Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Написание психологического заключения

Поиск

Психологическое заключение является логическим за­вершением анализа результатов психологического обсле­дования ребенка. Грамотно написанное психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-пси­хологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.

Для упрощения процедуры написаний психологи­ческого заключения рекомендуется использовать фор­мулировки, приведенные при рассмотрении проявле­ний качественных показателей деятельности ребенка. Если данные описания не подходят к выявленным у ре­бенка особенностям, психологу целесообразно самосто­ятельно подобрать подходящую словесную формули­ровку.

Условно психологическое заключение может быть под­разделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования (используются соответствующие блоки показателей). Во второй - характеризует деятельность ребенка, в третьей - описывает качественное своеобразие исследуемых психи­ческих функций и моторики рук.

При указании на уровень развития исследуемых пси­хических функций рекомендуется использовать следую­щий обобщенный вариант градации различий:

• высокий уровень формирования функции (если за­дание выполнено безукоризненно);

• недостатки в формировании функции (если отмеча­ются незначительные ошибки в выполнении зада­ния);

• нарушения в формировании функции (если отмеча­ются значительные ошибки в выполнении задания);

• выраженные нарушения в формировании функции (если задание не выполнено).

Приведенные формулировки необходимо подкреплять конкретными фактами выявленных ошибок.

В заключительной части необходимо определить психологический диагноз ребенка. Психологический диагноз - это вывод о результатах проведенного иссле­дования. Недопустимо смешивать психологический ди­агноз с медицинским (нозологическим) и использовать при его написании медицинскую терминологию, напри­мер «психопатия», «умственная отсталость», «невроти­ческое состояние». Неверным считается также сведение всех полученных о ребенке данных к упрощенной фор­муле, в которой уровень психического развития ребенка (с использованием слов типа «выше», «ниже», «не соот­ветствует» и пр.) соотносится со статистической возра­стной нормой.

Грамотно сформулированный психологический диаг­ноз является отправной точкой к последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психо­логический диагноз всегда строго «индивидуален» и пред­ставляет собой иерархически соподчиненную последова­тельность психологических составляющих (от ведущего на­рушения к соподчиненным с ним нарушениям). По своей сути психологический диагноз - это сведенная воедино со­вокупность психологических переменных, представляю щая собой «структуру нарушения» (по Л.С. Выготскому). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать нега­тивные проявления.

Поскольку один из основных принципов практической психологии - единство диагностики и коррекции, то пси­хологическое заключение в своей завершающей части должно содержать рекомендации, которые представляют собой обоснованную последовательность включения в ра­боту с ребенком тех или иных специалистов по психокор­рекции. Однако, используя предлагаемый диагностичес­кий комплекс, нельзя сделать вывод о развернутой после­довательности направлений психокоррекционной работы из-за недостатка информации. В связи с этим целесообраз­но организовать более углубленное обследование ребенка.

В конце психологического заключения необходимо указать, с какой целью оно было составлено. Так, наи­более распространенным поводом к написанию психо­логического заключения выступает запрос в медико-пе­дагогическую комиссию об определении адекватного маршрута психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Пример реализации первого уровня диагностической программы

Психологическое заключение по результатам обследования Кати С., 5 л. 8 мес, посещающей массовое дошкольное образовательное учреждение

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер. Эмоциональная реакция на ситуацию обследо­вания проявляется в виде возбуждения. При поощрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение.

После сделанного замечания старается исправить ошиб­ку. В случае неудач наблюдается дезорганизация деятель­ности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариан­тов, при сохранении стремления довести задание до кон­ца. Эмоциональный фон на протяжении всего обследова­ния адекватный. Отмечаются яркие эмоциональные реак­ции. Эмоционально уравновешена. Общение активное. Коммуникативная направленность речи полноценная. Са­морегуляция и контроль низкие из-за низкой концентра­ции слухового внимания, несформированной речевой ре­гуляции, недостаточной зрительно-моторной координа­ции. Критична.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий. Ориентировочная деятельность: активность и целенаправ­ленность поиска решения резко падают из-за невнима­тельности, неудач. Не может самостоятельно выполнять задания вследствие низкой концентрации внимания, неу­мения построить программу действий. Требуется органи­зующая, обучающая помощь. Характер деятельности но­сит нестабильный характер: целенаправленность и актив­ность резко падают из-за быстрой переключаемости вни­мания. Динамика деятельности неравномерная, темп по преимуществу быстрый. Истощаема. По характеру орга­низуемой помощи при выполнении заданий ребенок в ос­новном нуждается в организующей, обучающей помощи.

Результаты изучения психических функций следую­щие.

Наблюдаются трудности в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры. Зрительное восприятие формы низкое, социальная пер­цепция средняя. Уровень пространственного восприятия низкий. Уровень развития кратковременной и долговре­менной памяти ниже среднего. Экспрессивная речь: фраза простая распространенная, изредка пользуется сложной фразой. Лексико-грамматическое оформление высказы­вания: трудности в подборе подходящего слова, неточное словоупотребление, нарушение порядка слов.

Звукопро изношение нарушено значительно, разборчивость речи снижена, темп ускоренный, ритм не нарушен, слоговая структура не нарушена. Не испытывает трудности при составлении рассказов. Фонематическое восприятие нару­шено. Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенап­равленных проб. Наглядно-образное мышление: «Разрез­ные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов. Уровень операции абстрагирования низкий. Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная изби­рательность мышления. Уровень понимания смысла при­чинно-следственных отношений ниже среднего. Уровень развития как вербального, так и невербального воображе­ния низкий. Внимание поверхностное, неустойчивое, ор­ганизующая помощь эффективна. Манипулятивная функция рук несколько ограничена.

Таким образом, структура выявленных у ребенка на­рушений следующая:

• незрелость всех форм мышления;

• низкая концентрация внимания;

• несформированность саморегуляции и контроля по­ведения;

• нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика. Рекомендации:

1. Формирование обобщающих понятий, фонематичес­кого восприятия.

2. Развитие наглядно-образного и логического мышле­ния.

3. Развитие концентрации, переключаемости внимания.

4. Развитие зрительного восприятия цвета, формы, ве­личины, эмоционального состояния других людей.

5. Развитие вербального воображения.

Психологическое заключение составлено для предос­тавления в городской центр диагностики и консультиро­вания с целью решения вопроса об адекватном психолого-педагогическом маршруте сопровождения ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.008 с.)