Этапы психодиагностического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы психодиагностического исследования



В рамках специальной психологии принято вы­делять три последовательных этапа диагностики психического развития детей (В.И. Лубовский, М.М. Семаго). Каждый этап имеет свои специфические задачи, и с каж­дым этапом связан круг проблем, характеризующих сос­тояние современной психодиагностики.

Первый этап получил название «скрининг». Слово «скрининг» происходит от английского «screen» и означает «просеивать», «сортировать». Ни этом этапе выявляется только наличие отклонений в психофизиче­ском развитии ребенка без точной его квалификации, без указания на характер и глубину отклонений.

Основными задачами скрининг -диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонени­ями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных уч­реждений, примерное определение спектра психолого-пе­дагогических проблем ребенка. Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: обнаружение недостатков воспита­тельно-образовательного процесса в конкретном образова­тельном учреждении, а также выявление погрешностей той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг диаг­ностики в настоящее время решается по-разному. На прак­тике встречается несколько вариантов. Например, педаго­ги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребенка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обра­щаются к психологу образовательного учреждения с зап­росом дать оценку этим особенностям и разработать соот­ветствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются к психологу с запросом оценить особенности поведения или трудности воспитания ребенка и дать рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот воз­раст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана.

И наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально органи­зованного скрининг - обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход к выявлению детей с нарушения­ми развития можно было бы назвать наиболее удачным, но, к сожалению, он используется нечасто, а по своей про­цедуре редко соответствует современным требованиям. Ис­пользуемый при скрининге набор методик часто не отвеча­ет задачам скринингового исследования, профессиональ­ная подготовка педагогов-психологов обычно недостаточна для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению».

Таким образом, при характеристике современного сос­тояния скрининг -диагностики можно выделить ряд проб­лем.

• Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная
недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в
скрининг -обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни.

• При разработке скрининг -диагностики очень слож­ной является разработка системы критериев, по которым
возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-со­циальной помощи.

• Существенная проблема при проведении скрининг- обследования - эмоциональное состояние и личностные
особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный
прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество вы полнения заданий. Это создает трудности, поскольку огра­ниченность во времени при скрининг- исследовании мо­жет не дать возможности получить необходимую инфор­мацию.

Второй этап - дифференциальная диагностика откло­нений в развитии.

Цель этого этапа определить тип (вид, категорию) на­рушения развития.

Именно по результатам этого этапа определяется на­правление обучения ребенка и его организационные формы.

Задачи дифференциальной диагностики:

• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

• выявление первичного и вторичных нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

• оценка особенностей нарушений психического раз­вития при недостатках зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата;

• определение и обоснование педагогического прогноза.
На основании полученных данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, орга­низация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Группа специалистов, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа диагностической группы строится по определенной системе с учетом индивидуальных осо­бенностей ребенка.

В настоящее время существует круг проблем, связан­ных с дифференциальной диагностикой нарушенного раз­вития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (кате­гориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характе­ризуют практически всех детей с нарушениями развития.

Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с зако­номерностями аномального развития, и с тем, что в специ­альной психологии на сегодняшний день недостаточно на­учных исследований сравнительного характера. Осущест­вление таких научных разработок позволило бы значи­тельно существенно расширить возможности дифферен­циальной диагностики.

Третий этап — феноменологический.

Цель этапа - выявление индивидуальных особенно­стей ребенка, то есть тех характеристик его познаватель­ной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работо­способности, личности, которые свойственны только дан­ному ребенку и должны приниматься во внимание при ор­ганизации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Большую роль на этом этапе играет деятель­ность психолого-медико-педагогических консилиумов об­разовательных учреждений.

Углубленное психолого-педагогическое изучение ре­бенка с нарушением развития ставит своей целью разра­ботку программ коррекции на основании результатов диаг­ностики. Такое изучение требует времени и осуществляет­ся в основном в образовательном, а иногда в консультатив­ном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных воз­растных этапов. Среди них можно выделить следующие:

• выявление индивидуальных психолого-педагоги­ческих особенностей ребенка;

• разработка индивидуальных коррекционных прог­рамм развития и обучения;

• оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;

• определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

• помощь в ситуациях, приводящих к затруднениям и учебе;

• профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

• решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет со­четание методов психологической диагностики (экспери­мент, тесты, проективные методики) со специально орга­низованным наблюдением и анализом продуктов деятель­ности и творчества детей и подростков. Следует подчерк­нуть, что до настоящего времени усилия большинства спе­циалистов в области психодиагностики направлены в ос­новном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Спе­циалисты успешно констатируют недоразвитие или отсут­ствие той или иной функции, но недостаточно ориентиро­ваны на выявление позитивного потенциала, особенно по­зитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение сис­темы индивидуального психолого-педагогического сопро­вождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из пос­тавленных задач находятся на этапе изучения, например, вопросы профессиональной диагностики и профессио­нального консультирования подростком с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

• раннее выявление нарушений развития у детей;

• определение причин и характера нарушений;

• определение оптимального педагогического марш­рута ребенка;

• выявление индивидуальных психологических осо­бенностей ребенка с нарушениями развития;

• разработка индивидуальных программ развития и обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.024 с.)