Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По выполнению практических заданий↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По выполнению практических заданий
Учебная дисциплина: «История» Специальность: для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Преподаватель: Емельяненко И.Б
Старый Оскол
2014 г.
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине История для специальности СПО: 44.02.01 Дошкольное образование
050148 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии) (в области музыкальной деятельности) Разработчик:
ГБОУ СПО СПК преподаватель общественных дисциплин И.Б. Емельяненко (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рецензент:
Трубин О.А., старший преподаватель кафедры экономики, математики и и информатики СОФ НИУ Бел ГУ
СОДЕРЖАНИЕ: Ведение 2. Критерии оценивания практической работы студентов Взаимное влияние Западной и Восточной цивилизаций в материальной жизни, науке, культуре. Рождение Киевской Руси. Первые русские князья Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Россия в конце XVI – XVII вв. Модернизация в Европе XVI – XVII вв Россия во второй половине XVIII в Мир в эпоху модернизации (XIX В.) Российская империя в XIX в. Мир в начале XX века Россия в 1914 – 1922 г.г. Строительство социализма в СССР Список литературы
Ведение
Методические указания по выполнению практических занятий и лабораторных работ адресованы студентам специальности: Специальность: специальность 44.02.01 Дошкольное образование ) Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия инструкцию по подготовке к семинарским занятиям, список литературы и критерия оценивания ответов студентов. Участие в практических занятиях работа является обязательным, для каждого студента.
Практическое занятие - это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (работа в группе, участие в диспуте, работа с источниками и.т.д). Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь по каждой учебной дисциплине.
1. Критерии оценивания практической работы студентов Оценка «отлично» ставится, если выполнена вся практическая работа, т.е. полностью раскрыто содержание заданий, ответ логически выстроен. Демонстрирует знания в области учебной дисциплины «История», представляет информацию, на основе анализа источников, содержащихся в знаковых системах. Студент владеет необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими самостоятельно решать учебные задачи, при выполнении тестовых заданий, даны правильные ответы. Безошибочно устанавливает соответствие понятий и определений. Самостоятельная работа оформлена грамотно, с верным использованием терминов. Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил всю практическую работу, но не в полном объеме раскрыто содержание первого задания, либо допущено небольшое количество ошибок в тестовом задании, либо не всегда верно соотнесены понятия и определения. Демонстрирует знания в области учебной дисциплины «Обществознание», но не точно представляет информацию, на основе анализа источников, содержащихся в различных знаковых системах Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил более 50% заданий практической работы. Показано знание только основного материала, но ответ на вопрос в первом задании не раскрыт в достаточной мере. Затрудняется аргументированно ответить на вопросы в работе с первоисточником. Допущены ошибки в заданиях, либо выполнено правильно два задания из трех.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил 50% или менее 50% прктической работы, не знает значительной части материала, допускает существенные ошибки, с затруднениями выполняет задания. Не аргументирует ответы на вопросы в работе с первоисточником. Допущены ошибки в тестовом задании. Либо выполнено правильно менее половины заданий ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Тема: Взаимное влияние Западной и Восточной цивилизаций в материальной жизни, науке, культуре. Цели: 1. Определение особенностей развития цивилизаций Востока и Запада в Средние века. 2. Определение основных черт и этапов развития восточно-христианской цивилизации. 3. Рассмотрение процесса Великого переселения народов с использованием исторической карты. 4. Выделение основных этапов становления государственности в странах Европы в период Средневековья. 5. Развить навыки работы с текстом, выделения главного, систематизации, работы с исторической картой. Задания: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Тема: Рождение Киевской Руси. Первые русские князья ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
ЗАДАНИЕ 1 Рассмотрите схему «Общественный строй восточных славян», найдите ответы на вопросы: 1. Какими коллективами жили восточные славяне? 2. Как можно охарактеризовать общественный строй восточных славян? Почему он так называется? 3. Какие экономические причины привели к появлению государственности у восточных славян? 4. Какие социальные причины привели к появлению государственности у восточных славян?
