Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прочитайте текст, охарактеризуйте основные этапы эволюции средневековых европейских государствСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В IX веке каждый сеньор являлся государем в своих владениях, а сеньория имела облик государства. Частная власть сеньоров неизбежно ослабляла публичную власть государства. Король был отнюдь не самым могущественным сеньором - всего лишь «первым среди равных». С XII в. набиравшая силу королевская власть повела наступление на политическую самостоятельность крупной знати, используя то же оружие - вассалитет. Оформление сословий, усилия короля, ломавшего отношения личной верности и покорности, внедрявшего принципы подчинения населения публичному праву государства, вели к рождению новой формы средневековой государственности. Решающий сдвиг в большинстве стран Западной Европы произошел в XIII- XIV вв. В Англии, Франции, христианских государствах Пиренейского полуострова, в германских княжествах, ряде восточноевропейских стран возникли так называемые сословно-представительные монархии. Утвердились органы сословного представительства: парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции и Нидерландах, рейхстаг и ландтаги в германских княжествах, риксдаг в Скандинавских странах, кортесы в Испании, сейм в Чехии и Польше. В них приглашались или избирались представители крупной знати, духовенства, рыцарства, горожан, иногда - свободного крестьянства. Различавшиеся по составу, структуре, функциям, эти органы имели одну общую черту. Они служили каналом взаимодействия королевской власти и сословий, добившихся права на участие в принятии общегосударственных решений. Как правило, становление сословно-представительных монархий шло параллельно с процессом централизации государств. При сравнении с государственностью Византии или стран Востока средневековая государственность Западной Европы зачастую оценивается как более «слабая». Действительно, европейские государи были вынуждены считаться с титулованной знатью, спецификой вассалитета, влиянием городов. Но в этой слабости была своя сила. Не подчинение общества, а сотрудничество с ним - такой была идеальная модель, далеко не всегда работавшая, но придававшая политическим процессам отличавшую европейское Средневековье динамику. Победа французов в Столетней войне явилась мощным стимулом к развитию процесса централизации Французского государства при Карле VII и Людовике XI. Располагая постоянным войском и регулярно пополняемой казной, король перестал нуждаться в поддержке Генеральных Штатов. К концу XV в. вся Франция была подчинена единой центральной власти короля. Кризис в Англии, вызванный поражением в войне с Францией, привел к раздорам среди представителей аристократии (война Алой и Белой Розы 1455 - 1485 г.). Королем в результате стал Генрих Тюдор. При нем произошло усиление королевской власти: он запретил феодалам содержать военные отряды, приказал разрушить замки непокорных; земли и титулы герцогов и графов, погибших в ходе войны, передал своим сторонникам - новые феодалы полностью зависели от короля. Рыцари и горожане, уставшие от междоусобиц, также оказали поддержку новому королю. Процессы централизации проходили и в других странах Европы. Следствием централизации стало постепенное оформление в Европе абсолютных монархий. Абсолютная, т. е. неограниченная монархия зародилась в странах Европы примерно в одно время (конец XV века): во Франции при Людовике XI, в Англии при Генрихе VII Тюдоре, в Испании при Фердинанде и Изабелле. В рамках абсолютной монархии вся полнота власти принадлежала королю. Его слово было законом для всей страны. Все ее население, - в том числе прежде независимые герцоги и графы, жители городов-коммун - считалось подданными короля. Он распоряжался государственной казной и армией, назначал судей, военачальников, сборщиков налогов. Знатные феодалы шли на службу к королю и становились его придворными. Органы сословного представительства - парламент, Генеральные Штаты, кортесы - стали либо послушными исполнителями воли короля, либо не созывались вовсе. Абсолютная монархия складывалась постепенно, в полной мере ее признаки проявились в странах Европы только в новое время (XVII-XVIII вв.).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Тема: Рождение Киевской Руси. Первые русские князья ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
ЗАДАНИЕ 1 Рассмотрите схему «Общественный строй восточных славян», найдите ответы на вопросы: 1. Какими коллективами жили восточные славяне? 2. Как можно охарактеризовать общественный строй восточных славян? Почему он так называется? 3. Какие экономические причины привели к появлению государственности у восточных славян? 4. Какие социальные причины привели к появлению государственности у восточных славян?
ЗАДАНИЕ 2 Рассмотрите схему «Версии происхождения государственности на Руси», Сформулируйте суть норманнской и антинорманской теорий происхождения государства у восточных славян. ЗАДАНИЕ 3 На основании текста учебника выделите основные направления внутренней и внешней политики Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого; материал систематизируйте в виде таблицы:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.005 с.) |