ТОП 10:

Условно-разделительные умозаключения.



Эти умозаключены содержат несколько импликативных посылок и одну дизъюнктивную посылку. Выделим некоторые типы правильных условноразделительных умозаключений с двумя импликативными посылками. Такие умозаключения называют дилеммами. 

- простая конструктивная дилемма

- сложная конструктивная дилемма

-простая деструктивная дилемма

-сложная деструктивная дилемма

Пример простой конструктивной дилеммы:

«Еслн Н. упорен в достижении поставленной цели, то он способен овладеть логикой. Если у него есть склонность к строгому абстрактному мышлению, то он способен овладеть этой наукой, Известно, что Н. упорен в достижении поставленной цели или имеет склонность к строгому абстрактному мышлению. Следовательно, он способен овладеть логикой».

Пример сложной конструктивной дилеммы:

«Если президент подпишет законопроект, то он лишится поддержки профсоюзов. Если же президент наложит на данный законопроект вето, то он потеряет доверие предпринимателей. Ясно, что президент или подпишет законопроект, или наложит на него вето. Поэтому он лишится поддержки профсоюзов или же потеряет доверие предпринимателей».

Пример простой деструктивной дилеммы:

«Если ученый А. честолюбив, то он хочет защитить диссертацию. Если А честолюбив, то он стремится продвинуться по службе. У А. нет желания защитить диссертацию или нет желания продвинуться по службе. Следовательно, ученый А нечестолюбив».

Пример сложной деструктивной дилеммы:

«Если В. верит слухам о близком конце света, то он глуп. Если же В. сам распускает такие слухи, то он беспринципен. В. не глуп или не лишен принципов. Поэтому он не верит слухам о близком конце света или не распускает их сам».

 

Вопрос 39Умозаключение как метод мышления: Условно-разделительные (дилеммы), их виды и правильные формы.

Дилемма - это условно-разделительное умозаключение с двумя альтер­нативами. В практике рассуждений встречаются два вида дилемм - конст­руктивная и деструктивная.

 

Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другая — разделительное суждение, называется условно-разделительным. Разделительное суждение может содержать две, три и более альтернатив (дизъюнктов). Отсюда условно-разделительные умозаключения могут быть дилеммами, трилеммами, полилеммами.

1. Простая конструктивная дилемма: условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно следствие. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает следствие. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.

2. Сложная конструктивная дилемма :условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания. Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий

3. Простая деструктивная дилемма: условная посылка содержит одно основание, из которого вытекает два возможных следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает основание. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности основания.

4. Сложная деструктивная дилемма: условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка отрицает оба следствия, заключение отрицает оба основания. Рассуждение направлено от отрицания истинности следствий к отрицанию истинности оснований.

 

Вопрос 40Умозаключение как метод мышления: Индуктивные умозаключения: обобщающая индукция и ее виды.

Индуктивные умозаключения представляют собой такие связи между посылками и заключением по логическим формам, при которых посылки лишь подтверждают заключение. Индуктивная логикаэтоформальная логика, поскольку отношение подтверждения – это отношение между высказываниями по их логическим формам. Однако индуктивная логика является не только формальной логикой. В процессе индуктивных рассуждений обычно используются специальные методологические средства, повышающие степень правдоподобия заключений.

Существуют следующие виды индуктивных умозаключений.

Обобщающая индукция - это умозаключение, представляющее переход от знания об отдельных элементах класса к знанию о классе в целом. Этот переход осуществляется путем экстраполяции содержащегося в посылках знания на более широкую область.Существует два основных вида обобщающей индукции – полная и неполная.

В случае полной обобщающей индукции возможно изучение всех предметов, составляющих исследуемый класс. В данном случае индуктивное умозаключение представляет собой движение от знания об отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса и его схема имеет вид.

Предмет S1 обладает свойством Р.

Предмет S2 обладает свойством Р. .

Предмет Sn обладает свойством Р.

Предметы S1,S2, ..., Sn- элементы класса К такие, что{S1, S2, ..., Sn}=К

Все предметы класса Кобладают свойством Р.

