Теоретико-методологические основы диагностики отклонений в развитии у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретико-методологические основы диагностики отклонений в развитии у детей



Ведущими теоретико-методологическими поло­жениями, на которых строится современная психодиаг­ностика нарушенного развития, являются следующие:

• каждый тип нарушенного развития характеризует­ся специфической психологической структурой,
только ему свойственной. Эта структура определяет­ся соотношением первичного и вторичных наруше­ний, иерархией вторичных нарушений;

• внутри каждого типа нарушенного развития наблю­дается значительная вариативность, особенно по степени и выраженности нарушений;

• диагностика строится с учетом общих и специфиче­ских закономерностей нарушенного развития;

• диагностика ориентируется не только на выявление общих и специфических недостатков развития, но и на выявление положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей;

• итогом диагностики нарушенного развития являет­ся установление психолого-педагогического диагно­за, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные осо­бенности психофизического развития ребенка и включать в себя рекомендации к разработке индиви­дуальной программы коррекционной работы. В пси­холого-педагогическом диагнозе указывается: педа­гогическая категория нарушенного развития; сте­пень выраженности нарушения; ведущие наруше­ния, осложняющие недостатки развития, на кото­рые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе.

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-пеихолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психоло­гии и психодиагностики нарушенного развития (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и др.).

Психодиагностическое обследование ребенка с пробле­мами в развитии должно быть системным, то есть должно включать в себя изучение всех сторон психики (познава­тельную деятельность, речь, эмоционально-волевую сфе­ру, личностное развитие). Оно организуется с учетом воз­раста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организа­ционные формы диагностической процедуры, выбор мето­дик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания для определения «зоны ак­туального развития» должны быть доступны ребенку, то есть в ходе обследования необходимо предложить зада­ния, которые ребенок сможет успешно выполнить, а при анализе результатов отметить, с заданиями для какой воз­растной группы он справился.

При обследовании важно выявить не только актуаль­ные, но и потенциальные возможности ребенка - «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Для этого зада­ния постепенно усложняют, оказывая ребенку дозирован­ную помощь.

В диагностический блок для каждого возрастного этапа следует включать задания на обследование различных сторон психической деятельности ребенка.

При обработке и интерпретации результатов необходи­мо ДАТЬ их качественную и количественную характерис­тику, ври этом система качественно-количественных показателей должна основываться на едином подходе для веек обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всег­да подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач.

Основная цель психодиагности­ческого исследования ребенка с нарушениями развития -выявление структуры нарушения психической деятель­ности для поиска оптимальных путей коррекционной по­мощи. Конкретная задача зависит от возраста ребенка, на­личия или отсутствия нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуации, этапа диаг­ностики (скрининг, дифференциальная диагностика, уг­лубленное психологическое изучение ребенка для разра­ботки индивидуальной коррекционной программы, оцен­ка эффективности коррекционных мероприятий).

Для получения информативных и объективных ре­зультатов психологического изучения ребенка необходи­мо соблюдать ряд специальных условий:

· методический аппарат должен быть адекватен це­лям и гипотезе исследования (например, при осуществлении скрининга диагностический инструмента­рий должен позволять экспериментатору в ходе од­нократного исследования сделать вывод о соответ­ствии психического развития ребенка возрастной норме или отставании от нее)

· подбор методик и интерпретация результатов зави­сят от исследуемых психических функций; подбор экспериментальных заданий должен произ­водиться на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ре­бенка, включающую особенности познавательного и личностного развития, можно получить только в ре­зультате применения нескольких дополняющих друг друга методик;

· при подборе заданий необходимо предусмотреть раз­личную степень сложности их выполнения: это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребенка; задания должны подбираться с учетом возраста ре­бенка;

· при выполнении ребенком заданий важно учиты­вать влияние аффективной сферы на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

· содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способ­ствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить досто­верные результаты;

• при разработке диагностического инструментария не исключается значение интуиции, но следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

• необходимо дозировать нагрузку (количество методик, время обследования) на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, чтобы избежать пси­хического истощения ребенка.

 

При организации процедуры обследования необходи­мо учитывать следующие требования:

• соответствие особенностям возраста ребенка, то есть чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в ак­тивную деятельность, являющуюся ведущей для его возраста, дошкольника - в игровую, а школьника - в учебную;

• диагностические методики должны обладать удоб­ством пользования, возможностью стандартизации
и математической обработки данных, но одновре­менно они должны учитывать не столько количест­венные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В.И. Лубовский);

• анализ полученных результатов должен быть каче­ственно-количественным. В работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качест­венный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциаль­ные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает
разграничение норм и патологии, дает возможность сравнивать результаты, полученные у детей с разны­ми нарушениями развития;

• выбор качественных показателей должен быть не случайным, а определяться их способностью отра­жать уровни сформированности психических функ­ций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии; для получения достоверных результатов важно уста­новить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

• для оптимизации процедуры обследования должен быть продуман порядок предъявления диагности­ческих заданий; некоторые исследователи (А. Анастази, В.М. Блейхер и др.) считают целесообразным располагать задания по степени возрастания слож­ности - от простого к СЛОЖНОМУ) другие авторы (И.А. Коробейников, Т.В. Розанова) предлагают для профилактики утомления чередовать простые и сложные задания.

Принципы диагностики нарушенного развития

Диагностика нарушенного развития на совре­менном этапе должна строиться с опорой на ряд принци­пом, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная):

комплексное изучение развития психики ребенка. Этот принцип предполагает вскрытие глубоких внутрен­них причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специ­алистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиничес­кое и экспериментально-психологическое изучение ребен­ка, но и другие методы: анализ медицинской и педагоги­ческой документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое, а в наиболее сложных случаях - ней­рофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования;

системный подход к диагностике психического разви­тия ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ ре­зультатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-пе­дагогической диагностики требует не только выявить от­дельные нарушения, но и установить взаимосвязи между ними, иерархию выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые послужат основой для коррекционных мероприятий;

динамический подход к изучению ребенка с наруше­нием развития. Этот принцип предполагает учет возраст­им х особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа ре­зультатов изучения, учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременную реализацию. Диагностическое обучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступ­ны детям данного возраста;

выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положе­ние Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциал ребенка в виде зоны бли­жайшего развития определяет возможности и темп усвое­ния новых знаний и умений. Эти возможности выявляют­ся в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при ус­воении ребенком новых способов действий;

качественный анализ результатов психодиагностичес­кого изучения ребенка. Основными параметрами такого анализа являются:

• отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации ребенка в условиях заданий и его способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструк­ции;

• продуктивное использование ребенком помощи взрослого;

• умение ребенка выполнять задание но аналогии;

• отношение ребенка к результатам своей деятельно­сти, критичность в оценке своих достижений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.008 с.)