Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система заданий диагностического комплекса для психологического изучения детей старшего дошкольного возраста.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При отборе диагностических заданий, с одной стороны, учитывалась их возможность выявлять качественное своеобразие психических функций и свойств, с другой стороны, распространенность в практическом использовании. В качестве источников диагностического инструментария использовались научно-практические разработки И.А. Коробейникова «Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации», И.Ю. Левченко «Патопсихология: теория и практика», С.Д. Забрамной «От диагностики к развитию», С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии», Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста», М.М. Семаго «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога». Задание 1. «Почтовый ящик» Цель: изучение уровня развития наглядно-действенного мышления (способов действия); оценка работоспособности, обучаемости. (Кроме того, данная методика позволяет быстрее установить контакт с ребенком.) Инструкция: «Давай поиграем. Представь, что эта коробочка - почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показываются геометрические фигуры). Опусти все фигурки-письма в почтовый ящик». Стимульный материал: квадратная коробка. На каждой грани коробки - прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют прорези на гранях коробки. Процедура проведения: пород ребенком - стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: способы действия, работоспособность, концентрация внимании, зрительное восприятие формы, ведущая рука. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая помощь - подбадривание, похвала («Постарайся сделать, у тебя получиться» или «Правильно, молодец, стараешься, давай дальше»). Такой вид помощи используется на начальных этапах выполнения ребенком задания, а также в случае, когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий; организующая помощь - организация внимания на каком-то моменте выполнения задании («Не торопись», «Посмотри внимательно»). Данная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчивое, и он быстро отвлекается; разъясняющая помощь - уточнение порядка действий при выполнении задания («Ты дол жги реять фигурку-письмо, посмотреть на нее внимательно, потом найти отверстие, подходящее для этой фигурки, и опустить в это отверстие фигурку-письмо); введение наглядности - демонстрация способа действия без объяснения алгоритма его выполнения. Диагност зрительно подбирает к отверстию па любой из граней соответствующую фигурку, берег ее и опускает в коробку, затем говорит ребенку: «А теперь продолжи сам». Можно подсказать ребенку цвет грани, на которой расположено необходимое отверстие; конкретная обучающая помощь - заключительный вид помощи. Диагност берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на ее информативные точки (например на то, что у нее есть три острых угла), затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, в котором также есть три острых угла; совместно с ребенком отыскивает нужное отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После обучения ребенку предлагается действовать самостоятельно. Задание 2. «Заучивание 10 слов» Цель: изучение состояния слухоречевой памяти (объема, качества, продуктивности запоминания); оценка утомляемости, активности внимания. Инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» Стимульный материал: листок со словами: дом, кот, лес, зерно, игла, мост, хлеб, окно, брат, мед. Набор слов может, а при повторном исследовании должен, быть другим. Важно, чтобы использовался аналогичный лексический материал - одно-двусложные слова, простые по звукослоговой структуре и понятные по семантике. Процедура проведения: для проведения эксперимента важна тишина. Диагност предъявляет инструкцию, а затем медленно и четко читает слова. Когда ребенок повторяет слова, диагност напротив правильно произнесенных слов ставит в протоколе крестики. Если слово искажается, либо заменяется другим, диагност записывает сказанное слово в протокол. Образец протокола
Опыт повторяется 3 раза. После трехкратного повторения предлагаются другие задания, а в конце исследования, то есть примерно через 30 -10 минут, ребенка снова просят воспроизвести эти слона (допустимо напомнить первое слово). По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания 10 слов». Задание 3. «Мозаика» Цель: изучение зрительно-пространственного восприятия взаиморасположения объектом на плоскости, способности различать основные и оттеночные цвета, форму геометрических фигур; оценка речевого планирования деятельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной координации, качества графики. Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка -мозаика. На ней нарисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой листок бумаги, на котором эти фигурки рассыпались и не раскрашены. Раскрась их в нужный цвет». Стимульный материал: цветные фломастеры, картинка-образец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок (см. Приложение 8). Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на изображении и образце, качество раскрашивания, особенности зрительно-моторной координации, трудности в нахождении нужной фигуры, степень соответствия полученного изображения картинке-образцу. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - подбадривание, стимуляция или концентрация внимания; разъясняющая помощь - повторение инструкции в более медленном темпе, с акцентом на -том, что каждая фигурка должна быть раскрашена так же, как на образце. Задание 4. «Разрезные картинки» Цель: изучение умения создавать целое из частей; оценка сформированности мыслительных операций анализа и синтеза. (Выполнение задания возможно только при определенной степени сформированности наглядно-образного мышления.) Инструкция: «Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет». Стимульный материал: серия цветных разрезных картинок разной степени сложности, определяемой конфигурацией разреза (горизонтально-вертикальный, диагональный) и количеством разрезанных частей (2-5). Возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала, если он отвечает следующим требованиям: предмет, изображенный на картинке должен входить в запас представлений ребенка об окружающем мире; разрез картинки должен быть таким, чтобы в образованные элементы попали значимые части изображения. Процедура проведения: ребенку поочередно предъявляют разрезанные изображения предметов - от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотично, чтобы затруднить восприятие изображенного предмета. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. Картинка собирается после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, диагност обращает его внимание на наиболее характерную деталь. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: восприятие изображенного предмета, способы сложения картинки, поворот полученного изображения на плоскости. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - см. задание 1; разъясняющая помощь - диагност говорит: «Еще раз внимательно посмотри на детали картинки, вспомни, что ты должен собрать, соедини эти детали так, чтобы получился целый предмет»; введение наглядности - при складывании картинки из трех-пяти частей, диагност берет дне подходящие части, соединяет их между собой, не объясняя алгоритм выполнения действия, далее предлагает ребенку продолжить собирать картинку самостоятельно. Другой вариант наглядно-действенной помощи - показ картинки с целым изображением предмета; конкретная обучающая помощь - диагност показывает ребенку наиболее характерные детали собираемого предмета, уточняет, в какой части изображения они находятся (вверху, внизу, впереди, сзади). Затем намечает план сборки изображения (для вертикальных изображений - снизу вверх, для горизонтальных - слева направо) и вместе с ребенком собирает картинку. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. Задание 5. «Последовательные картинки» Цель: выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-еледетнонные связи по серии сюжетных картинок, устанавливать скрытый смысл событий; оценка вербального воображения и уровня развития речи (качества фразы, СОСТОЯНИЯ лексико-грамматического строя и звукопроизношвния). Инструкция: «На этих картинках изображены события одного рассказа. Все картинки перепугались. Найди, с чего все началось, что было потом, чем нее закончилось. Когда разложишь картинки, составь рассказ». Стимульный материал: несколько серий, состоящих из двух-трех картинок, каждая из которых отражает какое-либо событие несложного сюжета. Все серии содержат скрытый смысл. Возможно использование самостоятельно изготовленного стимульного материала. Процедура проведения: ребенку поочередно предъявляют серии картинок. Карточки раскладывают хаотично. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: последовательность раскладывании, способность самостоятельно составить рассказ, качество рассказа, последовательность рассказа. При необходимости оказывают дозированную помощь в раскладывании картинок. В случае, если ребенок разложил картинки неверно, не следует сразу же вносить исправления. Возможно, ребенок сможет самостоятельно заметить ошибку по ходу составления рассказа. Кроме того, при неправильном раскладе может получиться связный и по-своему логичный рассказ. Надо выслушать ребенка, а затем предложить помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - см. задание 1; разъясняющая помощь - если ребенок начинает рассказ без раскладывания картинок, диагност уточняет, что картинки необходимо сначала разложить по порядку и только затем составлять рассказ. Если ребенок неверно разложил картинки и составил связный рассказ, диагност выслушивает его, а затем говорит: «Ты придумал интересный рассказ, но картинки надо разложить по-другому, попробуй исправить»; введение наглядности - диагност выкладывает первую картинку и предлагает ребенку продолжать самостоятельно. конкретная обучающая помощь - диагност рассказывает весь сюжет, подчеркивая слова «раньше», «потом», и сопровождает свой рассказ последовательным выкладыванием картинок. Затем перемешивает картинки и просит ребенка выполнить задание самостоятельно. Задание 6. «Нарисуй целое» Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления; оценка целостности зрительного восприятия, способности воссоздавать зрительный образ по представлению; изучение зрительного внимания, памяти; определение наличия и характера речевого сопровождения и произвольной регуляции деятельности; оценка состояния графомоторных навыков. Инструкция: «Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части. Что на ней нарисовано? (Груша.) Представь, какая она должна быть целая, и нарисуй ее». Стимульный материал: лист бумаги, фломастеры, изображение груши, разрезанное по диагонали на четыре части (см. Приложение 3). Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку им пол нить задание согласно инструкции. Если ребенок неправильно назвал изображенный на картинке предмет, диагност говорит: «Посмотри внимательно. Ты правильно назвал?» Когда такая помощь недостаточна, диагност сам называет предмет. После выяснения названия предмета, ребенок приступает к его изображению. По ходу выполнения задания оцени маются следующие качественные показатели: зрительное восприятие предмета, качество воссозданного целостного образа, восприятие цвета, пространственное расположение изображения на листе бумаги, размер полученного изображения. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - см. задание 1; разъясняющая помощь необходима, когда ребенок не понимает смысла слова «целая». В этом случае диагност более подробно объясняет: «Посмотри, им картинке кусочки груши, если их соединить вместе, получится целая груша. Представляешь, какая она будет? Тогда нарисуй ее». Если ребенку этого недостаточно, то говорится примерно следующее: «Подумай, какая бывает груша, круглая, овальная, треугольная? Какого она цвети? Что у нее есть? Нарисуй ее». После того, как ребенок закончит рисунок, уместно спросить: «Ты все правильно нарисовал, ничего не забыл?» Задание 7. «Исключение четвертого лишнего предмета» Цель: исследование операций абстрагирования и обобщения; оценка уровня развития зрительного восприятия. Инструкция: «Здесь нарисовано четыре предмета. Назови их. Три предмета подходят друг к другу, их можно назвать общим словом. А один предмет к ним не подходит. Он лишний. Найди его. Почему этот предмет не подходит? Каким словом можно назвать остальные предметы?» Стимульный материал: 6 карточек с четырьмя изображениями на каждой, одно из которых лишнее (см. Приложение 3). Процедура проведения: ребенку поочередно, начиная с первой, предъявляются задания из шести серий. Диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. По ходу выполнения оцениваются следующие качественные показатели: способность определять «лишний» предмет, уровень развития обобщающих понятий, избирательность мышления. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - см. задание 1; разъясняющая помощь - диагност говорит: «Посмотри внимательно на карточку, сравни все картинки между собой. Определи, какие из них подходят друг к другу, и назови их одним общим словом. Покажи ту картинку, которая на этой карточке лишняя»; введение наглядности - диагност объединяет между собой две из четырех находящихся на карточке картинок и просит ребенка из оставшихся двух выбрать одну, похожую на те две, которые он объединил, а затем показать непохожую, лишнюю картинку и объяснить свои действия; конкретная обучающая помощь - диагност обращает внимание ребенка на то, что на трех картинках карточки (показывает их) нарисованы предметы, которые можно назвать одним общим словом. Спрашивает у ребенка, ка ким словом можно назвать показанные предметы. Затем обращает внимание ребенка на четвертый предмет, относящийся к другой категории. Спрашивает, каким обобщающим словом его можно назвать, например «собака -это кто?» (домашнее животное). Уточняет, что эта картинка не похожа на три другие и является лишней. После этого ребенку предлагается выполнить, задания других серий.
Задание 8. «Обведи и дорисуй» Цель: выявление уровня невербального воображения, креативности; оценка состояния графомоторных навыков; определение наличия и характере речевого сопровождения. Инструкция: «Перед тобой лежат фигурки. Назови их. Возьми любые фигурки, обведи их фломастерами, дорисуй что-нибудь так, чтобы получились картинка». Стимульный материал: геометрические фигурки-шаблоны (круг, квадрат, треугольник), изготовленные из картона, фломастеры, лист бумаги. Процедура проведения: перед ребенком стимульный материал. Диагност предлагает ребенку мы пол нить задание согласно инструкции. По ходу выполнения задания оцениваются следующие качественные показатели: уровень развития невербального воображения, ведущая рука, уровень развития моторной функции руки, стереотипность, шаблонность мышления, речевая регуляция деятельности. При необходимости ребенку оказывается помощь. Виды помощи: стимулирующая и организующая помощь - см. задание 1; разъясняющая помощь необходима, когда ребенок не понимает смысла слов «дорисуй что-нибудь так, чтобы получилась картинка». В этом случае диагност дает разъяснения, например: «Подумай, во что можно превратить фигурку и нарисуй это»; «Подумай, па что похож круг, и нарисуй это»; «Подумай, что бывает круглое, и нарисуй это».
Задание 9. «Эхо» Цель: исследование фонематических процессов. Инструкция: «Представь, что ты эхо. Сейчас я произнесу слоги. Послушай внимательно и постарайся, как эхо, точно повторить их». Стимульный материал: цепочки слогов с оппозиционными звуками: БА-ПА-БА ПА-БА-ПА ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША (Можно использовать и другие цепочки слогов с оппозиционными звуками.) Процедура проведения: диагност предлагает ребенку выполнить задание согласно инструкции. Если цепочка слогов повторяется неверно, диагност, не обращая на это внимание ребенка, произносит следующую слоговую цепочку.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.68.97 (0.012 с.) |