Например: В десятом классе 25 человек, о каждом из которых известно, что он занимается каким-либо видом спорта. Следовательно, все учащиеся десятого класса занимаются каким-либо видом спорта.

Гораздо чаще встречается неполная обобщающая индукция. Онаприменяется в том случае, когда изучить все предметы исследуемого класса невозможно и представляет собой движение от знания о некоторых отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса. Схема неполной обобщающей индукции имеет вид:

 

Предмет S1 обладает свойством Р.

Предмет S2 обладает свойством Р.

.

. .

Предмет Sn обладает свойством Р.

Предметы S1,S2, ..., Sn- элементы класса К такие, что{S1, S2, ..., Sn}ÉК и {S1, S2, ..., Sn}< К

Все предметы класса К обладают свойством Р.

 

Например, на основе исследований поведения определенного вида животных постоянно встречаются данные об определенной реакции животных этого вида на определенный раздражитель, и делается вывод о том, что всем животным этого вида присуща подобная реакция на этот раздражитель.

41 Умозаключение как метод мышления: Индуктивные умозаключения: исключающая индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.

 

Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, – это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, неудовлетворяющих свойствам причинной связи.

Познавательная роль элиминативной индукции – анализ причинных связей. Причинной называют такую связь между двумя явлениями, когда одно из них, причина, предшествует и вызывает другое, действие. Важнейшими свойствами причинной связи, предопределяющими методичность элиминативной индукции, выступают такие ее характеристики:

1. Всеобщность причинной связи. В мире не существует беспричинных явлений.

2. Последовательность во времени. Причина всегда предшествует действию. В одних случаях действие наступает вслед за причиной мгновенно, в считанные доли секунды. Напр., выстрел из огнестрельного оружия происходит тотчас же, как только произойдет воспламенение капсюля в патроне. В других случаях причина вызывает действие через более длительный промежуток времени. Напр., отравление ядом может наступить через несколько секунд, минут, часов или дней в зависимости от силы яда и состояния организма.

Поскольку причина всегда предшествует действию, то из многих обстоятельств в процессе индуктивного исследования отбирают лишь такие, которые проявились раньше интересующего нас действия и исключают из рассмотрения (элиминируют) возникшие одновременно с ним и появившиеся после него. Последовательность во времени – необходимое условие причинной связи, но само по себе оно недостаточно для обнаружения действительной причины. Признание этого условия достаточным нередко ведет к ошибке, которая называется «после этого, значит, по причине этого» (post hoc, ergo propter hoc). Молнию, напр., склонны были раньше считать причиной грома потому, что звук воспринимается позднее световой вспышки, хотя это одновременно протекающие явления. В следственной практике иногда ошибочно истолковывают как причинную связь факт угрозы определенного лица в адрес другого и последующее насилие над личностью второго, хотя хорошо известно, что угрозы не всегда приводятся в исполнение.

3. Причинная связь отличается свойством необходимости. Это значит, что действие может осуществиться лишь при наличии причины, отсутствие причины с необходимостью ведет к отсутствию и действия.

4. Однозначный характер причинной связи. Каждая конкретная причина всегда вызывает вполне определенное, соответствующее ей действие. Зависимость между причиной и действием такова, что видоизменения в причине с необходимостью влекут видоизменения в действии, и наоборот, изменения в действии служат показателем изменения в причине.

Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.

Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. В зависимости от способов исследования различают:индукцию методом отбора(селекции) ииндукцию методом исключения(элиминации).

1. Индукция методом отбора – это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.

2. Индукция методом исключения – это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи. Познавательная роль элиминативной индукции — анализ причинных связей.

Свойства:

1. Всеобщность: любое явление вызвано определенной причиной.

2. Последовательность во времени: причина предшествует действию. Далеко не все, что произошло раньше, является причиной того, что происходит позже. Типичная ошибка – «после этого, значит, по причине этого»

3. Необходимость: причинная связь не может быть случайной, это степень обусловленности явления.

4. Однозначность: конкретное действие вызывается конкретной причиной.

Ошибки:

1. Поспешное обобщение.

2. «После этого, значит, по причине этого».

 

 

43.Умозаключение как метод мышления: Исключающая индукция: Методы сопутствующих изменений и остатков.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.150 (0.009 с.)