из них подходят друг к другу, и на­зови их одним общим словом. Покажи ту картинку, кото­рая на этой карточке лишняя»;

введение наглядности - диагност объединяет между собой две из четырех находящихся на карточке картинок и просит ребенка из оставшихся двух выбрать одну, похо­жую на те две, которые он объединил, а затем показать непохожую, лишнюю картинку и объяснить свои дей­ствия;

конкретная обучающая помощь - диагност обращает внимание ребенка на то, что на трех картинках карточки (показывает их) нарисованы предметы, которые можно назвать одним общим словом. Спрашивает у ребенка, ка ким словом можно назвать показанные предметы. Затем обращает внимание ребенка на четвертый предмет, отно­сящийся к другой категории. Спрашивает, каким обоб­щающим словом его можно назвать, например «собака -это кто?» (домашнее животное). Уточняет, что эта кар­тинка не похожа на три другие и является лишней. После этого ребенку предлагается выполнить, задания других серий.

 

Задание 8. «Обведи и дорисуй»

Цель: выявление уровня невербального воображения, креативности; оценка состояния графомоторных навы­ков; определение наличия и характере речевого сопровож­дения.

Инструкция: «Перед тобой лежат фигурки. Назови их. Возьми любые фигурки, обведи их фломастерами, дори­суй что-нибудь так, чтобы получились картинка».

Стимульный материал: геометрические фигурки-шаб­лоны (круг, квадрат, треугольник), изготовленные из кар­тона, фломастеры, лист бумаги.

Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку мы пол нить зада­ние согласно инструкции.

По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: уровень развития невербально­го воображения, ведущая рука, уровень развития мотор­ной функции руки, стереотипность, шаблонность мышле­ния, речевая регуляция деятельности.

При необходимости ребенку оказывается помощь.

Виды помощи:

стимулирующая и организующая помощь - см. зада­ние 1;

разъясняющая помощь необходима, когда ребенок не понимает смысла слов «дорисуй что-нибудь так, чтобы получилась картинка». В этом случае диагност дает разъяс­нения, например: «Подумай, во что можно превратить фи­гурку и нарисуй это»; «Подумай, па что похож круг, и нарисуй это»; «Подумай, что бывает круглое, и нарисуй это».

 

Задание 9. «Эхо»

Цель: исследование фонематических процессов. Инструкция: «Представь, что ты эхо. Сейчас я произ­несу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно повторить их».

Стимульный материал: цепочки слогов с оппозицион­ными звуками:

БА-ПА-БА ПА-БА-ПА

ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА

ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА

РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА

ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША

(Можно использовать и другие цепочки слогов с оппо­зиционными звуками.)

Процедура проведения: диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. Если цепочка слогов повторяется неверно, диагност, не обращая на это внимание ребенка, произносит следующую слоговую це­почку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.68.97 (0.012 с.)