ЗАДАНИЕ 2 Рассмотрите схему «Версии происхождения государственности на Руси», Сформулируйте суть норманнской и антинорманской теорий происхождения государства у восточных славян. ЗАДАНИЕ 3 На основании текста учебника выделите основные направления внутренней и внешней политики Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого; материал систематизируйте в виде таблицы:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 ЗАДАНИЕ 1 Рассмотрите схему «Раздробленность Руси», сформулируйте причины и последствия распада киевской Руси на отдельные княжества. ЗАДАНИЕ 2 Используя карту и текст, составьтесравнительную характеристику крупнейших земель и княжеств Руси. Материал систематизируйте в таблице:
КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Киевское княжество по-прежнему считалось первым среди других русских княжеств. Его князь продолжал носить титул великого киевского князя. Киев сохранил и свою историческую славу матери русских городов. Оставался он и главным религиозным центром русских земель. Но вместе с тем с 1140-х гг. Киев безвозвратно потерял контроль над русскими землями и превратился в одно из русских княжеств, с которым все меньше считались сильные соседи. Все более пустынными становились водные пространства Днепра, умирал международный путь "из варяг в греки". Для Киевской земли ушли в прошлое большая европейская политика, грандиозные походы на Балканы, в центр Европы, в глубь половецкой степи. Теперь внешняя политика Киева сосредоточилась на борьбе с Северо-Восточной Русью, с Юрием Долгоруким и его наследниками и на изнуряющих схватках с половцами. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО В Юго-Западной Руси сформировалось мощное Галицко-Волынское княжество. Здесь появились крупные, богатые, хорошо укрепленные города - Владимир-Волынский, Галич, Перемышль, Луцк, Холм, Дорогобуж, Червен, Бужеск и др. Большую силу в Галицко-Волынской земле приобрело мощное боярство, располагавшее обширными землями. Бояре опирались на многочисленных дружинников и со временем стали соперничать с местными князьями. В середине XII в. от Волынского княжества отделилось Галицкое княжество с центром в Галиче, богатом торговом и промышленном городе. Борьба князей между собой, а также противостояние княжеской власти и боярских группировок, в котором активное участие приняло городское население, привели к длительным и тяжелым смутам в Галицкой земле. И все же, именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств, стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок. ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД Господин Великий Новгород, как называли его современники, рано обособился от Киева. Новгородская земля простиралась от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. С самого начала русской государственности Новгород выступал наравне с Киевом за лидерство в русских землях. Но одновременно Новгород постоянно стремился сохранить свое особое положение в русских землях, утвердить свою вольность. Хотя киевские правители регулярно посылали в Новгород наместников - своих старших сыновей, княжеская власть никогда не была здесь такой сильной, как в других русских княжествах. Это объяснялось мощью местного боярства, силой городских слоев - богатого купечества и ремесленников. Большой авторитет имел здесь местный руководитель Русской Православной Церкви - новгородский архиепископ, или владыка, как его величали.
Причина особой роли Новгорода в русской истории лежала в самом строе жизни города. Долгое время он располагался в центре важных торговых путей - в Южную Прибалтику и далее - в немецкие земли, Скандинавию, а также в страны Востока. Новгород вырос на торговле, труде ремесленников, на пушном промысле, на хозяйствах крупных землевладельцев. Здесь ранее, чем в других городах, появились купеческие объединения. Со временем в Новгородской земле выросли крупные города Псков и Изборск; по-прежнему заметную роль играла Ладога. Сюда не доходили печенеги и половцы. Это создавало благоприятные условия для развития края. Большую силу в Новгороде со временем получили крупные землевладельцы - бояре. Интересы боярства, купечества, Церкви сплетались воедино. Вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои богатства, играла весьма значительную роль в жизни города. Аристократия вела за собой в политической жизни ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против постоянного политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества. Городские власти выбирались на вече, здесь же обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика. По существу, это была республиканская форма правления. Новгородское княжество нередко именуют Новгородской аристократической республикой, потому что в реальности все рычаги управления и влияния находились в руках аристократии. ЗАДАНИЕ 3 Изучите таблицу «Система монголо-татарского ига», определите формы зависимости Руси от Золотой Орды.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 ЗАДАНИЕ 1 ü Прочитайте обзор историографии оценки деятельности Ивана Грозного. Охарактеризуйте основные точки зрения историков на его правление. ü Какое мнение разделяете вы? Почему? ü Какой точки зрения придерживается составитель текста? Свое мнение аргументируйте. ü От каких факторов зависит оценка деятельности исторической личности?
