Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретико-методологические основы диагностики отклонений в развитии у детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ведущими теоретико-методологическими положениями, на которых строится современная психодиагностика нарушенного развития, являются следующие: • каждый тип нарушенного развития характеризуется специфической психологической структурой, • внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается значительная вариативность, особенно по степени и выраженности нарушений; • диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития; • диагностика ориентируется не только на выявление общих и специфических недостатков развития, но и на выявление положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей; • итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать в себя рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. В психолого-педагогическом диагнозе указывается: педагогическая категория нарушенного развития; степень выраженности нарушения; ведущие нарушения, осложняющие недостатки развития, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе. Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-пеихолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и др.). Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть должно включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Оно организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов. Диагностические задания для определения «зоны актуального развития» должны быть доступны ребенку, то есть в ходе обследования необходимо предложить задания, которые ребенок сможет успешно выполнить, а при анализе результатов отметить, с заданиями для какой возрастной группы он справился. При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка - «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Для этого задания постепенно усложняют, оказывая ребенку дозированную помощь. В диагностический блок для каждого возрастного этапа следует включать задания на обследование различных сторон психической деятельности ребенка. При обработке и интерпретации результатов необходимо ДАТЬ их качественную и количественную характеристику, ври этом система качественно-количественных показателей должна основываться на едином подходе для веек обследуемых детей. Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического исследования ребенка с нарушениями развития -выявление структуры нарушения психической деятельности для поиска оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача зависит от возраста ребенка, наличия или отсутствия нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуации, этапа диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий: · методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования (например, при осуществлении скрининга диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка возрастной норме или отставании от нее) · подбор методик и интерпретация результатов зависят от исследуемых психических функций; подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности познавательного и личностного развития, можно получить только в результате применения нескольких дополняющих друг друга методик; · при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень сложности их выполнения: это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребенка; задания должны подбираться с учетом возраста ребенка; · при выполнении ребенком заданий важно учитывать влияние аффективной сферы на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов; · содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты; • при разработке диагностического инструментария не исключается значение интуиции, но следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий; • необходимо дозировать нагрузку (количество методик, время обследования) на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, чтобы избежать психического истощения ребенка.
При организации процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования: • соответствие особенностям возраста ребенка, то есть чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, являющуюся ведущей для его возраста, дошкольника - в игровую, а школьника - в учебную; • диагностические методики должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации • анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным. В работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает • выбор качественных показателей должен быть не случайным, а определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии; для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка; • для оптимизации процедуры обследования должен быть продуман порядок предъявления диагностических заданий; некоторые исследователи (А. Анастази, В.М. Блейхер и др.) считают целесообразным располагать задания по степени возрастания сложности - от простого к СЛОЖНОМУ) другие авторы (И.А. Коробейников, Т.В. Розанова) предлагают для профилактики утомления чередовать простые и сложные задания. Принципы диагностики нарушенного развития Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципом, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная): комплексное изучение развития психики ребенка. Этот принцип предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое, а в наиболее сложных случаях - нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования; системный подход к диагностике психического развития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики требует не только выявить отдельные нарушения, но и установить взаимосвязи между ними, иерархию выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые послужат основой для коррекционных мероприятий; динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития. Этот принцип предполагает учет возрастим х особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения, учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременную реализацию. Диагностическое обучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста; выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциал ребенка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий; качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются: • отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям; • способы ориентации ребенка в условиях заданий и его способы выполнения заданий; • соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции; • продуктивное использование ребенком помощи взрослого; • умение ребенка выполнять задание но аналогии; • отношение ребенка к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.99 (0.011 с.) |