Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы психодиагностического исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В рамках специальной психологии принято выделять три последовательных этапа диагностики психического развития детей (В.И. Лубовский, М.М. Семаго). Каждый этап имеет свои специфические задачи, и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики. Первый этап получил название «скрининг». Слово «скрининг» происходит от английского «screen» и означает «просеивать», «сортировать». Ни этом этапе выявляется только наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной его квалификации, без указания на характер и глубину отклонений. Основными задачами скрининг -диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка. Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: обнаружение недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление погрешностей той или иной программы обучения и воспитания детей. Проблема организации и проведения скрининг диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребенка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются к психологу образовательного учреждения с запросом дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком. В другом случае родители обращаются к психологу с запросом оценить особенности поведения или трудности воспитания ребенка и дать рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана. И наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг - обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход к выявлению детей с нарушениями развития можно было бы назвать наиболее удачным, но, к сожалению, он используется нечасто, а по своей процедуре редко соответствует современным требованиям. Используемый при скрининге набор методик часто не отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно недостаточна для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению». Таким образом, при характеристике современного состояния скрининг -диагностики можно выделить ряд проблем. • Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная • При разработке скрининг -диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым • Существенная проблема при проведении скрининг- обследования - эмоциональное состояние и личностные Второй этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа определить тип (вид, категорию) нарушения развития. Именно по результатам этого этапа определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики: • разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка; • выявление первичного и вторичных нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения; • оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; • определение и обоснование педагогического прогноза. В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития. Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы значительно существенно расширить возможности дифференциальной диагностики. Третий этап — феноменологический. Цель этапа - выявление индивидуальных особенностей ребенка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и осуществляется в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить следующие: • выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка; • разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения; • оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы; • определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений; • помощь в ситуациях, приводящих к затруднениям и учебе; • профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков; • решение проблем социально-эмоционального плана. При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени усилия большинства специалистов в области психодиагностики направлены в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных задач находятся на этапе изучения, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростком с нарушениями развития. Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются: • раннее выявление нарушений развития у детей; • определение причин и характера нарушений; • определение оптимального педагогического маршрута ребенка; • выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития; • разработка индивидуальных программ развития и обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.008 с.) |