Около 1549 года к власти пришла новая группировка под названием Избранная рада. Это был не официальный орган государственного управления, а небольшая группа сторонников Ивана Грозного, которые проводили реформы. Они усилили централизацию государства, укрепили центральную власть. Но методы, которыми данные реформы проводились, в историографической науке, оцениваются по-разному. В частности речь идет о наиболее спорном моменте реформ Ивана Грозного – использования государственного террора в форме опричнины с целью реформирования государства, подавления инакомыслия.
В историографии не сложилось единого мнения по поводу характера опричнины, была ли она необходимым ответом царя на деятельность боярской оппозиции, или это был ответ царя – тирана, на инакомыслие в обществе, направленный на его подавление. Основными историографическими источниками, посвященными деятельности Ивана Грозного в ХVІІ - ХVІІІ веках являются летописи, освещающие данный период российской истории. В Никоновской летописи начала XVIІ столетия излагаются основные события, связанные с опричниной, но нет оценки, обоснования причин. Иной подход встречаем в «Кратком летописце» XVII в. Здесь содержится оценка опричнины как института государственного террора, когда «много невинных пострадало». В петровскую эпоху деяния Ивана Грозного и опричнина оценивались положительно, поскольку идеология петровских времен полностью совпадала с идеологией времен Ивана Грозного. Историография по этому вопросу в данный период ограничивается письмами Петра І к сыну, где деятельность Ивана Грозного характеризуется как «славное время», а сам Иван Грозный как «муж достойный, непоколебимый». Опричнина также получает высокую оценку в письмах Петра І к сыну, ее он называет «великим делом», «веселым праздником». В России ХІХ – начала ХХ столетия происходит демократизация общественных взглядов, что вносит в историческую науку новой взгляд на реформы Ивана Грозного, на опричнину. При этом, часто в работах историков игнорируется прогрессивный характер реформ Ивана Грозного, речь идет, в основном об осуждении опричнины и царя-тирана. Начало данной традиции было положено Н. М. Карамзиным, который писал, что: «Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник,— так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной,— мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье». В. О. Ключевский пишет, что «Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана - одно из прекраснейших по началу - по конечным его результатам наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени». Такое отрицательно отношение к опричнине господствовало в исторической науке вплоть до 30-х годов ХХ столетия, когда вновь в России возродилась практика государственного террора и отношение к опричнине и реформам Ивана Грозного вновь претерпели изменения. С конца 30-х до середины 50-х годов XX века в исторической науке господствовала положительная оценка личности Ивана Грозного, его реформ и опричнины. Сам царь представлялся великим патриотом, опричнина – необходимым инструментом политической борьбы, особенно ярко это видно в фильме «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, который был снят в 1944 году. Сюжет фильма строится на идеи необходимости укрепления царской власти, репрессии представляются как сложное, но необходимое решения Грозного, принятое для спасения России. В работе академика Д. Н. Миронова «История России в эпоху средневековья» об Иване Грозном и опричнине говорится только в превосходной степени, в частности Д. Н. Миронов пишет, что «Трудно переоценить заслуги Ивана Грозного и его верных соратников, опричников в деле спасения России от боярского произвола. Грозный и опричники «вымели»» Россию, «выгрызли» врагов русского народа – бояр, создали предпосылки для нового этапа развития российского государства». В дальнейшем, после смерти И. В. Сталина, отношение к институту опричнины начинает меняться. В «Краткой истории СССР», которая вышла в 1978 году сказано, что «Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб и разграбление имущества опальных бояр, а иногда и карательные экспедиции против целых городов или уездов страны следовали одни за другими. Страшным и непонятным казался современникам в эти годы царь. То он собственноручно пытает и казнит опальных бояр, предавая их чудовищным мукам, то устраивает пиры и буйные оргии, сопровождающиеся насилиями и надругательствами над женщинами, то неожиданно облекается в монашеское одеяние и на коленях выпрашивает отпущение грехов. Можно только удивляться, как столь «двуликое» поведение соединялось у Ивана Грозного с большой прозорливостью и «разумением» в управлении государством. Это было загадкой для всех, знавших его, и это остается загадкой для многих историков, писавших и пишущих об Иване Грозном. Опричнина нанесла сокрушительный удар по оппозиционным кругам боярства. В 1572 г., вскоре после новгородских событий, опричнина была отменена. Объяснение этому надо видеть не только в том, что основные силы оппозиционного боярства были к этому времени уже сломлены, а само оно в значительной степени физически истреблено, но и в явно назревающем общем недовольстве опричниной среди самых различных слоев населения. Но «отставив опричнину» и сняв опалы с боярства и даже вернув многим боярам их старые вотчины, Иван Грозный не изменил общей направленности своей политики, которая на протяжении всех 70-х годов носит ярко выраженный крепостнический продворянски характер. Да и многие опричные учреждения преспокойно продолжали существовать после 1572 г. под именем «государева двора». В современной историографии на опричнину также существует два взгляда, такие историки как С. Т. Корольков, П. И. Смушков, Т. И. Тихомиров, оценивают ее как необходимый институт политической власти, созданный Иваном Грозным для борьбы с внутренними врагами. Такое отношение к опричнине может иметь место, если учитывать те политические условия, в которых вел свою политику Иван Грозный, и цели, которые ставились пред опричниной - сломить внутреннюю оппозицию. Однако, если рассматривать опричнину как политический институт, использующий методы политического террора, то безусловно, что опричнина не может рассматриваться как прогрессивное явление. На этих позициях стоит Л. Н. Гумилев, который в работе «От Руси до Росси» пишет: «Опричнина была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия в 1565 г. и официально просуществовала 7 лет. Задачей опричников было «изводить государеву измену», причем определять «измену» должны были те же самые опричники. Таким образом, они могли убить любого человека, объявив его изменником. Одного обвинения было совершенно достаточно для того, чтобы привести в исполнение любой приговор, подвергнуть любому наказанию. Самыми мягкими из наказаний были обезглавливание и повешение, но, кроме того, опричники жгли на кострах, четвертовали, сдирали с людей кожу, замораживали на снегу, сажали на кол... Расправе был подвергнут в 1570 г. Новгород, где было истреблено почти все население. Даже младенцев опричники бросали в ледяную воду Волхова. Они взялись также исправлять нравы: новгородцы любили по праздникам выпить, но было объявлено, что пьянствовать нельзя. Тех, кого ловили пьяными, били кнутом и кидали в те же самые волховские проруби. При расправе с Новгородом, как и при других подобных «мероприятиях», погибло множество бояр, но самое важное (на это обратили внимание современные историки, в отличие от историков XIX в.), что так же страдали и простые люди: приказные, посадские, крестьяне. Ведь опричники, казня боярина, вырезали и его дворовых, крестьян же забирали себе и переводили их на собственные земли. В результате опричнины создалась совершенно невыносимая обстановка, главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств. Однако самая страшная и существенная этническая характеристика опричнины заключается в том, что и царь, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. Сначала Иван, убивая тело стремился также убить «душу». Тела рассекали на мелкие части, а в русском простонародном православии существовало и до сих пор существует предубеждение, что «без тела» покойник не может предстать на Страшном суде. Потом царь стал заносить имена своих жертв в синодик, служил по ним панихиды и искренне считал свое покаяние совершенно достаточным для образцового православного христианина. Более того, Грозный, по меткому замечанию А. М. Панченко, создал совершенно особую концепцию царской власти. Он полагал царское величие равным Божьему и потому лишал подданных права как-либо обсуждать его поступки». Далее Л. Н. Гумилев пишет, что от опричнины Россию спас крымский хан, который напал на Москву в 1571 году и «опричники либо просто дезертировали, либо прикидывались немощными и заболевшими, как говорили тогда, «объявляли себя в нетях». Убийцы беззащитных, они оказались неспособными сражаться с вооруженным и сильным врагом»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5 Задание 1 Выделите последствия Великих географических открытий. К концу XVI в. сложились первые колониальные империи - испанская и португальская. С середины XVI в. в борьбу включились Англия, Франция, Голландия. Соперничество европейских держав за преобладание в Новом Свете стало мощным стимулом их развития. Цена европейского процветания складывалась из гибели древнейших цивилизаций Южной Америки, и из торговли африканскими рабами, и из вывоза драгоценных металлов, сырья, и из неэквивалентной торговли, являвшейся открытым грабежом. Цивилизационное влияние Европы нарушило естественный ход исторического развития стран, ставших объектом европейской колонизации. Великие географические открытия привели к существенному изменению условий экономического развития европейских стран. Торговые пути переместились из Средиземного моря в Атлантику (одна из причин упадка Испании и Италии в начале XVII в.). Сложился европейский рынок, страны Европы теперь были охвачены прочными экономическими и торговыми связями. Очерчивались контуры мирового рынка. Бурное развитие заморской торговли породило акционерные компании, имевшие постоянный капитал и боровшиеся за монопольное положение на рынке колониальных товаров. Усложнялись кредитные, банковские расчеты, операции с ценными бумагами. Изменились условия и темпы накопления капитала. Колониальная торговля, откуп государственных налогов и предоставление под высокие проценты огромных займов государям, налоговые льготы и субсидии, предоставляемые правительствами, - все это благотворно сказывалось на содержимом карманов купцов, «денежных людей», финансовых дельцов. Важнейшее значение имела в этом смысле так называемая революция цен. Привыкшие к устойчивым и низким ценам европейцы крайне болезненно восприняли их резкое повышение. Цены поползли вверх с 40-х гг. XVI в., приводя население в изумление и возмущение. Точных данных нет, но предполагают, что стоимость хлеба в XVI в. выросла в пять - семь раз. Современники гневались на скупщиков и спекулянтов, часто преследуя их по этническому признаку. В Испании, например, во взвинчивании цен винили итальянских купцов. Вместе с тем в той же Испании была популярна версия, объяснявшая рост цен усилением вывоза товаров из страны, что создавало их искусственный дефицит. И сегодня ученые не могут однозначно определить причины «революции цен». Ее связывают с гигантским притоком драгоценных металлов из Америки (12 млн. кг за столетие), дешевизной американского золота и серебра, ростом населения. В революции цен были свои жертвы и свои победители. В числе первых - все, кто жил за счет фиксированных источников доходов (заработной платы, земельной ренты). Выигрывали же те, кто получал предпринимательскую прибыль от занятий торговлей или производством: купцы, финансисты, продавцы сельскохозяйственной продукции, владельцы промышленных предприятий. Торговый (купеческий) капитал при этом, естественно, преобладал, крупные капиталы накапливались прежде всего в обращении. Задание 2 Выделите изменения европейского общества XVI - XVII вв. В это время разбойники с большой дороги чувствовали себя вполне вольготно - верный симптом переходного состояния общества. Люди были убеждены, что виной всему - быстрый рост населения, приведший к невиданному обилию нищих, бездомных. Истинной причиной этого были сложные экономические процессы, отрывавшие большое число людей от привычных занятий (огораживания в Англии, непосильно высокие налоги во Франции, Испании и Нидерландах). Тяжелые времена переживало дворянство. Его значение как военного сословия упало в связи с внедрением огнестрельного оружия, реальная стоимость фиксированных рент от земли в условиях революции цен также снизилась. Часть дворянства увидела выход в аграрном предпринимательстве, участии в торговых компаниях, внедрении краткосрочной аренды на своих землях. Это было так называемое новое дворянство. Складывалась и буржуазия. Ее состав был пестр и неоднороден: торговцы, преуспевавшие цеховые мастера, крупные купцы, банкиры, представители нарождавшейся государственной бюрократии, промышленники-предприниматели. Доходы этих слоев росли, они участвовали в торговле, брали на откуп государственные налоги, приобретали за деньги государственные должности. Нелегкой была участь крестьянства. Увеличение размеров рент и суммы государственных налогов тяжким бременем ложилось на крестьянское хозяйство. Число лиц наемного труда также возросло, их социальное положение было незавидным. Важнейшей особенностью социальных процессов, происходивших в европейском обществе XVI в., следует признать несопоставимую со Средневековьем социальную мобильность (подвижность) населения. Социальный статус отдельных лиц менялся в одночасье: возникали огромные состояния, становились доступны аристократические титулы и звания. Задание 3 Сформулируйте старые и новые черты экономической и социальной жизни Европы XVIII в. XVIII век люди XIX в. называли «старым порядком». Классическим воплощением «старого порядка» историки считают Францию, в которой и родился этот термин. Крестьяне, составлявшие 85-90% населения, не имели права собственности на землю. Реальностью оставалось социальное неравенство, проявлявшееся в господстве двух привилегированных сословий - духовенства и дворянства - над «третьим сословием» (так называли слои населения, которые не имели сословных привилегий: крестьян, ремесленников, торговцев, буржуазию) и обществом в целом. Обстоятельства рождения и происхождения продолжали определять социальный статус и судьбу человека. Границы между сословиями были, конечно, не абсолютными, но в целом достаточно устойчивыми. Преобладание высшей титулованной аристократии, возродившейся в обновившейся после потрясений XVI в., считается историками важнейшей чертой общества «старого порядка». Дворянство, в целом первенствовавшее при дворе, в армии, в судах, в органах центрального и местного управления, свободное от уплаты многих налогов, сохранившее судебную власть над крестьянством, пользовалось благами и привилегиями, узаконенными правом и волей монархов. Экономические связи, существовавшие в пределах национальных рынков, затруднялись таможенными преградами и барьерами, которые сохранялись между отдельными административными областями внутри государства. Характерной особенностью «старого порядка» называют и наличие высоких, подчас разорительных для экономики налогов. Их размер диктовался не хозяйственными возможностями и интересами, а военными и иными потребностями государства. Наконец, неотъемлемым свойством «старого порядка» было существование абсолютных монархий, претерпевавших некоторую эволюцию, но не утративших своих качеств. Данные черты «старого порядка» свидетельствовали о сохранении важнейших структур традиционного общества. Для понимания места XVIII в. в европейской истории важно иметь в виду не только черты традиционного общества, определявшие социальный облик «старого порядка». Нужно помнить, что в его недрах шли процессы, свидетельствовавшие о переменах и настоятельно требовавшие их. Быстрый рост населения предъявлял высокие требования к аграрному производству. Отчасти они удовлетворялись за счет агротехнических новшеств. Городская промышленность, страдавшая от стеснений и налогов, развивалась довольно быстрыми темпами, особенно во Франции, Швейцарии, Фландрии, Силезии, Чехии. Росли объемы внутренней торговли, но несравненно большее значение имело развитие европейского и мирового рынков. Начался новый этап в истории европейской колонизации: Испания, Португалия, Голландия отошли в тень, вперед вырвались Англия и Франция. Их соперничество в Центральной и Северной Америке, Западной Африке, в Индии не помешало обеим странам существенно (в пять-шесть раз за XVIII столетие) увеличить объемы заморской торговли. Складывались колониальные империи. Основой экономики заморских владений стал труд рабов. Работорговля являлась одним из наиболее прибыльных занятий. Важнейшим фактором европейского промышленного и торгового развития была в этот период политика меркантилизма, проводившаяся практически всеми правительствами Европы. Она основывалась на том, что богатство страны определяется имеющимся количеством драгоценных металлов. Их приток обеспечивался поддержанием положительного торгового баланса. Отсюда высокие таможенные тарифы, жесткие правила импорта и экспорта изделий, защита интересов собственных купцов и поддержка мануфактуристов, изгнание конкурентов из колониальной периферии, что достигалось и военными способами; англо-французская война в Северной Америке была одним из первых примеров колониальных войн. Экономический рост, колониальная экспансия и политика меркантилизма - три составляющие процесса социального возвышения торговой и промышленной буржуазии, ядра так называемого среднего класса. Принадлежавшая юридически к «третьему сословию», лишенная привилегий дворянства и духовенства буржуазия все болезненнее воспринимала явное несоответствие между своим приниженным социальным статусом и реальным общественным значением.
ЗАДАНИЕ 4 Выделите основные черты абсолютизма, сравните их с просвещенным абсолютизмом. Главным направлением развития европейской государственности было формирование абсолютизма. Обычно указывают на следующие черты, присущие абсолютной монархии: — в руках наследственного монарха сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная власть; — власть короля по отношению к обществу, и прежде всего по отношению к старой аристократии, становится неограниченной (абсолютной), жестко регламентируются все виды службы и состояния сословий; — монарх единолично распоряжается налоговой системой и государственными финансами; — складывается эффективная система управления, опирающаяся на сформировавшуюся бюрократию; — происходит централизация, унификация и регламентирование государственного и местного управления, территориального деления; — возникает регулярное войско; внедряется система постоянного налогообложения; — государство либо подчиняет церковь своему контролю, либо встает во главе ее; — вырабатываются теории, обосновывающие законность и необходимость абсолютизма. Классическим воплощением идеи абсолютизма была Франция в период правления Людовика XIV, прозванного современниками «королем-солнцем» (1643-1715). Предпосылки формирования абсолютизма не совсем ясны. С одной стороны, нужно учитывать логику развития сословно-представительной монархии. Завершение централизации, становление бюрократии, расширение функций государственного аппарата сделали неизбежным возвышение личности монарха как центра власти, признание за ним значения носителя государственного суверенитета (авторитета и независимости государства). С другой стороны, сдвиги в соотношении сил отдельных сословий, определенность их расстановки на социально-политической арене, острота противоречий между ними позволяли королю выступать более или менее независимо, проводить политику, которая прямо не определялась интересами ни одной из сторон. Применительно к Франции можно, по-видимому, говорить о равновесии феодальных и буржуазных сословий как о главной социальной предпосылке абсолютизма. Отчасти это верно и для Англии. Определенно иной была социальная основа испанского, российского, прусского, шведского абсолютизма. В ряде стран Европы в XVIII в. сложился так называемый просвещенный абсолютизм. При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность в отдельных государствах, она, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития земледелия, роста внутреннего рынка и усовершенствования налоговой системы, внедрение единообразия в административно-территориальное устройство, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами и наказание тех из них, чьи действия отличались особой жестокостью, попытки кодификации законов и создания единой правовой системы, заботу о просвещении, прежде всего поощрение науки и высшего образования, противодействие политическим притязаниям католического духовенства (в эти годы почти одновременно в Испании, Португалии, Австрии, Франции, Парме, Неаполе была запрещена деятельность иезуитов), провозглашение веротерпимости, преобразования судопроизводства ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 Задание 1 Выделите основные черты просвещен |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.252 (0.024 с.) |